Лодка долбленка – Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Уважаемые посетители сайта «В гостях у Самоделкина» из представленного материала вы узнаете, как своими руками можно сделать себе лодку «Долбленку» Для чего используется только природный материал, а именно дерево мягкой породы, к примеру ива или же осина. Дерево заблаговременно выбирается прямое и без ответвлений, а так же толщина ствола будет отвечать за водоизмещение будущего судна.

Данная технология создания лодок очень древняя и передавалась из поколения в поколение, от Отца к сыну, на сегодняшний день она практически забыта, но все же еще остались «Умельцы — молодцы» на Земле Русской!

Давайте рассмотрим, что конкретно потребуется автору для строительства лодки? А так же рассмотрим все этапы и посмотрим фильм (Сруби себе ботник).

Материалы
1. дерево мягкой породы (ива, осина)

Инструменты
1. бензопила
2. ножовка
3. топор
4. тесло
5. фуганок
6. источник огня (паяльная лампа)

Мастер-класс от Иван Петровича Овчинникова, по строительству лодки «Долбленки» своими руками
И так, автор перенял данную технологию от своего Отца, а он в свою очередь от своего родителя). В стародавние времена на Руси основным строительным материалом, как вы знаете являлось дерево, а так же изготавливалась мебель, посуда, крестьянский инвентарь, телеги и прочее.

Лодки и ладьи, соответственно тоже строились из древесины, для этого создавались целые артели и бригады. Может показаться странным.., но лодки начинали делать в зимнюю пору, когда дерево находится еще во сне. В лесу подбиралось наиболее подходящее дерево (осина), срубалось и придавалась форма ладьи, после чего заготовка засыпалась снежком и оставалась в таком положении вплоть до ранней весны. За это время дерево как следует напитывало влаги. Зачем оставлять лодку в лесу, да еще и в снегу??? Дело в том, что для дальнейшего процесса формирования ладьи, требуется ее высушивать над открытым огнем, ставить распорки, тем самым предавая ей конечную форму (в фильме все подробно описано)

А вот д. Ваня пошел немного другим более легким путем, выбрал заранее большую и толстую (иву), спилил под самый корешок) снял кору и приступил к формированию лодки.

Как видно на фото, автор сначала делает запил, а потом подрубает топориком, все делает профессионально с минимальной затратой труда) Бревно переворачивает д. Ваня в одиночку, ведь он Русский богатырь и кушает по утрам кашу, а еще мастер знает законы физики и применяет рычаг (лом) и с легкостью крутит заготовку, как ему захочется) При помощи топора задает форму.Затем Иван Петрович переходит к изготовлению внутренней части лодки, применяет так же топор и тесло.Внутри были оставлены 2 перегородки, они будут служить ребрами жесткости для конструкции лодки.Вот собственно что получается, ботник практически уже готов.Мастер умело работает теслом, потому как перенял данное искусство от своего Отца.После того, как лодка была изготовлена. она была обработана при помощи паяльной лампы, дабы в последствии древесина не боялась влаги и прослужила хозяину длительное время.Такая вот замечательная лодка получилась у нашего автора, теперь он сможет плавать по Дону и ловить рыбу. Как видите, у мастера срубить лодочку получилось довольно таки просто, а самое главное, что материал бесплатный и дан самой природой.

Так же вы можете просмотреть очень хороший фильм, про изготовление лодок «Долбленок» по старинной технологии.

На этом заканчиваю статью. Спасибо за внимание!
Заходите почаще в гости, не пропускайте новинки в мире самоделок!

Статья представлена в ознакомительных целях!

Источник

Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

usamodelkina.ru

Лодка «Долбленка» по старинной технологии

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» из представленного материала вы узнаете старинную и почти уже забытую технологию изготовления лодок «Долбленок» из ствола целого дерева. В основном на Руси для этого использовали дерево мягкой породы, такое как (ива или осина) … Как вы знаете в старину практически все делалось из дерева, дома, мебель, посуда, орудия труда, охоты и ловли рыбы. Потому как материал был самый доступный для простого человека, а  главное абсолютно бесплатный, дарованный человеку самой Матушкой Природой.

В стародавние времена существовали целые артели плотников и мастеров, занимавшихся изготовлением лодок «Долбленок» дело это очень непростое, трудоемкое, а так же занимающее очень много времени.

Лодки начинали делать именно в зимнюю пору, когда дерево еще спит. Выбиралось дерево прямое и имеющее как можно меньше ответвлений и сучков, дабы судно получилось ровное и правильной формы, без изъяна. Спиливали и вырубали топорами форму лодки, после чего оставляли в лесу и засыпали снегом, под снежком ладья оставалась вплоть до весны, дабы древесина как следует вымокла. А как сойдет снег мужички возвращались и доставали замоченные лодки из болота талой воды, просушивали на костре придавая форму вставляя распорки. А потом просто волокли до деревни.

Вот к примеру Автор: Иван Петрович Овчинников из станицы Мигулинской расположенной на берегу реки Дон, решил срубить для своих нужд лодочку, по технологии которой его еще Дед обучил. Спилил значит Иван Петрович большую (иву) и приступил к работе….

Так, давайте рассмотрим, что конкретно понадобится автору?

