Условные знаки к признакам осени – «Осень — природа готовится к зиме» (образовательная система «Школа 2100»)

Содержание

«Осень — природа готовится к зиме» (образовательная система «Школа 2100»)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями;

систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;

б) карточки с названием признаков осени: похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев;

в) иллюстрации с картинками осенней природы, листопада;

г) иллюстрации лисы, зайца, медведя, ежа, вороны, синицы, воробья,  ласточки, стрижа;

д) календарь погоды;

е) условные знаки для календаря погоды;

ж) музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

(Звучит музыка П. Чайковского “Времена года”, на партах лежат карточки с рисунками предметов живой и неживой природы

Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел.

Слова: ветер, иней, песок, воздух)

— Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы.

2. Актуализация знаний.

Беседа.

— Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)

ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО

— Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе.

— Какое время года сейчас?

— Как вы это узнали?

— Назовите основные признаки осени (похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев).

(На доске выставляются картинки, символы и карточки со словами по мере их называния.)

3. Совместное открытие нового.

1) Вступительная беседа.

(На доске картинки трех осенних месяцев)

< Рисунок 1> < Рисунок 2> < Рисунок 3>

 

— Рассмотрите эти рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. (Осень).

— Чем они отличаются?

— Расположите рисунки в соответствии с периодами осени. Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Как изменяется неживая природа по месяцам:

(Учащиеся дают характеристику каждому признаку)

Солнце (положение над горизонтом).

Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно).

Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное).

Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег).

Вывод:

— В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)

2) Знакомство с календарем погоды.

— Все изменения погоды мы будем заносить в календарь погоды при помощи условных знаков (предъявляются условные знаки и карточки с названиями явлений природы).

Число

Состояние неба (облачность)

Температура воздуха

Осадки

Явления природы

         

— Давайте понаблюдаем за погодой и занесем свои наблюдения в календарь погоды.

— Какое сегодня число? … Запишем в 1-ю графу.

— Отмечаем облачность (состояние неба) во 2-й графе. Для этого надо посмотреть на небо и вспомнить его состояние в течение дня. Если небо было ясное (светило солнце), а облаков было очень мало – ставим значок ясно. Если в течение дня небо затянуто облаками, солнце не проглядывает – ставим значок пасмурно. Если в течение дня небо то ясное, то затягивается облаками – ставим значок переменно.

— Отмечаем температуру воздуха в 3-й графе. Пока температуру воздуха будем отмечать цветом: тепло – красный квадратик, холодно – синий квадратик, прохладно – красно-синий квадратик. А позже температуру воздуха будем отмечать числовыми значениями по уличному термометру.

— Отмечаем осадки в 4-й графе. Осадки отмечаются только тогда, когда они есть (по наблюдениям в конце дня). Если был дождь – ставим значок , если шел снег – ставим значок .

— В последней графе будем отмечать явления природы: радуга, метель, гром, гололед, иней и другие. С их обозначением познакомимся позже.

— Классный календарь погоды будет заполнять дежурная группы синоптиков – вносить в него свои наблюдения за погодой. В конце каждого месяца будем подводить итоги.

3) Роль похолодания в наступлении осени.

— Проводя наблюдения за погодой, мы говорим о неживой природе. Вспомним признаки осени в неживой природе и подумаем, как эти изменения повлияли на живую природу.

(Выслушиваются ответы учащихся. Затем учитель делает обобщение ответов.)

  • Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.
  • Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок.
  • Небо все чаще затягивают облака и тучи.
  • Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег.

— В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)

4) Работа в группах: составление картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”, “Золотая осень”.

— А сейчас будем создавать сами картины осени (ранней, поздней, золотой) используя рисунки, символы. Для этого разделимся на 3 группы (по рядам).

Задание каждому ряду определяем “слепым” методом – вытягиваем конверт с заданием. На столе лежат элементы картин, используя их, составьте картину ранней, золотой или поздней осени.

— Сначала вы собираетесь группой, читаете задание, вспоминаете признаки данного периода осени, набираете необходимые символы и составляете картину. Время работы 5 минут.

