Промыслы народов севера мероприятие – ( ). , — .

Содержание

Промыслы народов Севера и Арктики

    Арктика представляет собой удивительный северный край, в котором царит постоянный холод. В зимнее время года температура воздуха достигает своей минимальной отметки в -40 °C, а порой и ниже. Но даже такие суровые условия не лишили этот край жизни, ведь даже человек триста тысяч лет обитает в этих краях. В настоящий момент численность населения Арктики составляет порядка 400000 человек. Среди основных народных промыслов можно выделить следующие: оленеводство, охота, рыболовство и морской зверобойный промысел. Все эти отрасли имеют важную роль в жизни людей, обеспечивая их всем необходимым.

    Абсолютно все коренные жители Арктики занимаются разведением оленей. Одомашнивание и последующий животных, единственных пригодных для северных климатических условий, производится в тайге и тундре в зимний период, а летом вдоль морских берегов при наличии корма. Занимаются местные жители оленеводством с двумя целями: разведение оленей в качестве транспортного средства и разведение для добычи мяса. Как транспорт этих животных используют в основном охотники, поэтому доход олени приносят посредством охотничьих трофеев в виде ценного меха и пушнины. Кроме приносимой выгоды, оленеводство имеет для коренного населения и другую значимость. Жители просто не представляют, как бы им удалось выжить в таких сложных северных условиях без такого промысла. Даже само слово “олень” означает “дающий жизнь” в переводе с древнейшего местного языка. 

Сибирская Арктика. Ненцы оленеводы на полуострове Ямал ловят оленей с помощью лассо

    Охота в Арктике происходит с целью добычи ценного меха, а также в поисках пищи. Особый интерес у охотников, занимающихся добычей пищи, вызывают северные олени, волки, зайцы, суслики. Кроме того, даже в самых холодных краях нашли место своего обитания медведи, песцы, белухи, чей мех особо дорого ценится. В Арктике водится немало птиц, учеными насчитывается порядка 250 видов. Часто в этих местах можно встретить куропаток и гусей, которых можно употреблять в пищу, большое разнообразие чайковых видов, а также наземных. С наступлением зимы многие обитатели местной фауны покидают свое местоположение, климатические условия становятся менее пригодными для жизни, поэтому охота в этот период совсем не простое дело. Профессиональные добытчики обладают уникальным навыком распознавать вид животного по следам, более опытным охотникам удается даже понять половую принадлежность животного, а также сыт зверь, или голоден. Заснеженность следа является главным показателем как давно в этом месте проходил зверь. Основным источником пищи у северных народов является охота на оленей. Эти животные пасутся стадами, перемещаясь по местности в зависимости от времени года. Летом олени основном обитают на равнинах, а с наступлением похолодания мигрируют в таежную местность, чтобы спастись от замерзания. Каждый год стадо прокладывает один и тот же путь, поэтому охотники уже знают уязвимые места и подстерегают животных там, например, на речной переправе, где животные увлечены процессом перемещения по реке. В зимний период поймать оленя довольно трудно, поэтому добытчики используют специальные ловушки в виде ям, замаскированных полиэтиленовым материалом и снегом. Возле ямки обычно оставляют приманку в виде мха. 

    В Арктике широко развита и охота на морских животных, таких, как тюлени, нарвалы, моржи, нерпы. Охотятся на таких обитателей чаще всего, когда они на берегу, ведь в этот момент животные неуклюжи и наиболее уязвимы. В зимнее время года поверхность воды постепенно заполоняется льдом, чтобы он не перекрыл доступ к кислороду, тюлени проделывают специальные отверстия. Именно у этих лунок и поджидают охотники свою добычу. Таким образом время охоты может затянуться на несколько часов. Как только тюлень подплывает насытиться воздухом, на него резко набрасывают гарпун на лунку, в результате чего тюлень задыхается. Также используется другой метод ловли тюленей, с помощью сетей. Сеть изготавливают из тонких ремней, закрепляют ее над отверстием. Как только насытившееся воздухом животное пытается нырнуть обратно, его ласты спутываются в сети. Особенно трудна охота на нерпу, ведь она ведет себя очень осторожно. Поэтому добытчики идут на всевозможные хитрости. Например, прикрываются белым щитом при приближении к добыче, выжидают момента, когда животное уснет или отвернется. Морской зверобойный промысел является древней традицией северных народов, поэтому людям удалось найти свой подход к охоте на каждый вид животного. 

    Еще одним основным промыслом северных жителей является рыболовство. Пойманная рыба используется в пищу местными жителями, а также идет на продажу. Кроме того, в древние времена люди применяли рыбью кожу как материал при изготовлении обуви и одежды. В настоящее время рыбную ловлю в основном производят в летнее время, а также консервируют ее и высушивают. Рыболовство до сих пор тесно связано с другими промыслами. Ведь пойманная рыба используется в качестве пищи для охотников и оленеводов. 

    Без известных народных промыслов жизнь в Арктике была бы просто невозможна. Поэтому все отрасли постоянно развиваются, опираясь на опыт предков и развитие современных технологий.

Читайте также:
КОРЯКИ 
УЛЬЧИ 
ЭНЦЫ 

arctika.info

Народные промыслы на Севере — HintFox

Мы родились и живем на Севере. Это необозримые просторы тайги, бескрайние болота, спокойные полноводные реки, отражающие в своих водах скупое на краски северное небо. Сурова природа Русского Севера. Трудные условия жизни выковали мужественную, гордую и сильную породу людей – северян и поморов. Были они умны и немногословны, а своё миропонимание отражали в предметах своего труда. Богата Русь народными умельцами, но, пожалуй, такое разнообразие форм и творчества, как на Севре, вряд ли где можно найти!

В нашем семейном роду прабабушки и бабушки, прадедушки и дедушки занимались валянием валенок, ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, делали из бересты кузова, корзины, туеса, украшения, выращивали и обрабатывали лён, ткали половики. Сегодня в печати много разнообразной литературы о народных промыслах и центрах народного декоративно – прикладного искусства. Но недостаточно информации о таких промыслах, как бондарное дело, валяние валенок, выращивание и обработка льна. К сожалению, нет единого литературного источника о народных промыслах нашей местности. Неудивительно, что мои земляки имеют недостаточное представление о ремёслах своего места, где живут, о национальных традициях, культуре своего народа.

Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров-ремесленников. Надо спешить, ведь время неумолимо и к жизни, и к памяти людской. Надо перенять опыт молодым. Искусство народных промыслов – связующее звено прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

Цель работы: систематизация и обобщение материала о народных промыслах и мастерах моего семейного рода.

Задачи: изучить литературу, материалы прессы, традиционные способы работы умельцев, собрать опыт народных мастеров моей семьи, и познакомить земляков с народными промыслами нашего семейного рода.

Методы: беседа, интервью, анализ и синтез литературы, изучение прессы, практикум.

Объект исследования: семейный род.

Предмет исследования: народные промыслы.

1. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

Народные промыслы отражают культуру, религию, философию народа. Они обращены к природе, к раскрытию её внутреннего содержания, бережному использованию ресурсов, тесно связаны с географическими особенностями региона. Промыслы – это, во- первых, занятие охотой, добыча зверя, птицы, рыбы; во-вторых, мелкое ремесленное производство, включающее выпуск бытовых изделий ручным способом и изготовление народных художественных изделий. Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создаёт атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Вещи, созданные мастерами художественных промыслов, служат прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива

2. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НАШЕГО СЕМЕЙНОГО РОДА

2. 1 Добыча зверя, птицы, рыбы

Природно-исторические условия нашей местности создают предпосылки для развития промыслов. Леса и реки, богатые зверьём, дичью и рыбой, способствуют развитию промыслов по их добыче. Основным направлением охоты издавна является товарно-пушное. Промысловыми зверями являются белка, заяц, лось, горностай, куница, лисица, кабан, рысь, волк, норка. Рабочее время охоты на пушного зверя, как правило, подразделяется на два периода: подготовительный (с апреля по октябрь) и промысловый (с ноября по март). Добывают куропаток, рябчиков тетеревов, глухарей. Начинается охота на дичь обычно с конца сентября. Ведётся всю зиму и в среднем продолжается до начала марта. Основным видом охоты является охота с ружьём и собакой. Ею занимаются охотничьи хозяйства и отдельные охотники-любители. Распространено речное рыболовство. Издавна рыба всегда были ощутимым подспорьем в питании людей. Её ловили в реках и в озёрах. Население ловит разнообразную рыбу: от ерша до щук. Удачной считается рыбалка, если улов состоит из более ценных рыб – «белой рыбы» (зеляди, пеляди, сига, леща). Рыбу принято солить, замораживать, сушить, коптить, жарить Этим промыслом занимаются мой брат и отец, дяди.

2. 2 Художественная обработка металла

Изделия из металла составляют важную часть повседневной жизни людей. Высокий уровень ремесла и вкус мастера обеспечивают создание подлинного произведения искусства даже из железа. Финифть «усольского дела» вошла в сознание современных любителей старины благодаря удивительным украшениям на предметах культового характера. Финифть или живописная эмаль – уникальная роспись эмалевыми красками по белому эмалевому грунту на предметах из металла. В переводе с греческого «финифть» — блестящий камень. И действительно, белоснежные пластины из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет. Прозрачность, чистота и звучность цвета эмалированных красок придают изделиям из финифти нарядность и декоративность. Эмаль оживляла перстни, серьги, пуговицы, нагрудные иконки, женские украшения с росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

В 1998 году была создана ювелирная мастерская «Усольские эмали». Предпосылкой послужило открытие в Архангельской области крупнейшего в Европе месторождения алмазов, а также желание возродить традиции мастеров. На сегодняшний день предприятие производит различные ювелирные украшения, начиная от классических обручальных колец и заканчивая изделиями с жемчугом, топазами, бриллиантами. На данные момент мастерская освоила более 500 моделей. Каждое изделие проходит специальную экспертизу в Северной инспекции пробирного надзора, где его проверяют и ставят клеймо соответствия пробе золота. Мастерская изготовляет ювелирные изделия и по заказам населения. До 600 человек в месяц обращаются в мастерскую отремонтировать и переделать свои украшения. Всё начинается с рисунка. Затем изготавливается мастер-модель. Ажурные узоры в ней вырезаются вручную специальной полоской закалённой стали под названием штихель. 16 технологических циклов должна пройти модель, чтобы стать сверкающим ювелирным изделием. Закрепка камня – ответственный момент. Камень вставляется под микроскопом в полностью сделанное и отполированное изделие.

Здесь работает мой двоюродный брат Красюков Андрей Владимирович. Он гравёр-закрепщик. Генеральным директором является Павлов Владимир Владимирович. В одно время у котласских мастеров появилось опасение, что мода на финифтяные украшения пройдёт, что наскучат цветочные росписи. Нет, видно это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования она своего от того не теряет, что живописные традиции веками накоплены. В этом могут убедиться мои земляки.

2. 3 Изделия из драни

Корзина – ёмкость с ручкой для сбора ягод, грибов, овощей, переноса и хранения различных запасов и предметов домашнего обихода. Корзины в посёлке изготавливают из дранки прямоугольные, квадратные с открытым верхом, потому что они легкие. Выражение «подниматься из корзины» в Архангельской области означало «начинать жить, прося милостыню». Отправляясь ли за ягодами, за грибами, девушки гадали, подбрасывали вверх пустые корзины; если корзины падали на землю дном, то означало, что она будет полной, если набок – наполовину, если вверх дном, то пустой. По словам мастера, моего дяди — Головина Зосима Исааковича, корзина из драни (сосновой щепы) — лёгкая и не красит бельё. Ободок и ручки к корзине лучше делать из черёмухи (не красит в отличие от ивы). Можно делать корзины из ели. Они крепче и красивее, но тяжелее.

2. 4 Художественные изделия из бересты.

Береста — практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту сельских жителей. В наши дни широко известны берестяные туески, короба, кузова, корзины, шкатулки. Плетением из бересты занимаются педагог Нюхина Лариса Анатольевна и ее ученики. В каждом промысле изделия имеют свой характер оформления. В Котласском районе туеса украшают свободной кистевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами написаны яркими красками, в гамме которых преобладают красный, синий, зелёный цвета. Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различный декоративные работы. Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, карандашницу и другие предметы.

В доме моего прадедушки было как в сказке. Кругом туески, короба, корзины. Видно, что они в доме главные предметы утвари. Одни туески — широкие, приземистые, другие – вытянутые в трубочки, третьи радуют стройными пропорциями. В туесах он хранил соль, муку, крупу, солил на зиму грибы и замачивал морошку и клюкву.

2. 5 Щепная птица

Делают мастера в посёлке птицы счастья, потому что это для них и дань уважения предкам, их вере, и просто вещь, украшающая жилище, делающая его уютнее. Художники называют их жар-птицами. По словам мастера Щукина Андрея Витальевича, моего дяди – это драночные птицы, потому что хвост и крылья у них расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. А родилось это понятие из одной легенды. В одной семье ребёнок захворал тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребёнок спросил: «Татку, а скоро лето?» — «Скоро, скоро, сынок, ещё немножко, и будет лето», — ответил отец. Ему пришла в голову мысль подвесить на потолок птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. И он сделал птицу: головка, крылышки, хвост – как у настоящей. Подвесил её к потолку, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались в струях горячего воздуха. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Соседи, узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу, и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

В каждом деле есть свои премудрости. Андрей Витальевич признаётся, что недалеко от посёлка Шипицыно есть болото, заросшее сосновым лесом. Сосну, выросшую на этом болоте летом можно разодрать без всякой предварительной подготовки. А зимой, когда дерево мёрзлое, так только подождать, пока растает. Можно сделать тончайшие пластинки шириной полторы ладони, а длиной в три метра, настолько она мягкая. После расщепления срезают скосы, хвост разламывается, и перья закладываются одно за другое. Выкладывается хвост, крылья, потом птицу подсушивают. Чтобы крылья и хвост после сушки не выгибались, он их закрепляет. С плоскими крыльями птица парит от малейшего движения воздуха. Андрей Витальевич любит красоту, любит простых, добрых, работающих людей, любит пение птиц, и свои птицы он дарит родным.

