Туунбак – создание правдоподобного монстра из XIX века

Дэн Симмонс «Террор» — отзыв anastasia_dv

Эта земля с некоторыми обитающими на ней людьми сама по себе является адом,
достаточно страшным для любой Вселенной.

Дэн Симмонс «Террор»

Что такое настоящий ад? Ад — это не всегда ужасная часть загробной жизни. Это Нечто между жизнью и смертью, между настоящим и будущим. Дэн Симмонс создал этот ад для всех героев экспедиции сэра Джона Франклина.
История, рассказанная в этой книге, реальна, за исключением некоторых моментов (да и то не факт). Нужно отдать должное Дэну Симмонсу — он досконально изучил все доступные документы и сведения о злосчастной экспедиции Франклина. После прочтения книги я первым делом полезла изучать факты об этой пропавшей экспедиции и информацию о ее поисках (которые, к слову, проводятся до сих пор). Удивительно, что за оболочкой ужасов и мистики скрыта реальная история, о которой забываешь, как только погружаешься в книгу с головой. Но изучение продолжения этой истории, как мне кажется, необходимо, по крайней мере, если книга действительно «цепляет».

Экспедиция сэра Джона Франклина в составе 2 кораблей «Эребус» и «Террор» и 129 членов экипажа отправилась на Север для поисков Северо-Западного прохода в 1845 году. Капитаном «Эребуса» являлся Джеймс Фицджеймс. Капитаном «Террора» — Френсис Крозье. Экспедиция имела запасы еды на три года пребывания во льдах. Первую зиму 1845-1846 годов корабли провели у острова Бичи. После чего продолжили поиски Северо-Западного прохода, однако оказались затертыми во льды во время следующей зимовки на 70°5′ северной широты и 98°23′ западной долготы. С сентября 1846 года корабли не могли выбраться из ледяного плена. Летом 1847 года лёд не вскрылся, хотя должен был. Зимой 1847-1848 годов корабли остались на прежнем месте. Весной 1848 года экспедиция высадилась с кораблей и направилась к реке Бака для того, чтобы подняться по ней вверх по течению и добраться до любой возможной цивилизации. Однако никто из 129 членов экипажа не вернулся домой.

Для небольшой статьи такие факты были бы достаточны, чтобы доказать сам факт того, что экспедиция просто погибла от холода, голода или болезней. Однако Дэн Симмонс не просто ориентировался на такого рода сводки. Он изучил от начала и до конца все подводные камни этой истории.

Далее много спойлеров.
От книги веет холодом, с самых первых страниц. И пусть все температуры приведены в Фаренгейтах, всё равно можно понять, что экипажу было холодно, очень холодно. Сэр Джон Франклин, человек в возрасте, был готов на всё, чтобы успешно завершить экспедицию — найти Северо-Западный проход. Он не слушал своих капитанов, не хотел покидать свои корабли ни при каких обстоятельствах, что, возможно, и стало причиной смерти нескольких членов экипажа.
Но обо всём по порядку…
Френсис Крозье. Человек однозначно импонирующий читателю. Он здраво мыслит, мало думает о себе, много — об экипаже «Террора». Он предстает человеком сильным, хотя и имеет пристрастие к алкоголю. Однако он не теряет самообладания ни в одной критической ситуации.

