Вино веселит сердце человека – «Вино веселит сердце человека» — эти слова стали оправданием для пьянства

«Вино веселит сердце человека» — эти слова стали оправданием для пьянства

Я ходил с проповедью много лет, но даже на собраниях в благочиниях слышал смешки и ерниченье в свой адрес. Когда священники собирались вместе за трапезой, то и дело раздавались: «А давай выпьем за здоровье отца Ильи, за успех его дела…” Можно ли проповедовать трезвость,  не раздражая людей и как найти верные слова для молодых, рассказывает протоиерей Илья Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости.

11 сентября отмечался День трезвости. Когда-то давно, больше ста лет назад, он был установлен Священным Синодом. Еще раньше, повсеместно стали появляться общества трезвости. И в Талдоме, в краеведческом музее, есть фотография 1907 года, на которой изображено открытие при приходе такого общества. Года четыре назад про День трезвости в нашей стране опять вспомнили.

Его опять установили, отмечают. Мне не кажется, как некоторым, что это нечто, насаждаемое сверху, а значит ненастоящее, неработающее. Мне кажется, что такой день  – это лишь очередное напоминание нам всем, что трезвость и трезвение – это полузабытые добродетели в русском народе, которые пора возрождать.

Если родителей не спасти, то детей еще можно уберечь

Ко мне часто на исповедь приходят женщины, которые жалуются на пьющих мужей и сыновей. Трезвость и семья – вот что взаимосвязано, переплетено.

Я хорошо помню опыт собственной семьи. Помню счастливое детство, лет до пяти-шести, и то, что было после того, как отец запил. Еще пять лет спустя они с мамой развелись. Это был крах, катастрофа, разрушение моего счастливого детского мира. В подсознании воспоминание сидело крепко. Каждый раз, когда на исповедях мне открывалась реальность других людей, я все больше понимал какая это всеобъемлющая и сложнейшая проблема.

Начало двухтысячных годов было временем какого-то безумия, его пиком. Государственная монополия на продажу алкоголя снята и передана в частные руки. В стране происходили жуткие вещи, настоящий беспредел. К секспросвету добавилась открытая пропаганда алкоголя.

Тогда я познакомился с обществом трезвости и понял, если родителей не спасти, то детей хоть как-то еще можно уберечь. Среди них нужно сеять семена здравомыслия, целомудрия, трезвости, как христианской добродетели. Ведь если у человека есть духовная трезвость, то из нее неминуемо вытекает физическая.

Мы создали на приходе общество трезвости. Жизненный и пастырский опыт вошли в резонанс с обстановкой в стране и я понял, многие беды у нас от внутренней расслабленности, расхлябанности, от духовной нетрезвости.

Священник Илия Шугаев. Фото: mepar.ru

“А давай выпьем за здоровье отца Илии”

И вот я ходил с этой проповедью много лет. Причем в церковной среде часто труднее говорить о трезвости. Даже на собраниях в благочинии слышал смешки и ерниченье в свой адрес. Когда священники собирались вместе за трапезой, то и дело раздавались: «А давай выпьем за здоровье отца Илии, за успех его дела…»

Впрочем, несколько лет спустя, один из тех, кто больше других надо мной посмеивался, как то однажды подошел и поблагодарил меня:

«Понимаешь, трезвенник у нетрезвенника вызывает одну реакцию – раздражение, – сказал он мне. – Кто-то будет изображать из себя более святого, будет с презрением смотреть на выпивающих. Это всегда задевает. Но то, что ты никогда не надмевался, не огрызался в ответ, но был тверд в своей позиции – достойно уважения».

Проповедь трезвения действительно вызывает наибольшее сопротивление у верующих. Тем более, что есть в нашем языке и культуре устойчивые выражения. Некоторые из них – прямые цитаты из Писания. «Вино веселит сердце человека» – эти слова 103 псалма мы слышим на каждой вечерне и они сидят у нас в голове. Эти слова даже стали поговоркой, сопровождающей распитие не только вина, но и водки.

И когда православному скажешь о трезвости, он тут же назовет три-четыре аргумента против. Обязательно вспоминают и про претворение воды в вино в Кане Галилейской, и о том, как апостол Павел советует апостолу Тимофею употреблять немного вина, и да, слова царя Давида, куда же без них?!

Помню, как мы по благословению правящего архиерея владыки Ювеналия объехали всю епархию с пастырским семинаром по поводу трезвенной работы. В большинстве случаев все проходило хорошо, но были ситуации, когда лектор, заняв чуть более поучительную позицию, вызвал у духовенства ропот: «Что это вы нам впариваете?»

Мне порой даже кажется, что донести идею трезвости куда проще до человека неверующего, без стереотипов. Впрочем, утверждение трезвости – вовсе не антиалкогольная пропаганда. Это не история о том, что нельзя, потому что вредно. Это не проповедь запрета. Это идея о том, что трезвость – это хорошо, потому что добродетельно.

Увы, современный подросток сегодня стоит не перед выбором: пить – не пить, а перед выбором: пить много или пить мало.