2. 6 Глиняные свистульки

Около посёлка Шипицыно есть месторождения цветной глины (красной, голубой, белой). Глина – один из самых распространённых природных материалов, освоенных человеком ещё в глубокой древности. Из неё умелые руки гончаров делали посуду, а из остатков глины — детские игрушки. Это свистульки – животные. Глину долго мнут, пока она не станет совсем мягкой. Затем делают заготовки, катают дупли. Дупли – это деревянные палочки, утолщённые с одной стороны, похожие на кегли. На них накатывают глину. Чтобы поверхность была ровной, её смачивают водой и заглаживают. Заготовки укладывают как дрова, накрывают смоченной в воде тряпкой, чтобы глина не сохла. Затем начинается работа над свистулькой. Заготовку снимают с палочки. В руках у гончара конусообразная вытянутая трубка, полая в широкой своей части. Её изгибают под углом, заделывают широкое отверстие: собрав стенки щёпотью и вытянув их, замыкают пустоту внутри. Палочками проделывают дырочки, через которые вдувается воздух и выходит наружу. Так получается свисток. Теперь всему изделию придают вид какого-нибудь животного. Ухватив тремя пальцами толщу глины под свистком, оттягивают вниз короткие ножки. Вертикальная часть свистульки – это шея. Изогнув её конец, и разделив её на три части, вытягивают морду животного, рога и уши. Круглой палочкой делают глаза-углубления. Изделия сначала сушат, а затем обжигают в русской печи. После обжига глина становится слегка розоватой. Её покрывают масляной краской с добавлением некоторого количества лака.Сам мастер обязательно дунет – проверит, как свистит глиняная лошадка или птичка. Дунет и засмеётся Игрушка радует – значит, делали её добрые руки. Это ремесло освоила моя сестра Лахтионова Мария.

2. 7 Выращивание и обработка льна

Для получения хорошего льняного волокна нужен нежаркий и влажный климат. И вот такие условия для выращивания льна имеют южные районы нашей области, в том числе и Котласский. Отцветёт лён, созреют на нём семена – тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие на земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. Такая традиционная технология требует большого количества ручного труда. Лён несколько раз переворачивают, пока он не превратится в льнотресту – сырьё для получения волокна. После этого лён можно будет расчесать – расщепить его стебельки на отдельные волокна. Из этих волокон спрядут отдельные нити. А из нитей соткут ткань, которая словно сохранит в себе северную прохладу: в льняной рубашке, на льняной простыне легче переносится жар. По словам моей прапрабабушки, Кудриной Марии Александровны, огород был от дома до реки, где выращивали лён. В старину в каждом доме выращивали лён и делали из него одежду и бельё. А сегодня этим промыслом в посёлке не занимаются.

2. 8 Вышивка

Вышивка – одна из наиболее распространенных видов искусства. Счетную вышивку выполняют на хлопчатобумажной или льняной ткани. В ней получили распределение такие швы, как роспись, счетная гладь, набор, крест. Этими швами выполняли геометрические мотивы вышивки, рядом с которыми можно встретить изображение птицы, человеческой жизни, древо жизни. Вышивки помещали в виде широкой полосы на столешницах, на концах полотенец, женской и мужской одежде. Особенностью счетной вышивки является чёткое построение узора в виде бордюра или полос. В узоре вышивки всегда выделяют крупнее мотивы орнамента, вокруг которых группируется мелкие мотивы. По колориту вышивки сдержанны и мягки, несмотря на то, что в них преобладает красный цвет. Строчная вышивка выполняется по сетке, образованной за счёт выдёргивания определённого количества нитей ткани по основе и утку. Орнаментация этой вышивки повторяет виды счётного шитья, однако она решается в белом цвете, в силу чего основной эффект в ней достигается за счёт фактурных светотеневых разработок ажурного узора и дополнения его настилом и пушистых нитей. С искусством крестецкой строчки связано мастерство многих поколений вышивальщиц. В прошлом преобладали накидки на подушки, порывала, накомодники, подзор. Сейчас в связи с изменением быта эти вещи почти ушли из жизни. Есть и многоцветная гладьевая вышивка. Она украшает одежду и предметы быта. Сохранились покрывала, накидки на подушки, накомодники, постельное бельё с вышивкой в виде букетов и цветочных гирлянд. Работы моей бабушки Кудриной Валентины Николаевны прекрасны.

2. 9 Кружевоплетение

Ручное кружево выполняют путём переплетения нитей, намотанных на коклюшки – круглые деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасывая которые мастерицы создают нужный узор. По способу плетения кружева делятся на парные и сцепные. Парные кружева выполняют несколькими парами коклюшек в зависимости от ширины кружевной полосы. При сцепной технике число коклюшек увеличивают в несколько раз и выплетают отдельные участки кружевного узора, которые потом соединяют с помощью вязального крючка. В парной технике выполняют обычно мерные кружева: их можно отмерить и обрезать в нужном количестве. Сцепную технику применяют для выполнения штучных изделий – скатертей, салфеток, занавесок, дополнений к одежде. Мастера выполняют кружевные подзоры, покрывала, накидки на подушки, воротнички и манжеты . Кружево покоряет своей непосредственностью и неброской прелестью узоров. Ведь его создатели – русские женщины, трудолюбивые и гостеприимные хозяйки, понимающие красоту северной природы, рассказывают в кружеве обо всём, что окружает их в жизни. Моя бабушка Кудрина Валентина Николаевна занимается этим ремеслом.

2. 10 Ткачество

Современное ткачество развивается очень активно, потому что вещи, вытканные ручным способом, отличаются от машинных неповторимостью композиционного решения, богатством орнамента, разнообразием структурных плетений . В деревнях и сейчас можно увидеть нарядные узорчатые полотенца, которыми хозяйки украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты, скатерти – столешницы, покрывала, коврики.

Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи могут начать в доме новую жизнь. Для этого она разрежет тряпки на длинные ленточки, разберёт их по цвету и смотает в клубки. Затем садится за ткацкий стан, и лоскутки складываются в полосы, клетки, и получается половик. С ними в доме теплее и уютнее. Половики мастерицы делают в соответствии со своими представлениями о красоте. Но многое зависит и от того, какие есть в доме лоскутки. Чаще можно увидеть в доме половики с поперченными полосками. Они многокрасочны, каждый цвет встречается всего два-три раза. Иногда же мастерица через одну — две полосы, как припев в песне, повторяет полоску красного или синего цвета, а между ними цвета располагаются свободно. В нашей семье предпочитают делать полосы широкие, цвета сдержанные, серебристые.

Половики можно не только ткать. Их вяжут толстым крючком, начиная с центра, накладывая потом по кругу. Вязаные ковры рыхлые, почти ажурные. Коврик можно и сшить. Сначала плетётся косичка – шнур, а затем косички разных цветов выкладываются по кругу и крепко сшиваются между собой. Центр обведён ярким кольцом – малиновым или оранжевым, в тонкой чёрной окантовке, а вокруг него разливаются рябенькие полосы, разбегаются, как круги по воде, чёрно-белые, сине-белые косички. Иногда в середине такого коврика лежат шесть-семь небольших разноцветных кружочков, обведённых общей широкой полосой по краю. Для того, чтобы сделать коврик – не нужен ткацкий стан, требуется только немного лоскутков и игла, а радости и красоты в нём много.

2. 11 Лоскутное шитье

А вот ещё одни круглый коврик – младший брат лоскутного одеяла. Он весь построен из мелких обрезков ткани, настроченных на холщовую основу вершинами к центру. Ряд треугольников коричневых, ряд белых, ряд лиловых, оранжевых Пёстрые кольца, кажется, острыми зубчиками нанизаны одно на другое. Не половик, а маленькая тряпичная мозаика. Да ведь и лоскутное одеяло – тоже своего рода мозаичное панно. Уголки, ромбы, квадраты тканей в горошек и цветочек, в полоску, в клетку, гладкие складываются в замысловатые картинки, как в калейдоскопе. И словно широкой рамой, совсем по картинному, обведено оно по краям полосой ситца в крупных розах. Одеяла во многом родственны половикам, дорожкам – и по характеру, и по общему строю, и по материалу: ведь основа у них одна, рождаются они из натянутых тряпок. Они зажили новой жизнью . Сегодня лоскутным шитьем занимается в посёлке Сватковская Ольга Александровна, близкая знакомая нашей семьи.