Гудсер. Один из четырех врачей экспедиции. Изначально отправлялся в экспедицию в качестве исследователя для изучения белых медведей, а не в качестве врача. Однако волей судьбы после смерти остальных трех врачей становится единственным врачом на два корабля. Он борется с цингой, обморожениями и другими болезнями экипажей двух кораблей.
«Эребус» и «Террор». Корабли затерты во льдах далеко друг от друга — перемещаться между ними не так просто. «Эребус» пострадал от движения льдов больше. Помимо трещин в бортах суден, у «Эребуса» повреждена паровая установка, а также винт и руль. Неоднократно Крозье и Фицджеймс предлагают Джону Франклину покинуть свой корабль, так как он не сможет поплыть, даже если лед вскроется. Что касается «Террора» — он пострадал намного меньше, хотя тоже имеет трещины в бортах. «Террору» отведено большее значение, он становится еще одним главным героем книги, у него есть душа.
Ирвинг и леди Безмолвная. Ирвинг — еще один из импонирующих читателю героев. Он — член экипажа «Террора», и ему поручено следить за эскимоской, которая попала на корабль практически случайно. Ее зовут леди Безмолвная, потому что у нее нет языка. Однако она умная и умеет добывать мясо.
Чудовище Туунбак. Льды оказались не так безопасны, как казалось. В этом жутком холоде обитает большой белый медведь — он ходит то на четырех лапах, то на двух. И он нападает на любого, кто попадется ему на пути. Он умеет выслеживать, а убивает с таким умом, что людям становится безумно страшно.
Джон Франклин. Джона Франклина обманули. На кораблях находится много тонн испорченной еды. Консервы, которые были куплены для экспедиции были сделаны некачественно, они начали портиться задолго до окончания возможных сроков хранения (то есть три года). Однако это не самое страшное. Чудовище не пощадило сэра Джона Франклина.
Крозье. Он становится начальником экспедиции после ужасной смерти Джона Франклина. И по прошествии еще одной зимовки во льдах и еще многих смертей членов экипажей двух кораблей он решает предпринять попытку найти реку Бака, по которой можно добраться до цивилизации, хотя бы до аборигенов.
Гудсер. Врач выполняет свои обязанности добросовестно, однако практически каждый человек на обоих кораблях заболевает цингой. Консервы испорчены, мяса люди получают очень мало, а охота не заканчивается успехом.
Хикки. Не обошлось и без предателей. Помощник конопатчика Хикки и его туповатый друг-любовник Магнус Мэнсон становятся ключевыми фигурами ближе к концу книги. Хикки неоднократно пытается организовать мятеж, однако Крозье не позволяет этого. В конце концов уже в лагере, после того, как экипажи покинули корабли, Хикки удается собрать вокруг себя людей и уйти. В то время как многие остались в лагере недалеко от реки Бака, Хикки со своей группой отправляется обратно, к «Террору». Там остались консервы, там можно жить в относительном тепле, и возможно, можно отплыть, когда лед вскроется. Хикки предпринимает попытку убить Крозье, но это не получается. Но Гудсер находится у него, и впоследствии врач решается на самоубийство. Хикки также движет и другое. Он верит в силу каннибализма. Его мини-экспедиция обратно к «Террору» превращается в Мир Короля Хикки, а его люди — в упряжных животных. Хикки приказывает убивать своих подопечных одного за другим. Убить одного, чтобы прокормить другого. Ведь человек-это мясо.
Чудовище Туунбак. Только ближе к концу книги я смогла понять, что Чудовище — это не просто ужас людей, который их преследует. Чудовище — это «тысячелетний тлетворный дух смерти». И Чудовище пытается убить Хикки. Но…

Хикки почувствовал, как теплое дыхание исходит из него самого, поднимается из груди в горло и истекает через открытый, судорожно искривленный рот, тихо свистя между зубами со сколотой эмалью, но в следующий миг он понял, что это не дыхание навек покидает его, а дух, душа.
Чудовищное существо вдохнуло в себя душу Хикки.
Но потом оно отшатнулось, потрясло огромной головой, раздраженно фыркнуло, словно отплевываясь от какой-то мерзости. Оно опустилось на все четыре лапы и навсегда покинуло поле зрения Хикки.

Сгнившую душу Туунбак забрал, однако убить не смог…
Леди Безмолвная. Леди Безмолвная не была главной героиней этой книги, однако в конце книги становится ясно, что она-то как раз и была одной из ключевых фигур. Она спасает Крозье от смерти от многих пуль Хикки. И Крозье в итоге оказывается единственным выжившим в экспедиции сэра Джона Франклина.

