Гуран животное – Гураны (национальность): история и современность

Гураны (национальность): история и современность

Слышали вы о народе, именуемом «гураны»? “Национальность? Что за нация?” — наверняка подумаете вы. Это слово заимствовано из бурятского языка. Так они называют самцов косуль. Монголы, эвенки, калмыки и другие алтайские народности называли этих грациозных животных похожим словом “гуру”. Так что это за народ, о котором редко кто знает?

История

Наверняка никто не сможет точно сказать, когда в Забайкалье, в Алтайском крае, появились первые русские первопроходцы. Но одно точно: это было очень давно, и тогда не было народа, именуемого «гураны». Национальность эта появилась в результате различных кровосмешений. После того как первые русские обосновались в этих краях в начале семнадцатого века и стали жить среди коренного населения, то есть эвенков и бурятов, они постепенно ассимилировались с ними, старались следовать их обычаям и традициям — одним словом, перенимали элементы культуры и быта алтайцев. Вместе с этим они не забывали свой язык и не утрачивали славянское самосознание. Это значит, что их культура и быт со временем стали носить как русские, так и эвено-бурятские черты.

С другой стороны, русские переселенцы привнесли в жизнь жителей Забайкалья новые особенности, присущие славянскому быту и культуре, например, земледелие, строительство городов и т. д. Таким образом, в здешних краях стал формироваться новый тип людей смешанных кровей – гураны, национальность которых было сложно определить. Они представляли собой микс двух рас – монголоидной и европейской, причем в четвертом поколении.

Происхождение

Согласно летописям, уже в 18-м веке здесь проживали гураны. Национальность (история свидетельствует об этом) никогда не была официально принятой. Это, скорее, этническая группа. Иногда слово “гуран” рассматривалось в качестве прозвища для людей, предки которых принадлежали к разным расам и народам, среди них были буряты, монголы, эвенки, маньчжуры и, конечно, русские. Но почему данная этническая группа стала называться именно так, а не иначе?

Казаки Забайкалья изготавливали для себя зимние шапки из меха самцов косули, которых коренные жители называли гуранами. При этом они оставляли рожки, чтобы, охотясь, вводить преследуемых животных в заблуждение. Как известно, в этих краях зимы бывают долгими, поэтому казаки носили эти шапки довольно длительное время. И их стали идентифицировать с косулями.

Кто такие гураны — национальность или этническая группа?

По поводу этого вопроса до сих пор идут споры. Согласно одной из теорий, в результате гибридизации или взаимопроникновения нескольких этносов может произойти не только исчезновение старого, но и возникновения нового этноса. Конечно, не везде это возможно, но Забайкалье идеально подходит для этого процесса. Так что в результате слияния таких народностей, как буряты, эвенки и русские, появился новый тип местного населения, который не похож ни на первых, ни на вторых, ни на третьих. А разве это не является доказательством того, что гураны – национальность (фото смотрите в статье)? Тем не менее в «Энциклопедии Забайкалья» информации о подобном народе нет. Гуран (национальность) обозначается как тип местного населения, основанный на трех этносах: бурятском, эвенкском и русском. Кстати, этот термин иногда заменяет слово забайкалец.

История, случившаяся с Хабаровым

Существует еще одна легенда происхождения данной национальности. Однажды поздней зимой русский путешественник и исследователь Ерофей Хабаров проезжал через Забайкалье. Он ехал на санях с проводником впереди обоза. И вдруг им путь перерезала быстроногая косуля, а за ней гнался какой-то мужичок в странной меховой одежде. Хабаров спросил ямщика: кто это? А тот, подумав, что барин имеет в виду бежавшее впереди животное, сказал, что это гуран.

