Кухенрейтер – След Кухенройтера — Охотники.ру

След Кухенройтера — Охотники.ру

Среди российских охотников немало знатоков и ценителей традиций и истории охоты. Многие из них с большой любовью относятся даже не к самому процессу охоты, а к ее атрибутам — охотничьим собакам, снаряжению, оружию. Для меня охота ассоциируется прежде всего с охотничьим оружием.

СЛЕД В ИСТОРИИ.

Упоминания об оружии с маркировкой Kuchenreuter в художественной и исторической литературе встречаются достаточно часто.

Джакомо Казанова использовал пистолет Кухенройтера в поединке с польским графом Браницким из-за итальянской актрисы. Казанова тяжело ранил Браницкого, при этом и сам получил ранение в левую руку.

В знаменитых приключениях барона Мюнхгаузена рассказывается об охотнике, который выстрелом сбил воробья со шпиля страсбургского колокольни. По словам Мюнхгаузена, стрелял охотник из ружья Кухенройтера. Русский писатель Н.С. Лесков в своем произведении «Зверь. Святочный рассказ», описывая охоту на медведя, упоминает штуцер, изготовленный знаменитым оружейником: «…выдвигался особый стрелок с длинным и тяжелым кухенрейтеровским штуцером и, прицелясь «с сошки», посылал медведю смертельную пулю…». Во время печально известной дуэли М.Ю. Лермонтова с Мартыновым у горы Машук под Пятигорском были использованы дуэльные пистолеты Кухенройтера с нарезными стволами.

При всем уважении к современным пятизарядкам, полуавтоматам и различным охотничьим вариантам калашникова, я считаю, что все же классическое оружие охотника — это одноствольное или двуствольное ружье.

Лаконичность и точность технических решений, красота оформления охотничьих ружей порой завораживают. Но особый трепет вызывает старинное охотничье оружие, которое сделано руками известных мастеров.

Глядя на матовый блеск ложи и гравировку металлических деталей, не перестаешь восхищаться мастерством великих оружейников. Порой оружие, созданное 100–200 лет назад, в эпоху, когда многие операции были ручными, а оборудование примитивным, по качеству и изяществу исполнения в несколько раз превосходит современные аналоги.

Только любовь к своему делу и верность многовековым традициям оружейного ремесла, передающиеся из поколения в поколение, помогают создавать оружие, которое спустя десятки и сотни лет поражает качеством отделки, точностью боя и совершенством конструкции.

Секреты своего мастерства оружейники передавали от отца к сыну. Целые фамилии не одну сотню лет занимались изготовлением охотничьих ружей. И одна из них — династия Кухенройтеров (Kuchenreuter), изготовителей оружия, которые с 1640 года и по настоящее время выпускают замечательные образцы охотничьих ружей.

 

Что может быть более удобным, чем внешние курки?
Всегда понятно, когда оружие готово к выстрелу.

Стоит отметить, что изначально оружейное предприятие Кухенройтеров выпускало не только длинноствольное оружие, но и кремневые пистолеты. В конце XVIII века для любого мужчины дуэльные наборы пистолетов Кухенройтера были желанным подарком. Оружие с маркировкой Kuchenreuter высоко ценили не только рядовые стрелки и охотники. Владельцами оружия этой знаменитой фамилии были императоры России, Франции и Австрии, представители других королевских домов Европы.

Не часто в руки попадается ружье такой известной фирмы, но мне повезло. Это оружие выпущено во второй половине XIX века (1860–1877). Особенности маркировки на его деталях, а также наличие бельгийских испытательных клейм свидетельствуют о том, что полуфабрикат ружья был изготовлен в бельгийском городе Льеж, а окончательно оружие оформлено в Регенсбурге на предприятии Кухенройтеров.

Стволы изготовлены из дамаска, спаяны в ствольный блок и соединены межствольными планками — верхней и нижней. Пара стволов располагается в горизонтальной плоскости. Более значительная прочность дамасковых стволов (по сравнению с выполненными обычным способом) позволяла уменьшить толщину их стенок и тем самым существенно снизить вес оружия. Красота дамасского узора делает оружие неповторимым. Каналы стволов ружья гладкие, 12-го калибра.

 

Резьба по дереву и гравировка по металлу превращают оружие в произведение искусства.

На нижней межствольной планке в средней ее части установлена передняя антабка, которая шарнирно закреплена на специальной площадке. Внизу казенной части ствола установлено ушко для размещения поперечной защелки, проходящей через отверстия цевья и фиксирующей в нем стволы. На цевье гнёзда для размещения поперечной фиксирующей защелки по бокам усилены личинками, которые изготовлены из металла серебристого цвета и крепятся к цевью двумя винтами.

Внизу блока столов у казенного среза располагается крюк, входящий в зацепление с запирающим механизмом ружья. Там же располагается механизм извлечения стреляных гильз в виде единого для обоих стволов экстрактора. Стволы снаружи украшены насечкой золотистого цвета и орнаментом.

Прицельные приспособления представляют собой мушку и целик. Мушка установлена у дульного среза на верхней межствольной планке. Целик выполнен в виде щитка с прорезью и размещен в верхней части колодки.

Цевье соединено с колодкой ружья шарнирным способом. Шарнир заканчивается металлическим хвостовиком, прикрепленным к деревянной части цевья с помощью двух винтов, головки которых имеют гравировку. В хвостовике цевья имеется прямоугольное отверстие для расположения в нем ушка ствольного блока. Именно на примере подобных ружей интересно изучать особенности конструкции нетрадиционных механизмов запирания охотничьего оружия.

После изобретения унитарного патрона и появления казнозарядных систем потребовалось обеспечить надежность запирания канала ствола. Зачастую поражает разнообразие конструкторских решений при разработке первых систем запирания. Данное ружье не стало исключением и тоже имеет весьма оригинальное устройство затвора.

 

После поворота запирающего рычага вправо можно открыть затвор и переломить ружье. В XIX в. такой способ отпирания стволов произвел переворот в оружейном деле.