Понятие «трезвенник» ассоциируется у нас с чем-то отрицательным и опасным. «А ты что не пьешь, может, ты бывший алкоголик? Или язвенник? А может ты сектант ненормальный…»

Но трезвость – это не когда нельзя, а когда и не хочется, и не нужно, когда тебе не нужны внешние стимуляторы для радости, когда внутренние проблемы и конфликты решаешь без психоактивных веществах. Трезвость – это не унылое похмелье, когда перепил и больше нельзя, трезвость – это радостное и бодрое состояние тела, души и духа.

Я не идеалист, я понимаю, что проповедь о трезвости как христианской добродетели не может принести плоды ни завтра, ни послезавтра. Краткосрочной реакция может быть лишь на запретительные меры. Но я надеюсь, что дети тех, кому я проповедую сегодня, в сердце которых бросаю зерна, будут жить иначе, лучше.

Кажется, я здесь нужен

Воспитание у меня было советское. С пионерско-комсомольских времен было желание трудиться ради счастливого будущего, быть полезным, служить всеобщему благу. Пока учился, наивно полагал, что человеческое счастье состоит в научно-техническом прогрессе. Был уверен, что вполне могу и даже обязан реализовать себя в этом, поэтому позже поступил в МФТИ.

Правда еще в 1984 году, а учился я тогда в девятом классе, стал иногда слушать BBC и «Голос Америки». Застойные времена сменялись политическими волнениями, вот-вот наступит перестройка, в стране не пойми что происходит. Хочу во всем разобраться, а обсудить не с кем. И вот я слушаю «Голоса» и вдруг случайно попал на религиозную передачу.

Только что нас поливали грязью, а тут словно перенесли в иное измерение, где царят спокойствие, мир и какая-то внутренняя тишина. В одночасье перестал слушать политические рубрики, сосредоточился исключительно на религиозных. Но только на первом курсе, когда у меня умерла бабушка, мы с сестрой в тайне от мамы крестились.

Помню, закончилась зимняя сессия. Лежу на диване, отдыхаю, на стенку гляжу, где на тот момент у меня появился православный календарь. 18 января, освящение воды. «О, – думаю, – схожу-ка в храм». Прихожу, а там толпа, никто войти не может. Собрался развернуться. «Ну не судьба, – думаю, – не прорвешься тут». Вдруг бабулька какая-то подлетает, хватает за руку со словами «хорошо, что пришел, будешь помогать».

Протаскивает меня сквозь эту плотную человеческую массу прямо в центр храма. Поставила к одному мужичку, с которым мы сдерживали толпу во время и после молебна. Так мы и стояли: одну партию людей запустим, другую держим, другую запустим, новую сдерживаем. Стоял я и мысль у меня была единственная: «так много людей, а помочь некому, так много мужской работы, а мужиков нет. Кажется, я здесь нужен».

Постепенно я разочаровался в науке как источнике счастья для человечества. Хотел бросить институт, но духовник отговорил, сказал, что начатое следует доводить до конца.

Помню я своему научному руководителю в институте заявил, что «наверное не буду доучиваться…» «Да ты с ума сошел! Такая работа проделана. Диплом всегда пригодится. Ну, может, только в семинарии не пригодится…», – отговаривал он. А я ему в ответ: «А я как раз в семинарию и собрался». Он смеялся, не верил, потом просто очень удивился, понял, принял.  

Помочь тем, кому помогать не торопятся

Семинария произвела на меня большое впечатление. Когда живешь в приходе, ты первый парень на деревне. Молодёжи мало, все вокруг прыгают, охают «ах какой ты умненький, да какой хорошенький, да ты наша надежда, да ты радость». И у человека смещается представления о себе. В семинарии я увидел множество замечательных людей, которые духовно были на много голов выше меня. Я погрузился в новый для себя мир, понял куда расти. Никаких сомнений, как жить дальше, не было.

К 25 года у меня уже пульсировала мысль, что я готов к семейной жизни, у меня есть потребность реализовать себя в отцовстве, в созидании малой церкви, но главное – в служении Церкви Христовой. Я имею силы и на первое, и на второе.

Двадцать пять лет для брака поздновато, конечно, но я стал присматриваться к девушкам. В семинарии я пел в смешанном хоре, где рядом с семинаристами пели девушки из регентской школы. На спевках общались друг с другом. Одна из девушек запала в сердце. Я чувствовал, что она мне близка по духу, взглядам. Она уже заканчивала учебу и вот-вот должна была навсегда уехать в Красноярск. Я понял, что могу упустить возможность связать свою жизнь с ней. На первом курсе Академии, в 1997 году, мы поженились.

Когда мы приехали в Талдом, где население едва насчитывает 15 тысяч человек, где живешь, как в большой деревне, она, выросшая в большом городе с миллионным населением, долго привыкала, но не плакала. А когда родились дети, также без ропота оставила регентское служение и переключилась полностью на семью.

А когда уже все шестеро стали подрастать, а у нас появилось ощущение, что  начинается расслабленная жизнь, хотя силы и желание воспитывать и растить детей еще есть. Мы почувствовали, что чему-то научились, хотя и понимаем, что имеем массу недостатков как родители. Когда маленький ребёнок бегает по дому – это особая атмосфера. Вот и у нас возникло ощущение, что чего-то не хватает в нашем доме, точнее кого-то.

