Парусное вооружение для надувной лодки – Парусное вооружение для надувной лодки

Содержание

Парусное вооружение для надувной лодки

Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.


ВВЕДЕНИЕ


Надувные лодки с вспомогательным парусным вооружением предназначены для прогулок в светлое время суток по рекам, озерам и водохранилищам с удалением от берега до 500м., при скорости ветра до 6 м/сек. и при высоте волны не более 0,25м. Применение парусного вооружения на этих судах даже небольшой площади при выходах на воду (как в походах, так и на прогулках) увеличивает количество положительных эмоций у экипажей на порядок. Любой желающий может испытать всю прелесть парусного плавания на «открытом» водоеме.


Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ







Площадь грота


3,5/4,2/4,9 м2


Высота мачты (от верха основных баллонов)


2,5 м


Тип грота (основного паруса)


Латинский


Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота)


1,45 х 0,25 х 0,25 м


Масса в упаковке к-та (со шверцами)


10 кг

КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.


Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.


Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.


На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.


Шверцы крепятся к задней части продольной опорной трубы с внешней стороны.. В качестве руля используется весло, закрепленн0е на задней рулевой балке в уключине.


При ширине лодки от 1,3 м и более использование аутригеров не требуется (поперечной устойчивости достаточно).

КОМПЛЕКТАЦИЯ

КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ



















1


Рангоут:      




    — труба низ мачты Ф 40х1,5 мм.  


1 шт.



    — труба верх мачты Ф 40х1,5 мм.  


1 шт.



    — труба опорная 30х30х2 мм.


2 шт.



    — труба подмачтовая 40х60х1400 мм.


1 шт.


2

Крепеж:



    — Винт М8х80 


4 шт.



    — Винт — кольцо М8х60 


3 шт.



    — Гайка самоконтрящяяся М8


1 шт.



    — Гайка барашек М8 


6 шт.



    — Шайба Ф8 увелич.   


8 шт.


3


Пластина узкая 


2 шт.


4


Пластина широкая     


1 шт.


5


Стакан мачты        


1 шт.


6


Лента с пряжкой 1 м.   


4 шт.


7


Паспорт            


1 шт.


8


Упаковка     


1 шт.

ГРОТ «ЛАТИНСКИЙ»



















1


Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2


1 шт.


2


Рангоут:




    — труба нижний реек 30х1 мм


2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.)


    — труба верхний реек 30х1 мм


3 шт.


3


Крепеж:




    — винт М6х25


4 шт.



    — гайка барашаек М6


4 шт.



    — шайба М6 увеличенная  


4 шт.


4


Скоба 32 мм


5 шт.


5


Карабин 5 мм


4 шт.


6


Крючек s-образный 3 мм


1 шт.


7


Лена с пряжкой


1 шт.


8


Веревка 5 мм – 0,5 м


2 шт.


9


Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал)


1 шт.


10


Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот)


1 шт.


11


Пакет п/э для паруса


1 шт.


12


Упаковка (п/э)


1 шт.

ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ













1


Шверц (весло)  


2 шт.

2


Консоль на лодку


2 шт.

3


Пластина малая


2 шт.

4


Крепеж




    — Винт М10х50  


2 шт.


    — Винт М8х70  


4 шт.



    — Гайка-барашек М10   


2 шт.


    — Гайка-барашек М8 


4 шт.


    — Шайба Ф10


2 шт.



    — Шайба Ф8


4 шт.


5


Пакет упаковочный


1 шт.

КОРМОВАЯ БАЛКА













1


Труба поперечная 30х30х2 мм.  


1 шт.


2


Труба продольная 25х25х2 мм. 


1 шт.


3


Крепеж




    — винт М8х70      


2 шт.



    — гайка барашек М8


2 шт.



    — шайба Ф8 увелич.


2 шт.



    — крючек S-образный 4мм.


2 шт.


4


Лента с пряжкой 1 м.


2 шт.


5


Опорная пластина малая под М8


1 шт.


6


Описание.


1 шт.


7


Упаковка (пакет п/э)


1 шт.

СХЕМА СБОРКИ

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

УСТАНОВКА МАЧТЫ


На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8. Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.

СБОРКА И УСТАНОВКА ГРОТА «ЛАТИНСКИЙ»


Соберите верхний (3) и нижний (4) рейки паруса и вставьте их в карманы передней и нижней шкаторин (кромок) соответственно, постепенно надвигая на рейки хомуты с карабинами (14). Рейки впереди соединить хомутом (15), притянуть веревкой передний угол паруса к хомутам, задний угол к крючку на рейке (16). Затянуть все хомуты с карабинами по центру вырезов в карманах паруса. Закрепить фал (5) к карабину верхнего рейка, с другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Поднять парус и фал закрепить на подмачтовой балке. Ленту с пряжкой (17) закрепить петлей за карабин на нижнем рейке паруса и пропустить через подмачтовую балку. Ленту продеть в пряжку и растянуть парус. Шкот (6) закрепить на раме каркаса и пропустить в карабин на нижнем рейке паруса.  

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ


При эксплуатации парусно-гребной надувной лодки необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».


Не допускается эксплуатация судна:

  • с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
  • в темное время суток;
  • во время грозы;
  • при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
  • лицами не умеющими плавать.


Нельзя также выходить на воду без:

  • одетых на экипаж спасательных жилетов;
  • наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.


Перед спуском на воду необходимо проверить:

  • правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
  • правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.


Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:

  • повреждения поплавка баллона;
  • приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
  • усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
  • при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
  • при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.


Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.


Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.


Разборка парусного вооружения проводится в порядке обратном сборке. Мелкие детали складываются в пластиковый пакет. Места соединения элементов вооружения тщательно очищают от грязи и песка, влажные снасти и другие принадлежности из ткани и пленки перед укладкой просушивают. Паруса складывают «гармошкой» вдоль нижней шкаторины (ширина «складки» -300…500 мм), затем получившуюся полосу – в перпендикулярном направлении. Снасти сматывают в бухты.


Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C. 

volveter.ru

Надувная лодка с парусом: конструкция, как выбрать

Реклама от спонсоров:

Надувная лодка с установленным на ней парусом, дарит наслаждение водным пространством, а скорость передвижения усиливает ветер. Малые судна, изначально оснащенные парусом, встречаются редко. Чаще оснащение устанавливается отдельно уже готовыми парусами или пошитыми самостоятельно.

Особенности

Скорость движения плавсредства определяется:

  •   опытом управления парусными суднами;
  •   направлением основного курса относительно ветра;
  •   величиной, жесткостью, а также обтекаемостью и материалом, из которого изготовлен парус;
  •   месторасположением и конструкцией снаряжения;
  •   количеством и размещением грузов;

Выбирая судно для хождения под парусом, следует учитывать особенности изготовления парусного оснащения. Традиционный материал – парусину или плотную ткань, постепенно вытесняют современные изделия из полимеров. Они обладают повышенной прочностью, малым весом и долговечностью службы.

Ярким примером таких инноваций выступают эластичные надувные паруса, которые в собранном состоянии вместе с лодкой занимают минимум места.

Интересными с точки зрения мореходства считаются конструкции, где парус представлен парой эллипсовидных полотен, крепящихся шарнирами к верхней части мачты. Просты в управлении, не требуют дополнительного оснащения при сильном ветре. Ассиметричная крыловидная форма улучшает аэродинамику.