Запирание ствольного блока осуществляется путем фиксации подствольного крюка в соответствующем отверстии колодки ружья. Она коленчатая, с небольшими выемками для передней части боковых замков «в шейку», смонтированных на замочных досках. Предназначена для фиксации ствольного блока в запертом положении и для соединения всех элементов ружья в одно целое. В колодке размещены запирающий, ударный и спусковой механизмы оружия.

Жесткое крепление стволов в колодке осуществляется с помощью специального ключа запирающего механизма. В запертом положении рычаг ключа располагается под цевьем. Чтобы открыть стволы, необходимо этот рычаг отвести вправо. При этом запорный элемент поворачивается в ствольной коробке и освобождает ствольный блок, который вместе с цевьем за счет шарнирного соединения «переламывается», обеспечивая доступ к патронникам столов.

Одновременно при открывании стволов экстрактор выдвигает стреляные гильзы. Чтобы отделить ствольный блок от колодки ружья, необходимо извлечь поперечную фиксирующую защелку из цевья, затем открыть ружье и извлечь стволы. Ствольная коробка имеет сверху длинный стрельчатый хвостовик, усиливающий шейку ложа. Хвостовик крепится к прикладу с помощью двух винтов.

Колодка имеет гравировку в виде растительного орнамента, изображения дичи с левой и с правой стороны.

На боковых поверхностях колодки размещены ударные замки с открытым расположением курков. Брандтрубки расположены под острым углом к поверхности капсюля — примерно 45 градусов. Замочные доски удлиненные, каплевидной формы, отличаются от привычных глазу замочных досок современных классических замков.

И замочные доски, и спицы курков покрыты гравировкой в виде растительного орнамента. На левой замочной доске имеется изображение лисицы, на правой — косули. В нижней части замочных досок мастер, производивший художественное оформление оружия, оставил свою маркировку. На правой замочной доске стоят фамилия и инициалы: I.B. KUCHENREUTER, на левой — название места, где работал мастер: IN REGENSBURG.

 

С левой стороны приклад имеет массивный выступ под щеку. Может, это выглядит несколько необычно, но очень удобно.

Спусковой механизм оружия выполнен в виде двух спусковых крючков: правого (переднего) и левого (заднего), каждый из которых приводит в действие ударно-спусковой механизм правого и левого стволов соответственно. Форма спусковой скобы крайне необычная: передняя ее часть существенно изогнута. Поверхность спусковой скобы покрыта гравировкой.

Приклад ружья имеет массивный выступ с левой стороны под щеку. В нижней части приклада установлена задняя антабка. Затыльник приклада металлический, в верхней части украшен гравировкой в виде растительного орнамента. Позади спусковой скобы в нижней части шейки ложи установлен фигурный элемент, благодаря которому шейка приняла полупистолетную форму.

Деревянные части оружия украшены резьбой. Цевье по бокам и передняя часть ключа также покрыты резьбой в виде ромбического рифления. На правой стороне приклада у затыльника имеется гравировка, изображающая сцену охоты. Нижняя часть приклада украшена гравировкой из растительного орнамента, поверхность углубленной части рисунка покрыта ромбовидной насечкой. О красоте гравировки можно писать много, но передать изящество рисунков и орнамента не хватит слов, а фотографий недостаточно.

 

Запирание стволов осуществляется фиксацией подствольного крюка в ружейной колодке.

Безусловно, гравировка и резьба не являются основными показателями качества охотничьего оружия. Но прекрасный декор в совокупности с удобством при стрельбе и баллистическими характеристиками составляют комплекс признаков, характерных для оружия высокого класса. Если же оно имеет еще и оригинальную конструкцию, необычную историю и сделано рукой великого мастера, то его ценность возрастает многократно.

С тех пор как существует человек, оружие в том или ином виде играет важную роль в его жизни. Художественно сделанные ружья во все времена высоко ценились и порой были подтверждением причастности к элитарному кругу.

В настоящее время страсти вокруг старинного охотничьего оружия, выполненного руками великих мастеров-оружейников, не утихают. Это не только ностальгия по старым добрым временам, но и желание прикоснуться к великой истории, сделать выгодное вложение средств в предметы антиквариата.

Андрей Пасюта
13 июня 2013 в 00:00

www.ohotniki.ru

Дуэльные пистолеты. — id77

Здравствуйте уважаемые.
Коль мы с Вами продолжаем педалировать тему дуэлей, то уж точно никак не можем обойти тему дуэльного оружия, а конкретно дуэльных пистолетов. Иных видов оружия сейчас касаться не буду, но скорее всего немного расскажу о них в следующем посте. Как мы уже с Вами выяснили, именно пистолет стал основным дуэльным оружием в России. И в этом есть своя логика, ведь драться на пистолетах мог практически любой дворянин. Пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом развитии, степени тренированности. Стрелковое мастерство на дуэли имело значительно меньшее значение, чем мастерство фехтовальное. И на первое место выходили случай и психологическая уравновешенность стрелка. Ведь как гласит часть русской национальной поговорки «пуля — дура» 🙂

Дуэльный пистолет — это особый, отличающийся от иных вид оружия. И не в том смысле, что они технически как то уж сильно отличались, вовсе нет. Чаще всего, это было своего рода произведение искусства. И очень красивое произведение. Большинство дуэльных гарнитуров (мы чуть ниже поговорим с вами, что это) отличались особо тщательной выделкой. Они украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из ценных сортов деревьев. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в черный, коричневый или голубой цвета. В декоре часто использовали арабески и гротеск. В общем, красота.