2. 12 Крестьянская кукла

В Загорском музее есть тряпичная кукла – плотный валик из белого полотна, вышитые глаза, нос, рот, на лбу низко повязана косынка. Валик одет в юбку и кофту, сшитые без затей, украшен ниткой стеклянных бус. Такую куклу можно было встретить в каждой деревне, но потом волна подешевевших фабричных игрушек захлестнула и городской, и крестьянский дом. Тряпичная кукла исчезла из быта и мира ребёнка.

Полстолетия назад трёхлетней деревенской девочке не надо было втолковывать, как и во что играть. Она заворачивала в тряпицу полотенце и укачивала. Девчонка не сомневалась, что под одеяльцем есть ручки и ножки, что дитя её плачет, и поэтому нужно песню петь. Став постарше, девочка могла себе сама сшить куклу – бабушка учила, как вышить глаза, мать давала несколько бисеринок для бус, старшая сестра отдавала лоскутки от своего рукоделия. Волосы были из мочала. Польза народной игрушки не исчерпалась только тем, что она ничего не стоила. С малолетства девочка приучалась рукодельничать, потихоньку вживалась в детский мир, качала своего тряпичного ребёнка, наряжала, готовила в невесты. Крестьянская кукла проста в изготовлении. Поэтому её могут освоить не только художники и рукодельницы. Мастерство можно освоить быстро, посмотрев, как бабушка шьёт куклу. Самодельных куколок не сравнить с современными, искусственная красота которых быстро теряется. У моей бабушки, Кудриной Валентины Николаевны кукла была сделана из фуфайки. А детской посудкой были разбитые глиняные кринки.

2. 13 Валянье валенок

Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку, как нечто устаревшее и просто забавное. Несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей суровой зимы ничего более удобного и тёплого, чем русские валенки. Их называли ещё «катанки». Достоинство валенка в том, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть только один недостаток: они боятся сырости, поэтому на подошву вначале надевали резиновые галоши. Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Технология вяления передавалась из поколения в поколение. У каждого умельца свой секрет, и валенки получались особые. После того, как романовскую овечку обстригли, шерсть моют, вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину – в результате получается тонкое, мягкое, серое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась ещё плотнее. Эта заготовка уже отдалённо напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Здесь нужна физическая сила и много терпения. Затем валенок отправляют сушиться. Его остаётся только побрить, чтобы он сделался гладким и блестящим. Мой прадедушка Камкин Николай Емельянович тоже для моей бабушки и своей семьи валял валенки.

2. 14 Северные козули

Во всех семьях моих родственников по рецептам своих бабушек к Рождеству мамы своим детям выпекают козули из пряничного теста виде коней, птиц. Тесто оставляли на ночь в большом глиняном горшке («ночёвка»). Сначала наливают из кринки воды, добавляют масла, соли. Пережигают сахар, чтобы тесто было коричневого цвета, добавляют ароматных пряностей – корицы и гвоздики (для запаха и необычного вкуса). Всё замешивают мукой, просеянной через сито (решето), чтобы комочков не было, и оставляют тесто на холоде. Затем его делят на части, раскатывают коржи скалкой. Тесто вырезают металлическими формами и пекут, украшают цветной сахарной глазурью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе систематизирован, обобщен материал о народных промыслах и мастерах нашего семейного рода. Эта тема взята не случайно, так как 2008 год был объявлен Годом семьи. Нам хотелось более подробно узнать о своих родственниках, их занятиях. В процессе работы над этой темой мы увидели, насколько разнообразны увлечения людей, и как бережно они относятся к народному творчеству.

Собранный здесь материал может быть использован на уроках географии в курсе 9 класса при изучении тем: «Народные художественные промыслы», «Северный экономический район» и «География Архангельской области», на уроках мировой художественной культуры и во внеклассной работе.

Данная работа также может представлять интерес для тех жителей посёлка, кого интересуют народные промыслы, кто желает их освоить, кто любит свою малую родину и стремится познать её. В дальнейшем можно начать более глубокое изучение народных промыслов посёлка Шипицыно. Хотелось бы подробнее изучить плотницкое и столярное дело, потому что в нашем посёлке есть такие мастера. Поиск новых путей сохранения народных традиций, передача векового художественного опыта молодому поколению – задача сегодняшнего времени. Задача будущего времени – возрождение веками складывающихся промыслов посёлка Шипицыно.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт, как необходимые предметы. Возрождая и умножая традиции в народных художественных промыслах, люди сохраняют самобытность своего народа.

www.hintfox.com

Внеурочное мероприятие «Народы Севера»

МАОУ Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16

Внеурочное занятие в 1 классе

Тема:

«Томск многонациональный»

Выполнила:

Крылова Ирина Фаритовна-

учитель начальных классов

Г. Томск 2016

Сценарий внеурочного занятия

по теме «Народы Сибири»

Учитель:

Попова И.Ф. учитель начальных классов

МАОУ Заозерной средней школы № 16 г. Томска

Класс:

1

Занятие:

Мы разные, но мы вместе.

Тема занятия:

Томск многонациональный.

Тип занятия:

внеурочное

Цель:

— определить что такое национальность, нация, многонациональная культура,

— выявиться важность многонационального народа России, Томска и его культуры

— познакомиться с символикой города.

— Формирование толерантности.

— Воспитывать уважение к своей Родине, чувство товарищества, взаимопомощи

Задачи:

Задачи: характеризовать и конкретизировать примерами национальные различия.

Результаты:

Личностные УУД:

— уметь работать в заданном темпе;

— принимать цели, проявлять желание участвовать в диалоге.

воспитание дружеских качеств.

— формирование уважения к многонациональной культуре и ее представителям;

— развитие стремления быть толерантным

Метапредметные:

а) регулятивные: — постановка темы и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено;

— освоение умения принимать и сохранять цель и задачи;

— планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

-точно и грамотно выражать свои мысли

-осуществлять анализ объектов

-выделять признаки культурной неповторимости и богатства многонационального народа.

б) познавательные: — самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей;

— поиск и выделение необходимой информации;

— осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий;- —

в) коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем;

— принимать на себя ответственность за результат своих действий;

— наблюдать за действиями партнера;

— умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с нормами родного языка;

— умение формулировать точку зрения;

— умение аргументировать свою точку зрения;

— умение определить общую цель;

— умение ориентироваться на точку зрения других, отличную от своей;

— умение работать в команде.

Предметные:

— развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки.

-выявлять важность установления диалога между представителями разных национальностей, научаться исследовать и понимать богатство многонациональной культуры,

-выполнять практические задачи.

Оборудование:

Интерактивная доска, листы с символикой для раскрашивания, листы с логической задачей, листы с рисунком национальных костюмов, предметы для игр.

Музыкальная композиция «Я, ты, он, она».

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Орг.момент

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Здравствуйте ребята и гости.

Как вы думаете, что сказали наши одноклассники?