(Во время работы звучит музыка П. Чайковского из альбома “Времена года”.

По окончании картины предъявляются классу и еще раз вспоминаются признаки каждого периода осени.)

5) Похолодание (все изменения в неживой природе) – причина изменения в жизни растений.

— С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается.

6) Похолодание и жизнь животных.

— Похолодание отражается на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью.

— Как это происходит? (Выслушиваются ответы учащихся и обобщаются учителем).

Животные готовятся в холодной зиме: лисы утепляют свои норы, белки прячут в дупло свои запасы пищи и утепляют его, медведь ищет удобную и теплую берлогу, еж зарывается в листья, заяц выбирает укромное местечко под густым кустом, чтобы прятаться от непогоды. Исчезают насекомые – комары и мошки.

< Рисунок 4> < Рисунок 5> < Рисунок 6> < Рисунок 7> < Рисунок 8>

— Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края: стрижи, ласточки, соловьи, зяблики, трясогузки (учебник, стр.58).

< Рисунок 9> < Рисунок 10>

 

— Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны.

< Рисунок 11> < Рисунок 12> < Рисунок 13>

 

— Они найдут корм и пищу у жилья.

— О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.

— А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки).

— Посмотрите, какие кормушки можно изготовить с помощью родителей. (Показывается картинка с разными видами кормушек).

4. Закрепление:

— Откройте учебники на странице 51. Выполним задания этой страницы.

1) рассмотрите рисунки и расскажите, как разные животные осенью готовятся к суровой зиме.

2) составьте текст о том, как животные готовятся к зиме, вставляя в текст подходящие слова из

рамки.

5. Итог:

— Откройте учебник на странице 49. Прочитайте текст.

— Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке. (Повторить основные признаки осени, вспомнить о роли похолодания)

6. Домашнее задание:

— Нарисуйте рисунок на тему “Осень”. Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени.

urok.1sept.ru

 Признаки осени в картинках и играх для детей

Содержание статьи

После лета все вокруг начинает готовиться ко сну. Появляются первые признаки осени – становится холоднее, листья и травы желтеют, а небо часто хмурится. Важно подмечать происходящие изменения в природе и рассказывать о них ребенку с раннего детства. Это развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.

Дети играют в осенних листьях

Дети играют в осенних листьях

Осень и ее признаки

Полную картину об осени и ее признаках дает осенний лес. Он наполнен приятными грибными запахами, под ногами шуршит листва, потихоньку исчезают с виду насекомые, и птицы улетают в теплые края. Хорошо, если ребенок сможет все это наблюдать воочию – пощупать, понюхать, рассмотреть. Но если такой возможности нет, о происходящих изменениях в природе можно рассказать, используя наглядные примеры.

Описание осени:

  • становится холоднее;
  • птицы улетают на юг;
  • листья на деревьях желтеют и опадают;
  • часто стоит дождливая и ветреная погода;
  • ночи становятся длиннее, а дни короче;
  • люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дети собирают урожай яблок

Дети собирают урожай яблок
С дошкольниками старше 5 лет рекомендуется изучать не только обобщенные изменения в природе, но и последовательные, по месяцам:
  1. Сентябрь. Раньше первый осенний месяц называли Хмурень, потому что его характерные признаки – это хмурое небо и пасмурная погода. Это пора бабьего лета и грибных дождей. Время, когда нужно брать с собой зонтик и обувать резиновые сапоги. Ранней осенью птицы готовятся лететь на юг и сбиваются в стаи. В лесу становится тише, а листья только начинают желтеть.
  2. Октябрь. Месяц Грязник. Практически все листья в середине сезона становятся желтыми, или как говорят, покрываются золотом (золотая осень). Ветер шумит листвой и срывает ее с деревьев. Оказавшись на земле, она пропитывается запахом сырости. В эту пору можно собрать удивительной красоты гербарий, корзинку грибов, каштаны для поделок в детский сад и школу.
  3. Ноябрь. Второе его название – Листогной. Листва вся сорвана и устилает землю. Лес стоит пустой и мокрый. Уже заметно похолодало, и нужно надевать не только куртку, но и шапку, варежки и шарф. Поздней осенью уже случаются первые ночные морозы, и утром опавшие листья часто покрывает иней. Со дня на день выпадет снег, и природа уйдет на трехмесячный покой.