Начались разговоры: а чего, собственно, не хватает? Поняли, что не хватает детей. Обсудили, решились. К тому же попали в волну на нашем приходе. Многие знакомые стали брать приемных детей. Мы заразились. Прошли ШПР. К своим шестерым взяли троих приемных. Сразу решили, что будем брать не одного, а братьев-сестер, потому что их берут реже, народ боится. Так что наша цель была помочь тем, кому помогать не торопятся. Достались местные детки.

Пока мы думали, кого взять, Господь Сам послал нам деток. В одной семье выявился случай. Мама с алкогольной проблемой бросала четырёхмесячного ребёнка одного в квартире. Начали процедуру изъятия и ребенок оказался в больнице. Его нужно было срочно устраивать в семью.

Маме давали время на размышление, чтобы пролечилась, устроилась на работу, но она этой возможностью не воспользовалась. Потом появилось еще двое детей, чью судьбу надо было срочно решать. Родителей лишили родительских прав. Оба они попали в тюрьму, а бабушка с детьми не справлялась. Так что мы никого не выбирали, взяли тех, кого предложили.

Молодежь нужно любить

Плодить нищету! Эта осуждающее и презрительное словосочетание, что тридцать, что десять лет назад, что сейчас, по-прежнему витает в воздухе. И если не озвучивается, то подразумевается многими. Но много лет назад я решил для себя с этим глупым стереотипом побороться, причем не только собственным примером.

В конце 90-х годов я стал ходить по школам с лекциями о семье. Сначала разово, потом систематически. У меня было желание рассказать подросткам о том, что такое любовь, что такое семья, в том числе развенчать довольно странные негативные представления о многодетности.

Мне было жутко обидно, что специалистами в физике и математике становятся единицы, хотя физику и математику изучают все и до 11 класса, а в брак будут вступать все, но эта тема никак не изучается в школе.

О семейной жизни в школе мало что правильного и ценного тогда говорилось.

Я приходил в школу и примерно за месяц читал цикл лекций. Иногда мне ставили уроки вместо заболевшего учителя, но чаще преподаватели сами отдавали свои уроки, понимая важность семейного просвещения для детей. В школы директора пускали спокойно, да и дети меня принимали.

У подростков не было никаких провокаций, попыток сорвать уроки, да и я старался. Придумывал дискуссионные темы, приглашал собеседников. Девочки, понятное дело, слушают всегда куда более внимательно. Мальчишки обычно психологически девочек моложе, но протеста я у них никогда не вызвал.

Я давно понял: молодежь нужно любить и нужно любить с ними общаться. С подростками нельзя говорить сверху вниз, следует уважать их мнение, нужно допускать диалог и никакое «я тут умный, а вы тупые» не пройдет. Любая встреча должна превращаться в совместное размышление. Спустя пять лет, в 2007 году, из лекций я составил книгу, которая имела несколько переизданий.

Я понял, что если говоришь правильные вещи, то они входят в резонанс с тем, что написано у детей в сердце. Вокруг себя и с телевидения они видят какие-то модели семейного поведения, но их это не устраивает, и вдруг им священник говорит о любви, о чистоте и целомудрии, и это совпадает с их внутренним пониманием настоящей любви.

Записала Дарья Рощеня

www.pravmir.ru

Вино веселит сердце человека? Зачем мы пьём?

«Вино веселит сердце человека» (Пс.103:15)

Православные (и другие христиане) хватаются за эту фразу псалмопевца царя Давида, как за спасительную соломинку. На мои слова, что выпивка ничего нам не дает, нападают, говорят, что я кощунствую. Но я всё равно размышляю о том, что же веселит вино? Сердце? Интересное мнение я прочел недавно. Говорит настоятель храма архангела Михаила в г. Талдом (Московская область): «Признав, что именно алкоголь веселит сердце человека, мы должны будет признать то, что водка тоже веселит сердце человека, что и любой другой наркотик веселит сердце человека. Но мы категорически против такого понимания свойств алкоголя. Человек, не имеющий алкогольной психологической установки, никогда не получит ощущения радости и удовольствия от даже легкого опьянения. Мы не можем согласиться и с тем, что веселие сердца, о котором говорит псалмопевец, заключается в опьянении, пусть даже легком. Само по себе опьянение выражается прежде всего:

— в нарушении координации движений,
— в замедлении реакции на внешние воздействия,
— в притуплении чувств,
— в потери остроты ума,
— в неспособности концентрироваться при напряженной работе.

Все эти изменения в человеке являются признаками отравления и сами по себе никак не могут вызывать радости. Только желание человека пребывать в таком расслабленном, расстроенном и одурманенном состоянии может принести человеку чувство некой удовлетворенности. Но это чувство нельзя назвать веселием сердца.»

Я скорее соглашусь с батюшкой. Действительно, какое уж там «веселие» в потере остроты ума и в замедлении реакции? Моя мама, вообще непьющий человек, всегда удивляется: «Почему людям обязательно надо выпить для того, чтобы почувствовать радость?»

 Это только детки без вина на своих праздниках резвятся и носятся радостные, задорные. А нам, взрослым (я и о себе говорю тоже — коньячку тяпнуть не дурак), уже надо для радости и задора стаканчик-другой пропустить. Иначе праздник не праздник.