Талириктуг. Он узнает о том, что «Террор» всё ещё не утонул. Однако он оказывается сдвинут с места. Корабль уплыл достаточно далеко от места зимовок. В своей каюте Талириктуг находит мертвого человека. Неизвестно, кто это. Неизвестно, как он сдвинул корабль. Однако Талириктуг готов распрощаться со своим прошлым, чтобы и дальше жить с леди Безмолвной и их двумя детьми, чтобы и дальше служить Туунбаку. «Террор» тонет, а Крозье окончательно превращается в Талириктуга.

Люди претерпели многое. Некоторые сошли с ума. Будучи затертыми во льдах, они оказались на грани между реальностью и безумием.
Не выжил никто.

www.livelib.ru

По следу Туунбака — Охотники.ру

Белый медведь, он же медведь морской (Ursus maritimus), умка, ушкуй (ошкуй), нанук и Туунбак, считается самым крупным представителем медведей, живущих на нашей планете. У зверя прекрасно развиты слух и обоняние, он отличный пловец. Неудивительно, что этот могущественный хищник был в особом почете у коренных народов Севера.

Тушу священного зверя требовалось заносить в чум не через дверь, которая считалась нечистым местом, а только с передней стороны жилища, приподняв покрывало.

Тушу священного зверя требовалось заносить в чум не через дверь, которая считалась нечистым местом, а только с передней стороны жилища, приподняв покрывало.

Считалось, что умка понимает человеческую речь, может превращаться в человека, поскольку умеет ходить на задних лапах, а если о нем говорят что-нибудь плохое или смеются над ним или грозят ему, то может и отомстить. С ушкуем старались вести себя осмотрительно и уважительно.


Несмотря на сакральный статус зверя, охота на него у северных народов не запрещалась и представляла собой ритуал. Например, эвенки, собираясь на медвежью охоту, говорили иносказательно: «Надо зверя выслеживать». Если охотники встречали спящего медведя, то прежде чем убить, будили его, подражая при этом крикам ворона или приговаривая: «Не я тебя убиваю, а тунгус», то есть чужой, иноплеменник. Добыв ушкуя, просили у него прощения. Свежуя его, отделяли шкуру вместе с головой и шейными позвонками, говоря при этом: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они кусаться станут». При разделке туши нельзя было громко говорить, ронять посуду. Из черепов добытых медведей складывали культовые жертвенники. Дух зверя старались ублажить, устраивая в честь удачной охоты праздник, шкуру с оставленным в ней черепом вносили в жилище, предлагали ей еду, питье, трубку.


Ненцы, прежде чем убить белого медведя, мысленно советовали ему уйти подобру-поздорову. Если зверь не уходил, значит, желал смерти. Как и эвенки, ненцы извинялись перед убитым медведем, кланялись ему, как хозяину Новой Земли и моря. По древним ненецким обычаям мясо медведя разрешалось есть только мужчинам. Женщины могли его есть только в том случае, если нарисуют себе углем усы и бороду.


Вся жизнь, быт, хозяйственная деятельность жителей Севера были тесно связаны с белым медведем. Его мясо и жир они употребляли в пищу, им кормили ездовых собак, из шкур шили обувь и одежду, желчь использовали как лекарственное средство.