Дети здороваются на языках разных национальностей (таджикский, армянский, украинский, литовский, эстонский, узбекский)

II. Мотивация.(самоопределение к деятельности)

Я хочу рассказать вам легенду, где рассказывается, как появились разные нации в мире. Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». И наказал их, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Те кто говорил одинаково, объединялись. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. о временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи. Так из одного народа образовалось множество.

А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, люди разъехались по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни.

Внимательно слушают

III. Постановка цели, задач, гипотезы, актуальности мероприятия.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

О чем идет речь в этой легенде?

Какое отношение эта легенда имеет к нашему занятию?

О чем мы сегодня будем говорить с вами на занятии?

Давайте подумаем, на какие вопросы мы хотим с вами получить ответы?

Что такое национальность?

Что общего и разного у разных национальностей?

Высказывают предположения, доказывают, приводят аргументы.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

IV. Формирование новых навыков, знаний

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в группах

Сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей стране. А кто знает, как она называется.?

— Вспомните, пожалуйста, что есть у каждой страны, как, по каким символам можно узнать ту или иную страну?

— У каждой страны есть государственная символика – это герб, гимн, флаг, и у

нашей страны они имеются.

А ещё в нашей стране есть основной закон государства – это КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации.

— Послушайте внимательно, какими словами начинается конституция: «Россия – многонациональная страна».

— Что означают эти слова, как вы думаете? (На территории России проживает народ разных национальностей).

 Договор об образовании СССР 30 декабря 1922 года

РСФСР, Украинская ССР (УССР), Белорусская ССР (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР) в состав которой входило 4 республики.

И уже через 30 лет в состав СССР входило 15 республик. Их называли 15 республик – 15 сестер.

Как вы думаете, почему так говорили?

Посмотрите на рисунок, что вы видите?

Как вы думаете почему именно художник нарисовал людей разной национальности именно в хороводе?

Хоровод это танец, который символизирует дружбу.

Давайте вместе с вами встанем в хоровод. Посмотрите, как мы стоим к друг другу?

А как мы держим руки?

Мы можем сказать, что у нас крепкий дружный класс?

Давайте еще раз посмотрим на наш хоровод, чем отличаются люди в нашем хороводе?

Учатся сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Раскрашивают флаг России в триколор.

Дети отвечают на вопросы.

Дети встают в хоровод.

V. Закрепление и совершенствование знаний.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Формирование умения работать с командой.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

Правильно одеждой, костюмами. (фотографии костюмов)

У каждой национальности существует свои традиции и обычаи.

А как вы думаете игры у разных национальносте отличаются?

Сейчас мы поиграем в узбекскую игру которая называется канатоходец.

Нужно пройти ровно по канату и не упасть с него.

Все наверное знают игру жмурки. Это национальная украинская игра.

Латвийская игра Грезденс в переводе на русский кольцо, тоже вам знакома.

Азербайджанская игра Перепрыгни через ров, которая показывает как дружный коллектив помогает преодолеть препятствия.

У каждой национальности есть свои игры, которые им знакомы с детства.

Как вы думаете, а что еще есть отличительного в жизни разных наций?

Блюда.( фото нац.блюд)

Вера, религия.

А Жилье отличается?

Слайд на доске с задачей.

А почему вы так решили?

Сейчас каждая республика является отдельным государством, но люди разных национальностей все равно считают себя братьями и сестрами, где бы они не жили. История сплотила наши национальности на долгие года.

Мы уже сегодня говорили, что мы живем в России, а кто мне скажет как называется город в котором мы с вами живем.

А кто скажет есть ли у нашего города символика. Правильно (фото герба Томска) наш герб это скачущая лошадь на зелено белом фоне.

Что символизируют цвета нашего герба?

Где можно увидеть символ нашего города?

Дети отвечают на вопросы.

Играют в игру канатаходец.

Дети рассказывают правила игры.

Командная работа

Игра перепрыгни через ров.

Решают задачей «Где, кто живет?» Самостоятельно.

Дети помогают выполнить, затем самопроверка.

Говорят свое решение и поясняют его.

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные

строить монологическое высказывание.

Организует подведение итогов занятия.

— Мы можем сказать, что наш город многонациональный

— Мы узнали, что такое национальность, чем они отличаются и что общего у них?

Отвечают на вопросы.

Читают стихи.

Дети встают , обняв друг друга за плечи и поют первый куплет с припевом песни «Я, ты, он, она».

Прощаются с гостями на языках разных национальностей.

VII. Информация о домашнем задании.

Творческая работа

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

-Дома вам необходимо будет раскрасить картинки с национальными костюмами используя те, краски и цвета, которые приняты в настоящих национальных костюмах.

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.

Сценарий урока на тему «Народы Сибири»

Тема занятия – «Народы Сибири».

Тип занятия – внеурочное

Цель занятия: знать, чем отличаются национальности от малых народов.

Задачи занятия:

  • выявить характерные признаки малых народов и национальностей;

  • изучить культуру малых народов;

  • уметь грамотно пользоваться основными понятиями.

Основные понятия:

  • государственная символика;

  • малые народы;

  • отличительные особенности;

  • что общего ;

  • традиции;

  • культура

  • оберег, талисман, амулет;

Оборудование занятия: мультимедийная презентация, шаблоны для изготовления оберегов (веники из картона), клей, крупа, бисер, пайетки, красная шерстяная нить, приспособления для игры..

  1. Ход занятия.

Здравствуйте, ребята и гости.

Дети здороваются на разных языках мира (для некоторых детей – это родной язык)

Салом – таджикский

Барев дзез– армянский

Гамарджоба – грузинский

Здоровеньки булы – украинский

Дзякую – белорусский

Хай диегас – латышский

Рахмат – узбекский

Вы сейчас произнесли слова на разных языках, верно?

То обозначают эти слова?

Дети: Здравствуйте.

— А почему одно слово, но звучит по разному, мы же с вами одинаковые?

Дети рассказывают притчу, которую слышали на предыдущих занятиях (или можно заранее приготовить ребенка)

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». И наказал их, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Те кто говорил одинаково, объединялись. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. о временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи. Так из одного народа образовалось множество.

А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, люди разъехались по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни.

Расскажите, чем еще отличаются люди?

Дети: национальностями.

Мы сейчас с вами говорим о национальностях и о людях, которые живут в разных государствах, или приехали к нам с других стран.

А какие отличительные особенности стран и государств.

Дети: Одежда, традиции и многое другое будут называть, нужно остановить их на Государственной символике.

А что такое Государственная символика?

Дети: Гимн, флаг, герб.

На доске фото гербов и флагов разных стран (см.презентацию)

А давайте найдем символику государства, в котором мы с вами живем.

Дети находят гимн и флаг России.

Скажите, а у всех национальностей есть государственная символика?

Нет.

Но есть же люди , которые имеют свой язык, свои традиции, но у них нет своего государства. Как их называют?

Малые народы, племена.

Как вы думаете, почему я про них сейчас вспомнила?

Дети: значит будем сегодня говорить что-то новое про малые народы.

А что мы с вами о них знаем?

Дети: Мы знаем, что у них также есть свои традиции, культура, одежда, дома, обычае, пища, игры и т.д.

А откуда мы получили эти сведения?

Дети: Из сказок, мультфильмов, из передач, которые транслируются по телевизору

.А что мы заметили, когда смотрели шорскую сказку про медведей?

Дети: Что язык шорский, очень схож с казахским.

А как мы это определили?