Аппликация "Осень"

Аппликация "Осень"
В школьном возрасте наступление сезона дети учатся понимать отдельно по живой и неживой природе.
  • Живая природа (животные, насекомые, растения).

Осенние признаки: поспевание яблок, тыквы, корнеплодов, грибов; пожелтение и опадение листьев; сбивание птиц в стаи и отлет в теплые края; закупоривание муравейников на зимовку.

  • Неживая природа (небо, тучи, ветер, земля, погодные явления).

Распознать осень можно по заметному похолоданию, сырому и пронизывающему ветру, дождливой погоде. Земля становится мокрой и холодной, пачкает сапоги. Небо опускается ниже, оно часто затянуто серыми облаками. В середине осени утром часто наблюдаются туманы, а поздней осенью – иней.

Осень в картинках:

Признаки осени

Признаки осени

Атрибуты осени в картинках

Атрибуты осени в картинках

Картинки с признаками осени

Картинки с признаками осени

Картинка с осенним пейзажем

Картинка с осенним пейзажем

Картинка - дети на осенней прогулке

Картинка - дети на осенней прогулке

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок усвоил материал, попросите его назвать 3 признака осени и нарисовать рисунок осенней тематики.

Как отличить осень от других времен года?

Основной признак осени – это золотой лес. Только в это время года деревья будто раскрашивает невидимый художник. А еще все живое готовится к долгому зимнему сну. Медведи, белки, бурундуки, мыши, пчелы, ежи и муравьи делают запасы еды.

Чем отличается осень от других времен года (в картинках):
Картинки для детей - времена года

Картинки для детей - времена года

Карточки на тему времен года для детей

Карточки на тему времен года для детей

Рисунки - времена года

Рисунки - времена года

Как рассказать об осени интересно?

Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.

Аппликация из осенних листьев "Олень"

Аппликация из осенних листьев "Олень"

Аппликация из осенних листьев "Рыбка"

Аппликация из осенних листьев "Рыбка"

Примеры:

  • Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
  • Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.
  • Дети на прогулке осенью

    Дети на прогулке осенью
  • На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
  • Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:

Первоклашки идут в школу

Первоклашки идут в школу

В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!

razvivashka.online

Картинки для детей про признаки осени (21 фото) ⭐ Забавник

К признакам осени относится скорое похолодание. Птицы улетают на юг. Начинает идти дождь. Листья желтеют и осыпаются. Пора одевать теплые сапоги и куртку. Осенью наступает период сбора урожая. Этот дидактический материал поможет детям на занятии.

Признаки осени. Идет дождь. Солнце спряталось за тучи.

Какое время года? Какая погода?

Осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее, чем летом.

 

 

Листья меняют свой цвет потому, что с наступлением осени солнце светит меньше.

Девочка под синим зонтом.

zabavnik.club

Признаки осени. 3-й класс

Цели: познакомить с поведением насекомых осенью, обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.

Задачи:

– отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
– дать такое понятие как листопад;
– коррекция мышления и памяти;
– осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей.

Ход урока

I. Организационный момент:

Дежурный докладывает о погоде.

Число, месяц.

II. Введение в тему:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

– Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (Об осени.)
– Запишите в тетради тему урока.

Признаки осени.

Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. (Презентация.) (Слайд)

(Сентябрь, октябрь, ноябрь) – Запишите в тетради:

III. Работа по теме урока:

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. (Слайд)

Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)

Такие дни называют “бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” – говорит русская народная пословица.

Октябрь – середина осенней поры. (Слайд)

В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)

Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.