Описание

В фольклоре местных жителей можно найти подробное описание представителей этноса гураны. Национальность их хоть и не значится в паспортах, однако о принадлежности к этносу говорят характерные черты. Во-первых, их можно узнать по нраву. Они не суетны, ласковы, обладают могучим казачьим духом. Что же касается чисто внешних характеристик, то глаза у них полураскосые, скулы достались от монголов, а цвет глаз может быть светлым, даже голубым. Кожа у них смуглая, а волосы в основном черные. Кстати, люди этой смешанной расы похожи на американских индейцев. Одним словом, внешность у них очень экзотичная, с преобладанием признаков монголоидной расы. К тому же у гуранов хорошо развита мускулатура, они гибки и прекрасно владеют приемами восточных единоборств. В свое время представители этого этноса защищали границы Сибири от набегов соседствующих народов – китайцев и монголов.

Гураны: национальность, современость

Со слов самих представителей этой народности, они сегодня практически не сохранили традиции своих далеких предков, населявших Забайкалье. Они считают себя больше русскими, однако не забывают, что в них течет кровь гуран. У представителей этой народности есть множество преданий, легенд и рассказов о жизни их предков. Изучая их, понимаешь, что отнести их к русской культуре сложно. Бурятского или эвенкского (тунгусского) здесь также практически нет. Исходя из этого, понимаешь, что это, безусловно, отдельный народ, с присущими ему характерными особенностями. А вот российский этнограф Николай Ядринцев считал, что гураны — это не этнос, а особый “областной тип” со своейственными ему характерными чертами.

Смесь белой и желтой кровей

Конечно же, речь идет о смешении рас. Монголоидную, как правило, называют желтой, а европейская, несмотря на различные оттенки кожи, считается белой. Некоторые ученые считают, что изначально гуранами называли тех людей, которые произошли от смешения казаков и русских крестьян с тунгусами. Позже это название прикрепилось ко всем, кто имеет признаки как Caucasoid (белой), так и Mongoloid (монголоидной) рас. Однако это не обычные метисы, а именно те, кто несет в себе метку поколений.

Дыроверы – совесть Забайкалья!

Как уже говорилось, сами гураны считают себя больше русскими, нежели бурятами или тунгусами, однако интересно узнать, к какой вере они себя причисляют, во что или в кого верят. В Забайкалье последние несколько столетий существуют множество христианских вероисповеданий. При этом они были созданы не богословами, а возникли спонтанно. Однако некоторые из них могут показаться нам дикими. Так, например, многие гураны являются дыроверами. Они поклоняются не иконам, а дырам, считая, что, созерцая космос через эти отверстия, они получают энергию. Эти верующие живут обособленно от других, заключают браки исключительно между собой, ведут строгий, аскетический образ жизни. Они смогли сохранить свою кровь, традиции и обычаи.

fb.ru

История гуранского народа

Дыроверы – совесть Забайкалья!

На моей родине, в Забайкалье, много разных христианских вероисповеданий. Эти веры создавались не учеными-богословами, а появлялись спонтанно и проверялись временем, тяжёлыми историческими испытаниями. Если на западе при советской власти значительная часть верующих легко стали атеистами, то здесь сохранили веру своих отцов. Хоть и вера может показаться дикой.

Есть дыроверы! Они молятся Отче нашему не иконам, а самым обыкновенным дырам… Из доски вынимают сучок – получается дыра – объект для поклонения. Через эту дыру в состоянии боговдохновенного созерцания получают космическую энергию для нелёгкой сибирской жизни.

Все верующие живут отдельными поселениями, ведут очень строгий образ жизни, в брак вступают исключительно только между собой – отсюда у них самая чистейшая по всей России русская кровь и русская душа. Девушки, воспитанные в духе нравственности и непрекословного родительского послушания, божественные, само очарование.

И вот среди множества поселений верующих – свободолюбивые гураны! Гураны охраняли российскую границу, боролись с междоусобицей. Атаманы, предводители гуранского войска, часто из политических и экономических соображений заставляли сыновей жениться на бурятках и монголках.