Сие и неудивительно. Стрелялись то дворяне, и многие из них были людьми далеко не бедными. Ну и в последние минуты перед возможной гибелью им хотелось держать в руках что-то изящное и красивое. Этакая почти японская эстетика смерти.
Хотя главным, конечно, в дуэльном пистолете было не красота и эстетика, а надежность и убойная сила. Кстати, тут в середине 20 века, некая комиссия, исследовавшая причины гибели Лермонтова на дуэли произвела для сравнения контрольные выстрелы и из дуэльного пистолета и армейского ТТ, состоявшего на вооружении тогда. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. Вот такие вот пироги…

Но мы немного отвлеклись.
Итак, говоря о дуэльных пистолетах, мы должны понимать, что говорить о них в единственном числе — это абсолютно неверно. Пистолеты приобретались в так называемом гарнитуре, сиречь дуэльной паре пистолетов, отличающихся друг от другом только цифрой на рукояти (cоответственно I и II), зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов — отвертки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Все это компактно было расположено в особом ящике. Это и называлось гарнитуром.

До первой трети XIX века дуэльный пистолет оснащался так называемым «французским батарейным» замком, то есть кремневым замком. В чем суть. замок представлял собой две «собачки» в одной из которых находился кремень, а другая огниво. При нажатии курка, «собачки» сходились и вышибали искру, которая попадала на находящуюся под ними пороховую полку и воспламеняла порох на ней и в стволе, после чего следовал выстрел. Ну, на всякий случай расскажу, если кто забыл или не знал, что пистолет был однозарядный и дульного заряжания. То есть перед выстрелом, надо было положить тужа порох, а затем забить пулю обернутую пыжом. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12—15 мм и весом 10— 12 грамм.

Кремневый замок

Понятно, что сей замок не способствовал успешности дуэли. Очень много было осечек. При дожде вообще стреляться было очень проблематично. А если еще секунданты договорятся и положат двойной или тройной заряд пороха, чтобы отдача была посильнее и дыма побольше — то попасть было и вовсе сложно.
Настоящую революцию в дуэльном деле произвело создание Александром Джоном Форсайтом (священником, кстати) так называемого капсульного замка. Собачка теперь была по капсулю — сиречь медному колпачку, защищенного от непогоды и внутри которого была химическая смесь, которая воспаменяла порох в стволе. Практически полностью были исключены осечки, влияние погоды, уменьшилось количество дыма и как следствие — точность стрельбы. Именно такие дуэльные пистолеты приобрели самое широкое распространение.

Капсульный замок

Так как обычно по негласным правилам дуэлянты должны были стреляться из незнакомого оружия, то гарнитур приобретался на один раз. Дальше или сдавался в ломбард, или оставлялся для собственной коллекции. Кстати, неважно какие пистолеты могли использоваться в дуэли — нарезные или гладкоствольные. Главное — чтобы они были одинаковые.

Первоначально, самыми лучшими, самыми стильными и модными считались английские дуэльные пистолеты. Но со временем мода на них прошла, и в тренде стали французские и немецкие. Однако и наши оружейники не отставали: в Санкт-Петербурге у купцов Куракина, Жернакова, Пономарева, Сургучева, Шишкина, а также в мастерских придворных оружейных мастеров Бертрана и Орлова. В Москве пистолеты можно было заказать у Артари Коломба на Басманной или Ивана Аристова. В Туле — у Никиты Крапивинцова. В Париже — у оружейника Наполеона Николя Буте, у Тома в галерее Делорм; у Девима на Итальянском бульваре; у Карона и Фирмена в Оперном проезде; у Гастин-Ренетта на улице Антенн. В Германии — у знаменитой династии оружейников Кухенрейтеров из города Регенсбурга в Баварии. В Праге — у Антонина Винсента Лебеды
Но пожалуй, самыми знаменитыми стали изделия Анри Лепажа, которые можно было заказать в Париже на улице Ришелье, или в его представительстве в России.

Дуэльный гарнитур от Лепажа

Под конец, предлагаю Вам полюбоваться сим изящным, но смертельным произведением искусства

Пистолеты от Ивана Аристова


от Кухенрейтеров

Изделия от Буте

Товар от Гастин-Ринетта


от Девима


Оружие Антонина Винсента Лебеды

Приятного времени суток.

id77.livejournal.com

«Каждый из нас имел право стрелять, когда ему вздумается»

Гения убили 15 июля 1841 года. Одного точного выстрела хватило, чтобы прервать жизнь 26-летнего автора бессмертного «Героя нашего времени». Вокруг обстоятельств этой трагедии немало домыслов и слухов. Один из самых досужих – Лермонтова убил не Мартынов. Это была политическая заказная дуэль, и тот роковой выстрел совершил некто третий – неизвестный снайпер, уполномоченный на то царским правительством. Кандидат медицинских наук, доцент Эдуард Туманов считает, что поэта в честной дуэли застрелил майор Николай Мартынов. Эксперт поделился с корреспондентом «КП» малоизвестными документами из розыскного дела, датированного июлем 1841 года.

Орфография полностью сохранена. Обращаем внимание читателей, что следователи писали в деле не Лермонтов, а Лермантов. Такова была настоящая фамилия поэта.

«НА МЕСТЕ ПОЕДИНКА ПОМЕР»

В следствие предписания Конторы Пятигорского военного Госпиталя от 16 Июля за N 504 основанного на отношении Пятигорского Окружного Начальника Господина Полковника Ильяшенкова от того же числа с N 1352 свидетельствовал я в присутствии изследователей а) Пятигорского Плац-Маиора Г. Подполковника Унтилова в) Пятигорского Земского Суда Заседателя Черепанова е) Исправляющего должность Пятигорского Стряпчего Ольшанского 2-го и находящегося за Депутата Корпуса Жандармов Господина Подполковника Кушинникова; тело убитого на дуели Тенгинского пехотного полка Поручика Лермантова.

При осмотре оказалось, что пистолетная пуля попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящем, пробила правое и левое легкое поднимаясь в верх вышла между пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе прорезала мягкие части левого плеча; от которой раны Поручик Лермантов мгновенно на месте поединка помер. В удостоверение чего общим подписом и приложением герба моего печати свидетельствуем. Город Пятигорск Июля 17 дня 1841 года.