Материалы

 

  1. дерево мягкой породы (ива, осина)

Инструменты

  1. топор
  2. коловорот
  3. тесло
  4. бензопила

Процесс изготовление лодки «Долбленки» по старинной технологии своими руками

И так, начал Иван Петрович с того, что выбрал подходящую по размеру (иву) спилил, а так же очистил ствол от коры. Затем приступил к формированию основания лодки. Все делается постепенно и расчетливо, сначала делается запил 10-15 см от края, а потом скалывается топором. Закончив с верхней частью, мастер начал топориком придавать форму сужающуюся к основанию. Далее автор начинает при помощи топора и тесла выдалбливать внутреннюю часть лодки. Обратите внимание! мастер оставляет 2 перегородки, они будут служить некими «ребрами жесткости.  Вот таким образом, потихоньку, выдалбливалась внутренность.Главное  в этом деле, по словам автора, «Не рубануть лишнего» Лучше делать медленно и аккуратно, не торопясь, расчетливо, ибо сильный удар по борту лодки, сможет привести всю работу в негодность. Теслом обрабатывает внутренние края лодки. Готовую лодку потом еще следует обжечь на костре или опалить при помощи паяльной лампы, это нужно для того чтобы дерево во время эксплуатации не боялось воды. Вот собственно такая замечательная лодка получилась у Ивана Петровича Овчинникова из станицы Мигулинской. Самое главное, что материал дан природой, абсолютно бесплатно и соблюдены все традиции наших предков. Большое Спасибо Вам дядь  Ваня за ваш труд!

Если Вам понравился материал, то приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Так же Вы можете посмотреть очень хороший и качественный фильм о мастерах и сделанных ими лодках, все снято профессионально и подробно, приятно смотреть . Вам покажут все этапы строительства лодки наглядно, что закрепит пройденный материал. Фильм «Сделай себе ботник» 2 серии

Большое Спасибо за Ваше внимание!

 

www.samodelkindrug.ru

Лодка-долблёнка и ее долбёжка

Эх! Были когда-то времена… Люди жили на земле, ухаживали за ней, занимались разными промыслами, охотились, ловили рыбу, жили одной большой семьей и не знали никаких современных технологий.

Прогресс еще не коснулся их, и они жили счастливо традиционным укладом точно также как жили много сотен лет их предки. Вот послушайте как живо об жизни вепсов рассказывает Денис из «Вытегории» (В гостях у деда Вытегора):

[youtube]9mDZbcuFEsQ[/youtube]

Так как сделать лодку тем, кто поселился в северном краю озер? Есть только простой, но верный рецепт — долбить и долбить.

Когда мы жили в “Вытегории” Денис предложил нам попробовать сделать традиционную лодку-долблёнку. Попробовать в форме игры, но тем не менее постараться пройти все основные этапы как делали раньше эти лодки — однодревки.

Вначале конечно же выбирается подходящее дерево. Оно должно иметь толстый ствол, причем далеко не каждое дерево подойдет по качеству древесины. Вот, к примеру, в Карелии предпочитали делать такие лодки из осины. А чтобы осина стала нужной толщины должно пройти много времени. Я даже не помню, что когда-либо встречал такие толстые осины в лесах — сейчас они все худенькие.

Допустим дерево есть. Секрет изготовления долбленки заключается в использовании свойства древесины деформироваться в процессе намокания и высыхания. Это как раз то, от чего страдают все плотники и мастера работы по дереву, например строители бревенчатых домов. Намокая или усыхая, дом быстро меняет свою форму. Но в случае с лодкой-долблёнкой все иначе. Это качество древесины большой плюс.

Первое, что нужно сделать — это очистить ствол нужной формы от коры и сучьев. Задача понятна. Выполняем ее со “свистом и пением” при помощи традиционного инструмента, который называется скребок.

Для того, чтобы кора отлетела аккуратно, надо адаптировать силу нажима и делать резкое движение инструментом на себя.

В итоге получаются аккуратные завитки из коры, которые чем-то повторяют форму изгиба скребка, а находясь в воздухе в свободном поете могут нарисовать форму сердца… пусть хотя бы и на миг.

При такой работе очень быстро входишь в легкое и задорное состояние и совершенно не хочется останавливаться, пока вся кора не будет очищена с дерева. Так мы и сделали!

Первый этап пройден.

Далее берем специальный топор и начинаем долбить в стволе углубление. Этот процесс является самым долгим и трудоемким, поэтому наверное лодки так и назвали “долблёнками”, так как долбить их таким образом можно целыми днями до тех пор пока не получится нужная форма в плане параметров выбоины по глубине и ширине.

Долбить и долбить и рано или поздно будет результат. Возможно это какой-то основополагающий философский принцип, я должен на досуге более глубоко обдумать его.

Пока я долбил у меня приходили на ум ассоциации с работой дятла или бобра.

Инструменты у них конечно немного другие, но принцип тот же — долбить до достижения нужного результата.

Вот тут уж точно щепа летит как бешеная. Глаза лучше сузить как у китайца, чтобы не сильно пострадали при прямом попадании…

Особенно налегал на топор Женя, видимо у него скопилось много неиспользованной энергии либо он уподобил себя герою Челентано из «Укрощения строптивой», который как всем известно канализировал свои желанию через массированную рубку дров по ночам…

И все же даже «Адриано» было не по силам выдолбить как нужно лодку за то ограниченное время, что мы ей занимались. Другой наш товарищ mikeseryakov вообще не проявил к этой деятельности интереса предпочитая прыгать на батуте неподалеку и это говорит мне о том, что задача укрощения строптивой ему «неинтересна».

Часть нашего процесса я записал на видео что передает конечно больше динамики процесса и глубины восприятия…
[youtube]jX0UqhY-Y1U[/youtube]
Мы прокатились на одной такой совмещенной с узким плотом долблёнке для закрепления понимания.