Правильно подобранное и укомплектованное парусное сооружение устанавливается за пятнадцать минут. Помните, что установка парусной конструкции на лодки, изначально не предполагающие такой вид хождения, снижает вместимость, уменьшая рабочий объем кокпита.

Конструкция надувной лодки с парусом

Делая выбор плавательного средства, стоит учитывать:

  •   тип днища;
  •   тип настила на дне;
  •   материал изготовления баллонов;
  •   вместимость и грузоподъемность;
  •   конструкцию устройства транца;
  •   удобство закрепления сидений;
  •   фурнитуру и аксессуары;

Тип днища разделяется на плоское и килеватое строение. Плоскодонные судна менее устойчивы при высокой скорости передвижения и подвержены влиянию сильного ветра и волн. Преимущество плоского дна – устойчивость во время стоянки и способность быстро выходить на глиссирование.

Такие модели стоят дешевле, а конструкция отличается простотой по сравнению с плавательными средствами, обладающими килевидным днищем. Судна с килем имеют вдоль внешней стороны днища дополнительный баллон, который при наполнении воздухом принимает V-образную форму.

Они устойчивы в движении, просты в управлении на высокой скорости и легко разрезают волну за счет меньшего сопротивления. Для хождения под парусом лучше подходят плавательные средства с килевидным днищем, так как они обеспечивают большую управляемость при высокой скорости передвижения по воде.

Тип настила в суднах бывает разным – реечный, жесткий и надувная палуба. От этого зависит удобство пользования и скорость передвижения плавательного средства.

Простой тип настила – реечный, состоящий из алюминиевых или фанерных полос, вставленных в специальные кармашки и удерживающихся давлением в баллонах. Это самый легкий способ придать дополнительную жесткость дну и одновременно, очень неудобный, так как рейки мешают комфортному передвижению, путаясь в ногах.

Жесткий тип настила состоит из алюминиевого, изредка фанерного каркаса. Он гарантирует комфортное использование и ровный ход плавательного средства при скоростном движении по воде.

Алюминиевый каркас обладает проверенной износоустойчивостью и малым весом, но деформируется при частой и интенсивной эксплуатации с двигателями, обладающими высокой мощностью.

Преимущества надувной палубы заключаются в том, что она состоит из двух слоев современного герметичного материала, соединенного капроновыми прочными нитями. Толщина в несколько сантиметров сравнима с плотностью фанерного профиля и гарантирует большую плавучесть судна, защиту людей в нем и сравнительно комфортные условия нахождения внутри.

При использовании автоматического насоса можно быстро надуть или собрать лодку без отдельного специального места для транспортировки цельного каркаса или разъемных реек.

Выбор материала, из которого изготовлена лодка, важен для безопасности и продолжительной службы. Современные надувные судна изготавливаются из хайпалона (хлорсульфированного полиэтилена) либо из поливинилхлорида. Первый износоустойчив даже при постоянном механическом контакте с поверхностями, ультрафиолетом и химическими веществами.

Но он дороже стоит, чем изделия из ПВХ, которые дешевле и проще ремонтируются. Плотность материала определяет размер, вместимость, вес и практическое использование изделия – чем плотнее материал, тем надежнее в эксплуатации парусное судно.

Для безопасности лучше иметь с собой насос и ремкомплект, ведь материал можно случайно проткнуть корягой или острым плавником крупной рыбы.

Качество швов зависит от способа соединения основного материала – склейки или сварки. Современные технологии и материалы делают швы одинаково надежными, но сварка считается более технологичным и прочным вариантом. Производители предпочитают использовать одновременно оба способа соединения.

Нужно внимательно осмотреть швы на присутствие дефектов – заломов, надутостей и недобросовестно проклеенных участков. Качественно сделанный шов выглядит аккуратно, не перетягивается, излишне не изгибается.

Также важно уделить внимание вклейке баллонов в днище. Она обязана быть выполнена на одном уровне и не содержать морщин и лишних складок. На месте соединения днища с транцем, при правильном изготовлении, отсутствуют любые выступы, которые препятствуют нормальной работе двигателя.

Размер лодки для двоих человек составляет в среднем 3,5 метра в длину. Если эксплуатация происходит на малых водных просторах, можно использовать судно меньших размеров, в ущерб собственному комфорту.

Номинальная грузоподъемность плавательного средства выше, чем реальный рабочий объем. Рассчитывая загрузить желаемое количество улова, не стоит ориентироваться на указанные объемы, так как они физически не в состоянии вместиться в кокпит.

Рассчитывая величину, важно помнить, что мореходность, скорость и безопасность зависят от  особенностей конструкции паруса.

Грузоподъемность плавсредств определяется величиной баллонов и размерами оснащения, которое должно отличаться компактностью и свойством легко разбираться  и укладываться на дно.

Площадь и высота вспомогательных парусов не должны превышать допустимых величин. Необходимо, чтобы надувная лодка была оснащена выносным килем, препятствующим дрейфу или боковому сносу.

Транец –  элемент быстроходной рыбачьей лодки, который достоин пристального внимания при выборе плавсредства – насколько качественно он изготовлен и вклеен в конструкцию модели.

Для создания прочного легкого транца обычно используется водостойкая фанера или алюминиевый каркас. Чтобы транец не повреждался за счет взаимодействия со струбцинами двигателя, на него устанавливают специальную защитную металлическую накладку.

Транец фиксируется под углом до 10 градусов по отношению к вертикали, для максимально возможного регулирования наклона двигателя любой модели и мощности.

Сиденья (банки) изготовляют из армированной фанеры или прочного пластика. Важно уделить внимание способу крепления сидений к баллону:

  • литые гнезда из поливинилхлорида обеспечивают жесткость крепления за счет давления воздуха в баллонах. При малой глубине пазов сидения могут выпасть из гнезд. Их нельзя перемещать, так как они стационарно зажаты между бортами;
  • ликтрос-ликпаз – устройство, состоящее из прочной основы, которая крепится на бортах, и специальной формой самой банки или особой конструкции накладки снизу сидения. Оно устанавливается в любом подходящем для комфортной рыбалки месте;
  • ременные петли с закрепленной в них банкой стягивают надутые баллоны, за счет чего достигается определенная жесткость конструкции. Недостатком такого способа размещения сидения выступает большая вероятность того, что сидения вылетят из петли в критической ситуации;

Фурнитура и аксессуары, идущие в комплекте с надувной лодкой предоставляют возможность замены деталей.

Важно, чтобы фурнитура была изготовлена из износоустойчивого материала, а аксессуары имели эстетичный вид и отличались простотой в эксплуатации.

Вшитая прочная ручка необходима для переноски изделия в собранном состоянии, ведь надувная лодка обладает значительным весом и объемом. Вмонтированное в корму сливное отверстие предотвращает накопление попавшей вовнутрь воды, которая выливается, без обязательного переворачивания судна.

Корпус безопасного парусного судна обязательно оборудован специальными элементами. Баллоны защищены привальным брусом или заменяющим его деталями, которые отбивают волну и отодвигают заросли при заплыве в заводи. На носу таких лодок имеется буксировочный рым.

Как выбрать надувную лодку с парусом

Чтобы превратить надувную лодку в парусное малое судно, установите на нее силовую рамку необходимой жесткости. Ее крепят с помощью специальных петель, наклеенных на бортовые баллоны.

Нужна мачта для надежной установки паруса над плавсредством и руль управления, который лучше закрепить на правом краю кормы. Для таких целей выбирайте только прочные высококачественные лодки из ПВХ.