Но сыновья не всегда были послушными. Они садились на лихого коня и воровали в поселениях прекрасных дыроверок. И эти неблаговидные поступки позволяли поддерживать в гуранском народе русскую кровь и русский дух. И из-за этого на самом деле доброго поступка, сыновей прозвали ласково гуранами – то есть козлами.

Гураны – это были воины Забайкалья, защищавшие рубежи России. Силу они свою черпали в людях, которых пренебрежительно называют сектантами.

И пренебрежительно к ним относятся на российском западе те, которые веру свою меняют в зависимости от политического устройства страны.

Андрей Булатов

Здравствуйте, Андрей!

И вот среди множества поселений верующих – свободолюбивые гураны! Гураны охраняли российскую границу, боролись с междоусобицей. Атаманы, предводители гуранского войска, часто из политических и экономических соображений заставляли сыновей жениться на бурятках и монголках. —

Это действительно интересно, я о такой народности раньше не слышал.

С Вашего разрешения, я тоже поискал и нашел еще немного интересной информации, о разных версиях происхождения этой народности и ее названия.


Читинская область.

(…)

Исторически сложилось так, что основное население — русские, почти 90 %. Русскими считают себя и гураны. Это местное название потомков русских землепроходцев и молчаливых, но гордых и выносливых тунгусок. Гураны и сейчас сохранили в облике смуглую кожу, широкие скулы, черные и жесткие волосы, полуазиатский разрез глаз, в характере трезвый ум, хитрость, скрытность и подозрительность, а в жизненной философии — восточную мудрость.
Это уникальный тип местного населения, основанный на русском и эвенкийском этносах. Жители долин рек Хилка, Чикоя и других мест региона сохраняют самобытный и яркий уклад жизни «семейских» — потомков русских староверов, сосланных в Забайкалье Екатериной II и другими самодержцами.

http://www.shvyriaev.ru/shvyryaev/01_province/index4.htm


Карымы

Карымы от монгольского «харим» — чужой, инородный. В Забайкалье карымами называли эвенков, бурят, принявших православную веру, т.е. крещеных, получивших русские имена и фамилии. Иногда карымами называли людей от совместных браков русских, эвенков или бурят. Чаще таких людей называют гуранами. Сейчас, после 350-летия обрусения местного населения, забайкальцы с шуточной гордостью называют себя гуранами.

Забайкальский рабочий/ №64 (23592)


Эвенки, вместе с эвенами, ориентировочно, равными по численности половинами, придерживались различных материальных культур. Южная часть — коневодческой, северная — оленеводческой. Проблема южных эвенков-коневодов решена была очень просто, «китайским» способом — живёшь в Китае, значит — китаец. Нет — пошёл вон. Как и куда идти, видимо, проблемы не составляло. Существовавший ранее мост между оленными и конными эвенками, разрушили ссыльные поляки после известного восстания. Сосланные в Забайкалье, они перебили местных эвенков, женщин забрали себе и «учредили» интереснейшую группу населения, представителей которых в Прибайкалье зовут «гуранами», как кстати и самцов сибирской косули — за красоту, необыкновенную выразительность громадных глаз.

В.И.Филь, научный сотрудник КИЭП ДВО РАН, охотовед, кандидат биологических наук

http://www.iks.ru/~nkp/arhiv/html_arhiv/2002/5/5_8.html


В качестве справки: Гуран — самец косули, а также и название реки в Забайкалье.

Кстати, один гуран довольно далеко забрался от Забайкалья (ну, это «не наш человек», полагаю):


Шамиль Басаев заявил на одном из сайтов чеченских боевиков, что теракт в Беслане совершили 12 чеченцев и две чеченки, девять ингушей, трое русских, двое арабов и двое осетин, а также татарин, кабардинец и гуран (представитель одной из народностей Забайкалья).

www.lenta.ru


С уважением, Николай Мамаев.
 

cosmopolitan.name

Гураны — это… Что такое Гураны?