Дети: Одноклассник знает казахский язык и смог нам рассказать о ем речь в этом мультфильме.

Опишите, как выглядит их одежда и почему они так одеваются? Какие у них дома? Какие у них боги.

Дети: Одежда у всех похожа на халаты с мехом, но отличается узорами, у всех есть головные уборы.

Дома у всех одинаковые, только по разному называются: чум, юрта, яранга.

А как вы думаете, игры у них свои есть?

Дети: Да, как и у всех народов.

Давайте вспомним, в какую игру играли дети в Северной сказке?

Дети: Они играли в игру, поймай оленя.

Кто скажет, поему дети играли в такую игру, кто ее придумал.

Дети: Они подражали взрослым.

Правильно, детей Севера с детских лет учат взрослым ремеслам, охота на оленя с помощью аркана – это одна из умений взрослых охотников и животноводов.

Мы тоже с вами поиграем в игру народов Севера. Нам с вами будут сегодня помогать дети из 4 класса. (Пока один помощник рассказывает правила игры, два других натягиваю шнур, это будет граница на полу)

Помощник: Игра называется «Здравствуй, догони».
Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур—это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре,

говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Игра называется «Зайди в гости»

Размялись, можно и поработать.

Мы знаем, что народы отличаются –одеждой, домами, пищей. Еще у каждого народа есть как мы уже говорили свои Боги. И есть свои амулеты и обереги. Мы будем свами делать оберег в дом. Как вы думаете, что это такое, поему назвали ОБЕРЕГ.

Дети помощники: Слово произошло от слова берегу.

От чего можно беречь дом? (от злых людей, от неудачи и т.п.) Раньше говорили от злых духов.

Посмотрите, что это? Веник. Почему веник? Он выметает весь мусор из дома, не разрешает ему копиться.

А почему на веник приклеивают пшеницу, рис? Чтобы в доме был достаток. (Если есть крупа, значит есть из чего сварить кашу.

Выполняют работу. Показывают, сравниваем. Расскажите, от чего будет оберегать ваш дом ваш ОБЕРЕГ?

Дети рассказывают, каждый про свой оберег.

Мы с вами сегодня поговорили о народах Севера, что нового вы узнали?

Что было для вас самым интересным?

Как вы думаете, нам есть что изучать? Или мы все уже знаем?

Дети отвечают на каждый вопрос.

А сейчас мы с вами подарим обереги нашим гостям.

Дети помощники: Этот оберег Красная ниточка, которая повязывается на левую руку, на ту которая ближе к сердцу. Считается, что красная нить забирает всю плохую энергию у человека и когда вы ее потеряете или она у вас развяжется, значит она уже наполнилась плохой энергией, которую не допустила до вас, и можно повязывать новую.

Дети помощники завязывают нить каждому гостю.

Звучит 1 куплет песни Я,ты,он,она…И дети встают полукругом, обняв друг друга, подпевая песню. Музыка заканчивается, дети прощаются с гостями на разных языках.

infourok.ru

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра


Культура обских угров сложилась предположительно к XIV—XVI вв. До этого времени русские люди называли район расселения угорских групп и жителей его — «югрой».


Угроязычные племена составили основу для формирования этносов ханты и манси. Одним из древних видов декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов севера стала вышивка — нанесение узоров или изображения льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, металлическими нитями, волосом, бисером, монетами и другими средствами на различных тканях, коже, войлоке. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды (воротник, края разреза, часть плеча, обшлага) декорировались цветным бисером. Он не был традиционным материалом для обских угров. В Югру бисер поступал в большом количестве в обмен на меха, рыбу, кедровые орехи из Булгарского государства. Зимний костюм коренные народы украшали мозаичным орнаментом из меха. Украшенные полосы сворачивали в трубочки и, зачастую, хранили несколько лет, прежде чем они становились частью убранства.


У восточных и северных угров хорошо развита художественная резьба по кости. Они использовали рог оленя и лося, редко — мамонтовую кость, которую находили в земле или выменивали. Из кости вырезали крепилки для сухожильных нитей, орнаментировали их точками, кружками, линией сомкнутых треугольников.


В ходу на югорской земле были изделия из бересты: ковши, вёдра, короба для сухих продуктов и хранения предметов рукоделия (круглые и прямоугольные), кузовки, четырёхугольные миски-чуманы и большие заплечные кузова. Из дерева долбили корытца для рыбы и мяса, ложки-черпалки; делали нарты, оленьи шесты-хореи, лопатки для выбивания пыли и снега, детские игрушки, музыкальные инструменты, вёсла, лодки-долблёнки и каюки, украшенные изображениями зверей и птиц. Некоторые «суда» имели берестяную крышу. Были и челноки, полностью сделанные из бересты.


Главным лесным промыслом оставалась охота на лося и оленя.  Ханты и манси ставили «изгороди» и зверя загоняли в «ловчие ямы». Охотились на лесную и водяную птицу. Всюду было распространено собирательство. В низовьях Оби северные ханты держали домашних оленей.


Характерными чертами религии угров были анимизм и фетишизм. Широко распространен культ «идоложертвенных» деревьев, на ветвях которых развешивали серебро, золото и шелк. При убийстве медведя совершали особые обряды, а клятва на шкуре медведя считалась особенно священной. В каждом «юрте» (семье) имелись свои «особливые болванчики» — домашние боги и фетиши. Были и общепризнанные боги, почитавшиеся целым племенем, а зачастую и несколькими племенами. Их изображения хранились в особых религиозных центрах — в Белогорье, на Сосьве и в других местах.


За последние годы заметно возрос интерес жителей Югры к декоративно-прикладному творчеству, изучению технологий изготовления традиционной одежды обских угров: работе с бисером, вязанию, пошиву традиционной одежды, обработке дерева, бересты. Повышение интереса к национальным видам творчества коренных малочисленных народов Севера связано с их популяризацией на государственном уровне. В Югре проводятся различные мероприятия на эту тему. Например, VIII Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра-2014», который прошел с 10 по 14 июня 2014 года на территории историко-культурного центра «Старый Сургут».  В нем приняло участие 416 человек, за два этапа работы фестиваля посетило более 19000 человек из 17 регионов России и 7 стран Зарубежья: ученые, этнографы, искусствоведы, культурологи, историки, мастера народных художественных промыслов.


 Народное творчество угорских народов донесло до наших дней элементы древней языческой культуры, а их традиционные промыслы и ремесла свидетельствуют о тесной связи с природой, существующей и по сей день.

admhmao.ru

Проект (подготовительная группа) по теме: Проект «Коренные народы Севера: уникальностьбыта и традиций»

Консультация

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ  ХАНТОВ И МАНСИ.

Народы севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои праздники и традиции. Все это они воплощают в национальных праздниках, где присутствует дух шаманства, национальные традиции, фольклор, связь человека и природы. 

Цель моей консультации: продолжать знакомить с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни народов. Развивать интерес к народным праздникам, желание использовать элементы  в самостоятельной педагогической деятельности. Помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.  Воспитывать эмоционально-положительное отношение к представителям народов ханты и манси.

Одним из главных праздников ханты и манси является:

 Медвежий праздник.