Мы конечно же не додолбили лодку до конца, поэтому Денису пришлось объяснять нам оставшуюся теорию заочно. Рассказать о том, как ставят в ней потом распорки и смачивают чтобы придать нужную форму и так далее…

Но это все ничего. Главное, что начало пройдено, главное — это знать как начать, а вот закончить помогут добрые представители Вселенной.

Другие рассказы с Тудозера:
Кто ты, Мухомор?
Озеро Туд, озеро Там, озеро Сям
В гостях у деда Вытегора
Совет по отелю:
Вытегор и я

turbina.ru

Лодка-долбленка | izi.TRAVEL

Долбленые лодки были чрезвычайно широко распространены в устьянском крае с давних времен. Основные сведения об их употреблении мы можем узнать у старожил – старейших жителей наших устьянских деревень, помнящих про лодки-долбленки из рассказов своих родителей, дедов и прадедов. Ну и, конечно же, они сами застали то время, когда долбленки, они же «осиновки» или однодеревки, изготавливали чуть ли не в каждой деревенской семье.
Умельцев по изготовлению долблёнок было немало. Каждый мужик в деревне должен был уметь делать такую лодку, так как она была необходима в хозяйстве. Перевезти какой-нибудь груз, переплавится в соседнюю или дальнюю деревню, на лодках можно было легко добраться до нужных мест (по грибы, ягоды, на рыбалку, на ярмарку).
Таким образом, лодка являлась необходимой составляющей деревенского хозяйства, особенно большие лодки, на которых при необходимости могли вместиться и люди, и значительное количество их поклажи.
Форму лодки подсказала сама природа, сделанная из цельного бревна, она повторяет его обтекаемую форму и хорошо скользит по воде. Она удобна, легка, прочна и обладает высокой грузоподъемностью. Традиционно управление лодкой осуществлялось одним веслом в положении стоя.
Материалом для изготовления лодки-долбленки в нашей местности преимущественно служила осина. Обычно материал для лодки заготавливали заранее – зимой. А наиболее подходящим временем для процесса изготовления долбленки считалась весна. Изготовив ее в эти месяцы, лодка была готова к сезонному летнему использованию.
Технология выделки лодок-долбленок опробована веками и в большинстве своем сходна на разных территориях. Процесс этот достаточно трудоемкий.
Лодки-долбленки могли иметь весьма скромные размеры и вмещать одного-двух человек, соответственно они были легкими по весу и легко переносились, либо же они могли быть вместимостью до 10 человек и иметь значительный вес. Размер лодки зависел от ее предназначения и желания мастера.
Итак, выбрав подходящую осину, необходимо было ее обработать. Для начала убрать кору, затем сделать разметку, в соответствии с которой и осуществлять все последующие работы. Сформировав нос и корму, начиналось выдалбливание.
Важным этапом является этап разводки бортов. В будущую лодку наливалась горячая вода, раньше для ее нагрева использовали разогретые на костре камни. Внутри ставили распорки из еловых сучков, которые по мере распаривания древесины заменяли на более длинные. Когда борта достаточно разошлись, устанавливались шпангоуты – «упруги», которые не давали лодке деформироваться. Крепили «упруги» к бортам лыком, веревками, берестой, привязывая их к специальным выступам с отверстиями (выступы на стенках предусматривают при выдалбливании лодки).
Существовал и другой способ распаривания бортов для их разводки – путем нагрева лодки над костром. Лодка ставилась на козлы, под которыми разводился огонь, внутрь лодки наливалась вода, в процессе нагрева необходимо было следить, чтобы борта не обуглились, подмачивая внешнюю сторону лодки водой. При таком способе распаривания существовал риск ее ненароком сжечь, что иногда и случалось. Поэтому данный способ применялся реже, нежели другие.
Заключительным этапом изготовления лодки являлось ее смоление. Спустя некоторое время после изготовления лодку снаружи обильно покрывают разогретой смолой и выставляют на солнце. Когда смола полностью впитается древесиной, процесс можно считать завершенным. Раньше смолокурение было распространено на Устье, регулярно просмоленная лодка могла служить своему хозяину довольно продолжительный период времени.

izi.travel

Лодка-долблёнка: мастер-класс Казакова | Резьба по дереву, кости и камню

Кто не знает о свойстве древесины деформироваться при высыхании и намокании, приносящем кучу проблем, как плотникам, так и столярам? Скособоченные окна и двери, пузырящиеся полы, разбегающаяся обшивка стен…

Но ведь « голь на выдумки хитра»! — северяне умудрились использовать этот порок как преимущество при изготовлении лодок-долбленок, или осиновок, как их еще называют. Из цельного ствола осины сначала выбирается-выдалбливается нутро до необходимой толщины бортов, а затем, после чистовой обработки и полной просушки, в «крутобокое корыто» наливается горячая вода, воздействие которой заставляет годовые кольца-слои как бы распрямляться, расширяя борта…

Нынче таких лодок остались единицы – их практически вытеснили более прочные металлические, а раньше для жителей прибрежных деревень эти шустрые ходкие посудины были как палочки-выручалочки: что на рыбалку, что на сенокос, что по грибы-ягоды.

А так как спрос рождает предложение, то и умельцев по изготовлению долблёнок было немало. Есть такие места на Устье, где совсем недавно лодки умел делать чуть не каждый житель деревни. Верхний Березник – одно из таких мест.