Гураны — коренные забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, тунгусами, эвенками, монголами, маньчжурами.

Этимология

Слово гуран заимствовано русскими из бурятского языка и означает самец косули. В том же значении оно употребляется монголами (gura), эвенками, калмыками (guru), алтайцами.

История смешения рас

Русские, проживая на одной территории с коренным населением — эвенками и бурятами, иногда ассимилируясь с ними, постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов. Но, оказавшись в новых природно-хозяйственных условиях в тесном соприкосновении с другими народами, они, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя свой культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты хозяйства, быта и культуры. В свою очередь, русские, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приемы, содействовали развитию земледелия, оседлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался определённый тип местного населения, основанный на бурятском, эвенкийском и, в основном, русском, который и принято называть «гураны».

Многие забайкальцы имеют смешанную кровь. Европеоидная и монголоидная расы встретились в пределах сибирских границ — Западного и Восточного Забайкалья. Этим объясняется появление в бытовой лексике местного населения особого слова гуран, которое обозначает человека смешанной крови в четвертом поколении, вобравшего в себя черты русских первопроходцев и коренного населения — тунгусов. Судя по архивным документам, уже в XVIII веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли слово гуран как имя или прозвище. Затем так стали называть всех коренных забайкальцев (то есть тех, кто родился за Байкалом) или потомков от смешанных браков русских с бурятами, монголами, эвенками, а также с маньчжурами.

Почему именно гуран стало названием этой этнической группы? Забайкальские казаки шили зимние шапки из шкуры гурана, самца косули, сохраняя рожки молодой косули. Этот головной убор напоминал голову гурана, и вводил в заблуждение на охоте. Длительные зимы способствовали тому, что этот характерный головной убор примелькался на глазах и отложился в сознании, дав прозвище целой этнической группе. [1]

Этнос

Некоторые исследователи считают, что в результате смешения европеоидной и монголоидной рас появился особый этнос. Еще в конце XIX века известный этнограф Н. М. Ядринцев доказывал, что в Сибири складывается особый «областной тип», который по мировоззрению, бытовому укладу, внешнему облику сильно отличается от жителей европейской России.

Профессор Намжил Цыбиков в работе «Этногенез и резистентность» утверждает:

В своем развитии этносы постоянно подвергаются процессу взаимопроникновения (гибридизации), следствием чего является либо исчезновение этноса, либо формирование нового… Забайкалье является уникальным регионом, в котором прослеживаются эти процессы. Четко определены временные интервалы миграционных потоков русских, которые вступали в браки с аборигенами, результатом чего явилось рождение нового этноса гуранов.[2]

Не все ученые согласны с тем, что гураны образуют этнос. В вышедших томах «Энциклопедии Забайкалья»[3] нет статьи о таком народе. В первом томе термин гуран объяснен как «основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения». В разговорах его нередко используют в качестве синонима к термину забайкалец. Вопрос о таком этносе, как гураны, остается открытым, по большей части термин гуран относится к самосознанию народа.

См. также

Примечания

  1. Гураны
  2. Н. Н. Цыбиков Этногенез и резистентность // Народы Забайкалья: возрождение и развитие. Чита, 1997
  3. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область, в четырех томах «Наука» Сибирская издательская фирма РАН, 2006 ISBN 5020321028

dic.academic.ru

Гураны — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гура́ны — коренные забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.

Этимология

Слово гуран заимствовано русскими из бурятского языка и означает «самец сибирской косули». В том же значении оно употребляется монголами (gura), эвенками, калмыками (guru), алтайцами.

История смешения рас

Русские, проживая на одной территории с коренным населением — бурятами и эвенками, часто ассимилируясь с ними, постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов. Но, оказавшись в новых природно-хозяйственных условиях в тесном соприкосновении с другими народами, они, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя свой культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты хозяйства, быта и культуры. В свою очередь, русские, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приемы, содействовали развитию земледелия, осёдлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался определённый тип местного населения, основанный на бурятском, эвенкийском и, преимущественно, русском этническом элементе, который и принято называть «гураны».