Внимательно посмотрите видеофрагмент и скажите основные признаки осени.  (Слайд)

Показ видеофрагмента об осени под музыку (чтение стихотворения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Слайд) Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)

Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низкий.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Делается вывод: – записывается в тетради. (Слайд)

В неживой природе:

  • похолодание,
  • первые заморозки,
  • последняя гроза,
  • затяжные дожди,
  • густые туманы,
  • первый снег – все это осенние явления в неживой природе.

Как меняется осенью жизнь в живой природе?

(Что же относится к живой природе? – растения, птицы, насекомые, животные.) (Слайд)

Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

(Слайд) Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают.

(Слайд) Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия.

Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима.

(Слайд) Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.

(Слайд) А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима. Отгадайте загадку.

Нитей много, а в клубок их не смотать. (Паутина) а кто “вырабатывает” паутину?

(Слайд) Можно ли осенью встретить паутину, которая летает? (Да, на протяжении бабьего лета.)

На осень из яиц некоторых видов пауков выводятся молодые паучки. Они, как и взрослые пауки, способны выделять паутинку. Выпущенную паутинку подхватывает ветер и несет ее. Странствие паучков – красивый способ расселения.

Прибыв на новое местожительство, паучки прячутся под листву, в сухую траву, в щели коры и там будут спать до весны. Весной проснутся и больше летать никогда не будут – вырастут и станут тяжелыми.

(Слайд) Слышна ли осенью музыка сверчков? (Нет, не слышна.)

Осенью замирает жизнь насекомых. Совсем мало мы можем увидеть насекомых, которые летают в воздухе. Но под листвой мы можем найти замерших жучков.

Еще летают шмели. (Слайд) Шмели – наши друзья. Лишь они, имея длинный хоботок, могут опылять цветы красного клевера. (Показ на рисунке.)

Гнездо шмеля размещается в земле. Осенью вся шмелиная семья вымирает. Живыми остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, весной создают новое гнездо. Поэтому зимующих шмелей нужно беречь.

(Слайд) Мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях на опушках леса. На зиму жучки собираются в большие скопления.

В стадии личинки зимуют стрекозы и комары.

Прячутся на зиму насекомые.

Становится холоднее. Птицам ничего есть, и они постепенно покидают нас. Раньше всего улетают насекомоядные птицы, позднее – зерноядные и водоплавающие. Это улетают перелётные птицы (Слайд) – назовите их

Вы знаете, что не все птицы улетают, не которые остаются зимовать – как они называются – з и м у ю щ и е (Слайд) – назовите их.

V Физкультминутка:

Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. (Слайд) С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка – в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.

(Слайд) Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.

(Слайд) Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.

(Слайд) Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.

В живой природе

(Слайд) – Запишите в тетради:

  • листопад
  • прячутся насекомые
  • улетают птицы
  • готовят запасы животные
  • животные впадают в спячку

IV. Дополнительный материал:

Дидактическая игра:

Правильно поставьте времена года под картинками: (Слайд)

Зима Весна
Лето Осень

Занимательный материал:

Игра “ Четвёртый лишний”. (Слайд)

Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Самостоятельная работа: (под музыку. (Слайд))

Дети работают в тетрадях.

V. Закрепление.

  • Признаки неживой природы?
  • Признаки неживой природы?

VI. Итог урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина

Видео.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

urok.1sept.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Материалы к лексической теме «Осень».

Материалы к лексической теме
«Осень».

Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл. Лексическая тема

Дети должны знать.

Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлёт, урожай, сад, деревья, кусты, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.

Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

*подчеркнутые слова для детей подготовительной группы.

Дети должны уметь.

Подбирать признаки.
Осень (какая?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…
Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…
Деревья(какие?),
Погода(какая?),
Небо(какое?)…
Подбирать действия.
Осень – приходит, наступает, наводит грусть…
Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает…
Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…
Подбирать предметы к признакам.
Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…
Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…
Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье…
Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…

Вместе с ребенком.

Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану.
  • После какого времени года наступает осень?
  • Назовите осенние месяцы.
  • Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
  • Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
  • Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
  • Какие праздники отмечают осенью?
Прочтите ребёнку стихи об осени.
А.С.Пушкин, «унылая пора! Очей очарованье…». «уж небо осенью дышало…».
Ф.И.Тютчев, «есть в осени первоначальной…».
А.Н.Плещеев, «осень наступила, высохли цветы…».
А.А.Фет, «осыпал лес свои вершины…».
А.К.Толстой, «осень! Обсыпается весь наш бедный сад…».
Отгадайте загадки об осени.
Пусты поля, мокнет земля
Дождь поливает. Когда это бывает?

Краса по лесу гуляет
И деревья раздевает.

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днём и ночью дождик льёт
Грязь и лужи у ворот.

Скачать архив с материалами к лексической теме «Осень» в формате Word(1,3Mb).

Желаем успехов!

www.logoped.ru

Признаки осени: занятие для детей

Осень — это то время, когда заканчивается тепло и наступают холода. Дети могут с малых лет замечать изменения не только в природе, но и в отношении к себе со стороны взрослых. Ниже приведены различные признаки осени, которые помогут детям сориентироваться в окружающем мире и временах года.

Осень тоже встречают по одежке

Дети привыкают за лето, что их не заставляют надевать шапку, куртку. Разве только на несколько дней во время похолоданий приходится одеваться теплее. Но знают они, что придет время, и можно снова бегать на речку в одних шортах.

Однажды ребенку родители надевают резиновые сапожки, шапочку и куртку. Признаки осени даже по верхней одежде можно увидеть. Ребенок может не понять, за что его так мучают. Далеко не все дети любят быть тепло одетыми, потому что не понимают, что на улице холодно, пришла осень.

признаки осени

Настала пора рассказать ребенку про признаки осени. Для детей, чтобы они не обижались и не грустили, достаточно показать на улице во время прогулки много интересного. Ясно, что в сентябре осенних признаков ещё не так много, многие деревья ещё зеленые, поэтому лучше всего рассказать о перелетных птицах, например. Взрослому человеку желательно вспомнить свое детство, наверняка, будучи ребенком, он успокаивался, когда видел своего друга тоже в теплой куртке и шапке. Девочкам актуально подарить яркий зонтик.

Куда же делось солнышко? Его съели тучки?

Детишки наверняка заметят, что солнышко стало появляться реже. А когда погода ясная, то оно не греет так, как летом. Каковы же признаки осени в живой и неживой природе? Они именно в перемене погоды. Летом солнышко бывает часто, жарко или тепло на улице от этого. С наступлением осени небо покрывается тучами, часто бывают дожди. Редко, когда весь день ясная погода. Сильные порывы ветра сносят с деревьев листочки. В сентябре ещё пока относительно тепло, бывает даже в середине месяца бабье лето, когда можно насладиться теплыми деньками. Детям стоит рассказать, что этот период ненадолго, лето закончилось, просто бывает иногда тепло.

признаки осени для детей

Желательно наблюдать за прогнозом погоды. Нередко занятие «Признаки осени» подразумевает поведение неживой природы в данный период. Временами солнышко то появляется, то пропадает. В октябре возможен небольшой снежок или град. Туманы нередки в этот месяц. В ноябре можно увидеть снег, он выглядит как зимой, но может быстро растаять. На улице ещё не так холодно, температура выше нуля, поэтому снег быстро тает, если он шел ночью. Днем будет дождик. Осенью лучше с собой носить зонтик или надевать дождевик.

Что стало с деревцами?

Внимание детей можно обратить на деревья, когда на тех будут желтеть листья. В начале сентября большинство из них еще зеленые. Хотя березки могут начать желтеть ещё с конца августа. Активный процесс у деревьев по подготовке к зиме начинается ближе к концу сентября.

Ребятишки могут поразиться ярким цветам листьев: красным, желтым, оранжевым. У некоторых школьников сентябрь ассоциируется с опавшим кленом. Неслучайно. Девочки из младших классов, а иногда и из старших, любят собирать в парке кленовые листья. Видно, как краснеют виноград, смородина и другие кустарники, желтеют каштан, березка. Такие признаки осени ни с чем не спутаешь. Разве только по хвойным деревьям нельзя понять, наступила ли осенняя пора. Ведь ни ель, ни сосна, ни кедр не облетают в сентябре или октябре.