Вот что пишет по поводу детей автор книги «Легкий способ бросить пить»: «В раннем детстве ребенок обычно испытывает больше стрессов, чем в подростковом возрасте. Но мы переживаем этот период, не испытывая потребности в каком‑либо допинге. Понаблюдайте за детьми на дне рождения. В начале праздника маленькие гости держатся застенчиво и скованно. Но уже через полчаса они визжат от удовольствия. Они находятся наверху блаженства, и для этого им не нужен алкоголь, никотин или другие наркотики. Это настоящая радость – просто ощущать восторг от жизни. Вряд ли найдется много удовольствий, которые приносят больше радости, чем смех других людей – младенцев, детей или взрослых. Смех очень заразителен.»

Но отчего, отчего дети могут расслабляться, общаться, веселиться и радоваться без вина, их сердцам не нужно вино, чтобы они были веселы, а нам, взрослым, никак без стаканчика, не оживить своё сердце?

Знаете, почему так? Потому что мы, взрослые — хранилище шаблонов, предрассудков и стереотипов, навязанных нам извне, обществом. Мы гордо называем это «жизненный опыт». Но на самом деле это — шаблоны и стереотипы, навязанные нам. А когда мы выпьем, центр контроля в мозгу «отпускает» наш разум, и мы начинаем вести себя нормально, раскрепощенно (если, конечно, в меру выпиваем). То есть вести себя так, как дети ведут себя БЕЗ ВИНА. Потому что дети, слава Богу, еще не впитали в себя все эти шаблоны и стереотипы взрослого мира.

Таким образом, по моему скромному мнению, вино, которое «веселит сердце человека», есть то, чем мы изменяем своё сознание для входа в психическое состояние ребенка, радующегося жизни. Царь Давид, написавший этот псалом, тоже не без греха был: и унывал временами, и блудил. Вино ему было ой как необходимо для того, чтобы хоть на какое-то время забыться, забыть о грузе собственных грехов, ощутить вот эту лёгкость и радость, которую дети ощущают и без помощи вина. Он написал строки псалма, за которые русские православные ухватились со всем рвением, на которое только способны, найдя в них оправдание своей слабости, неумению жить без «допинга», радоваться миру без вина.

Как это делают дети.

Быть может, одним из смыслов новозаветной фразы Христа: «Будьте как дети» является и «умейте радоваться жизни БЕЗ ВИНА»? Как вы считаете?

P.S ссылки по теме:
1. Статья — размышление православного священника «Вино веселит сердце?»
2. Скачать бесплатно книгу «Лёгкий способ бросить пить» (формат .doc)

Оставить комментарий (leave a comment)

orthodox-russia.livejournal.com

ВИНО – Симфония для Библии



Быт 14:18 …и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, –..
Чис 6:20 …После сего назорей может пить вино
Чис 28:7 …на святом месте возливай возлияние, вино Господу…
Втор 7:13 …и хлеб твой, и вино твое, и елей твой,..
Втор 11:14 …и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;..
Втор 32:14 …и ты пил вино, кровь виноградных ягод…
Втор 32:33 …вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов…
Втор 32:38 …которые ели тук жертв их [и] пили вино возлияний их?..
Суд 19:19 …также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги…
2Цар 16:2 …а вино для питья ослабевшим в пустыне…
1Пар 9:29 …мука лучшая, и вино, и елей, и ладан,..
1Пар 12:40 …муку, смоквы, и изюм, и вино, и елей,..
2Пар 2:15 …А пшеницу и ячмень, оливковое масло и вино,..
Неем 2:1 …было перед ним вино
Неем 2:1 …И я взял вино и подал царю,..
Неем 5:15 …отягощали народ и брали с них хлеб и вино,..
Неем 10:39 …должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло…
Иов 1:13 …ели и вино пили в доме первородного брата своего…
Иов 1:18 …и вино пили в доме первородного брата своего;..
Иов 32:19 …Вот, утроба моя, как вино неоткрытое:..
Пс 4:8 …как у них хлеб и вино [и елей] умножились…
Пс 68:13 …и поют в песнях пьющие вино
Пс 74:9 …ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения,..
Пс 103:15 …и вино, которое веселит сердце человека,..
Притч 4:17 …ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения…
Притч 9:2 …растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;..
Притч 9:5 …идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;..
Притч 20:1 …Вино – глумливо, сикера – буйна;..
Притч 21:17 …а кто любит вино и тук, не разбогатеет…
Притч 23:31 …Не смотри на вино, как оно краснеет,..
Притч 31:4 …Не царям, Лемуил, не царям пить вино,..
Притч 31:6 …Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;..
Еккл 9:7 …и пей в радости сердца вино твое,..
Еккл 10:19 …и вино веселит жизнь;..
Песн 1:3 …превозносить ласки твои больше, нежели вино;..
Песн 7:3 …в которой не истощается ароматное вино;..
Песн 7:10 …уста твои – как отличное вино
Ис 1:22 …вино твое испорчено водою;..
Ис 5:12 …и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их;..
Ис 5:22 …которые храбры пить вино
Ис 22:13 …едят мясо, и пьют вино:..
Ис 55:1 …идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко…
Иер 23:9 …я – как пьяный, как человек, которого одолело вино,..
Иер 35:5 …и сказал им: пейте вино
Иер 40:10 …вы же собирайте вино и летние плоды, и масло…
Иер 51:7 …народы пили из нее вино и безумствовали…
Плач 2:12 …Матерям своим говорят они: где хлеб и вино?,..
Дан 1:5 …и вино, которое сам пил,..
Дан 1:16 …и вино для питья…
Дан 5:1 …и перед глазами тысячи пил вино
Дан 5:4 …Пили вино, и славили богов золотых и серебряных,..
Дан 5:23 …пили из них вино,..
Дан 10:3 …мясо и вино не входило в уста мои,..
Ос 2:8 …А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей…
Ос 2:9 …и вино Мое в его пору…
Ос 2:22 …и земля услышит хлеб и вино и елей;..
Ос 4:11 …Блуд, вино и напитки завладели сердцем их…
Ос 14:8 …славны будут, как вино Ливанское…
Иоиль 1:5 …и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке,..
Иоиль 2:19 …вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей,..
Иоиль 3:3 …и продавали отроковицу за вино, и пили…
Ам 2:8 …и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих…
Ам 5:11 …разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить…
Ам 6:6 …пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями,..
Ам 9:14 …насадят виноградники и будут пить вино из них,..
Авв 2:5 …как бродящее вино, не успокаивается,..
Зах 9:17 …Хлеб одушевит язык у юношей и вино – у отроковиц!..