Подлинное подписал: Пятигорского военного Госпиталя Ординатор Лекарь Титулярный Советник Барклай-де-Толли.

При освидетельствовании тела находились: Плац-Маиор Подполковник Унтилов Заседатель Черепанов Исправляющий должность Окружного Стряпчего Ольшанский и Корпуса Жандармов Подполковник Кушинников.

1841 года Июля 16 дня, Следователи: Плац-Маиор Подполковник Унтилов, Пятигорского Земского Суда Заседатель Черепанов, Квартальный Надзиратель Марушевский, и Исправляющий должность Стряпчего Ольшанский 2-й, пригласив с собою бывших Секундантов: Корнета Глебова и Титулярного Советника Князя Васильчикова, ездили осматривать место, на котором происходил 15-го числа, в 7 часу пополудни, поединок. Это место отстоит на расстоянии от Города Пятигорска верстах в четырех, на левой стороне Горы Машухи, при ее подошве. Здесь пролегает дорога, ведущая в Немецкую Николаевскую Колонию. По правую сторону дороги образуется впадина, простирающаяся с вершины Машухи до самой ее подошвы; а по левую сторону дороги впереди стоит небольшая Гора, отделившаяся от Машухи. Между ними проходит в колонию означенная дорога. От этой дороги начинаются первые кустарники, кои изгибаясь к Горе Машухе, округляют небольшую поляну. Тут-то поединщики избрали место для стреляния. Привязав своих лошадей к кустарникам, где приметна истоптанная трава и следы от беговых дрожек, они, как указали нам следователям, Гг. Глебов и Князь Васильчиков, отмерили вдоль по дороге Барьер в 15 шагов, и поставили по концам оного по шапке, потом, от этих шапок, еще отмерили по дороге ж в обе стороны по 10-ти шагов, и на концах оных также поставили по шапке, что составилось уже четыре шапки. Поединщики с начала стали на крайних точках, т. е. каждый в 10 шагах от Барьера: Мартынов от Севера к Югу, а Лермантов от Юга к Северу. По данному Секундантами знаку они подошли к Барьеру. Маиор Мартынов выстрелив из рокового пистолета, убил Поручика Лермантова, не успевшего выстрелить из своего пистолета. На месте, где Лермантов упал и лежал мертвый, приметна кровь, из него изтекшая. Тело его, по распоряжению Секундантов, привезено того же вечера в 10 часов, на квартиру его ж Лермантова.

Подлинный подписали: Плац-Маиор Подполковник Унтилов Заседатель Черепанов Квартальный Надзиратель Марушевский Исправляющий должность Окружного Стряпчего Ольшанский и находящийся при следствии Корпуса Жандармов Подполковник Кушинников.

«Я ПРИШЕЛ К БАРЬЕРУ ПЕРВЫЙ»

Из показаний Мартынова Н.С.

Мы стрелялись по левой стороне Горы, на дороге ведущей в какую то Колонку, вблизи частого кустарника. Был отмерен барьер в 15 шагов и от него в каждую сторону еще по десяти. Мы стали на крайних точках. По условию дуели, каждый из нас имел право стрелять когда ему вздумается, стоя на месте или подходя к барьеру. Я первый пришел на барьер; ждал несколько времени выстрела Лермантова, потом спустил курок.

Из ответа Мартынова Н.С. на вопросы Пятигорского окружного суда

По нашему обоюдному согласию был назначен барьер в 15-ть шагов. — Хотя и было положено между нами щитать осечку за выстрел, но у его пистолета осечки не было. — Остальное же все, было предоставлено нами Секундантам и как их прямая обязанность состояла в наблюдении за ходом дела то они и могут объяснить, не было ли нами отступлено от принятых правил.

От зделанного мною выстрела он упал, — и хотя признаки жизни еще были видны в нем, — но уже он не говорил. — Я поцеловал его и тотчас же отправился домой, полагая что помощь может еще подоспеть к нему во время. —

«СТРЕЛЯТЬ, КОГДА ЗАБЛАГОРАЗСУДИТ»

Лейб-Гвардии Конного полка Корнет Глебов:

«Дуель происходила в четырех верстах от Пятигорска у подошвы горы Машухи на самой дороге часов в 7 пополудни. По условиям прежде установленным, Маиор Мартынов и Поручик Лермантов стали на свои места; от сих мест были отмерены 10 шагов с каждой стороны до барьера а между барьерами 15, разставивши противников мы Секунданты зарядили пистолеты и по данному знаку Гг. дуелисты начали сходиться; дойдя до барьера оба стали; Маиор Мартынов выстрелил. Поручик Лермантов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела, из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух. Об условии стрелять ли вместе или один после другого не было сказано, по данному знаку сходиться каждый имел право стрелять когда заблагоразсудит».

«ЛЕРМОНТОВ ПЕРВЫЙ ПОДАЛ ПОВОД К ССОРЕ»

РАПОРТ

Военно-судное дело, произведенное в комиссии учрежденной в Г. Пятигорске над Отставным Маиором Мартыновым, Лейб-Гвардии Конного Полка Корнетом Глебовым и служащим в собственной Его Императорского Величества Канцелярии Титулярным Советником Князем Васильчиковым, с мнением моим, присем к Вашему Высокопревосходительству, представить честь имею.

Генерал Адъютант Граббе. Управляющий Отделением, Состоящий по кавалерии, Маиор Булгаков.