признаки осени в природе

В конце октября и в начале ноября яркость листьев исчезает. Практически все листочки к этому моменту опадают. Те, что ещё висят и лежат на земле, становятся коричневого цвета, засыхают. Слышен только шелест под ногами. Деревья начинают отдыхать. Детям нужно объяснить, что снег зимой защищает от замерзания корни, поэтому при уборке лучше подсыпать его к деревьям и кустам.

Подготовка к осени у зверей

Все звери и птицы чувствуют приближение любых времен года. У них заложено природой все, что им нужно для существования. Перелетные птицы отправляются в теплые края. Они знают, куда им лететь. Не все птицы остаются зимовать. Голуби, воробьи, вороны — эти птицы постоянно живут в Центральной России. Они никуда не улетают. А вот журавли, ястребы, аисты и другие птицы любят тепло, когда настает пора, они покидают свои гнезда с подросшими птенцами и улетают далеко-далеко на юг.

занятие признаки осени

Многие звери впадают в спячку: медведь, ежик, барсук, енот и другие обитатели норок. Насекомые также пропадают. Признаки осени в природе для среды обитания животных совершенно естественны. В лесу становится тихо. Что касается лис, зайцев, белок, то у них меняется окрас шерсти. Белочки делают на зиму запас орешков, желудей, которых осенью становится много. У животных все происходит в согласии с природой. Они умеют чувствовать, когда и что нужно делать.

Волки, лисички, зайцы не спят. Они могут выходить на охоту. Даже по снегу могут бегать спокойно. Иногда в лесу можно увидеть следы обитателей. Иногда в деревнях волки зимой могут ходить по округе, поэтому детишкам не стоит уходить далеко.

А денек стал короче

Непременно дети заметят, что стало темнеть раньше. Если в августе уже в 9 часов вечера становилось темно, то в сентябре ещё раньше. Светает поздно. Детям легче объяснить, что утром и вечером день убавляется на 2 минуты. Если в июне в 22.00 солнышко только садилось, то в середине декабря уже в 16 часов темно. Почему так происходит? Если есть под рукой энциклопедия и глобус, то нужно показать, как вращается Земля вокруг Солнца в течение всего года. Для них будет удивлением, наверное, когда узнают о весне в Австралии на данный момент. Поздний рассвет и ранний заход солнца — это признаки осени в неживой природе наравне с постоянными дождями и ветрами.

Почему осень такая и когда придет зима?

Смена времени года происходит для того, чтобы природа обновлялась. Не может травка без конца зеленеть, деревья всю жизнь не цветут и не приносят плоды. Людям и многим животным, которые не впадают в спячку, свойственно не только бодрствование, но и отдых. Растениям отдыхать тоже нужно. Но процесс подготовки к зимней спячке происходит медленно. Как вообще происходит цикл за год? Деревце весной одевается листвой, летом приносит плоды, ягоды. Осенью опадают листья, и растение, кажется, умирает.

признаки осени в живой и неживой природе

Любые признаки осени — это сигнал для живой природы о подготовке к отдыху на три с лишним месяца. А почему приходят дожди? Природой все устроено разумно. Осадки сначала нужны для насыщения растений влагой, затем приходят холода. Снег помогает деревьям и травке быть в тепле. Если не будет снега, то растения в сильные морозы могут погибнуть.

А скоро и Новый год!

В конце ноября чаще всего погода уже не такая, как в сентябре и октябре. Деревья полностью голые, уже есть снег. Но это не повод для грусти. Впереди Новый год. В лесу растут елочки зеленые. Они любому ребенку принесут радость. В школе и дома занятие «Признаки осени» можно заменить на тему «Зима пришла». Детям и взрослым праздник поднимает настроение. Ведь дома стоит красивая живая елочка, которая наряжена игрушками, мишурой и дождиком. Нужно уметь делиться с детьми интересным, познавательным и полезным. К чему это сказано? Люди осенью начинают грустить, потому болеют и постоянно хотят спать. Школьники тоже все это чувствуют. Их нужно взбодрить. Ведь все времена года хороши. После унылой осени наступает белоснежная зима. Снежинки — это ещё один неживой объект природы, они имеют очень сложный, но красивый узор.