Александр Алексеевич Казаков, что родом из деревни Тарасовская (входящей в состав этого поселения), долблёнок никогда не делал и делать не хотел принципиально, памятуя об отце, которому это ремесло, по его убеждению, несло лишь одни неприятности. Да вот пришлось не просто этим заняться, а ещё и мастер-класс провести по изготовлению лодок: с богатым багажом теории и полным отсутствием практики.

Авантюрист? Не без этого. В начале 90-х, когда по сельскому хозяйству прокатился разрушительный шквал реформ, оставив не у дел подавляющее большинство населения, он не захотел пасовать перед трудностями. Чего только не испытал, чего только не попробовал! Смеётся: когда Белый дом штурмом брали, я в Москве клюкву стаканами продавал, чтоб концы с концами свести – арестовали, для выяснения, — вдруг заговорщик? Потом отпустили восвояси.

А вообще, он – что трактор самодельный сочинить, что сказку бабушкину на стихи переложить… Взял, да и изобрёл игрушку, развивающую детское мышление. Нечто вроде кубика-рубика. Только у него не кубик, а шар – имитация земного, с материками, океанами. Если собрал правильно – шар распадается на две половинки, а внутри, в открывшейся нише, — приз в награду. Места достаточно, чтобы ключи от автомобиля вложить!.. или конфету… На эту игрушку у него даже патент имеется, а всего разработок десятка два наберётся!

Был в 2002 году в Москве на международном съезде-форуме изобретателей, общался с разными людьми. У японцев глаза квадратными становились, когда он о своих изобретениях рассказывал! Жаль, что не нашлось средств для регистрации и официального участия, остался без призов и наград.

Вот к Александру Алексеевичу и обратились организаторы Устьянской Ссыпчины – традиционного праздника, призванного помочь возрождению, сохранению и развитию народных промыслов и ремёсел, с просьбой организовать мастер-класс для приезжих мастеров, участников Ссыпчины. Стоит ли удивляться тому, что когда за дело берутся такие люди, то у них всё получается?!

Процесс изготовления долблёнки очень длительный и трудоёмкий – за месяц не управиться, не то, что за три дня, которые отводились на проведение мастер-класса! Поэтому Александр Алексеевич со своим помощником и однофамильцем Василием Ивановичем сделал несколько заготовок лодок в разных фазах готовности. Благодаря этому за три дня мастер-класса можно было пройти, опробовать все этапы работы от разметки бревна до разводки бортов, минуя длительный процесс сушки.

Восьмого августа 2007 года наша группа будущих «кораблестроителей» в количестве 7 человек прибыла в Верхний Березник.

Судоверфь Александра Алексеевича располагалась в зрительном зале сельского клуба, где он работал кочегаром, и на лужайке перед клубом. Если зарядит дождь, то ни о какой работе речи быть не может. Фильмы в клубе не крутят давно, народ ходит только на дискотеки, поэтому ему удалось убедить руководство в необходимости крыши над головой – на всякий случай. Хотя, кстати, с погодой нам повезло – солнце жарило все дни…

В первый день разметили бревно и начали вырубать, выбирать объём. Если раньше всё, от начала до конца, делалось вручную, с помощью тёсел — специальных топоров, то у нас, кроме них, на вооружении была бензопила «Штиль-360», которой орудовали там, где только возможно – процесс изготовления ускорялся в разы, но основная работа делалась всё-таки тёслами… Работа тяжёлая и трудоёмкая,

На второй день учились ставить сторожки. Строгали цилиндрические палочки, пилили их длиной по два с половиной сантиметра — размеру, соответствующему необходимой толщине борта. Сверлили рядами в вырубленной «колоде» отверстия – диаметром по толщине палочек, на определённом расстоянии друг от друга, вколачивали туда готовые палочки, предварительно макая их в масляную краску. Они служили ориентирами при завершении работы теслом: отверстие со сторожком появилось – будь осторожен! Теперь можно только аккуратно скобелем достругивать, выглаживать начисто.

Параллельно с этим начали разводить борта у заранее выдолбленной Казаковыми и просушенной заготовки. У Александра Алексеевича ранним утром был затоплен котёл, и нам оставалось только бросить шланг в будущую лодку, чтобы подать горячую воду. Налили воды и стали быстро протирать намоченными тряпками все стенки. Чтобы ускорить процесс, ставили распорки из еловых сучков, время от времени подгибая их, чтобы не было слабины.

Когда борта разошлись наполовину, сучья убрали, заменив готовыми шпангоутами — упругами, положив на них сверху доски, а на доски нагрузив кирпичей. Под таким прессом лодка должна была принять в итоге необходимую форму. Однако это происходило практически без нашего участия.

На этом мастер-класс был завершён. Казаков со временем все заготовки «довёл до ума»… А в 2010 году по инициативе сотрудника Соловецкого музея-заповедника был успешно осуществлён переход на Соловки на долблёнке, изготовленной Александром Алексеевичем.


(фото Казакова А. А.)

На Соловках

(фото Казакова А. А.)

www.rezbaderevo.ru

Лодка однодеревка — viberilodku


Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОДНОДЕРЁВКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

slovar.cc

Лодки народов севера

На обширных пространствах, которые занимали коренные народы крайнего севера, в зависимости от природных условий разделились их способы добычи пищи.

  • Морской зверобойный промысел преобладал у азиатских эскимосов, приморских чукчей и частично у оседлых коряков.
  • Речное рыболовство — у ительменов и некоторых групп оседлых коряков.

Подобные промыслы требовали наличия лодок. Также лодки требовались народам, кочующим вдоль рек.