Многие забайкальцы имеют смешанную кровь. Европеоидная и монголоидная расы встретились в пределах Забайкалья. Этим объясняется появление в бытовой лексике местного населения особого слова гуран, которое обозначает человека смешанной крови в четвёртом поколении, вобравшего в себя черты русских первопроходцев и коренного населения. Судя по архивным документам, уже в XVIII веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли слово гуран как имя или прозвище. Затем так стали называть всех коренных забайкальцев (то есть тех, кто родился за Байкалом) или потомков от смешанных браков русских с бурятами, монголами, эвенками, а также с маньчжурами.

Почему именно слово гуран стало названием этой этнической группы? Забайкальские казаки шили зимние шапки из шкуры гурана, самца косули, сохраняя рожки. Этот головной убор напоминал голову животного, и вводил в заблуждение на охоте. Длительные зимы способствовали тому, что этот характерный головной убор примелькался на глазах и отложился в сознании, дав прозвище целой этнической группе[1].

Этнос

Некоторые исследователи считают, что в результате смешения европеоидной и монголоидной рас появился особый этнос. Еще в конце XIX века известный этнограф Н. М. Ядринцев доказывал, что в Сибири складывается особый «областной тип», который по мировоззрению, бытовому укладу, внешнему облику сильно отличается от жителей европейской России.

Профессор Н. Н. Цыбиков в работе «Этногенез и резистентность» утверждает:

В своем развитии этносы постоянно подвергаются процессу взаимопроникновения (гибридизации), следствием чего является либо исчезновение этноса, либо формирование нового… Забайкалье является уникальным регионом, в котором прослеживаются эти процессы. Чётко определены временные интервалы миграционных потоков русских, которые вступали в браки с аборигенами, результатом чего явилось рождение нового этноса гуранов[2].

Не все учёные согласны с тем, что гураны образуют этнос. В вышедших томах «Энциклопедии Забайкалья»[3] нет статьи о таком народе. В первом томе термин гуран объяснён как «основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения». В разговорах его нередко используют в качестве синонима к термину забайкалец. Вопрос о таком этносе, как гураны, остаётся открытым, по большей части относится к самосознанию народа.

См. также

Напишите отзыв о статье «Гураны»

Примечания

  1. [www.kharin.front.ru/p0006.htm Гураны].
  2. Н. Н. Цыбиков. Этногенез и резистентность // Народы Забайкалья: возрождение и развитие. — Чита, 1997.
  3. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область, в четырех томах. — «Наука» Сибирская издательская фирма РАН, 2006. — ISBN 5020321028.

Литература

  • Аникин А. Е. Заимствования из уральских алтайских и палеоазиатских языков // Этимологический словарь русских диалектов Сибири. — М.

Ссылки

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Гураны

Денисов ударил его по плечу, и быстро стал ходить по комнате, не глядя на Ростова, что он делывал в минуты душевного волнения.
– Экая дуг’ацкая ваша пог’ода Г’остовская, – проговорил он, и Ростов заметил слезы на глазах Денисова.

В апреле месяце войска оживились известием о приезде государя к армии. Ростову не удалось попасть на смотр который делал государь в Бартенштейне: павлоградцы стояли на аванпостах, далеко впереди Бартенштейна.