Участникам полярных экспедиций не раз доводилось встречаться с «царем ледяных просторов Арктики». Там, где не ступала нога человека, встречи заканчивались трагически: медведи не боялись людей и вели себя агрессивно. Во время первых английских и голландских арктических экспедиций почти каждая высадка на берег стоила нескольких человеческих жизней. Так, в сентябре 1595 года в первой экспедиции голландца Баренца от нападения медведя погибло несколько человек. Люди сошли на берег около восточного входа в Югорский Шар, чтобы собрать там горный хрусталь, который приняли за алмазы, и на одного из собирателей набросился огромный белый медведь. Он схватил человека за шею, затем прокусил ему голову и стал высасывать кровь. На помощь товарищу бросилось несколько человек, но зверь не испугался, кинулся на них и растерзал еще одного полярника. В конце концов после жестокого боя опасный и сильный зверь был убит. Участникам второй экспедиции Баренца (1596) при высадке на остров в районе Шпицбергена сразу пришлось сразиться с полярным хищником, причем бой длился два часа. В результате остров получил название Медвежий. А в 1870 году медведь напал на доктора немецкой полярной экспедиции Бергена, протащил его несколько метров и оскальпировал. К счастью, пострадавший успел позвать на помощь товарищей и, освободившись, самостоятельно добежал до судна, несмотря на серьезные раны. Нападали медведи и на участников Норвежской полярной экспедиции (1893–896) под руководством Фритьофа Нансена. Но тогда полярникам удавалось отделаться легкими укусами, а нападавшие хищники были убиты.

 

Тушу священного зверя требовалось заносить в чум не через дверь, которая считалась нечистым местом, а только с передней стороны жилища, приподняв покрывало.

СЕВЕРНЫЙ ДЕЛИКАТЕС. Добытого медведя полярники свежевали на месте. Чтобы сохранить шкуру до возвращения на материк, ее тщательно очищали от жира и натирали внутреннюю поверхность солью, затем шкуру складывали и помещали в бочонок. Мясо старых медведей скармливали ездовым собакам, а молодых ели сами. Свежая медвежатина обогащала скудный полярный рацион, однако употребление в пищу плохо приготовленного мяса могло стать причиной тяжелой болезни — трихинеллеза, что и произошло в экспедиции под руководством лейтенанта Брусилова на шхуне «Святая Анна».


По мере освоения человеком северных пространств и особенно после «знакомства» с огнестрельным оружием медведи стали более пугливыми и осторожными. Многие полярники писали в своих воспоминаниях, что звери бродили ночью вокруг палатки и обнюхивали ее, но напасть не решались.


Как писал выдающийся полярный исследователь Адольф Эрик Норденшельд, «медведь имеет особенную склонность к инвентаризации устроенных на берегу складов провианта». Во время его экспедиции на Шпицберген в 1864 году в их лагерь однажды явился большой белый медведь. Он исследовал содержимое лодки, накрытой палаткой, «сожрал старательно приготовленное жаркое из оленины, порвал запасное платье, раскидал морские сухари», а когда ученые вернулись, починили палатку и легли спать, разбойник явился снова «и завладел во время их сна вареной олениной, приготовленной вместо съеденного перед этим жаркого». Во время экспедиции Отто Свердрупа на барке «Эклипс» (1914–1915) также произошла неожиданная встреча человека с белым медведем. В поисках еды и, вероятно, от любопытства, хищник взобрался на зимующее судно по взвозу, сооруженному для транспортировки грузов с береговых складов, и столкнулся с телеграфистом, который чуть было не стал его жертвой.
А в гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в октябре 1914 года произошел весьма курьезный случай. Моряки сняли с убитого медведя шкуру и решили выдержать ее несколько дней на льду метрах в двадцати от борта судна. Каково же было их удивление, когда в один прекрасный день они обнаружили, что шкура исчезла. На снегу остались отпечатки лап большого медведя и медвежонка. Пройдя по следам, моряки нашли вначале клочья шерсти, когти, а затем и остатки шкуры. Надо заметить, что голодные звери могут сожрать все что угодно. Участники одной из английских полярных экспедиций убили медведя, в желудке которого нашли среди прочего запасы липкого пластыря из близлежащего склада. А в экспедиции барона Толля на Новосибирские острова (1900–1902) голодный хищник, разорив склад и разбросав вещи, обглодал ягдташ, съел меховую шапку, сапоги, чулок и почти весь кожаный ремень. Кроме того, он спустил под лед 75 банок гороховых консервов и бутылку спирта.