Выбирая надувную лодку, которая будет ходить под парусом важно обратить внимание на изготовителей с хорошей репутацией. Эти компании гарантируют высокое качество своей продукции.

Крупные производители меняют бракованные надувные лодки на новые или гарантируют замену деталей и элементов снаряжения. Продукция известных компаний – это залог длительной эксплуатации изделий, износоустойчивости материалов, а также возможность приобрести подходящую деталь для замены в сервисных центрах или официальных магазинах.

При выборе лодки важно учитывать цветовое решение, удобство размещения, предполагаемое количество людей. Время, потраченное на поиск, сполна окупится приятными эмоциями и незабываемыми часами, проведенными под парусом собственного судна.

Реклама от спонсоров:

vash.market

Большая гавань — Парусное вооружение для лодок

Наше парусное вооружение «Бен Ганн», изначально предназначавшееся для катамаранов, успешно опробовано заказчиками на лодках различных типов. Поэтому мы решили расширить его универсальность и сделали специальные модификации отдельных узлов, которые предназначены для адаптации парусного вооружения к моторно-гребным лодкам.

       

Вот несколько вариантов как можно оснастить лодку парусами.

 

1. Парус грот, мачта на поперечной балке.

      

Сборка:

На борта лодки наклеиваются карманы с двумя пазами, внутрь карманов вставляются стрингеры, к стрингерам кницами крепятся две поперечные балки.

На первую от кормы балку навешиваются шверты с креплениями, на вторую — устанавливается степс мачты. Опоры мачты крепятся одним торцом хомутами к мачте, вторым — к швертовой балке.

На транец устанавливаются оси рулевой коробки, на них навешивается перо руля с рулевой коробкой.

Дополнительно мачта раскрепляется вантами и форштагом.

2. Паруса грот и стаксель, центральный стрингер и бушприт.

      

Сборка:

На борта лодки наклеиваются карманы с двумя пазами, внутрь карманов вставляются стрингеры, к стрингерам кницами крепятся две поперечные балки.

На первую от кормы балку навешиваются шверты с креплениями.

Между бортами устанавливается центральный стрингер (бушприт) и крепится кницами или хомутами к балкам. На носу бушприт также, желательно, закрепить к элементами лодки (ручке, люверсам, обвязке и пр.).

На центральный стрингер устанавливается степс мачты.

Опоры мачты крепятся одним торцом хомутами к мачте, вторым — к швертовой балке.

На транец устанавливаются оси рулевой коробки, на них навешивается перо руля с рулевой коробкой.

Дополнительно мачта раскрепляется вантами.

3. Парус грот, степс на пайол, одна поперечная балка.

      

Сборка:

На борта лодки наклеиваются карманы с двумя пазами, внутрь карманов вставляются стрингеры, к стрингерам кницами крепится поперечная балка .

На балку навешиваются шверты с креплениями.

На жесткий пайол лодки устанавливается степс с плоским основанием. Мачта надевается на степс и крепится хомутом к балке.

Опоры мачты крепятся одним торцом хомутами к мачте, вторым — к стрингерам в карманах.

На транец устанавливаются оси рулевой коробки, на них навешивается перо руля с рулевой коробкой.

Дополнительно мачта раскрепляется вантами и форштагом.

4. Паруса грот и стаксель, степс на пайол, бушприт.

        

Сборка:

На борта лодки наклеиваются карманы с двумя пазами, внутрь карманов вставляются стрингеры, к стрингерам кницами крепится поперечная балка .

На балку навешиваются шверты с креплениями.

На жесткий пайол лодки устанавливается степс с плоским основанием. Мачта надевается на степс и крепится хомутом к балке.

Опоры мачты крепятся одним торцом хомутами к мачте, вторым — к стрингерам в карманах.

К мачте Т-образным хомутом крепится бушприт. Также бушприт необходимо жестко закрепить на носу лодки к имеющимся там элементам (например, хорошо приклеенной ручке). Или установить вторую поперечную балку и закрепить бушприт к ней хомутом или кницей.

На транец устанавливаются оси рулевой коробки, на них навешивается перо руля с рулевой коробкой.

Дополнительно мачта раскрепляется вантами.

5. Дополнительные варианты установки парусного вооружения на лодки:

Установка мачты

 

Для установки мачты потребуется либо жесткий настил (пайол), либо надежно закрепленные сидения (банки).

Есть несколько опробованных вариантов установить мачту:

 

1. На стрингер.

         

На две банки крепится стрингер при помощи хомутов или болтов. На стрингер надевается степс мачты и фиксируется на нем. Первое колено мачты устанавливается на степс и раскрепляется тремя или четырьмя опорами, которые опираются на стрингер и на банки. К стрингеру опора фиксируется при помощи силового хомута, а к банкам – при помощи уголков (или тавра).

 2. На пайол

 

    

К пайолу крепится степс с плоским основанием. Опоры могут опираться на пайол или на банки и фиксироваться уголками (или таврами).

 

3. На пайол и поперечную балку.

  

 В этом случае к бортам лодки крепится балка (труба 40х2мм). Степс мачты устанавливается на пайол, к балке мачта фиксируется при помощи хомута для поперечного соединения труб. Если мачта высокая (больше 5м) или большая площадь парусов (больше 6м2), то необходимо дополнительно раскрепить ее вантами.

 

Выбор парусов

 

Площадь парусов стоит выбирать исходя из остойчивости судна. Ориентировочно, до 6м2 для небольших 2-х местных лодок (например, грот 3,8м2 или 4,4м2, стаксель 2,2м2), 7-10м2 – для судов, имеющих очень хорошую остойчивость (балласт, достаточный развал бортов, надувные емкости на бортах и т.п.). Указанные значения очень приблизительные и взяты из опыта эксплуатации нашего парусного вооружения владельцами лодок.

 

Если низко расположенный гик ухудшает обитаемость судна, то можно установить парус грот типа Стриж.

 

Устновка швертов (шверцев)

 

      

Крепления швертов можно установить на поперечную балку, закрепленную к бортам лодки или к сидениям (банкам). Шверты лучше расположить на расстоянии 50 см от мачты в сторону кормы. Если при этом судно будет сильно приводиться к ветру, то шверты можно сместить немного назад.

 

Рулевое управление

 

   

На транец можно установить специальные оси и надеть на них рулевую коробку, в которую установить перо руля (стеклопластиковое профилированное или из водостойкой фанеры). Или закрепить на пере руля оковки и надеть их на оси.

bgparus.ru

Парус для надувной лодки | Парусное вооружение

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ДЛЯ НАДУВНОЙ ЛОДКИ ПВХ.

Сложно найти эмоции, сравнимые с романтикой, которую дарит управление парусной яхтой. Современные яхты своими обводами и ценами больше напоминают реактивные самолеты, а не лодки с парусом, но в душе у людей осталось место для незабываемого шарма классики. Проводя исторические параллели, уместным будет сравнение паруса — с фениксом, когда забытая уже история, получила новое — современное продолжение.
Те эмоции, которые испытывает человек, управляя парусом, невозможно передать словами, их нужно испытать только самому. Для этого не нужно покупать дорогую яхту, заботится о её содержании и месте для стоянки, потому, что появилась возможность установить на любую надувную лодку комплект универсального парусного вооружения от производственной компании ТЕХНОПАРУС.