 В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры».
Медведь, по преданию ханты, — предок-родственник. Первоначально этот праздник проводился только членами одной общины, но со временем он стал общенародным По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Ханты и манси почитают его.  Праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу. После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стрелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь. 
Шкура, часть морды, губы, череп — считаются священными и хранятся отдельно. Голове оказывают всевозможные почести — к ней наклоняются для прощания, ее бережно вынимают из саней, торжественно передают с рук на руки и с ритуальной борьбой у двери вносят в дом, где водружают на «священный» стол среди яств — хлеба, печенья, конфет, рыбы, оленьего мяса. Перед ней ставят блюдце с курящейся чагой — целебным березовым наростом: это тоже обряд очищения. Медвежий праздник проводится по случаю убитого медведя, чаще зимой.

Другой не менее важный праздник  — посвященный встрече весны ханты и манси. Называется он «Вороний день». 7 апреля.
Этот день принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры и является днем прилета первых птиц, которые несут весть о пробуждении природы и жизни.
Праздник может быть как массовый, так и семейный. За день до прилета ворон, вечером, делают из сена гнезда, в них кладут конский помет, вместо яиц от 3 до 5 штук. Гнезда делали возле стайки, в огороде, каждый ребенок делал по несколько гнезд. Утром надо рано встать и все собрать, чтоб другие люди не собрали. Стараются собрать как можно больше гнезд, для того чтобы летом найти много утиных гнезд. В каждом доме пекут золотистых птиц. В день праздника дети бегают по улице, держа на небольших палочках испеченных птиц, собирают щепочки. Желающие сходить в лес собираются вместе, несут с собой еду, готовят «саломат». Молятся, призывая всех Духов — покровителей.
После трапезы играли в разные игры, соревновались, танцевали, пели песни, показывали сценки. Дети готовят луки и тупые стрелы, учатся попадать в цель. На дерево вешали лоскутки, которые изготовлялись на всех членов семьи.
Людям верилось, что «Вороний праздник» принесет благополучие на целый год. С этим связаны приметы, гадания, приходившиеся на «Вороний день». Считалось, если 7 апреля ветер дует с севера, то «сорок утренников пройдет до тепла», т.е. сорок утренников сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к «большой воде». 
По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет. 

 Следующий праздник не менне важный – это День Обласа. Праздник открывает традиционный обряд поклонения Воде. Коренные жители верят, что каждый водоем имеет своего духа-покровителя. Чтобы задобрить его, люди бросают монеты в воду перед началом сезона рыбной ловли. Считается, что после этого рыболовам будет сопутствовать удача. После обряда состоятся соревнования на обласах- национальных одновесельных лодках народа ханты. В соревнованиях могут принимать  участие мужчины и женщины. Победителей соревнований 
ждали призы.
Показать свою удаль могут не только представители коренных 
народов, но и все желающие, приняв участие в национальных играх: перетягивании палки, прыжках через нарты и стрельбе из лука.
Праздник уходит своими корнями в древние времена, когда 
мужчины народов ханты и манси открывали соревнованиями новый сезон рыбной ловли, выявляя самых сильных и ловких юношей своего поселения.
 

ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник, связанный с хозяйственной деятельностью народов севера. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. 
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.
Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

Консультация для родителей

Подвижные игры народов Севера

      Уважаемые родители!  Познакомить детей с играми какого-нибудь народа — лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимой детской сказки « Малыш и Карлсон» и др.) сказала: «Игра – это желание жить». Игры народов Севера очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость.

     Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Эти игры передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.

Поиграйте с детьми!

«Волк и олени»

     Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Тюленьи бега

     Эта игра — состязание в беге. Игроки подражают тюленям. Все располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки — их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

«Оленьи упряжки»

     Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

     Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

Играйте с детьми и будьте здоровы!

Консультация

Коренные народы Западной Сибири

Первые упоминания о людях, живущих за Уралом, на Югорской земле, как раньше называлась территория Западно — Сибирской низменности, встречаются в «повести временных лет», датируемой 1096 годом.

«Югра же люди есть, язык нем и соседям с самоядью на полумощных странах», — сообщалось в летописи.

Коренные жители Западной Сибири — ханты, манси. Ханты и манси живут по берегам реки Обь.

Во внешнем облике ханты, манси невысокого роста, темноволосые, светлоглазые. У них несколько выступающие скулы, прямые мягкие волосы. Раньше мужчины носили одну и две косы, украшенные узкими полосками ткани, расшитые бисером, пуговками, бляшками. Сейчас мужчины волосы стригут и кос не носят. Для женщин косы были и остаются традиционной прической. Ханты, манси — выносливый народ. Видимо выносливость веками вырабатывалась у них благодаря особому способу жизни и суровому климату. Трудные условия жизни в тайге, быт охотников и рыболовов, редкие расселения наложили отпечаток на характер этих народов. Это ловкие и сильные люди, меткие охотники и отличные рыбаки, которые прекрасно чувствуют себя в тайге.

Наиболее интересным в художественном отношении разделом прикладного искусства было шитье и украшение одежды. Одежда у ханты, манси двух типов: глухая, без разреза спереди, скорее аборигенного происхождения, и распашная, с разрезом спереди типа халатов и кафтанов (из оленьих шкур двухслойная, на меховой подкладке женская шуба сах, мужская куртка колек из сукна и др. тканей), возможно южного происхождения. Обувь также двухслойная: чулки мехом вовнутрь и сапоги мехом наружу. Меховую одежду шьют сухожильными нитками. Высушенные сухожилия расколачивают деревянной колотушкой в деревянной колоде. Отдельные, полученные таким образом нитки затем ссучивают в довольно длинные крученные нитки и шьют иголками: раньше костяными, а теперь обычными, металлическими.

В быту у хантов и манси повсеместно используются различные мешки из меха, ровдуги, кожи. В них. хранят продукты, а так же одежду и заготовки для шитья. На севере эти мешки шьют из меха разных зверьков, из оленьего меха, а также из ровдуги. А на юге округа из птичьих шкурок и рыбьей кожи налима, стерляди. Из кожи налима делают мешки для продуктов, прочные и влагонепроницаемые, у них своеобразный внешний вид — чередуются светлые и более темные полоски кожи. В северных районах, лицевую сторону мехового мешка украшали замкнутой декоративной композицией в виде фигуры соболя или глухаря. В больших таких мешках перевозили вещи.

У хантов (остяки) и манси (вогулы) в недавнем прошлом хозяйство было натуральным. Они изготовляли себе все необходимое в быту и для промыслов: одежду, обувь, посуду, орудия труда. Существовало разделение труда на мужской и женский: мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты, металлические украшения путем литья в формы.

Даже при первом ознакомлении с народным прикладным искусством ханты и манси невольно отмечаешь его красочность, богатство орнамента, разнообразие обработки материалов. Помимо распространенных на севере дерева, бересты, олова и свинца, шкур оленя и пушных зверей, тут мы встречаемся с изделиями из рыбной кожи, циновками из травы и камыша, полотном из крапивы, из корней кедра, вышивками, покрывающими почти сплошь рубахи и кафтаны. Широко и разнообразно применяется цветной бисер для вышивки и ажурного плетения. И ханты и манси любят яркие цвета в своей одежде, поэтому она так нарядна.

Головы женщины обычно покрывают платками с крупными, броскими рисунками. Повязывают их нередко за передние углы квадрата, так чтобы все поле платка свободно свисало сзади.

Они занимались рыболовством и охотой, также земледелием и скотоводством. Освоили оленеводство, упряжное собаководство, умение изготавливать легкие долбленные лодки, лыжи-голицы и обшитые мехом, хорошо приспособленные к суровым северным условиям одежду и обувь, научились строить теплые зимние и легкие переносные жилища, заготовлять впрок пищу (рыбу, мясо, ягоды, грибы).