Основным занятием у приморских чукч и эскимосов являлась охота на морских животных (кита, моржа, различных видов тюленей). Орудием промысла служили главным образом гарпуны. К высоким техническим достижениям приморской культуры следует отнести кожаную лодку (байдару), которая являлась не только средством передвижения, но и орудием промысла.

Среди орудий труда при промысле на морского зверя значительная роль принадлежала байдаре. Только при наличии байдары можно было обеспечить охоту на крупных морских животных и таким путем получить достаточное количество мяса, жира и шкур. Значение байдары было настолько велико, что вокруг нее создаются специфические производственные объединения, известные под названием «байдарная артель». Они характерны для всех групп эскимосов и приморских чукчей.

О приморской культуре коряков восточного побережья п-ва Камчатки и Пепжинского залива, основным занятием которых также являлся морской зверобойный промысел, в XVII—XVIII вв. известно очень мало. У них много общего с эскимосской культурой — гарпун, кожаная лодка, полуподземное жилище, жировая лампа, однотипная техника обработки кости и т. д.

Обитатели больших землянок сообща владели основными средствами производства и совместно вели хозяйство. У приморских коряков, как и у чукчей, большое значение в морском промысле играла байдара. В конце XIX в. байдара, как правило, являлась собственностью нескольких семей и только таких семей, члены которых были связаны между собой узами кровного родства. Общественное развитие приморских чукчей в основном шло теми же путями, что и у оленных: ранняя утрата родовой организации и обособление мелкой общины (байдаркой артели).

Типичными рыболовами являлись ительмены. Рыболовство их было связано с рунным ходом рыбы из моря в речные водоемы. Оно определяло оседлый образ жизни ительменов по берегам рек и моря. Средством сообщения являлась собачья упряжка зимой и лодка-долбленка летом.

Коряки-рыболовы (юго-восточного и западного побережья Камчатки) имели много общего с ительменами. Для них была типична оседлая рыболовецкая культура, связанная с рунным ходом рыбы. Типичным жилищем являлась полуземлянка, летом — пирамидальный шалаш. Зимой сухопутным средством сообщения служила собачья упряжка, а летом по воде долбленка, которая, по-видимому, употреблялась у всех групп оседлых коряков.

В XIX в. у коряков наблюдался процесс деления кочевой группы на более мелкие экономические единицы, подобно тому как мы это видели у чукчей. Он объяснялся главным образом ростом имущественного неравенства, которое повлекло за собой классовое расслоение. В связи с тенденцией к разукрупнению больших семей особой была роль младшего сына. Он по уходе старших братьев оставался наследником личного имущества отца, дома, байдары (у приморских) и всех семейных «охранителей».

Юкагиры в XVII в. в основном занимались сухопутной охотой (ради мяса), сочетая ее с рыболовством. Рыболовство было более развито у юкагиров pp. Яны, Чендона, частично Анадыря. Юкагиры вели полуоседлый образ жизни. Путями для кочевок служили реки. Средством сообщения летом являлась лодка-долбленка и плот.

Вокруг байдары создавались производственные объединения, напоминающие байдарные артели чукчей и эскимосов. Хозяином байдары считался строитель деревянного остова, но в сооружении кожаной покрышки всегда участвовало несколько хозяйств. «Женщины этих хозяйств коллективно сшивали покрышку, в то время как мужчины — тоже совместно — ремонтировали остов».

Промысел производился коллективно, участвовали в нем одновременно от 12 до 20 человек, в том числе и женщины. Добыча распределялась поровну между всеми участниками, причем некоторая часть ее выделялась для нетрудоспособных, больных, сирот и т. д. Хозяин байдары получал обычно равную долю со всеми, но иногда и большую. Пойманный кит, а в некоторых местах и белуха становились достоянием всех жителей поселка.

Многочисленные факты, главным образом из области религиозных верований, указывают на высокое положение женщины в прошлом. Женщина нередко принимала участие в охотничьем промысле: «Когда мало рабочих рук, они (женщины) берутся в качестве гребцов на байдары для промысла, и я даже встречал таких, которые с ружьем и уколом вели все промыслы самостоятельно, начиная с охоты на белого медведя».

Со слов эскимоса: «Напрасно думают, что женщины слабее мужчин в охоте. Домашнее колдовство сильнее, чем те заклинания, которые произносятся в тундре. Тщетно ища, ходит мужчина вокруг; но те, кто сидят у лампы, действительно сильны, им легче подозвать к берегу добычу». Следовательно, по воззрениям населения, от женщины зависела удача на промысле, они, стало быть, принимали в нем участие.

 

Байдарная артель чукчей и азиатских эскимосов

В конце XIX в. байдарная артель чукчей и азиатских эскимосов была описана В. Богоразом. На основании собранных материалов он пришел к выводу: «Основной единицей у приморских жителей является так называемое „содержание байдары» … байдарная артель, составившаяся в целях морской охоты».

Байдарная артель состояла из ближайших родственников, которые совместно охотились на байдаре. Количественно она была небольшая, всего 8—9 человек, но здесь следует учесть заменяющих лиц: «Часто отец и сын считаются за одного гребца, так как они могут заменять друг друга». Члены артели чаще всего принадлежали к 4-5 родственным семьям.

Во главе байдарной артели стоял «байдарный хозяин» (этв-эрмэчын), он же считался и владельцем байдары. Байдара обычно сооружалась силами семьи байдарного хозяина, но часто ему помогали его ближайшие родственники — родные или двоюродные братья. На промысле хозяин, как правило, сидел на руле и руководил охотой. Если владельцами байдары являлось несколько лиц, то старший из них выполнял роль хозяина, но только до тех пор, пока ему сопутствовала удача в промысле, в противном же случае он уступал это место.