ОСНОВНЫМИ КРИТЕРИЯМИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ ДЛЯ НАДУВНЫХ ЛОДОК ПВХ БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ НИЖЕИЗЛОЖЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ.

Безопасность.
При установке и использовании парусного вооружения это, пожалуй, основной критерий – определяющий ВСЕ остальные. Поэтому ниже вопросу безопасности, мы выделили отдельную страницу.

Компактность при хранении и транспортировке паруса (парусного вооружения) для надувной лодки ПВХ.
Для транспортировки и хранения комплекта установки парусного вооружения на надувную лодку инженерами и дизайнерами производственной компании ТЕХНОПАРУС был разработан специальный РУНДУК. Универсальный комплект парусного вооружения в основном используется на надувных лодках, которые производители комплектуют сумками. В этих сумках часто с трудом помещаются лодки, и не находится места, например, для весел. Поэтому учитывая свой опыт и нежелание перевозить отдельные элементы лодки насыпом, при разработке рундука для парусного вооружения мы предусмотрели место, в том числе и для весел. Максимальный габарит нашего рундука для парусного вооружения составляет 1,2м и поместится в любом автомобиле. А качество его изготовления не заставит стыдливо прятать рундук в дальнем углу гаража или балкона.

Простота монтажа и использования паруса (парусного вооружения) на надувной лодке ПВХ.
Естественно в рундуке с парусом, универсальным комплектом парусного вооружения для надувной лодки ПВХ Вы найдете инструкции по монтажу и использованию оборудования. Но зная менталитет наших людей (признаемся честно, не все выучили мануал автомобиля на память, а на телефон и подавно…) мы постарались сделать все элементы интуитивно понятными при установке и использовании. Для тех, кто совсем не любит читать – пригодится видео на сервисе ЮТУБ, канал ТЕХНОПАРУС.

Продуманность конструкции паруса (универсального комплекта парусного вооружения)для надувной лодки ПВХ.
Комплект универсального парусного вооружения устанавливается на лодку одним человеком в течение 5 минут. Наиболее популярная среди покупателей модификация — «комплект №2» устанавливается, и правильно настраивается на надувной лодке любого производителя, любой длинны и конструкции (гребной, плоскодонке или килевой). Свободного места на борту надувной лодки всегда не хватает, поэтому лодка должна иметь абсолютно СВОБОДНЫЙ КОКПИТ. Никаких трубочек, палочек, веревочек дернув за которую можно получить гиком, либо завалить мачту — В КОКПИТЕ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. Конечно, вы прочитаете в инструкции, какими галсами лучше ходить против ветра и т д. Но не стоит откладывать первый выход на воду под парусом, поверьте, когда в руках румпель и шкот – эта наука постигается в десятки раз быстрее.

Высокое качество используемых материалов, простота и надежность узлов конструкции при установке паруса на надувной лодке ПВХ своими руками.
В публикации ниже описан путь, по которому мы прошли, устанавливая парус на надувной лодке своими руками. Были у нас элементы из влагостойкой фанеры (отпали из-за недолговечности), не прошли мимо использования дешевых водопроводных стеклопластиковых труб (оставим их для сантехников), испытали на море оцинкованные дельные вещи (которые оказались одноразовыми в морских условиях) и сделали соответствующие выводы. Исходя из выбранных выше критериев надежности и безопасности, остановили свой выбор на качественных материалах и комплектующих — используемых в яхтенном и авиастроении.
Кили – алюминиевый сплав и усиления из нержавеющей стали плюс дополнительное защитное полимерное покрытие.
Мачты и рангоут – специальные алюминиевые сплавы, дюралевый Д16Т или титановый профиль, полимерное покрытие или анодирование в качестве защиты.
Степс и другие элементы – нержавеющая сталь и В95 — высокопрочный сплав алюминия, магния, цинка и меди. В95 — самый прочный, из известных сплавов алюминия, который полируется и сохраняет прекрасный внешний вид, даже при контакте с морской водой.
Дельные вещи – естественно из нержавейки.
Штаги, ванты, шкоты — ПАРАКОРД или ДАЙНИМА на выбор заказчика.
Паруса – правильная ткань, крой и профессиональный пошив.

Далее более подробно остановимся на наиболее важных темах, и ответим на часто задаваемые вопросы.

1. Движение надувной лодки с парусным вооружением (краткий курс).
2. Безопасность.
3. Простой парус для надувной лодки своими руками. Самодельный парус на надувную лодку.

1. Движение надувной лодки с парусным вооружением (краткий курс).
Изобретение человечеством паруса, своей гениальностью можно сравнить с изобретением колеса. И если колеса помогли перемещаться по земле, то ходить по морю люди получили возможность, используя парус. Именно «ходить» — а не «плавать», по мнению моряков, плавает на воде только мусор, а корабли – по океанам и морям ХОДЯТ.
Что принято называть простым парусом? Как правило, это кусок прочной ткани, зафиксированный вверху, на мачте или поперечном рангоуте, а внизу, на палубе. Такой вид паруса принято называть — простым. При наполнении простого паруса ветром, он тянет лодку, и образуется тянущая сила. Попробуем разобраться подробнее, откуда берётся тянущая сила. Ткань паруса, является преградой на пути воздушного потока. При этом воздух, пытаясь обойти препятствие, делится на патоки и огибает плоскость паруса. За плоскостью паруса, потоки ветра, преобразуются в вихри, а в зоне с вихрями, воздух двигается быстрее. Исходя, из открытого БЕРНУЛИ в 1738 году, основного закона аэродинамики следует — что с увеличением скорости потока, происходит уменьшение его внутреннего давления. Отсюда следует, что за плоскостью паруса, в вихревой области — образуется зона пониженного давления. Из выше сказанного, получается, что с одной стороны паруса давление больше, парус изгибается и втягивается в зону низкого давления и тащит за собой лодку.
Кажется всё просто, но, что делать, если ветер слаб или дует в другую сторону? Пока одни ждали у моря погоды, другие думали над решением и придумали!
Первое, что стали часто использовать на лодках с парусом – движение галсами, когда ветер дует под углом к генеральному курсу. Когда ветер дует в левый борт, лодка идет левым галсом, соответственно, когда в, правый, правым галсом. Такое движение возможно на лодках оборудованных килем – конструктивным элементом лодки, который находится под водой и препятствует боковому смещению лодки. Теоретически, если воздушный поток направлен сбоку, то силу тяги нужно разделить на две составляющие – основная направлена вдоль оси лодки, а вторая перпендикулярно оси движения. Основная тащит лодку вперед, вторая толкает лодку в сторону, чему препятствует киль, имеющийся на каждой уважающей себя лодке.
Во-вторых, были придуманы парусные хитрости позволяющие ходить, навстречу ветру. Для этого лодки оборудуют косыми парусами. Передняя шкаторина (кромка) косого паруса ставится на топ мачты, и дает возможность поворачивать плоскость паруса к оси лодки на небольшой угол. При такой установке, встречный поток обдувает парус, который принимает профиль крыла. Как в крыле самолета при обтекании его встречным потоком воздуха возникает подъемная сила, толкающая самолет вверх, в косом парусе благодаря встречному ветру возникает сила двигающая лодку в перед. Так благодаря изобретению косых парусов, лодки получили возможность ходить против ветра! Справедливости ради нужно отметить, что такое движение имеет очень малую скорость и поэтому обычно против ветра парусные лодки ходят под острыми углами «встречными галсами».
2. Безопасность.