признаки осени в неживой природе

Тема «Признаки осени» для детей должна быть раскрыта не только в словах и определениях, но и на живых примерах. Запомнить проще то, что интересно. Признаки осени в живой и неживой природе лучше научиться отличать, чтобы понимать, как все происходит и что с чем взаимосвязано.

fb.ru

План-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему: «Осень. Осенние признаки»

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Осень. Осенние признаки».

Цель: Активизировать словарь  по  теме «Осень».

Обучающие задачи:

  • Систематизировать знания  об осени и  осенних явлениях.
  • Учить  отвечать на вопросы и задавать их.
  • Совершенствовать умение  использовать в речи разные части речи в точном сочетании с целью высказывания.

Развивающие задачи:

  • Развивать наблюдательность, логическое мышление.
  • Развивать слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  любовь к природному окружению.

Коррекционные задачи:

  • Развивать общую моторику, развитие дыхания, развитие мыслительных операций.

Оборудование: сюжетная картинка «Осень», разрезные картинки: солнце, облака (небо), тучка с дождиком, листья, дерево, птица.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

— Ребята, мы сегодня поговорим о времени года, но о каком, я хочу, чтобы вы догадались сами. Для этого отгадайте загадку:

«Время года отгадай»

 Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два

Пришла к нам в гости…(осень)

— да, вы правильно догадались, мы будем говорить об осени и ее признаках.

Осенью начинается листопад. Когда ветер дует, листья кружатся в воздухе. Давайте, мы с вами покажем, как ветер дует на листочки.

Упражнение на развитие длительного плавного выдоха «Листопад»

2. Основная часть.

Характеристика осени

— давайте назовем приметы осени.

Игра «Подбери признак»

-Листья осенью (какие?) Желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом (Разноцветные).

-Дождь осенью (какой?)  Холодный, моросящий.

-Погода осенью (какая?) пасмурная, дождливая, хмурая, морозная( поздней осенью)

-Солнце осенью (какое?) тусклое, холодное.

-Небо осенью (какое?) хмурое, серое, пасмурное.

-Ветер  осенью (какой?) холодный, сильный.

-Деревья осенью (какие?) ранней – с разноцветными листьями, поздней – голые.

Игра «Подбери действие»

-Листья осенью (что делают?) – желтеют, опадают и т.д.

-Дождь осенью — моросит, идет ит.д.

-Урожай осенью – убирают, собирают, заготавливают на зиму.

— Ветер осенью – дует, пронизывает, завывает.

-Птицы осенью – улетают, собираются в стаю.

-Деревья осенью — роняют листву, готовятся ко сну.

-Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Упражнение на развитие чувства ритма «Дождик»

Осенью часто идут дожди. Дождик капает: кап-кап-кап.

Давайте повторим (отхлопывание ритма в ладоши)

  1. //-//-//-//;

2. //-/-//-/-//;

3. /-//-/-//-/.

3. Физкультминутка.

Осенью, часто,  дует холодный ветер.  Давайте представим себя осенним ветерком.

«Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Упражнение на понимание причинно – следственных связей

«Правильно – неправильно»

Пошел дождь, потому что я взял зонт

(Я взял зонт, потому что пошел дождь.)

Наступила осень, потому что птицы улетели на юг.

(Птицы улетели на юг, потому что наступила осень)

Может начаться дождь, потому что на улице солнечная погода.

(Может начаться дождь, потому что на улице пасмурная погода.

 Работа с раздаточным материалом

Складывание разрезной картинки из 4 частей.

Составление предложений об осенней примете  по составленным картинкам.

4. Итог занятия:

  • О каком времени года мы беседовали на занятии?
  • Что бывает только осенью? ( сбор урожая, отлет птиц, листопад)

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о