 

Тушу священного зверя требовалось заносить в чум не через дверь, которая считалась нечистым местом, а только с передней стороны жилища, приподняв покрывало.

Экспонаты Perspektivet Museum, что находится в Трёмсе (Норвегия), наглядно демонстрируют историю освоения Севера русскими и норвежскими экспедициями. ФОТО PERSPEKTIVET MUSEUM/FLICKR.COM (CC BY-NC-ND 2.0)


Как только участники полярных экспедиций поняли, что добыть медведя не так уж и трудно, он стал для них желанным объектом охоты. Ведь мясо только одного зверя становилось замечательным дополнением к скудному полярному рациону и, что немаловажно, лекарством от цинги.


Считалось, что легче всего бить медведя с лодки среди плавучих льдов, поскольку он всегда ищет спасения в море. Охотились на медведей не только из огнестрельного оружия, но и с помощью рогатин и гарпунов. Некоторые даже утверждали, что рогатина эффективнее ружья. Норденшельд рассказывал, что во время одной из шведских экспедиций таким образом добыли трех медведей в течение нескольких минут. Известный исследователь Сибири М. Геденшрём уверял, что на медведя можно идти с ножом, привязанным к палке. Датский полярный путешественник К. Петерсен — участник экспедиций Мак-Клинтока и Кэна — считал, что «убивать медведя так же безопасно, как резать овцу». А Отто Свердруп иногда натравливал на медведя ездовых собак. «Однажды, — вспоминал он, — я спустил на медведя две упряжки эскимосских собак, в общей сложности 12 штук. Через четверть часа медведя пристрелили, но за это время собаки уже успели прогрызть ему брюхо и начали вытаскивать кишки. Если бы его не пристрелили, ему все равно пришел бы конец. Вне всякого сомнения, такая стая собак в состоянии справиться с медведем, если он окажется на большом ледяном поле, где нет ни одной полыньи. Но если он найдет полынью, куда сможет нырнуть, то он спасен, но, я думаю, это его единственная возможность сохранить свою жизнь. Для стаи собак или волков в тундре он будет легкой добычей».


Интересное описание медвежьей охоты в гавани острова Диксон в августе 1900 года мы находим в дневнике барона Толля. Охотникам попалось большое скопление медведей, и они разработали «план побоища». Разделились на три группы. Первая — из пяти человек — должна была выйти на вельботе из гавани в сторону острова, «чтобы отрезать медведям обратный путь к воде». Второй группе из двух человек следовало «пристать на каяке к берегу и гнать медведей против ветра». Еще двоим «надлежало с попутным ветром обойти медведей и отрезать им отступление к суше». Начало охоты было намечено с момента прибытия вельбота. Предприятие оказалось удачным, в общей сложности было добыто семь медведей. Во время этой охоты произошел случай, который мог стоить охотникам жизни, но все закончилось благополучно. Толль описывает это так: «Я услышал громкий голос Вальтера: «Все медведи убиты, идите сюда!» Когда мы сошлись вместе, выяснилось, что мне прокричали: «Берегись!», так как один из медведей пересек дорогу вплотную за мной. Я не мог его видеть, находясь за пригорком. За этим медведем пустился вдогонку Зееберг. Ему послышалось, будто я крикнул: «Не стреляйте, он слишком мал!», поэтому он не стрелял, и одумался, лишь когда медведь плыл в море в пятистах шагах от берега». Читая такое, поневоле веришь ненцам и эвенкам, убежденным, что медведи обладают сверхъестественными способностями.