3. Простой парус для надувной лодки своими руками. Самодельный парус на надувную лодку.
3.1. Начало, мысли вслух.
Оказавшись ранним утром в предрассветном тумане на борту круизного лайнера, видя огни далекого города, проблески маяка, слыша гудки огромных кораблей и вдыхая чистый морской воздух с легким ароматом свежезаваренного кофе – обычный пешеход пыльного города оставляет в памяти картину ощущений – в которые с годами хочется окунуться.

Ну а если сильно хочется, то с этим надо что-то делать: кто то становится капитаном парохода, кто то приобретает яхту, а кто то прикинув все за и против покупает надувную лодку. Вот к этому выбору большинства (надувных судов ведь больше, чем пароходов) начал склонятся и я. Закончил курсы судоводителей, получил права и отправился с друзьями закреплять полученные навыки. Вроде все не плохо и на следующие выходные ребята предложили на выбор несколько комплектов лодка + мотор для испытаний и окончательного выбора.

Короче суббота, утро, вся семья в новых, нарядных спасательных жилетах, лодка собрана, заправлена, укомплектована, спущена на воду – чинно отходим. Выбранный комплект оказался слишком удачным поэтому, дальше мы не пошли, а полетели. Летели минут 30, устали – захотелось подойти к берегу красивого острова и отдохнуть. В общем, первые впечатления — вместо гудков пароходов – звук дачной газонокосилки, запах соответственно тоже газонокосилки и слегка отбитые об банки попки младших членов экипажа (привет тому, кто забыл положить мягкие накладки). Дальше был замечательный день: шашлык, рыбалка, мяч, костер, гитара. Начали потихоньку собираться и тут ОНА – красивая, белая, спокойная, очень близкая – яхта. По глазам своих пацанов я понял, на каком судне они предпочли бы вернутся к родным берегам. Вы естественно понимаете, где наш бюджет, а где ЯХТА. Обгоняя на обратном пути стройную красавицу, чувствовал себя картингистом на выставке раритетных автомобилей. Но как гласит народная мудрость: назвался груздем — полезай в лукошко. В общем ГУГЛИМ, смотрим ЮТУБ, посещаем школу олимпийского резерва по парусному спорту, общаемся с коллегами…..уже разбираемся в парусном вооружении, мачтах, парусах, шкотах……болезнь прогрессирует……уже умеем рассчитывать центр парусности и бокового сопротивления, а главное знаем — зачем это нужно и что с этим делать. Дальше больше — приходит понимание того, что принцип управления детским швертботом ОПТИМИСТ и межконтинентальным парусным крейсером — абсолютно одинаковые, удовольствие от процесса — одинаковое, разница в стоимости и размере нас не напрягает, так как нам важен процесс, а не понт. Учитывая, что приобретение и содержание даже небольшого корпусного парусника довольно затратное мероприятие, задумались об обычной надувной лодке с парусным вооружением.

3.2. Без прошлого нет будущего…
Википедия говорит: что первую надувную лодку сконструировал Питер ХАЛКЕТ в 1840-х годах для британских исследователей в Арктике. Отыскав гравюру, иллюстрирующую данное изобретение, отметили, что в качестве основного двигателя был применен парус, сделанный из обычного офицерского зонта тех времен.

Существенный вклад в развитие надувных лодок внес французский морской офицер Ален БОМБАР. Он первым в мире пересек Атлантический океан на надувной лодке под парусом. Его путешествие длилось 65 дней. Он питался пойманной рыбой и выжимал из нее пресную воду. Ален в своей книге написал, что не голод и жажда убивают человека в море, а страх.

Кроме своего путешествия на надувной лодке, Ален сделал еще одно существенное изобретение. Он предложил установить на резиновую лодку подвесной мотор и жесткий пол. Сейчас жесткий пол в надувной лодке называется пайол.

Также стоит отметить, что в бывшем СССР, было налажено производство подвесного паруса, разработанного, испытанного и запатентованного финским конструктором Антеро Катайненом, устанавливающегося на транце на месте подвесного мотора.

Много воды утекло с тех далеких времен, но и сейчас находятся последователи романтичных флибустьеров, которые по выходным, в гаражах и на балконах, из пленки, фанеры, сантехнических труб и лыжных палок, строят неповторимые шедевры парусного искусства, обеспечивающие своим владельцам максимум драйва, так как постоянно встает вопрос: РАЗВАЛИТСЯ ИЛИ НЕТ….


НО, наша лодка предназначена для семейного отдыха — на борту будут дети, и вариант утонет или нет… НАМ НЕ ПОДХОДИТ КАТЕГОРИЧЕСКИ!!!

3.3. Профессиональные варианты современной установки парусного вооружения на надувную лодку.
Так мы потихоньку подобрались к обзору того, что предлагает нам современная индустрия, оценим внешний вид, удобство установки, настройки и эксплуатации, проясним стоимость вопроса. Набрав в GOOGLE «лодка ПВХ под парусом», мы нашли такую информацию:

А). На рынке Америки есть продукт фирмы Scully FIN, устанавливаемое в носовой части лодки парусное вооружение SEA-CLAMP. Регулировки этого оборудования позволяют инсталлировать его на ПВХ лодку с бортом, имеющим диаметр от 37 до 47 см. Этот комплект имеет три основные детали: крепление для носового киля, а еще степс и пятнерс. Зафиксировать крепление в носовой части лодки и установить мачту в отверстие не составит труда. Установку оборудования значительно упрощают защелки сделанные по принципу самофиксации. Далее необходимо зафиксировать ванты на боковых трубках в проушинах с приливами и туго их натянуть.

Как заявляют изобретатели, их конструкция значительно улучшает потенциал надувной лодки из ПВХ и практически не занимает в кокпите место, при этом позволяет получить все, на что способна лодка, не применяя чрезмерных технологических ухищрений.


С целью увеличения маневренности инженеры фирмы советуют установить в носовой части специальный киль, с уклоном под лодку, который надежно удерживает на курсе лодку с парусным вооружением. Возможно у кого то есть желание побороться с стихией ветра, особенно на волне, но обычно это никому не нужно.

Б). В последние годы на всех профильных выставках активно продвигает свою продукцию компания Dinghy GO из Нидерландов. Продуктом компании является комплект: надувная лодка + парусное вооружение + шверт и рулевое устройство. Все составляющие этого продукта можно использовать только в комплекте, так как только в швертовый колодец этой лодки можно установить данный шверт, только в посадочном месте этой лодки можно закрепить мачту и рулевое устройство. Из положительных моментов стоит отметить, что после установки всего парусного вооружения кокпит лодки остается свободным, а центральная установка шверта должна положительно отразиться на ходовых качествах лодки при острых курсах.

В). Разработка инженеров Франции — парусная лодка Tiwal – это гибрид лодки, серфинга и катамарана. Первая, инновационная надувная лодка с парусом, которая очень стабильна на воде и при этом позволяет получить незабываемые ощущения скорости и скольжения.Универсальная конструкция позволяет использовать ее как одному, так и вдвоем.

В разобранном состоянии лодка помещается в 2 сумках по 25 кг, время сборки по утверждению авторов проекта 20 минут.
Возможно в перспективе – да, но на данный момент для наших целей это слишком спортивный вариант.