1-е, Означенные подсудимые, находясь в городе Пятигорске, для пользования от болезней минеральными водами, 15-го июля сего 1841-го года вместе с Поручиком Лермантовым, пополудни в шесть с половиною часов, отправились из квартир своих, по дороге в Николаевскую колонию, и отъехав от Города не более четырех верст, остановились при подошве горы Машухи, среди кустарника, привязав лошадей: Мартынов, Лермантов и Васильчиков — верховых: а Глебов — запряженную в беговые дрожки. После того секунданты Корнет Глебов и Князь Васильчиков, отмерив в 15-ть шагов баррьер, поставили на концах его фуражки и отщитав еще в обе стороны от баррьера по 10-ти шагов, зарядили два пистолета пулями и отдали их Маиору Мартынову и Поручику Лермантову. Условия дуэли были: сходиться к баррьеру по данному одним из секундантов знаку и стрелять по произволу на походе, или на месте. — Корнет Глебов подал этот знак, и Маиор Мартынов приблизясь к баррьеру, выстрелом ранил Поручика Лермантова в правый бок, ниже последнего ребра при страстении его с хрящем, на вылет под левым плечом, от чего он мгновенно на месте умер. Причиною этой дуэли, были беспрестанные насмешки и колкости Поручика Лермантова над Маиором Мартыновым; а последняя ссора, побудившая к дуэли, была у них (как из дела видно) 13-го числа Июля, по выходе из дома Генерал-Маиорши Верзилиной, у которой раздор их, хотя никто из бывших вместе с ними гостей не заметил, но он подтверждается собственным сознанием Мартынова и объяснениями Князя Васильчикова и Корнета Глебова, как секундантов. Лермантов идя от Г-жи Верзилиной, первый подал повод к ссоре колким объяснением о равнодушии своем к поединку, говоря Мартынову, чтобы тот лучше сделал, если б действовал; потому что он (Лермантов) от дуэли никогда не отказывается. Это побудило Мартынова к дуэли, в которой приглашены секундантами: со стороны Мартынова — Корнет Глебов, а Лермантова — Князь Васильчиков.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Никакой засады не было

Дуэль происходила на участке дороги в Николаевскую колонию, проходящей у восточного края Перкальской скалы, расположенной у подножия горы Машук. Известно, что место, выбранное для дуэли, имеет наклон в сторону севера около 6°.

Лермонтову досталась позиция от юга к северу, а Мартынову от севера к югу. В результате этого позиция Лермонтова оказалась на 1,0 метр выше, что вынудило Мартынова целиться по направлению снизу вверх.

Перед началом дуэли Мартынов сбросил с себя черкеску, в которую был одет, чтобы газыри не смогли защитить его от пули. (Позднее Мартынов послал за ней своего слугу.)

По команде секунданта: «Сходись!» Мартынов выдвинулся к барьеру и навёл пистолет на противника.

Лермонтов стоял напротив Мартынова, повернувшись к нему правым боком держа пистолет в согнутой в локте правой руке. При этом его плечо было опущено вниз и направлено вдоль туловища, предплечье лежало на передней поверхности груди, а кисть с зажатым в ней пистолетом располагалась над левой ключицей.

Известно, что у Лермонтова после травмы была деформирована правая нога, из-за чего он сильно хромал. Лермонтов был вынужден использовать, в качестве опорной левую ногу. В результате этого его туловище было отклонено назад, в сторону левого бока. Левая рука была опущена вниз, располагаясь вдоль туловища по подмышечной линии.

Все перечисленное, а также шестиградусный наклон места дуэли, говорит о том, что Михаила Юрьевича застрелил именно Мартынов, а не кто-то иной, сидевший в засаде. Ранение прошло снизу вверх по прямому каналу, с повреждением по ходу раневого канала печени, сердца и левого легкого.

Мощность использованных при дуэли пистолетов была достаточна для образования огнестрельного повреждения, отмеченного у Лермонтова.

Известно, что в поединке использовались капсульные дульнозарядные дуэльные пистолеты 44 калибра производства немецкого оружейного мастера Кухенройтера (Johann Andreas Kuchenreuter, Regensburg, 1716–1795). Данные пистолеты имели нарезной ствол длиной 11 ¼ дюйма (285 мм) с шагом винтовой нарезки 1:18 дюйма (1/450 мм). Общая длина пистолета — 16 ¾ дюйма (425 мм), вес – 2,53 фунта (1,15 кг). Для стрельбы использовались круглые пули 44 калибра, имевшие диаметр 0,435 дюйма (11,05 мм) и вес, равный 123 гран (7, 97 гр.).

Начальная скорость выпущенной пули — около 300 метров в секунду. На дистанции 20 шагов убойная сила такой пули сопоставима с выстрелом из пистолета ТТ.

КСТАТИ

Из сочинения: Лермонтов погиб, как настоящий гангстер, – в перестрелке

15 октября 1814 года родился Михаил Лермонтов. 200 лет – цифра солидная и серьезная. А что делают в день рождения? Правильно! Говорят об имениннике! Много, долго и хорошо. «Комсомолка» решила не нарушать традиции. Мы попросили школьников ответить на простые вопросы о Михаиле Юрьевиче, ему на радость и нам почитать… и посмеяться. Правда, иногда сквозь слезы — некоторые ответы были ну-у-у очень неожиданными! (читайте далее)

www.kp.ru

Дуэльные пистолеты.

Здравствуйте уважаемые.
Коль мы с Вами продолжаем педалировать тему дуэлей, то уж точно никак не можем обойти тему дуэльного оружия, а конкретно дуэльных пистолетов. Иных видов оружия сейчас касаться не буду, но скорее всего немного расскажу о них в следующем посте. Как мы уже с Вами выяснили, именно пистолет стал основным дуэльным оружием в России. И в этом есть своя логика, ведь драться на пистолетах мог практически любой дворянин. Пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом развитии, степени тренированности. Стрелковое мастерство на дуэли имело значительно меньшее значение, чем мастерство фехтовальное. И на первое место выходили случай и психологическая уравновешенность стрелка. Ведь как гласит часть русской национальной поговорки «пуля — дура» 🙂

Дуэльный пистолет — это особый, отличающийся от иных вид оружия. И не в том смысле, что они технически как-то уж сильно отличались, вовсе нет. Чаще всего, это было своего рода произведение искусства. И очень красивое произведение. Большинство дуэльных гарнитуров (мы чуть ниже поговорим с вами, что это) отличались особо тщательной выделкой. Они украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из ценных сортов деревьев. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в черный, коричневый или голубой цвета. В декоре часто использовали арабески и гротеск. В общем, красота.