Светлана Машкова-Хоркина 10 сентября 2015 в 00:00

www.ohotniki.ru

Отзывы о книге Террор

Лето 2019 года в Центральной России как нельзя лучше подходило для чтения «Террора». Холод, скверная погода, клаустрофобия из-за того, что все время сидишь дома, а для медвежьего бесчинства можно подобрать любую метафору из политической или культурной сферы в меру собственной испорченности. Казалось бы, уж за десять с лишним лет каждый книголюб приобщился к ледяному миру Дэна Симмонса, но книга с упорством первопроходца продолжает всплывать в различных списках. Значит, спрос еще есть, и не все смогли осилить томик на восемь сотен страниц даже после сериала.

Приключенческая литература для подростков, столь сильно влиявшая на умы в XX веке, в начале XXI века перешла в другое русло. Сейчас трудно увлечь романтикой морских приключений, и если кто-то может с лету отличить фок-мачту от бизань-мачты, то он либо состоит в клубе эрудитов, либо начитался подобной литературы в детстве, либо работает с чем-то огромным и парусным. Симмонс плевать хотел на интересы и тенденции, поэтому спокойно оперирует бушпритами, рангоутами, шпинделями и другими страшными словами, не заботясь об удобстве читателя. Читатель же зачастую так увлечен экшн-сценами, что не может прерваться и погуглить значения всех этих терминов. Потому что нельзя сказать, что это литература о приключениях или путешествиях. Нельзя сказать, что чистый хоррор. Нельзя сказать, что это историческая фантастическая альтернатива. Жанров намешано так много, что невозможно какой-то из них вычленить как превалирующий, в итоге получается настоящая жанровая пицца, а нам, читателям, только того и надо. В конце концов, разве так важно правильно и точно классифицировать книгу? Главное — чтобы она была хорошей.

Главные плюсы «Террора» — увлекательность и многогранность. Можно спокойно игнорировать моменты и сцены, которые не вызывают отклика, а потом по десять раз перечитывать странички-фавориты. Нравится психологизм и яркие личности? Пожалуйста. Нравится стилизация и историчность? Такое есть у меня. Хочешь безумную движуху? Вот, написал. Клаустрофобия, нагнетание обстановки, тихий ужас и сумасшествие? В двойном объеме. Вечные темы и философские вопросы? Всегда готов!

Из всего пестрого разнообразия вариантов для себя я главным вопросом вычленяю противостояние человека и природы. Если совсем упростить, то человек пытается нести упорядоченность, а природа не всегда может быть каталогизирована, описана и даже просто познаваема. Иногда для взаимодействия с ней невозможно логически действовать напрямую, нужно подключать какие-то иные каналы, иначе она воспротивится и воспримет тебя как врага. Потому что любой контроль над хаосом этот хаос пытается свести к нулю, а кому же это понравится? Сухие слова, полуфилософские категории, а на деле — со страниц книги веет холодом и несется на тебя огромный медведь.

Лучше всего Симмонсу удались «одноактные» остросюжетные сцены, зачастую длиной как раз в одну главу, где даже самый толстокожий читатель может примерить на себя убийственный ужас и обреченность персонажей. Кто не боялся во время побега Блэнки от чудовища и не плакал, когда Джопсона бросили умирать на льду в его день рождения, тот не проходит тест даже на минимальную эмпатию. Поздравляю, ваш эмоциональный интеллект достиг уровня табурета.

Советую почитать вообще всем, а особенно нелюбителям фантастики. Фантасты и такое могут! Если же читали 5 или более лет назад, то — зуб даю! — повторное обращение к тексту может дать новую пищу для размышлений.

www.livelib.ru

Отзывы о книге Террор

Лето 2019 года в Центральной России как нельзя лучше подходило для чтения «Террора». Холод, скверная погода, клаустрофобия из-за того, что все время сидишь дома, а для медвежьего бесчинства можно подобрать любую метафору из политической или культурной сферы в меру собственной испорченности. Казалось бы, уж за десять с лишним лет каждый книголюб приобщился к ледяному миру Дэна Симмонса, но книга с упорством первопроходца продолжает всплывать в различных списках. Значит, спрос еще есть, и не все смогли осилить томик на восемь сотен страниц даже после сериала.