Из сказанного следует, что в конце XIX в. байдара являлась частной собственностью отдельного лица или группы родственников, в последнем случае — собственностью общесемейной. Но частновладельческие права на нее и возможность эксплуатации были ограничены. В этих ограничениях явственно выступают нормы первобытно-общинной собственности.

Так, В. Богораз сообщает: «Туземцы считают себя не в праве оставлять байдару или вельбот лежащими без дела на берегу, если поблизости имеются охотники, которые нуждаются в них. В таких случаях формируется временная байдарная артель… За пользование байдарой не взимается никакой платы даже в тех случаях, когда охота была удачная и временной артели удалось, например, упромыслить кита. Принять плату за пользование байдарой — это значит испортить „охотничью удачу»».

Экономическое содержание байдарной артели как пережиточной категории первобытно-общинного строя в большей степени проявлялось в распределения продуктов охоты. Охотничья добыча обычно делилась между участниками промысла, т. е. между непосредственными производителями. Из добычи, подлежащей дележу, исключались лишь мелкие животные. Последние поступали в собственность охотников, убивших их. Мясо и жир крупных животных (моржа, лахтака) распределялись поровну между участниками байдарной артели, а мясо кита становилось достоянием всех жителей поселка.

Правила дележа шкур по существу сводились также к удовлетворению нужд всего коллектива. Если добытых шкур лахтаков и моржей было достаточно, то каждый участник получал по целой шкуре; в случае нехватки шкуры разрезались на части или же за охотником, не получившим шкуры, сохранялось право получить свою долю при следующем дележе. Преимущество хозяина байдары в распределении шкур выражалось только в том, что он первый получал свою долю.

Значительно сложнее обстояло дело с распределением китового уса и моржовых клыков, т. е. предметов, имевших в конце XIX в. товарное значение. Здесь древние нормы распределения претерпели большие изменения. Хозяин байдары оставлял себе «самые лучшие и длинные полосы», — говорит В. Богораз. Только часть негодного для продажи уса распределялась между населением, в то время как «с полвека тому назад после каждой удачной охоты лучшие части китового уса делились между всеми жителями поселка».

Общность между членами байдарной артели не ограничивалась областью производства. Согласно В. Богоразу: «Дома всех членов артели находятся в одной и той же части поселка. При всяких обстоятельствах они дружно действуют общими силами, например, при торговле с китоловами или во время зимних поездок на собаках». Члены байдарной артели, кроме того, были связаны общностью сезонных праздников. Такие церемонии, как «праздник байдары» и «праздник голов», устраивались каждой артелью самостоятельно.

Можно предполагать, что в прошлом члены одной байдарной артели вели совместное хозяйство. Археологические раскопки на побережье Чукотского полуострова обнаружили полуподземные жилища квадратной формы с остовами из китовых ребер. Эти жилища отнесены исследователями к так называемой пунукской культуре, которая существовала вплоть до XVII в. Невидимому, подобный тип землянки был зафиксирован К. Мерком.

Он характеризует селения и жилища приморских жителей следующим образом: «Они (землянки) устраиваются всегда на возвышенном месте или на холме, по несколько штук рядом, а вблизи на тех же местах стоят их летние яранги. Зимних юрт всегда приходится одна на несколько летних яранг, так как в одной юрте собираются все родичи». Сержант геодезии Гиляев видел в 1791 г. в нос. Уэлен 7 зимних и 26 летних жилищ. По некоторым архивным данным, землянка вмещала до 20 человек одних мужчин. Можно думать, что такие жилища были характерны как для приморских чукчей, так и для эскимосов.

В сообщении К. Мерка особенно заслуживает внимания замечание о том, что зимнее жилище являлось местообитанием нескольких родственных семей, летом же каждая семья поселялась отдельно. Коллективное жилище на ранних стадиях общественного развития, как известно, предполагает также и совместное ведение хозяйства, т. е. коллективное потребление на основе общности производства и распределения. Пережитки коллективного распределения, как мы видели, сохранялись в жизни байдарной артели до XX в.

Целый ряд характерных особенностей байдарной артели, как то: организация производственного коллектива вокруг байдары с целью ведения промысла и рационального распределения продуктов, родственный принцип, соединяющий всех членов артели, наличие возглавляющего лица (хозяин байдары), обычай взаимопомощи и общность сезонных праздников — дает основание сопоставить байдарную артель приморских чукчей и азиатских эскимосов со стойбищем оленных чукчей. Между ними можно найти много общего. Байдарная артель, как и стойбище оленных чукчей, составляла определенную хозяйственную единицу и вне ее невозможна была нормальная производственная жизнь приморского население.

Каждый поселок в конце XIX в. состоял из нескольких байдарных артелей. По мнению В. Богораза, поселок в этот период представлял обычно территориальное объединение жителей, хотя он не отрицает, что многие из таких поселков были населены родственниками. И. Архинчеев опровергает мнение В. Богораза и утверждает, что селения приморских даже в первой четверти XX в. состояли лишь из родственников.

В тексте использованы материалы В. В. Антроповой «Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего северо-востока Сибири». Фотографии иллюстрируют текст, но непосредственного отношения к изложенному могут не иметь.

Бат

Эти суда существуют в неизменном виде, вероятно, со времен Древней Руси и до сих пор используются местным населением удаленных от цивилизации деревень.