Мф 9:17 …и вино вытекает,..
Мф 9:17 …но вино молодое вливают в новые мехи,..
Мф 11:19 …который любит есть и пить вино,..
Мк 2:22 …иначе молодое вино прорвет мехи,..
Мк 2:22 …и вино вытечет, и мехи пропадут;..
Мк 2:22 …но вино молодое надобно вливать в мехи новые…
Мк 14:25 …до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием…
Мк 15:23 …И давали Ему пить вино со смирною;..
Лк 5:37 …а иначе молодое вино прорвет мехи,..
Лк 5:38 …но молодое вино должно вливать в мехи новые;..
Лк 7:34 …и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино,..
Лк 10:34 …и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино;..
Ин 2:10 …и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино,..
Ин 2:10 …а ты хорошее вино сберег доселе…
Ин 4:46 …где претворил воду в вино
Откр 14:10 …тот будет пить вино ярости Божией,..
Откр 14:10 …вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его,..
Откр 18:6 …в чаше, в которой она приготовляла вам вино,..

2Мак 15:39 …Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду,..
2Мак 15:39 …между тем вино, смешанное с водою,..
3Мак 6:27 …давать Иудеям вино и прочее потребное для пиршества,..
2Езд 3:10 …Один написал: сильнее всего вино
2Езд 3:18 …Как сильно вино!..
2Езд 3:24 …Не сильнее ли всего вино, когда заставляет так поступать?..
2Езд 4:14 …Не велик ли царь, и многие из людей, и не сильно ли вино?..
2Езд 4:16 …из которого делается вино;..
2Езд 4:37 …Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины,..
2Езд 6:30 …беспрекословно давалась пшеница, соль, вино и масло,..
Иудф 12:1 …и велел ей пользоваться пищею от стола его и пить вино его…
Иудф 12:13 …чтобы принять честь пред лицем его и пить с нами вино в веселие…
Сир 9:13 …друг новый – то же, что вино новое:..
Сир 19:2 …Вино и женщины развратят разумных,..
Сир 31:29 …Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино
Сир 31:30 …так вино испытывает сердца гордых – пьянством…
Сир 31:31 …Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно…
Сир 31:33 …Отрада сердцу и утешение душе – вино,..
Сир 31:34 …горесть для души – вино,..
Сир 40:20 …Вино и музыка веселят сердце,

bible.by

Вино веселит сердце человека — Бета-версия бытия — LiveJournal


http://www.kabbalah.info/nightkab/uroki/Shal-et-ha-mekubal/rus_t_rav_2008-11-06_tohnit_bb_shal-et-ha-mekubal.html
Вопрос (Шими): В книге «Псалмы» написано: «Вино веселит человеческое сердце». В иудаизме вино считается символом веселья — его принято пить в честь празднования радостных событий. Почему люди любят алкоголь, и что символизирует возлияние? Почему в «Гмаре» написано: «Вошло вино, вышла тайна»?

(Смеются.) У вина высокий духовный корень – это свет хохма. Но так как свет хохма является наслаждением, то он должен войти в полностью исправленное кли отдачи, любви и связи с ближним. Поэтому у нас, например, принято пить вино, налив прежде в этот сосуд немного воды. Вода символизирует свет хасадим. Хесед – это милосердие. Таким образом, в соответствии с духовным корнем к свету хасадим мы добавляем свет хохма.

В физическом мире вино действительно нас веселит, как заложено в духовном корне. В его действии заключено много оттенков: вино веселящее, пьянящее, как, например, безграничное веселье в Пурим, когда выполняется заповедь опьянеть до бесчувствия. Пурим символизирует исправленные сосуды, в которые мы можем получить весь Высший свет — свет хохма, символом которого и служит вино. Если мы обладаем намерением в пользу ближнего, то можем вместить в келим все вино и «опьянеть», не обращая внимания на то, что будет, ведь это всегда пройдет через меня на благо миру. Но если я не исправлен так, что мое намерение полностью на благо ближнему, то вино может вызвать зло — также и в моих отношениях с окружением. Таков символ вина в этом мире. А духовные действия описываются в «Учении десяти сфирот»: как мы производим вино, отстаиваем, храним и пьем его, т.е. как получаем свет хохма и наполняем душу.