Сие и неудивительно. Стрелялись то дворяне, и многие из них были людьми далеко не бедными. Ну и в последние минуты перед возможной гибелью им хотелось держать в руках что-то изящное и красивое. Этакая почти японская эстетика смерти.
Хотя главным, конечно, в дуэльном пистолете было не красота и эстетика, а надежность и убойная сила. Кстати, тут в середине 20 века, некая комиссия, исследовавшая причины гибели Лермонтова на дуэли произвела для сравнения контрольные выстрелы и из дуэльного пистолета и армейского ТТ, состоявшего на вооружении тогда. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. Вот такие вот пироги…

Но мы немного отвлеклись.
Итак, говоря о дуэльных пистолетах, мы должны понимать, что говорить о них в единственном числе — это абсолютно неверно. Пистолеты приобретались в так называемом гарнитуре, сиречь дуэльной паре пистолетов, отличающихся друг от другом только цифрой на рукояти (cоответственно I и II), зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов — отвертки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Все это компактно было расположено в особом ящике. Это и называлось гарнитуром.

До первой трети XIX века дуэльный пистолет оснащался так называемым «французским батарейным» замком, то есть кремневым замком. В чем суть. замок представлял собой две «собачки» в одной из которых находился кремень, а другая огниво. При нажатии курка, «собачки» сходились и вышибали искру, которая попадала на находящуюся под ними пороховую полку и воспламеняла порох на ней и в стволе, после чего следовал выстрел. Ну, на всякий случай расскажу, если кто забыл или не знал, что пистолет был однозарядный и дульного заряжания. То есть перед выстрелом, надо было положить тужа порох, а затем забить пулю обернутую пыжом. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12—15 мм и весом 10— 12 грамм.

Кремневый замок

Понятно, что сей замок не способствовал успешности дуэли. Очень много было осечек. При дожде вообще стреляться было очень проблематично. А если еще секунданты договорятся и положат двойной или тройной заряд пороха, чтобы отдача была посильнее и дыма побольше — то попасть было и вовсе сложно.
Настоящую революцию в дуэльном деле произвело создание Александром Джоном Форсайтом (священником, кстати) так называемого капсульного замка. Собачка теперь была по капсулю — сиречь медному колпачку, защищенного от непогоды и внутри которого была химическая смесь, которая воспаменяла порох в стволе. Практически полностью были исключены осечки, влияние погоды, уменьшилось количество дыма и как следствие — точность стрельбы. Именно такие дуэльные пистолеты приобрели самое широкое распространение.

Капсульный замок

Так как обычно по негласным правилам дуэлянты должны были стреляться из незнакомого оружия, то гарнитур приобретался на один раз. Дальше или сдавался в ломбард, или оставлялся для собственной коллекции. Кстати, неважно какие пистолеты могли использоваться в дуэли — нарезные или гладкоствольные. Главное — чтобы они были одинаковые.

Первоначально, самыми лучшими, самыми стильными и модными считались английские дуэльные пистолеты. Но со временем мода на них прошла, и в тренде стали французские и немецкие. Однако и наши оружейники не отставали: в Санкт-Петербурге у купцов Куракина, Жернакова, Пономарева, Сургучева, Шишкина, а также в мастерских придворных оружейных мастеров Бертрана и Орлова. В Москве пистолеты можно было заказать у Артари Коломба на Басманной или Ивана Аристова. В Туле — у Никиты Крапивинцова. В Париже — у оружейника Наполеона Николя Буте, у Тома в галерее Делорм; у Девима на Итальянском бульваре; у Карона и Фирмена в Оперном проезде; у Гастин-Ренетта на улице Антенн. В Германии — у знаменитой династии оружейников Кухенрейтеров из города Регенсбурга в Баварии. В Праге — у Антонина Винсента Лебеды
Но пожалуй, самыми знаменитыми стали изделия Анри Лепажа, которые можно было заказать в Париже на улице Ришелье, или в его представительстве в России.

Дуэльный гарнитур от Лепажа

Под конец, предлагаю Вам полюбоваться сим изящным, но смертельным произведением искусства

Пистолеты от Ивана Аристова


от Кухенрейтеров


Изделия от Буте

Товар от Гастин-Ринетта


от Девима


Оружие Антонина Винсента Лебеды

Приятного времени суток.

diletant.media

Фильм «Дуэлянт». Оружейные аспекты. — Заметки стрелка-юриста — ЖЖ

Будучи временно нетрудоспособным, нашел-таки время посмотреть новомодное кино.
«Дуэлянт» снят, безусловно, интересно, но XIX век там… ну, картонный, что ли. Впрочем, мало кого это заботит в наше время.
Фильм насыщен сценами с участием оружия, но оружейная тематика освещена достаточно безграмотно. Хотя авторы фильма гордились тем, что в нем снималось оружие реальное, а не бутафорское.
Так-то оно так, но ляпы…

«Франкотт» оказывается «Savage», который по причине крайне сложной и глючной конструкции никто не копировал (да и особо не любил). Фигушки. Ошибся я. Это «Петтинджилл». Выпускался с 1861-го года, ГВ в САСШ. Редкий, я о нем не знал, помог коллективный разум.

По ссылочке — тут еще и Вессон углядели, которого там быть не могло.

И к нему, каким-то дивом, мелькают ПАТРОНЫ, которые там если и пробегали, то только в варианте бумажных неунитарных

Типичный бундельревольвер Мариэтта называют Аланом, ну то еще Бог с ним — Аллен делал свои «перечницы», устроенные по тому же принципу, а тут не рассмотреть.
Но помилуй Бог: вооруженный им главный мерзавец утверждает, что это залповое оружие — шесть пуль одновременно, ага.