Г). Не очень хотелось, но ради объективности, рассмотрим вариант подвесного паруса российской компании ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (В.В.). Данный продукт копирует предложенный Катайненом вариант вооружения — но без стакселя, что сильно смещает назад центр парусности и ход на острых курсах, на наш взгляд возможен при большом угле наклона мачты вперед (на всех фото идущих лодок мачта установлена с наклоном). Также смущает качество российского производства отмеченное пользователями этой продукции.


СВОДНАЯ ТАБЛИЦА:

ВЫВОД: естественно все выше перечисленные оценки являются авторскими и могут отличаться от мнения производителей. Лично мне больше всего понравился вариант Dinghy GO своей лаконичностью и сбалансированностью. Но, как всегда (терзают смутные сомнения) если парусное вооружение стоит от 400 – 800 eur, то за лодку с меня возьмут еще 2000 eur (однако…). В общем все, как всегда, хочешь идеал – возьми и сделай. В Киеве есть несколько серьезных производителей лодок ПВХ (работающих и на европейский рынок), поэтому мы отправились к ним и оформили заказ на пару понравившихся лодочек, а парусное вооружение изготовим сами.
hajó vitorla, ボートセイル, paat sõidavad, שיפל זעגל, قارب الإبحار, платно с лодка, hajó vitorla, 船帆, Boot Segel, πανί βάρκα, valtis buriu, ნავი აფრენა, båt seil, парус для човна, lodní plachta, voile de bateau, boat sail, brod jedro, łódź żagiel, vene purjehtia, vela de barco, boot seil, barca a vela,vela de barco, πανί βάρκα

Поделиться «Аксессуары для парусного вооружения»

tehnoparus.com.ua

Парус для надувной лодки. — Охотники.ру

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус

 

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа «Волна» шпринтовым гротом и стакселем показан на рис. 1.

Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины. Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов. К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами. Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов. Рис. 1. Парусное вооружение лодки «Волна»

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шко-тов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Если в лодке установлены пай-олы, то самый ответственный узел — крепление мачты и швер-цев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2). В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц. Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров. Они вращаются на штырях по торцам шверц-бал-ки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении. При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками. Рис. 2. Крепление мачты на «Нырке-1»

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы «змейкой», а стаксель — передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке. Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки «Нырок-1». Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте. Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок. На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.

Грот крепится к мачте и к гику тонким тросом способом «змейка».

Мачта состоит из двух отрезков трубы 45×1,5×1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.

 

Г.. Новак
16 ноября 2011 в 22:30

www.ohotniki.ru

Парусник на базе надувной лодки Орион 15

Парусник на базе надувной лодки Орион 15

Здравствуйте, уважаемые любители водного туризма и парусного спорта! Я очень рад, что после размещения моих писем на парусных сайтах, на мой адрес пришло так много писем от единомышленников. Так приятно осознавать, что в наше непростое настоящее еще есть люди, которым кроме материальных благ не чужды и душевные ценности, такие как водный туризм и спорт. Обязательно отвечу всем желающим, вышлю любую документацию, поделюсь моим небольшим опытом, подскажу все, что знаю.

Скобелев А. О.
г. Барнаул, 2005 г.



1. Как это начиналось

Желание отдыхать активно созрело в нашей семье давно. Кого — то в водный туризм затягивают друзья или знакомые, кого — то – увлекательные книги, кого — то безысходность и просто жажда приключений. Нас (я имею в виду меня и мою супругу) к водному туризму подтолкнул как ни странно Интернет. Просто однажды два года назад, прочитал повесть Ковригина «На байдарке» и буквально заболел желанием приобщиться к водному туризму. Было в буквальном смысле «пропахана» куча сайтов, скачено и прочитано море статей, и выбор был сделан…

Сначала мы провели анализ видов туризма и остановились на сплавах по спокойным сибирским рекам. Это не экстремально, а для нашей семьи (папа, мама и пятеро наших ребятишек) было вполне приемлемо на начальном этапе организации семейного отдыха. Город Барнаул, в котором мы имеем честь проживать, находится на берегу великой сибирской реки Обь, которая занимает 3 место в мире по протяженности, да и больших озер и мелких речушек на Алтае предостаточно, поэтому вопрос о том, где отдыхать не возникал. Вопрос встал другой – мобильность водного транспорта и туристического снаряжения. Автомобиль у нас – семейный (старенький микроавтобус Nissan), вмещающий до девяти человек, а с установленным на крышу багажником, и все наше снаряжение.

Осталось выбрать судно для совершения водных путешествий. С этой целью был произведен анализ всех надувных лодок всех отечественных производителей по принципу цена+качество+вместимость+безопасность. В результате долгих поисков и анализа выбор был остановлен на Ярославском производителе резиновых лодок (вот уж у кого действительно есть соотношение цены и качества, да и выбор приличный). Правда, за Ярославскими лодками нужно было ехать в соседний Новосибирск, но это того стоило. Сначала в апреле 2004 года была приобретена лодка Вега 3М исполнения 7. Слов нет – лодка замечательная, вместительная, высокие борта, надувное днище, уключины для весел и привлекательная цена.

Но у этой лодки есть недостатки: низкая устойчивость на курсе, мягкое крепление транца под ПЛМ и постоянное желание перевернуться через 2-сильный мотор Салют. Лодка была усовершенствована. Было изготовлено жесткое дно, на которое крепился транец. Конструкция стала более прочной, но не добавила безопасности и устойчивости на курсе. Поэтому Вега была продана вместе с мотором и всеми опциями усовершенствования, добавлены средства (что было довольно больно для бюджета Российского офицера) и в конечном итоге, снова в Новосибирске, на базе Ярославрезинкомплект (к сожалению ныне закрытой) приобретена лодка Орион 15.

Лодка сразу понравилась всем. К достоинствам Омеги у Ориона 15 можно добавить выступающие були, обеспечивающие безопасность от опрокидывания при движении под ПЛМ и возможность глиссирования, заводское жесткое дно, надувной киль, обеспечивающий высокую устойчивость на курсе, привальный брус и т. д. Эта лодка подарила нам много радостных дней за два сезона 2004 и 2005 года. На веслах и под мотором (был приобретен старенький Ветерок 8) мы прошли по Оби и другим водным маршрутам сотни километров.

Для обеспечения большей вместимости пассажиров была реанимирована старая двухместная надувная лодка Омега – 2 (Барнаульского производителя), которая использовалась в буксируемом варианте для перевозки туристического багажа.

Однако не всякий раз доставляет удовольствие в походе гребля, поэтому моей семье и моим друзьям, которых мы вовлекли в водный туризм, больше нравились походы под мотором.

Такие поездки позволяли избавиться от ручного труда, однако бак даже не прожорливого Ветерка нужно заправлять бензином, а это запах, пятна, неудобства транспортировки, дополнительные затраты, а главное, нарушается идиллия тишины, ибо для того, чтобы пообщаться во время путешествия под ПЛМ нужно орать, причем орать громко. Какой уж тут отдых и созерцание.

Поэтому к осени 2004 года созрела идея: «А не поставить ли нам парус?!» Опыта подобных построек, как и управления парусом, не было ни какого, Но ведь мы – дети Прогресса. Снова поиск в Интернете, долгий анализ конструкций Перегудова, Мякшиева, Рокота, Терасенко, Лимонада, Лосева и других первооткрывателей (см. ссылки в следующей главе), и вот, вооружившись линейкой, циркулем и миллиметровой бумагой, я приступил к отображению мечты на бумаге.