Ведущий: Что такое свет хохма? Объясните, пожалуйста, понятнее.

Свет хохма — это наполнение нашей души. Присутствие и ощущение Творца в творении воспринимается как высшее, вечное и совершенное наслаждение, ведь ты принимаешь и ощущаешь Того, Кто вечен и совершенен. Это наслаждение называется в каббале свет хохма. Получить его человек может при условии, что сам подобен этому наслаждению. Оно приходит, чтобы отдать, исходя из любви к тебе. Поэтому если ты со своей стороны разовьешь такое же отношение, то в этой мере удостоишься почувствовать Творца.

Ведущий: Такое мое отношение называется «свет хасадим»?

Совершенно верно. Выходит, что в исходящем от меня свете хасадим, означающим мою готовность быть милосердным ко всем, я удостаиваюсь получения света хохма — явления мне Творца. Поэтому ступень «возлюби ближнего, как самого себя» — это прыжок к ступени «возлюбите Творца вашего». И тогда Творец наполняет меня.

Ведущий: Есть возможность на простом языке объяснить, что такое «Вошло вино, вышла тайна», или это уровень продвинутых учеников?

«Вошло вино, вышла тайна» означает, что бывшее раньше тайным стало явным. Это уже не тайна, а раскрытие. То есть «выход тайны» не означает разглашения во вред — будто опьянел и разболтал всем. Наоборот: была тьма, тайна, я не знал и не понимал, пока не пришел свет хохма, называемый у нас вином. И тогда больше нет тайн. Поэтому наука каббала называется наукой раскрытия реальности, а ее свет называется «вином Торы».

baiyt.livejournal.com

Псалтирь 103 глава 15 стих читать онлайн на Экзегет.ру

Синодальный перевод

и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

Церковнославянский перевод

и3 віно2 весели1тъ се1рдце человёка, ўмaстити лице2 є3ле1емъ: и3 хлёбъ се1рдце человёка ўкрэпи1тъ.

Церковнославянский перевод (транслит)

и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит.

Современный перевод «Российского Библейского общества» 2011

чтоб сердца людей вино веселило, чтобы лица их от масла блестели, чтобы хлеб подкреплял их силы.

Перевод С.С. Аверинцева

и вино, что сердца людей веселит, больше, чем елей, намаслит лик, и хлеб укрепляет сердца людей.

Перевод проф. П.А. Юнгерова

И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея. Хлеб укрепляет сердце человека.

Новый русский перевод (Biblica)

вино, веселящее сердце человека, и масло, от которого светится лицо его, и хлеб, укрепляющий его сердце.

Перевод прп. Макария (Глухарёва)

И вино веселит сердце человека, лице блистает от елея, и хлеб укрепляет сердце человека.

Український переклад І. Огієнка

і вино, що серце людині воно звеселяє, щоб більш від оливи блищало обличчя, і хліб, що серце людині зміцняє.

Український переклад І. Хоменка

вино, що серце людське звеселяє олію, щоб від неї ясніло обличчя, і хліб, що скріплює серце людське.

Український переклад П. Куліша

І вино, щоб веселило серце чоловіка; щоб міг оливою лице намастити, і щоб хлїб покріпив серце чоловіка.

Беларускі пераклад В. Сёмухі

і віно, якое вяселіць сэрца чалавеку, і алей, ад якога блішчыць твар ягоны, і хлеб, які мацуе сэрца чалавеку.

ბიბლია ძველი ქართულით

და ღჳნო ახარებს გულსა კაცისასა, საცხებელითა მხიარულ-ყოფად პირი, და პური გულსა კაცისასა განამტკიცებს.

Перевод Горского-Платонова П. И. проф.

И вино веселит сердце человека, лице блистает от елея, и хлеб укрепляет сердце человека.

English version New King James Version

And wine that makes glad the heart of man, Oil to make his face shine, And bread which strengthens man’s heart.

Deutsche Luther Bibel (1912)

und daß der Wein erfreue des Menschen Herz, daß seine Gestalt schön werde vom Öl und das Brot des Menschen Herz stärke;

Biblia Española Nacar-Colunga

y el vino, que alegra el corazón del hombre, y el aceite, que hace lucir sus rostros, y el pan, que sustenta el corazón del hombre.

Biblia ortodoxă română

Cel ce rasari iarba dobitoacelor si verdeata spre slujba oamenilor;

Traduzione italiana (CEI)

il vino che allieta il cuore dell’uomo; l’olio che fa brillare il suo volto e il pane che sostiene il suo vigore.

Tradução português (Bíblia King James Atualizada)

o vinho que alegra o seu coração, o azeite que faz reluzir o seu rosto, e o pão que lhe fortalece o coração.

Polska Biblia Tysiąclecia

i wino, co rozwesela serce ludzkie, by rozpogadzać twarze oliwą, by serce ludzkie chleb krzepił.

Българска синодална Библия

и вино, което весели сърцето на човека, и дървено масло, от което блещи лицето му, и хляб, който укрепява сърцето на човека.