Эти долбленки в течение длительного времени были в употреблении у населения Псковской, Тверской и Новгородской губерний, а похожие лодки – и у вовсе отдаленных народов. Речь идет о челнах-близнецах, сделанных из пары грубо выдолбленных осиновых стволов, соединенных друг с другом при помощи двух металлических стяжек на гайках и называемых местным населением «комья».

Так вот, в самом деле, есть похожие, например, у коряков. Только у них они называются не «комья», а «бат».

Бат — «парусная лодка» на Русском Севере, Урале и в Сибири — «долбленка, однодеревка, долбленый из одной колоды челн», а также иногда — «два (три) соединенных вместе долбленых корыта или колоды, использовавшиеся вместо лодки, парома». Вероятно, все значения от первоначального «ствол, бревно».

Одно из уральских значений слова объясняется в очерке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Отрава»: «Батами называются лодки, вроде тех деревянных колод, в каких задают лошадям корму. На бату едва можно поместиться двоим, а если сядет третий, то грозит серьезная опасность утонуть от малейшей неосторожности».

Кстати, в том что касается безопасности и про лодки «комья» также пишут «Среди многочисленных названий комьев, принятых в различных регионах, в словаре Даля можно встретить и такое: «лодка-душегубка». Название неслучайное.

За неустойчивость и склонность к перевороту, а также сильную инерцию, комья за длительное время своего существования заработали весьма дурную славу, особенно, среди тех, кто ими регулярно не пользовался.

Забредя в поисках раритетных катамаранов в деревню Москва Андреапольского района и обратившись к местному жителю на предмет «не завалялось ли где-нибудь парочки ненужных комьев», в ответ мы услышали: «Да на них же утопнуть в два счета!.. Не-е, мы лодками пользуемся… Вон, за деревней валяются, никому не нужные. Поди уж, погнили начисто. Забирайте, коли есть интерес». Интерес был, но только фотографического характера, а комья действительно оказались сгнившими…

Упоминают о коварстве этих лодок и другие жители Андреапольского района. Одна из чрезвычайно пожилых женщин-старожилок сообщила, что «батюшка местный в стародавние времена поехал на комьях через озеро, да и утоп…».

Одна из возможных причин небезопасности комьев кроется в их конструкции: многие бревна-заготовки не «разворачивались» над огнем после выдалбливания, а оставались в форме трубы с выбранным верхом, то есть имели сближающиеся кверху борта. Такая конструкция способствовала тому, что при перевороте катамарана одна из ног его владельца, обутого по обыкновению в грубые кирзовые сапоги, плотно фиксированные на ногах портянками, оказывалась защемленной в корпусе лодки. Хорошо, если ногу удавалось своевременно освободить, а если нет…»

Илимка

Лодка илимка, а также ветка (долбленка). Использовалась кетами.

Кеты (остяки, енисейцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края.

Илимка — это большая лодка длиной до 15 м, с крытым помещением на борту.

Во время летних кочевок кеты пользовались в основном водными путями, передвигаясь в лодках. На илимке сооружали жилище типа шалаша в форме рассеченного цилиндра. Каркас его делался из черемуховых прутьев. На него уходило не менее 10—14 пар, которые попарно связывались вверху. По верху и боковым сторонам крепились горизонтально идущие черемуховые ветки, на который набрасывали брезентовый тент в качестве крыши от ненастья.

Это название было дано местным русским населением. Производное от слова илым — приволочка, тянуть волоком или кучей канатом. В кетском языке лодка-илимка называется асель.

Ледянка

Поморы строили и использовали на разных промыслах самое испытанное морское судно – карбас, а на прибрежном лове – долбленые лодки древнего типа с нашивными бортами – осиновки, веснянки, ледянки и т.д.

Лодка ледянка была одним из самых универсальных плавсредств созданных поморами для хождения по рекам, озёрам и особенно арктическим морям. А также для ведения промыслов в суровых зимних условиях и льдах.

Ледянка выполняла несколько различных функций, она использовалась как средство плавания, при необходимости её можно было вытаскивать на сушу, лёд и волочь как сухопутное транспортное средство. В ней перевозились все необходимые для ведения промысла приспособления и всё, что было нужно для жизнедеятельности человека: дрова, продукты, одежда. На каждой лодке имелось специальное снаряжение: багор (хвостяга) – саженая палка с железным наконечником. На лодке-семерике было 7 багров, 8 вёсел (одно запасное), 8 лямок для волочения лодки.

Кроме того, эта лодка использовалась как жильё на промысле. Для устройства ночлега использовалось буйно. В старые времена буйно шилось из шкур зверя, в частности, применялись оленьи шкуры. На ночлег устраивались так: с носа на корму лодки клали мачту и сверху набрасывали буйно, получался шатёр над лодкой. Чтобы ветер не откидывал его края и не задувал внутрь, в ушки, прикреплённые к краям буйно, вставлялись вёсла, и его края плотно прижимались к краям лодки. Спали зверобои (в том числе и женщины – поморьськи жонки — которые вместе с поморами участвовали в промыслах) в лодке, головами к носу и корме, а ногами к середине, в середину укладывали для большего обогрева младших по возрасту или заболевших людей. Постель, как правило, состояла из оленьих шкур.