Они стояли биваками. Денисов с Ростовым жили в вырытой для них солдатами землянке, покрытой сучьями и дерном. Землянка была устроена следующим, вошедшим тогда в моду, способом: прорывалась канава в полтора аршина ширины, два – глубины и три с половиной длины. С одного конца канавы делались ступеньки, и это был сход, крыльцо; сама канава была комната, в которой у счастливых, как у эскадронного командира, в дальней, противуположной ступеням стороне, лежала на кольях, доска – это был стол. С обеих сторон вдоль канавы была снята на аршин земля, и это были две кровати и диваны. Крыша устраивалась так, что в середине можно было стоять, а на кровати даже можно было сидеть, ежели подвинуться ближе к столу. У Денисова, жившего роскошно, потому что солдаты его эскадрона любили его, была еще доска в фронтоне крыши, и в этой доске было разбитое, но склеенное стекло. Когда было очень холодно, то к ступеням (в приемную, как называл Денисов эту часть балагана), приносили на железном загнутом листе жар из солдатских костров, и делалось так тепло, что офицеры, которых много всегда бывало у Денисова и Ростова, сидели в одних рубашках.

В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.

За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.

– Я тебе пг’иказывал не пускать их жг’ать этот ког’ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг’чук с поля тащил.

– Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.

Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.

За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»

«Куда это собрались?» подумал Ростов.

Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.

– Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.

– Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл.

– И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу.

– Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный.

– Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.

– Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.

– А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.

– Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.

– Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.

wiki-org.ru

Гураны Википедия

Гура́ны — забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.

Этимология

Слово гуран заимствовано русскими из бурятского языка и означает «самец сибирской косули». В том же значении оно употребляется монголами (gura), эвенками, калмыками (guru), алтайцами.

История смешения рас

Русские, проживая на одной территории с коренным населением — бурятами и эвенками, часто ассимилируясь с ними, постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов. Но, оказавшись в новых природно-хозяйственных условиях в тесном соприкосновении с другими народами, они, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя свой культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты хозяйства, быта и культуры. В свою очередь, русские, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приёмы, содействовали развитию земледелия, осёдлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался определённый тип местного населения, основанный на бурятском, эвенкийском и, преимущественно, русском этническом элементе, который и принято называть «гураны».

Многие забайкальцы имеют смешанную кровь. Европеоидная и монголоидная расы встретились в пределах Забайкалья. Этим объясняется появление в бытовой лексике местного населения особого слова гуран, которое обозначает человека смешанной крови в четвёртом поколении, вобравшего в себя черты русских первопроходцев и коренного населения. Судя по архивным документам, уже в XVIII веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли слово гуран как имя или прозвище. Затем так стали называть всех коренных забайкальцев (то есть тех, кто родился за Байкалом) или потомков от смешанных браков русских с бурятами, монголами, эвенками, а также с маньчжурами.

Почему именно слово гуран стало названием этой этнической группы? Забайкальские казаки шили зимние шапки из шкуры гурана, самца косули, сохраняя рожки. Этот головной убор напоминал голову животного, и вводил в заблуждение на охоте. Длительные зимы способствовали тому, что этот характерный головной убор примелькался на глазах и отложился в сознании, дав прозвище целой этнической группе[1].

Этнос

Некоторые исследователи считают, что в результате смешения европеоидной и монголоидной рас появился особый этнос. Ещё в конце XIX века известный этнограф Н. М. Ядринцев доказывал, что в Сибири складывается особый «областной тип», который по мировоззрению, бытовому укладу, внешнему облику сильно отличается от жителей европейской России.

Профессор Н. Н. Цыбиков в работе «Этногенез и резистентность» утверждает:

В своем развитии этносы постоянно подвергаются процессу взаимопроникновения (гибридизации), следствием чего является либо исчезновение этноса, либо формирование нового… Забайкалье является уникальным регионом, в котором прослеживаются эти процессы. Чётко определены временные интервалы миграционных потоков русских, которые вступали в браки с аборигенами, результатом чего явилось рождение нового этноса гуранов[2].

Не все учёные согласны с тем, что гураны образуют этнос. В вышедших томах «Энциклопедии Забайкалья»[3] нет статьи о таком народе. В первом томе термин гуран объяснён как «основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определённый тип местного населения». В разговорах его нередко используют в качестве синонима к термину забайкалец. Вопрос о таком этносе, как гураны, остаётся открытым, по большей части относится к самосознанию народа.