Покупаемые й оружейника пистолеты Кухенройтера историчны, правда, рупь на сто, что это не Кухенройтер. Ну, добро, из пистолета работы этого оружейника несколько раньше того времени был убит Лермонтов, а дуэльные и спортивные пистолеты такого типа были в ходу еще на рубеже XIX и XX веков: отчасти из-за консервативности и формализованности процедуры, отчасти по причине желания не превращать дуэль в перестрелку из современных револьверов и пистолетов.

Такие аппараты были в то время еще вполне в ходу, потому, пожалуй, верю. Возможности наличия пистолета в то время и в том месте, разумеется, а не забиванию гвоздей и ловле рикошета. Нет, круглая пуля рикошетит на ура, но стрельба на рикошетах, тем более, точная — художественный вымысел. Реальные заряды, пули, поверхности — не их теоретические модели, потому равенством угла падения и отражения проблему не решить… Примерно равные шансы как провалить фокус, так и словить пулю. Впрочем, что и вышло.

Интересен другой пистолет… вот этот

Крутится что-то на уме, уж и на Лоренцони подумал, но не оно, не оно.

Вот тут лежит на столе в окружении несуразных в данном случае патронов. Неужели и правда игольчатый? Таки да, благодаря камраду nikolaj_s стало сие известно: игольчатый ! Жаль, информации маловато. А интересный пистолет, и затвор там интересный.

jurgen-m.livejournal.com

Дуэль генералов — Солнце село в море и осветило рыбу

Читая книгу Оксаны Киянской «Пестель», прочитал о дуэли двух генералов.
Правильно раньше говорили: век живи-век учись. Ведь не знал этой истории, честное слово, не знал, а почему не знал, сам удивляюсь.
В 1823 году во 2-й армии случилась пренеприятнейшая история.

Был тогда в русской армии Одесский полк.

Полк боевой, как говорят, «с историей». Участвовал полк в Бородинском сражении, потом был в заграничном походе, а после войны оказался полк на западе Украины, в составе 2-й армии, которой командовал герой войны 1812 года генерал Витгенштейн.

Назначили командиром Одесского полка подполковника Ярошевицкого. Декабрист Николай Басаргин, служивший в ту пору во 2-й армии, в своих воспоминаниях назвал его «грубым, необразованным и злым». Короче говоря, хам! Да ладно бы был командир грубым с солдатами, но от него доставалось и офицерам.
Тип такого офицера хорошо знаком всем, кто имел хоть какое-то отношение к армии советских времен. Да и в нынешней армии такие офицеры не редкость. Выход в таких случаях один — переводись в другую часть, а если совсем невтерпеж — увольняйся. Если же перевестись не получается, а увольняться не хочешь, сжимай зубы и терпи.
Но в начале девятнадцатого века офицеры не такие были, как нынешние. Решили офицеры полка, что один из них должен Ярошевицкому «нанести оскорбление действием», так тогда писали в официальных бумагах, а говоря по простому, набить ему морду. Да не в укромном месте, не один на один, а так, чтобы об этом знали все.
Накануне дивизионного смотра офицеры бросили жребий, и как пишет Николай Басаргин, «судьба избрала на погибель штабс-капитана Рубановского».
На следующий день, Рубановский, стоя в строю, специально держался несколько вольно, и даже разговаривал, на что командир полка, естественно, обратил внимание. Ярошевицкий подскакал к Рубановскому, и начал на него орать. Ну, кто хоть немного знаком с армейскими порядками, знает, что в таких случаях орут отцы-командиры.
Рубановский в ответ на это вышел из строя, бросил шпагу на землю, стащил опешившего командира полка с лошади, и от души, р-р-раз ему по роже… и еще один раз.., и еще!…
И никто из строя не вышел, и мордобой этот не пресек, потому что команды не было.
Короче говоря, когда командир дивизии подскакал к Одесскому полку, лицо у командира полка было красное, как у синьора Помидора из еще ненаписанной сказки Джанни Родари. Ну, тут уж командир дивизии приказал Рубановского схватить, что и было сделано.
Командир полка был вынужден уйти в отставку, а штабс-капитана Рубановского судили, разжаловали, и отправили служить в Сибирь солдатом. Всю вину Рубановский взял на себя, и о договоренности между офицерами не сказал ни слова.

(В последние годы много необычных памятников появилось в России — памятник букве Ё, и памятник плавленому сырку, вот только нет до сих пор памятника штабс-капитану Рубановскому. Не обязательно ваять фигуру штабс-капитана во весь рост. Достаточно установить на постаменте мощный кулак, а на постаменте написать: «Рубановскому. Потомству в пример»).

При чем же тут генералы?
Среди офицеров пошли разговоры, что командир бригады генерал Иван Мордвинов знал о том, что в полку что-то готовится, но никаких мер не принял.
Басаргин писал: «Вместо того чтобы заранее принять какие-либо меры, он, как надобно полагать, сам испугался и ушел ночевать из своей палатки перед самым смотром (войска стояли в лагере) в другую бригаду».
Во время официального следствия об этом ничего сказано не было, но начальник штаба армии генерал Павел Киселев, узнав об этом, предупредил Ивана Мордвинова о том, что предпримет все меры, чтобы отстранить того от командования бригадой, что вскоре и случилось.

Более раннего портрета генерала я не нашел. Конечно, в 1823 году волос на голове у Павла Дмитриевича Киселева было побольше, а орденов на груди поменьше.

Прошло полгода, но обида у отстраненного генерала Мордвинова не исчезала, а наоборот, все копилась и копилась. Да и сочувствующих ему хватало. Киселев не всем нравился, и тогдашние офицеры такие интриги закручивали, боже ж ты мой!
Кончилось все тем, что Мордвинов послал Киселеву вызов на дуэль. Место для дуэли выбрали подальше от Тульчина, где размещался штаб армии, в 40 верстах от него, в местечке Ладыжин, на берегу Буга. Мордвинов предлагал стреляться без секундантов, но Киселев взял с собой своего адъютанта Бурцова.