Зимние месяцы эскизов, чертежей и расчетов воплотились в конструкцию, которую я предлагаю на Ваш высокий суд.

2. Описание конструкции парусника

Конструкция парусника была разработана после тщательного анализа следующих, книг и статей:

1. В.М.Перегудов. Туристские разборные парусные суда. М. ФиС. 1987

2. Б.Бонд. Справочник яхтсмена. Л. Судостроение. 1989

3. Лисичанка под парусом http://parusa.narod.ru/bib/katy/840146.htm

4. На надувнушке под парусами  http://parusa.narod.ru/bib/katy/760225.htm

5. На чем гонялись туристы парусники  http://parusa.narod.ru/bib/katy/1992/1102.htm

6. Онего позади http://parusa.narod.ru/bib/katy/1988/4108.htm

7. Парус для Сырдарьи http://parusa.narod.ru/bib/katy/1987/0664.htm

8. Плот под парусом – соперник «Мевы» http://parusa.narod.ru/bib/katy/1988/4106.htm

9. Парус своими руками http://parusa.narod.ru/bib/katy/800680.htm

10. Парус типа «Стриж» http://parusa.narod.ru/bib/katy/1985/0150.htm

11.Дж. Г.-Вильямс. Паруса http://parusa.narod.ru/bib/katy/79par12.htm

12.Парусное вооружение надувной лодки http://www.topcatalog.ru/cgi-bin (2008: ссылка не работает)

13. Типы парусного вооружения http://www.grinda.navy.ru/sailship/sail/tips.htm (2008: ссылка не работает)

Большую консультативную помощь в разработке конструкции мне оказал Владимир Анатольевич Шадрин, руководитель детского парусного клуба «Одиссей» нашего города, неоднократного победителя парусных регат на Обском водохранилище.

Анализ конструкций вышеизложенных статей и первоисточников показал недостаточную жесткость многих вариантов, у некоторых  слишком сложное изготовление, у других – недостаточная безопасность. Однако хотелось бы выразить большую благодарность авторам всех изученных работ, ибо без них не было бы сейчас и моего судна.

Конструкция  «Свентаны» (так я назвал свою первую яхту) весьма проста и доступна для повторения. Основой является силовой каркас из алюминиевых труб, которые оказались под рукой.

Силовая труба (внутренний диаметр 29 мм., наружный – 32 мм) надетая на стальные уключины для весел, является основой для крепления двух вращающихся шверцев (см. фотографии), кроме того, она вертикальными распорками через хомуты крепится к жесткому днищу лодки, распорки в свою очередь, крепятся к днищу посредством втулок, которые прикручиваются к днищу винтами М4Х35 с гайками барашками. Крепление силовой трубы к уключинам осуществляется штатными пластмассовыми гайками (колпачками, одной из функций которых является защита материала лодки от протыкания при упаковке). Хомуты к трубе не крепятся. Вертикальные распорки крепятся к хомутам винтом М5Х15 с гайкой. Частично силовая труба удерживается от смещения вперед вставленной в прочные резиновые крепления скамьей упорной.

Узел шверца (см. эскиз «Узел шверца»), сжимается шайбой 5 и гайками 6 (которые в последствии заменены на гайку – барашек). Кроме того, к верхней части втулки 10 винтом с гайкой приворачивается проушина 13, которая выполняет две функции – крепление карабина растяжки мачты и кольца проводки стаксель шкотов при ручном их удержании. Между точками крепления силовой трубы к уключинам и втулкой 10, к силовой трубе винтами М4Х35 с гайками прикручиваются утки для крепления стаксель шкотов. Винты после крепления уток со стороны гаек расклепываются.

Внутрь силовой трубы, устанавливается вкладыш 7, который от проворачивания фиксируется винтом 14 с гайкой – барашком 15. Втулка 9 и шайба 2 к шверцу приворачиваются шурупами (клепки 8 заменены на шурупы в ходе сборки), при чем 4 отверстия втулки 9 смещены относительно 4 отверстий шайбы 2 на 45 градусов. Резиновой шайбой 3 можно пренебречь. Плотность пакета шверца обеспечивается давлением шайбы 5 на выступающую за торец трубы втулку 4.

Шверцы изготавливаются из плотных пород дерева, покрываются горячей олифой и потом два раза корабельным лаком или краской ПФ для наружных работ. Помимо того жесткость конструкции силовой трубы обеспечивается двумя тягами от уключин к мачте. Тяги изготовлены из лыжных палок, концы которых сплющены, просверлены и подогнуты по месту. К мачте тяги крепятся посредством хомута, к которому в точке крепления тяг болтом М6Х25 с гайкой и шайбой присоединяется проушина для крепления посредством карабина нижнего угла грота. Хомут от проворачивания вокруг мачты фиксируется винтом М5Х40 с гайкой барашком и шайбой.

Мачта (алюминиевая труба внутренний и наружный диаметр как у силовой трубы, общая высота от верхнего уровня борта 3,6 метра составная из двух частей, соединенных между собой соединителем. Винты фиксации соединителя в половинках мачты М5Х35, имеют полукруглую в полупотай головку, гайки данного узла опиливаются напильником до возможного закругления. В верхнюю часть мачты вкладывается втулка верхняя, в верхний торец которой вворачивается флагшток для вымпела с шаром на конце. В том же торце втулки верхней имеется отверстие для подсоединения провода молниеотвода. Втулка верхняя фиксируется в мачте упорным буртом и 4-мя, вкрученными во втулку через отверстия в стенке мачты, рым болтами с упорными гайками на резьбовой части, которые служат для крепления вант растяжек и проводки фалов стакселя и грота.

Нижняя часть мачты крепится в трех точках. Первое крепление – это тяги от силовой трубы, вторая точка крепления к скамье упорной, устанавливаемой вместо штатной скамьи. Скамья упорная изготавливается из дерева и покрывается защитными лакокрасочными материалами по примеру шверцев. К скамье упорной мачта крепиться двумя стальными хомутами, через отверстия которых в скамью вворачиваются шурупы L85 – 2 шт. и L125 – 1 шт. с головкой под гаечный ключ, наиболее длинный шуруп, кроме того, проходит через отверстие в мачте. Третья точка крепления – основание, прикрученное 2 винтами М8Х30 к днищу лодки. Мачта в основании фиксируется винтом М5Х50 с гайкой барашком и шайбой. Между основанием и точкой крепления мачты к скамье упорной, в доступном месте крепятся 2 утки винтами М4Х35 с гайками и шайбами для крепления грота фала и стаксель фала.

Гик, выполненный из такой же трубы длиной 2,2 м, имеет 5-7% изгиб на удалении 30-40% от мачты. К мачте гик крепится свободно вращающимся хомутом, который, кроме того, может перемещаться вдоль мачты. Ближний к мачте конец гика несколько сплющивается и сверлится отверстием диаметром 8,5 мм. Через хомут и данное отверстие гика последний винтом   М8Х25 с гайкой и шайбой получает шарнирное соединение с мачтой, обеспечивающий поворот грота. Шкотовый конец гика, с наружной изгибу стороны, оборудуется уткой и стальным шкивом с 2 бронзовыми шайбами по торцам шкива (устанавливаемые на общей оси в пазу дальнего от мачты торца гика)  для регулирования натяжения грота.