Охотятся в Западной Сибири на лося, медведя, лесную и

водоплавающую птицу. Но главный охотничий промысел — добыча пушнины: белки, соболя, горностая, колонка, лисицы. Добывают пушнину разными способами: при помощи ловушек, капканов, петель. Петли на зайца, куропатку, а также ловушки на глухарей, рябчиков, тетеревов устанавливают вокруг селений, их проверяют старики, женщины, дети. А вот соболя, белку и других зверьков надо выслеживать собакой. Это дело мужчин.

Нельзя представить себе сибирского хозяина без собаки. В Сибири вывели прекрасную породу охотничьей собаки — лайку. Особенно ценятся белые лайки. У лайки острые уши, крепкие быстрые ноги, пушистый хвост. Лайка имеет отличный нюх: она врожденный охотник. Она не избалована, спит всегда на улице, летом сама добывает себе пищу — мышей и мелких птиц. Сибирские охотники относятся к своей собаке с уважением и доверием, как к другу. За десять дней охотник может убить до тысячи белок.

Синие тени высоких стогов

Сена морозный дух…

Охотник не слышит своих шагов,

Хотя весь обратился в слух…

Вот так почти до самой весны

Живет он верой в успех

И добывает для всей страны

Теплый беличий мех.

Микуль Шульгин

Основным типом жилищ у хантов и манси был срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. В качестве временного жилища использовали каркасные строения из жердей и чумы, крытые берестой или шкурами.

ХМАО — исконная территория проживания малочисленных народов Севера. В округе они представлены хантами и манси.

                     

nsportal.ru

Внеклассное мероприятие «Фестиваль Коренных народов Севера» (часть 1)

Алексеева Лариса Николаевна

МДОАУ д/с «Улыбка» г.пыть-ях Презентация на тему : «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера — ханты и манси» Воспитатель: Алексеева Лариса Николаевна Наша Родина-Россия Наша Родина

Подробнее

Рецепт кадюри из риса. Смотреть рецепт

Рецепт кадюри из риса на Готовим.РУ. Рецепт торта новогодний домик, Рецепт приготовления рыбных консервов в домашних условиях в автоклаве, Виноград закатанный в рассоле рецепт Молоко ставится на медленный

Подробнее

Фонд социального развития

п л а н с о д е й с т в и я р а з в и т и ю к о р е н н ы х м а л о ч и с л е н н ы х н а р о д о в С е в е р а С а х а л и н с к о й о б л а с т и Фонд социального развития Выписка из протокола 12 1 17

Подробнее

Конспект образовательной деятельности

Конспект образовательной деятельности «Путешествие на Север» Конспект рассчитан для детей старшего возраста Цель: Приобщить детей к культуре народов Севера Тюменской области. Задачи: развивать интерес

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Российская Федерация многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) субъект России, имеющий многовековой опыт совместного

Подробнее

Калина от кашля рецепт с сахаром

Калина от кашля рецепт с сахаром на сайте Готовим.РУ. Рецепт курицы в сливочном соусе с чесноком, Лечение глаз медом народная медицина рецепт и комментарии, Приготовить соус из томатной пасты Это целый

Подробнее

Тема: Посещение краеведческого музея.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад «Метелица» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЕ (ФЦКМ) (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Тема: Посещение краеведческого

Подробнее

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы (Содержание соответствует требованиям ФГОС основного общего образования к структуре рабочих программ (см. изменения от 16.02.2016 г.). 1. Планируемые результаты освоения учебного

Подробнее

часов Раздел 1: Питание и здоровье.

Учебно-тематический план проведения воспитательских по модулю Дошкольный и младший школьный возраст. 1 год обучения 1 Если хочешь быть здоров. 2 Как правильно есть. 3 Овощи и фрукты- витаминные продукты.

Подробнее

Рецепт блинов на дрожжах тонкие

Рецепт блинов на дрожжах тонкие на сайте Gastronom.ру. Баранина с лапшой рецепт, Рецепт салата вулкан с икрой красной, Полендвица в рассоле за сутки рецепт Домашние пирожки с капустой в духовке Все тщательно

Подробнее

ТРЕТИЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН

ПЛАН СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ТРЕТИЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН (2016 2020 годы) Проект «Сахалин 2» «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ

Подробнее

Новый год в жаркой стране

Новый год в жаркой стране на сайте Запиши рецепт. Рецепт конфет из сухого молока, Кремлевский салат из капусты рецепт, Рецепт теста кексов для силиконовой формы Антрекот маршан де вин — антрекот в красном

Подробнее

Соус ткемали купить цена. Скачать рецепт

Соус ткемали купить цена на сайте ФотоРецепт. Лагман из баранины правильный рецепт, Простой рецепт камбала с соусом, Рецепт мыла на мыльной основе Рецепт теста для вафельных трубочек Растопить сливочное

Подробнее

91,5 89,5 87,8 67,3 63,0 56,8 49,6. (в процентах от общего числа соответствующей категории хозяйств) % 100. Малые предприятия.

% 100 1. Удельный вес сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и хозяйств населения, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность в 2006

Подробнее

docplayer.ru

Областной фестиваль народных художественных промыслов и ремёсел коренных малочисленных народов Севера «Живые традиции» скоро пройдет в Южно-Сахалинске!

Областной фестиваль народных художественных промыслов и ремёсел коренных малочисленных народов Севера «Живые традиции» скоро пройдет в Южно-Сахалинске!

Напомним, что Стали известны имена гостей фестиваля «Живые традиции»:

На праздник приедут Народные мастера РФ и якутская этнопевица Синильга.

Областной фестиваль народных художественных промыслов и ремёсел коренных малочисленных народов Севера «Живые традиции» соберет мастеров декоративно-прикладного творчества из шести муниципальных образований области: Охинского, Ногликского, Тымовского, Поронайского, Александровск-Сахалинского МО и города Южно-Сахалинска. Помимо областных ремесленников, среди участников впервые будут мастера из Камчатского края и жительница республики Марий Эл, которая прежде проживала в г. Поронайск.

Почетными гостями «Живых традиций» станут Народные мастера РФ из Хабаровского края и Республики Алтай — Юрий Куйсали и Аржан Кухаев, а также эвенкийская певица и мастерица из Якутии – Синильга. Эти умельцы уже участвовали в «Живых традициях» и всегда демонстрировали зрителям свои уникальные работы. Украшением фестиваля станут национальные ансамбли — нивхский ансамбль «Кех» из с. Чир-Унвд и эвенский ансамбль «Нулгур» (Камчатский край).

Раз в два года центр народного творчества собирает в областной столице мастеров декоративно-прикладного творчества из числа представителей коренных этносов. Сахалинский фестиваль «Живые традиции» привлекает внимание своей самобытностью в области событийного туризма. Благодаря подобным проектам подтверждается растущий интерес к уникальной культуре коренных малочисленных народов Севера, как со стороны участников, так и со стороны зрительской аудитории.

Официальный учредитель мероприятия — Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области. Организатор — ГБУК «Сахалинский областной центр народного творчества». Партнер фестиваля — Международный консорциум «Сахалин-1» в составе компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», ПАО «НК «Роснефть», японского консорциума «СОДЭКО» и индийской государственной нефтяной компании «ОНГК Видеш Лтд.».

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

kmns.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о