Český překlad

Davas vino pro radost lidskemu srdci, az se tvar leskne vic nez olej; chleb doda lidskemu srdci sily.

Ελληνική (Септуагинта)

καὶ οἶνος εὐφραίνει καρδίαν ἀνθρώπου τοῦ ἱλαρῦναι πρόσωπον ἐν ἐλαίῳ, καὶ ἄρτος καρδίαν ἀνθρώπου στηρίζει.

Latina Vulgata

Et vinum laetificet cor hominis; ut exhilaret faciem in oleo, et panis cor hominis confirmet.

עברית (масоретский текст)

‫ וְיַיִן יְשַׂמַּח לְבַב־אֱנוֹשׁ לְהַצְהִיל פָּנִים מִשָּׁמֶן וְלֶחֶם לְבַב־אֱנוֹשׁ יִסְעָד׃ ‬

ekzeget.ru

Псалом 103 | Полный Православный Молитвослов — сборник молитв

Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя — духи и слуги Своя — пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посыляяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася и в ложех своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси! Сие море великое и пространное, тамо гады, имже несть числа, животная малая с великими. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им — соберут, отверзшу Тебе руку — всяческая исполнятся благости. Отвращу же Тебе лице — возмятутся, отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Презираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяся горам — и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Псалом Давиду, о мирстем бытии

Псалом Давида, о происхождении мира.

1 Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси.

1 Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма, славословием и благолепием облекся Ты,

2 Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу.

2 одеваясь светом, как одеждою, простирая небо, как покров из кожи.

3 Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню.

3 Ты скрываешь в водах горние чертоги Свои, назначаешь облака для восхождения Своего, шествуешь на крыльях ветров,

4 Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный.

4 творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих – пламенем огненным,

5 Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века.

5 Ты утвердил землю на основании её, – не наклонится она во век века.

6 Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды,

6 Бездна, как одежда – покрывало её, на горах встанут воды;

7 от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся.

7 от угрозы Твоей они побегут, от звука грома Твоего убоятся.

8 Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им.

8 Восходят на горы и сходят на равнины, на место, которое Ты назначил для них, –

9 Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.

9 предел положил, которого не перейдут, и не обратятся, чтобы покрыть землю.

10 Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды.

10 Ты посылаешь источники в ущельях, посреди гор пройдут воды,

11 Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою.

11 напоят всех зверей полевых, дикие ослы утолят жажду свою,

12 На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас.

12 при них птицы небесные поселятся, из среды скал издадут голос.

13 Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля.

13 Ты орошаешь горы с высот Своих, – от плода дел Твоих насытится земля, –

14 Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли.

14 произращаешь траву скоту и зелень на службу людям, чтобы извести хлеб из земли,

15 И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит.

15 и вино, веселящее сердце человека, чтобы лицо его сияло от елея, и хлеб сердце человека укрепит.

16 Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил.

16 Насытятся деревья на равнине, кедры ливанские, которые Ты насадил, –

17 Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими.

17 там птички совьют гнёзда, жилище аиста возвышается над ними.

18 Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.

18 Горы высокие – оленям, скала – убежище зайцам.

19 Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой.

19 Сотворил Он луну для указания времён, солнце познало закат свой.

20 Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии.

20 Ты простёр тьму, и настала ночь; в ней будут бродить все звери лесные,

21 Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе.

21 молодые львы, рыча в надежде добыть и разыскать от Бога пищу себе.

22 Возсия солнце и собрашася и в ложах своих лягут.

22 Взошло солнце, и они собрались, и в логовах своих улягутся, –

23 Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера.

23 выйдет человек на дело своё и на работу свою до вечера.

24 Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея.

24 Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил; исполнилась земля творений Твоих.

25 Сие море великое и пространное, тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими,

25 Это море великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими.

26 тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму.

26 Там проплывают корабли, там этот дракон, которого Ты сотворил, чтобы насмехаться над ним.

27 Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время.

27 Все от Тебя ожидают, что Ты дашь им пищу в своё время.

28 Давшу Тебе им соберут, отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости,

28 Когда Ты дашь им, они её соберут, отверзешь руку Твою – всё насытится благом.

29 отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся.

29 А отвратишь лицо Твоё – смятутся, отнимешь дыхание их – и исчезнут, и в прах свой возвратятся.

30 Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

30 Пошлёшь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли.

31 Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих,

31 Да будет Господу слава вовеки, возвеселится Господь о делах Своих.

32 призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся.

32 Он взирает на землю и приводит её в трепет, касается гор – и они дымятся.

33 Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь,

33 Буду петь Господу всю жизнь мою, воспевать Бога моего, пока существую.

34 да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе.

34 Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе.

35 Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

35 Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа!

Слава:

Слава:

www.molitvoslov.com

Вино веселит сердце человека — Охотники.ру

В предыдущем номере «РОГ» мы поделились секретами приготовления в домашних условиях настоек и наливок из природных компонентов. Сегодня рассказываем о приготовлении вин.

Из широкого ассортимента алкогольной продукции хорошее вино заслуживает самого пристального внимания. Оно приятно на вкус, в разумных дозах веселит душу, греет сердце. Приглашая женщину в ресторан, мужчина заказывает, конечно же, вино. Вино — универсальный продукт практически для любой нормальной компании.