sevprostor.ru

Рассмотрим технологические аспекты изготовления таких судов. Сначала срубали дерево, затем, в зависимости от того, что хотели получить, бревно либо раскалывали пополам на две заготовки путем постепенного вбивания клиньев, либо стесывали верх, постепенно выбирая сердцевину. В первом случае водоизмещение судна было больше, борта выше. Во втором — судно получалось с невысокими бортами и в более плоскодонным²². Для изготовления использовались в основном твердые лиственные породы древесины: дуб, реже осина, ива. В некоторых случаях сразу изготовляли перемычки, которые разделяли лодку на отсеки. Они играли роль шпангоутов, которые препятствовали волокнам древесины изменять геометрию лодки. Существовал еще способ выжигания, который, по мнению А.В. Окорокова²³, имел преимущества перед выдалбливанием сырого ствола. При таком методе лодка реже трескалась, а слой жженой древесины предохранял ее от загнивания. Впоследствии для этой цели применялась пропитка корпуса древесной смолой или жиром. Но чаще поверхность обжигали легким пламенем горящих лучинок. После обжига и прожаривания корпус лодки выглаживался пучком травы или легких веток²⁴. А.А. Чубур выказывает сомнение в данной методике: археологический материал эту технологию не подтверждает, кроме того, использование железного инструмента позволяло работать точнее и эффективнее, нежели огневым способом²⁵. Возможно, использовалась своеобразная лакировка борта путем обугливания, что прослеживается в этнографии.
Что, касается использования и классификации инструмента, то этому посвящены целые исследования. Формирующиеся торгово-ремесленные пункты будущего Древнерусского государства находились на крупнейших торговых артериях — больших реках и их притоках. В рамках процесса отделения ремесла от земледелия и специализации ремесленного производства здесь развился широкий спектр профессий. Это повлияло и на набор приспособлений, необходимых для изготовления лодок, известных по археологическим находкам. Набор железных инструментов для изготовления судов значителен. Это топоры, пилы, долота, тесла, скобели, сверла, стамески, молотки. Они были обнаружены при раскопках в слоях XI–XIII вв. в Серенске, Старой Рязани, Москве, Слободке, Переславле Рязанском, Великом Новгороде и других местах²⁶. Посему можно сделать вывод, что в это время сформировалась профессия кораблестроителей, так как значимость рек в истории Древнерусского государства трудно переоценить. Разумеется, данный вид деятельности носил и кустарный характер, ввиду неравномерности экономического развития, поскольку его главным стимулом была инфраструктура в виде рек. Поселения, находящиеся на периферии водоразделов крупнейших торговых артерий, носили более архаичный характер развития.
_____________________
²² Дубровин Г.Е. Новгородские лодкиоднодеревки // Российская археология, 1994. № 3. С. 184
²³ ²⁴ Окороков А.В. Древнейшие средства передвижения по воде (по материалам археологических и этнографических иседований//Журнал института наследия М., 2016.
²⁵ Журавлева Ю.Б., Чубур А.А. Средневековое судостроение Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам//Вопросы подводной археологии М., 2010. С. 35.
²⁶ Окороков А.В. Древнейшие средства передвижения по воде (по материалам археологических и этнографических иседований//Журнал института наследия М., 2016.

blog.ratobor.com

viberilodku.life

Долбленка Википедия

Изготовление долблённой лодки

Долблёнка (также однодерёвка, моноксил, комяга, комельник, дубовка и т. д.) — гребная, реже со съёмной мачтой плосонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева[1]. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками[1].

Древнейшие находки[ | ]

Древнейшая или одна из древнейших в мире долблёнка, обнаруженная на территории Нидерландов, датируется между 8040 г. до н. э. и 7510 г. до н. э. — это каноэ из Пессе.
Самые ранние археологические свидетельства использования долблёных судов-однодревок в Древней Руси найдены в Старой Ладоге — это лодочная скамья от долблёной лодки, датированная серединой VIII века.[2]

В Новгороде найдены остатки четырёх однодревок первой половины XI века и одной однодревки второй половины XI века. Удалось восстановить размеры одной из лодок первой половины XI века: длина — 6,75 м; ширина — 90 см; высота борта — 65 см. Также в Новгороде найдены остатки одной набойной однодревки (с нашитыми к долблёной лодке бортами) конца XI — начала XII века.[3]

Долблёнки Восточной Европы[ | ]

Мещёрская долблёнка

Эти лодки или челноки известны под традиционными местными названиями: долбушки, долблёнки, однодерёвки, душегубки и т. п. Различаются между собой материалом, из которого сделаны (порода дерева), размерами и наружными обводами.

  • Батник или ботник — Вологодская, Пермская и Владимирская губернии.
  • Ботни́к — долблёнка из осины, используемая на реке Керженец в Нижегородской области.
  • Будара, бударка — Казанская губерния, Урал[4].
  • Буса — на Днепре.
  • Долбанец — Псковская губерния.
  • Древо — Смоленская губерния.
  • Дубас — Вологодская, Тверская, Воронежская губернии.
  • Дубица — Витебская губерния. 1—2 сажени длиной и 8—12 вершков шириной.
  • Дубок, дуб — южные губернии.
  • Камья, комей — Псковская губерния.
  • Карбас — на небольших озёрах Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Осиновая, 2½—3 сажени длины, 1½—2 аршина ширины и 6—8 вершков глубины, поднимающая 3—8 человек.
  • Каю́к — небольшая лодка на речках черноморско-азовскго бассейна[5].
  • Ковяга — Витебская губерния.
  • Кутька, кутя — Новгородская губерния, Крестецкий район.
  • Комяга — южные и восточные губернии.
  • Комяга, комельник, дубовка (Белоруссия[6],

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о