Руль выполнен из обычного штатного весла, которое устанавливается на уключину руля прикрепленную  скобами от обычного шпингалета посередине верхней кромки накладки транца. Накладка транца выполняется из многослойной фанеры, покрывается защитным лакокрасочным покрытием и 4 винтами М6Х40 с гайками и шайбами крепится к наружной стороне транца лодки. С левой (по ходу) стороны, на верхнем торце накладки транца, шурупами закрепляется утка гика шкота.

Ванты – растяжки и шкоты изготавливаются из высокопрочного капронового шнура диаметром 4-6 мм. В верхней части завязываются петли, которые надеваются на рым болты. В нижней части имеются натяжные муфты, к нижним проушинам муфт привязываются средней величины карабины. Передняя растяжка крепится таким же карабином к буксировочной металлической петле лодки и является, кроме того, креплением передней шкаторины стакселя (штагом), штаг натягивается за счет жесткости лодки, но в отличие от обычных надувнушек, жесткий пол, состоящий из вставленных друг в друга фиксаторами элементов, надежно фиксирующихся по бокам стрингами (металлические профили), обеспечивают жесткость куда выше выполненных ранее конструкций. Боковые растяжки крепятся аналогично к проушинам на силовой трубе.

Паруса (стрижевый грот 3,1 кв. м и стаксель 1,4 кв. м) выполняются из подушечного тика по технологии, описанной в статьях «Парус своими руками» и «Парус типа «Стриж»» (см. выше). Особенностями являются: передняя шкаторина стакселя присоединяется к штагу небольшими карабинами через 10-15 см, передняя шкаторина грота имеет карман для мачты и вырез для кронштейна гика. Для более высокой устойчивости, все шкаторины стакселя выполнены с 1% отрицательной серповидностью. Чтобы не нашивать латкарманы на грот, задняя и нижняя шкаторины выполняются с 2% отрицательной серповидностью. Размер стрижевого грота ограничен высотой мачты, размерами гика и его высотой над бортом, но не должен превышать 7 кв.м. (для данного типа лодки), размер стакселя при этом равен приблизительно половине площади грота. Все швы выполнены крупным зигзагом на обычной швейной машинке с предварительной проклейкой швов резиновым клеем. До раскройки, материал обработан паровым утюгом для усадки. Все углы парусов усилены брезентовыми усилителями и алюминиевыми фаловыми дощечками, которые пришиты капроновыми нитками к усилителям.

Эскизы.

3. Сборка

Сборка парусника не представляет сложности. Она производится одним человеком за 30 – 40 минут, а разборка – всего 15 минут, добавим время на сушку лодки, мойку, упаковку, получается то-же минут 30 – 40, это весьма и весьма привлекательно т.к. при выходе на один выходной день такие затраты времени приемлемы. Особенностью является то, что перед установкой днища в лодку, необходимо закрепить на его частях втулки для крепления распорок силовой трубы и основание для крепления мачты, затем баллоны следует сначала накачать до 2/3 объема, установить собранную (со шверцами) силовую трубу, прикрепив ее к распоркам, затем установить собранную мачту с парусами. Растяжки регулировать после окончательной накачки всех баллонов. В последнюю очередь крепят накладку транца. Пояснения по сборке приведены на фотографиях (наведите на снимок указатель мыши).

В транспортном положении комплект представляет собой три небольшие упаковки, которые вместе с лодкой легко укладываются на стандартный автомобильный багажник. Для облегчения комплекта большую часть стальных деталей можно изготовить из легких металлов.

4. Опыт эксплуатации

Хотелось бы сразу отметить, что лодка создавалась не для гонок, а для семейных походов или прогулок в небольшой ветер.

Опыт эксплуатации «Свентаны» небольшой. Первый спуск на воду был произведен в конце мая 2005 года на озере районного центра Павловск (Алтайский край). Этот и последующие спуски на воду показали высокие качества парусника как средства для семейного отдыха по плану выходного дня на озерах, реках и больших водохранилищах. Судно уверенно держит курс. Небольшая парусность позволяет безопасно двигаться на приличной скорости в трехбалльный ветер, легко совершает повороты оверштаг и фордевинд. При установленном стакселе, центр парусности относительно центра бокового сопротивления несколько смещается вперед. Это можно скомпенсировать смещением шверцев, в противном случае, при отпускании шкотов, лодка самостоятельно ложится в левентик и прекращает движение. Она может двигаться под довольно острыми углами к ветру. Наличие киля снижает боковой дрейф и позволяет реже использовать шверцы при движении в лавировку. В поднятом положении шверцы крепятся широкими скобами из жести к боковым леерам лодки. При полных курсах скорость в 3-4 бальный ветер с тремя человеками на борту весьма удовлетворяет меня (примерно 10 км/ч). Однако можно и нарастить парусность, приподняв верхнюю точку мачты на 1,0 – 1,5 метра. Наверное, оптимальная площадь парусности для такого судна – 5,5 – 6,5 кв. м.

Это утверждение не основывается на расчетныx данных, а является сугубо личным мнением автора, исходящего из опыта эксплуатации.

«Свентана» в походном положении.  Выполнение поворота оверштаг.

Переход с галфинда на бейдевинд

5. Вывод

Отечественные надувные лодки можно оборудовать парусным вооружением. Расчеты и чертежи конструкции не сложны. Преимущества килевых лодок бесспорно, однако подобную конструкцию можно установить на любую надувнушку, имеющую хотя бы одно жесткое сиденье. Правда придется изготовить жесткий разборный пол, фиксирующийся по бокам пропиленными вдоль оси надежными трубками, однако это совсем несложно. Вместо уключин, на старых образцах лодок можно с успехом использовать резиновые проушины. А вот наличие жесткости конструкции (применение распорок и тяг) обязательно. Затраченный труд окупиться после первой минуты похода под парусом. Это невозможно описать, это может понять только тот, кто попробовал.

После постройки «Свентаны» и прочного «заболевания парусом», на последующие годы поставил перед собой задачу постройки более крупного судна, например на базе лодки Орион 25 Н. А вообще-то уже во сне вижу себя владельцем настоящей комфортабельной прогулочной яхты J. Осталось только от Оби канал к морю прорыть, да денег скопить лет за 250-300 J А пока живу на Алтае, да еще с таким «достатком», то и этот вариант хорош!

P.S. Если кому-то интересна разработанная мной конструкция, пишите: sfvo4 @ rol.ru
(пробелы в адресе надо удалить).

С уважением ко всем, Скобелев Андрей Олегович.
г. Барнаул, 2005 год

Сайт управляется системой uCoz

parusa.narod.ru

Парус для надувной лодки.

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа «Волна» шпринтовым гротом и стакселем показан на рис. 1.

Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины. Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов. К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами. Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов. Рис. 1. Парусное вооружение лодки «Волна»

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шко-тов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Если в лодке установлены пай-олы, то самый ответственный узел — крепление мачты и швер-цев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2). В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц. Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров. Они вращаются на штырях по торцам шверц-бал-ки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении. При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками. Рис. 2. Крепление мачты на «Нырке-1»

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы «змейкой», а стаксель — передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке. Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки «Нырок-1». Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте. Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки

 

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок. На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.

Грот крепится к мачте и к гику тонким тросом способом «змейка».

Мачта состоит из двух отрезков трубы 45×1,5×1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.

 

 

 

Г. Новак   г.Ленинград (СПБ)

 

 

www.velhod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о