(На страничке одного сайта прочитал: «В городе Тульчине, районном центре Винницкой области, есть дворец Потоцкого, памятник Суворову, дом Пестеля, обувная фабрика и евреи. Впрочем, дом Пестеля недавно, говорят, развалился. Когда-то и евреев здесь было много, а сейчас, говорят, осталось около двухсот»)

Иллюстрация Репина к «Евгению Онегину» (1899 год).
Пушкин начал писать «Евгения Онегина» в том же 1823 году, когда происходила и дуэль генералов.
Разница в том, что Онегин и Ленский стрелялись из пистолетов француза Лепажа, а Киселев с Мордвиновых из пистолетов немца Кухенрейтера, и кроме того, Онегин с Ленским начали сходиться с тридцати двух шагов, а Киселев с Мордвиновым — с восемнадцати, и сходились до тех пор, пока не сошлись на расстояние в восемь шагов.
Кстати, между Онегиным и Ленским, когда Онегин выстрелил, было четырнадцать шагов

Лепаж это, или Кухенрейтер, не знаю, не специалист, но все дуэльные пистолеты первой трети 19 века были похожи друг на друга.

Стреляли по счету «Раз, два, три». Мордвинов целился Киселеву в голову, но промахнулся, а Киселев попал Мордвинову в живот. Спустя несколько часов Мордвинов умер.

Вернувшись в Тульчин, Киселев доложил о том, что произошло, Витгенштейну, написал письмо императору Александру, сдал дела, и стал ждать его решения. Ждать пришлось долго. Только через месяц Киселеву сообщили, что император не считает его виноватым, и заметил лишь, что было бы лучше, если бы поединок был за границей, а не в России.

Очень хотелось бы посмотреть на кого-нибудь из нынешних генералов, когда в его сторону с расстояния в восемь шагов был бы нацелен ствол пистолета, пусть и не Макарова, а Кухенрейтера.
И как, наверное, изменился бы генеральский лексикон, и тон при разговоре с подчиненными, если бы они допускали такую возможность.
Но, иные времена, иные нравы…

vaga-land.livejournal.com

Пистолет кремневый XVIII век, Германия (DENIX, D7/1043L)

Германский пистолет кремневый (XVIII век изг. Кухенрейтера)(DENIX, D7/1043L)

участник дуэли М.Ю. Лермонтова

Длина: 43 см.  Сталь, дерево

Производство: DENIX  Испания

        Если хотите чтобы ваш «сувенир» запомнился не только имениннику, но и всем собравшимся. Если считаете гостей интеллектуалами и знатоками литературы, то предлагаем купить в подарок кремневый Германский пистолет XVIII века, (изг. оружейной мастерской Иоганна Андреаса Кухенрейтера). Великолепно выполненная копия исторически значимого для каждого Россиянина пистолета, от мacтepов иcпaнcкoй фиpмы Denix. в лучшиx тpaдицияx миpoвoгo opужeйнoгo иcкуccтвa. Он пpивeдет в вocтopг цeнитeлeй литературы и иcтopии «Cтapoгo cвeтa» и не оставит равнодушным ни одного мужчину. Подарить его можно как коллекционеру старинного оружия, так и просто любителю стильных, красивых и дорогих вещей.

         В назначенное время, утром 5 марта 1766 года, известный авантюрист Джакомо Казанова (Giacomo Girolamo Casanova) и польский граф Браницкий (Franciszek Ksawery Branicki), скрестили свои дуэльные пистолеты, из-за итальянской актрисы и первой танцовщицей варшавского театра Бинетти. Так впервые в художественной и исторической литературе прозвучало имя великого оружейных дел мастера Иоганна Андреаса Кухенрейтера. Пуля немного царапнув живот, серьезно ранила Казанову в левую руку. При этом же его пуля, скользнув по руке, тяжело ранила Браницкого в живот. Ранения были очень серьезны, очевидцы считали что внутренности Браницкого пробиты и он не выживет, а Казанове врачи собирались ампутировать руку. Популярность Германского оружия, а особенно мастерской Кухенрейтера, была столь велика, что дуэльный набор в ее исполнении был желанным подарком для любого мужчины, тех времен. Следующий свой громкий голос пистолеты сказали, нанося непоправимый урон мировой литературе. Спустя ровно 75 лет, 15 июля (27 июля) 1841 года пистолеты опять участвуют в дуэли. Но на этот раз последствия оказались гораздо серьезнее, и смерть поэта стала невосполнимой трагедией для всей России. Во время печально известной дуэли М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым у горы Машук под Пятигорском были как раз использованы дуэльные пистолеты Кухенройтера, но уже с нарезными стволами и капсюльными замками. Очень часто, чтоб усовершенствовать свое оружие снимались кремневые замки и заменялись на капсульные. На фото выше, как раз один из таких пистолетов, с замененным замком от оружейных дел мастера – Иоганна Андреаса Кухенрейтера. 

       В магазине pro-sto Вы можете купить кремневый Германский пистолет XVIII века (изг. мастерской Кухенрейтера). Той самой, где было изготовлено ружье, выстрелом из которого охотник в «Приключениях барона Мюнхаузена», сбил воробья со шпиля Страсбургского собора. Мы доставим его самыми надежными транспортными компаниями, в любую точку нашей страны. Также мы предлагаем, купить у нас настенное крепление (панно) для его крепления этого пистолета, выполненное в виде щита самураев, крестоносцев, викингов или рыцарей, всех эпох и времен. Мы поможем оформить интерьер в едином стиле, и вы можете заказать любое крепление, или другие предметы по своему эскизу и размерам. Наши специалисты с огромным удовольствием выслушают все ваши предложения, по оформлению сувенирного оружия компании DENIX, ART-GLADIUS, S.I.PART и др.

С таких небольших предметов, начинаются огромные коллекции.

  

pro-sto.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о