См. также

Примечания

  1. ↑ Гураны.
  2. Н. Н. Цыбиков. Этногенез и резистентность // Народы Забайкалья: возрождение и развитие. — Чита, 1997.
  3. ↑ Энциклопедия Забайкалья: Читинская область, в четырех томах. — «Наука» Сибирская издательская фирма РАН, 2006. — ISBN 5020321028.

Литература

  • Аникин А. Е. Заимствования из уральских алтайских и палеоазиатских языков // Этимологический словарь русских диалектов Сибири. — М.

Ссылки

wikiredia.ru

Гураны Википедия

Русские, проживая на одной территории с коренным населением — бурятами и эвенками, часто ассимилируясь с ними, постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов. Но, оказавшись в новых природно-хозяйственных условиях в тесном соприкосновении с другими народами, они, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя свой культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты хозяйства, быта и культуры. В свою очередь, русские, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приёмы, содействовали развитию земледелия, осёдлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался определённый тип местного населения, основанный на бурятском, эвенкийском и, преимущественно, русском этническом элементе, который и принято называть «гураны».

Многие забайкальцы имеют смешанную кровь. Европеоидная и монголоидная расы встретились в пределах Забайкалья. Этим объясняется появление в бытовой лексике местного населения особого слова гуран, которое обозначает человека смешанной крови в четвёртом поколении, вобравшего в себя черты русских первопроходцев и коренного населения. Судя по архивным документам, уже в XVIII веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли слово гуран как имя или прозвище. Затем так стали называть всех коренных забайкальцев (то есть тех, кто родился за Байкалом) или потомков от смешанных браков русских с бурятами, монголами, эвенками, а также с маньчжурами.

Почему именно слово гуран стало названием этой этнической группы? Забайкальские казаки шили зимние шапки из шкуры гурана, самца косули, сохраняя рожки. Этот головной убор напоминал голову животного, и вводил в заблуждение на охоте. Длительные зимы способствовали тому, что этот характерный головной убор примелькался на глазах и отложился в сознании, дав прозвище целой этнической группе[1].

Некоторые исследователи считают, что в результате смешения европеоидной и монголоидной рас появился особый этнос. Ещё в конце XIX века известный этнограф Н. М. Ядринцев доказывал, что в Сибири складывается особый «областной тип», который по мировоззрению, бытовому укладу, внешнему облику сильно отличается от жителей европейской России.

Профессор Н. Н. Цыбиков в работе «Этногенез и резистентность» утверждает:

В своем развитии этносы постоянно подвергаются процессу взаимопроникновения (гибридизации), следствием чего является либо исчезновение этноса, либо формирование нового… Забайкалье является уникальным регионом, в котором прослеживаются эти процессы. Чётко определены временные интервалы миграционных потоков русских, которые вступали в браки с аборигенами, результатом чего явилось рождение нового этноса гуранов[2].

Не все учёные согласны с тем, что гураны образуют этнос. В вышедших томах «Энциклопедии Забайкалья»[3] нет статьи о таком народе. В первом томе термин гуран объяснён как «основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определённый тип местного населения». В разговорах его нередко используют в качестве синонима к термину забайкалец. Вопрос о таком этносе, как гураны, остаётся открытым, по большей части относится к самосознанию народа.

ruwikiorg.ru

Гураны — Все подряд — Город Чита — Каталог статей

 

Гураны национальность

Кто такие гураны?

 

Гураны – это народность Забайкалья, образовавшаяся  от комбинированных связей бурятского народа, монголов, эвенков и русскоязычной нации. 

Само понятие «гуран» было взято русскими из наречия бурятов. Гуран – самец такого животного, как косуля. В аналогичном значении это понятие употребляют монголоидные жители, эвенки, а также жители Калмыкии и Алтая. 