У многих народов есть веками сложившаяся традиция не садиться за стол без легкого вина. И процент пьяниц и алкоголиков у них наименьший на планете. Вот бы нам перенять их традиции!

Производство вина — самый сложный и трудоемкий процесс в сравнении с другими спиртными напитками. В домашних условиях, когда все контролируется на глаз и вкус, очень важен опыт, приходящий с годами. Чтобы не было осечек в этом сложном деле, требуется строго соблюдать ряд правил. Используемые ягоды должны быть полностью созревшими, без признаков плесени. Их нельзя мыть.

В последнее время в печатных изданиях появилось много рецептов приготовления различных вин, когда ягоды в течение месяца-двух участвуют в процессе брожения, что чревато самыми печальными последствиями. Если в сусле (винном сырье) присутствуют семечки, косточки, то в результате спиртового брожения может образоваться синильная кислота — очень сильный яд. Для производства вина в домашних условиях нужны сахар, вода, лучше родниковая или кипяченая остуженная, эмалированные кастрюли на 2, 3, 4 ведра в зависимости от количества ягод, стеклянные 10- или 20-литровые бутыли и, конечно же, сами ягоды.

В средней полосе России можно изготовить вино первого класса из вишни, черной смородины и винограда. Вино первого класса с годами становится только лучше. Однажды мы открыли бутылку черносмородинового вина десятилетней выдержки. Его вкус, аромат были настолько восхитительны, что мы решили не выпивать сразу (хотя нас было трое), а растянуть удовольствие на несколько дней. А вот, к примеру, яблочное вино нужно употребить в течение года после изготовления, иначе оно может испортиться. Впрочем, качество яблочного вина можно улучшить, о чем будет сказано ниже.

С рецепта какого вина начать? Наверное, с черносмородинового: ягоды смородины созревают первыми. Как раз сейчас, в середине июля, самое время!

На 20-литровую бутыль потребуется 12-литровое ведро ягод и 4–5 кг сахара, а возможно, чуть больше, в зависимости от содержания сахара в ягодах. Причем желательно, чтобы первая половина ягод была высокоурожайных сортов, а вторая — старых, средних по размеру. Почему?

Если раскусить крупную ягоду, то ее содержимое будет имеет бледный цвет, а у мелкой ягоды внутренность темная. Таким будет и вино: либо светлым, либо темным. Конечно, наилучший вариант — использовать мелкие ягоды, вино из которых имеет темный насыщенный цвет и восхитительный аромат. Но садоводы сейчас выращивают в основном высокоурожайные сорта, их крупные грозди смотрятся так восхитительно. Да и собирать их быстрее. Поэтому остановимся хотя бы на половине.

 


Фото Matt. Create./FLICKR.COM

Измельчаем ягоды с помощью мясорубки либо другим способом. Полученную массу выкладываем в эмалированную кастрюлю, выливаем ведро воды, размешиваем и ставим в теплое место на трое суток, регулярно помешивая (не менее трех-четырех раз в день, иначе на поверхности появится плесень).

За три дня масса забродит, после чего с помощью дуршлага отжимаем ее через двойной слой марли и полученный сок выливаем в бутыль. Добавляем пару килограммов сахара, размешиваем, закрываем бутыль резиновой перчаткой и ставим в темное место либо накрываем темной плотной тканью. Температура воздуха должна быть около 20 градусов.

Визуально определяем количество жидкости, не хватающей до «плечиков» бутыли, заливаем такой объем воды в отжимки, добавляем 300 г сахара, размешиваем и оставляем на двое-трое суток при регулярном помешивании. После указанного срока отжимаем, полученную жидкость выливаем в бутыль.

Через неделю-полторы добавляем еще 2 килограмма сахара, для чего отливаем часть жидкости в отдельную емкость, там и размешиваем.

Через месяц от начала брожения пробуем вино на вкус. Если оно кисло-горькое, то добавляем полкило сахара. Допустим, ягоды оказались кисловатыми, процесс брожения не закончился, тогда этот сахар перебродит за несколько дней. Вновь пробуем вино на вкус и по необходимости добавляем еще полкило сахара. Не исключено, что через неделю эту операцию придется повторить, а возможно, и дважды, только сахара следует брать поменьше.

Готовое вино имеет крепость 14–16 % спирта и чуть сладковато на вкус. А крепче при естественном брожении не бывает, так как при такой концентрации спирта дрожжевые бактерии гибнут. Поэтому, если изначально всыпать сахара больше необходимого, он может весь не перебродить, и вино окажется чересчур сладким.

Месяца через два от начала брожения его аккуратно, чтобы не взболтать осадок, через трубочку, сливаем в другую бутыль (в течение двух месяцев делаем это дважды, параллельно проверяя вино на содержание сахара). После этого разливаем вино в бутылки и укладываем их (лежа) в подвал на хранение при температуре 4–6 градусов.

ОТ РЕДАКЦИИ

В 1897 году в Тульской губернии вышла любопытная книжка с рецептами по изготовлению плодово-ягодных вин, расчитанная на крестьян и мещан. Так земские власти старались привить населению привычку употреблять слабые спиртные напитки.

Анатолий Гуляев 30 июля 2014 в 00:00

www.ohotniki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о