Представители русского населения, которые проживали вместе с бурятами, иногда вступали с ними в брачные отношения. Вследствие этого, они приобретали определенные особенности антропологического характера. Кроме этого, происходило активное заимствование определенных обычаев в быту и культурной области данных народов. Тем не менее, даже в такой ситуации, при постоянных контактах с другими этногруппами, русские сохраняли свой язык и национальную гордость. При сохранении факторов культурного и хозяйственного значения русскими вырабатывались новые умения в аналогичных сферах. Русские, внедряя среди забайкальцев свои методы хозяйствования, способствовали развитию земледельческой культуры, уровня оседлости и городскому строительству. Благодаря этому в данном регионе произошло постепенное образование определенного местного народа, соединяющего в себе черты бурятов, русских и эвенков, который стали именовать гуранами.

Гураны и на сегодняшний день сохранили в своем внешнем виде типичные особенности монголоидной расы (речь идет о смуглом оттенке кожи, широких скулах, густых и черных волосах, а также полуазиатском разрезе век). Данный народ обладает такими чертами характера, как ясный и хитрый ум, подозрительность, некоторую скрытность, а также поистине восточную мудрость.

Большинство забайкальцев являются обладателями смешанной крови. Расы европейцев и монголов встретились на территории сибирской границы, то есть на западном и восточном Забайкалье. Этим и можно объяснить тот факт, что в разговорном лексиконе забайкальцев появилось такое понятие, как гуран. Оно  означает индивида со смешанной кровью. Этот человек сочетает в себе особенности русских людей и постоянного населения данной местности. Если судить по исторической документации, уже в восемнадцатом столетии русские, проживающие в Забайкалье, употребляли термин «гураны» в качестве прозвища или настоящего имени. После этого таким образом стали обозначать всех постоянных жителей Забайкалья или же родившихся от комбинированных связей русского населения с бурятами, маньчжурами, эвенками, а также с представителями монголоидов.

Возникает вопрос: каким образом именно такое слово, как гуран, стало выступать в качестве названия данного народа? Дело в том, что казаки, проживающие в Забайкалье, занимались изготовлением теплых головных уборов из косули. При этом мастера сохраняли рога самца на шапке. Такое изделие было очень похоже на голову настоящего гурана, что давало несомненное преимущество на охоте. Поскольку зима в данной местности длится долго, такой необычный головной убор использовался и для повседневной носки. Именно этот факт и дал название всей этнической общности. 

По мнению ученых, в процессе смешения европейской и монголоидной нации сформировался своеобразный этнос. Так, в конце девятнадцатого столетия знаменитый этнограф Н. Ядринцев был убежден, что в Сибири сформировывается своеобразный тип, который по своему восприятию мира, бытовым особенностям и внешности кардинально отличается от народов европейской России. 

Еще один ученый, профессор Н. Цыбиков в своей работе, посвященной происхождению этносов, отмечает, что в процессе развития этнические группы подвергаются взаимному проникновению (так называемой гибридизации). Вследствие этого этнос либо исчезает, либо образуется новая народность. По мнению профессора, Забайкалье – это уникальный регион, в котором можно наблюдать данные процессы. Здесь строго определены временные периоды миграции русскоязычных индивидов, которые вступали в брачные отношения с аборигенами. Вследствие этого, утверждает ученый, и зародился новый этнос – гураны.

Однако не все ученые придерживаются мнения, что гураны представляют собой целый этнос. Так, в «Энциклопедии Забайкалья» не указано информации о данном народе. В первом томе этой энциклопедии термин «гуран» расшифровывается как особая разновидность местных жителей, которая образовалась преимущественно из русского, а также из бурятского и эвенкийского этносов. В разговорной речи данный термин используется как синонимичное слово к понятию «забайкалец». На данный момент вопрос о гуранах остается нерешенным, по большей части это понятие относится к национальному самосознанию данного народа.

chitacom.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о