Приключенческая литература для подростков, столь сильно влиявшая на умы в XX веке, в начале XXI века перешла в другое русло. Сейчас трудно увлечь романтикой морских приключений, и если кто-то может с лету отличить фок-мачту от бизань-мачты, то он либо состоит в клубе эрудитов, либо начитался подобной литературы в детстве, либо работает с чем-то огромным и парусным. Симмонс плевать хотел на интересы и тенденции, поэтому спокойно оперирует бушпритами, рангоутами, шпинделями и другими страшными словами, не заботясь об удобстве читателя. Читатель же зачастую так увлечен экшн-сценами, что не может прерваться и погуглить значения всех этих терминов. Потому что нельзя сказать, что это литература о приключениях или путешествиях. Нельзя сказать, что чистый хоррор. Нельзя сказать, что это историческая фантастическая альтернатива. Жанров намешано так много, что невозможно какой-то из них вычленить как превалирующий, в итоге получается настоящая жанровая пицца, а нам, читателям, только того и надо. В конце концов, разве так важно правильно и точно классифицировать книгу? Главное — чтобы она была хорошей.

Главные плюсы «Террора» — увлекательность и многогранность. Можно спокойно игнорировать моменты и сцены, которые не вызывают отклика, а потом по десять раз перечитывать странички-фавориты. Нравится психологизм и яркие личности? Пожалуйста. Нравится стилизация и историчность? Такое есть у меня. Хочешь безумную движуху? Вот, написал. Клаустрофобия, нагнетание обстановки, тихий ужас и сумасшествие? В двойном объеме. Вечные темы и философские вопросы? Всегда готов!

Из всего пестрого разнообразия вариантов для себя я главным вопросом вычленяю противостояние человека и природы. Если совсем упростить, то человек пытается нести упорядоченность, а природа не всегда может быть каталогизирована, описана и даже просто познаваема. Иногда для взаимодействия с ней невозможно логически действовать напрямую, нужно подключать какие-то иные каналы, иначе она воспротивится и воспримет тебя как врага. Потому что любой контроль над хаосом этот хаос пытается свести к нулю, а кому же это понравится? Сухие слова, полуфилософские категории, а на деле — со страниц книги веет холодом и несется на тебя огромный медведь.

Лучше всего Симмонсу удались «одноактные» остросюжетные сцены, зачастую длиной как раз в одну главу, где даже самый толстокожий читатель может примерить на себя убийственный ужас и обреченность персонажей. Кто не боялся во время побега Блэнки от чудовища и не плакал, когда Джопсона бросили умирать на льду в его день рождения, тот не проходит тест даже на минимальную эмпатию. Поздравляю, ваш эмоциональный интеллект достиг уровня табурета.

Советую почитать вообще всем, а особенно нелюбителям фантастики. Фантасты и такое могут! Если же читали 5 или более лет назад, то — зуб даю! — повторное обращение к тексту может дать новую пищу для размышлений.

www.livelib.ru

«Террор» и «Левиафан»: 13vainamoinen — LiveJournal

Прочитал роман американского писателя Дэна Симмонса «Террор». Книга, безусловно, талантливая, яркая и антихристианская по своей сути.
В основе сюжета романа — таинственная гибель экспедиции английского исследователя Арктики Джона Франклина, который в 1845 году на двух самых современных кораблях того времени «Эребус» и «Террор» и 110 человек экипажа, отправился на поиски так называемого «Северо-западного прохода», морского пути огибающего североамериканский континент со стороны Ледовитого океана. Ученые географы того времени были уверены, что за льдами лежат огромные участки открытой воды, по которым свободно могут пройти корабли от Великобритании до восточных берегов России. Запас продуктов имеющийся на кораблях, позволял экипажам кораблей продержаться в арктических водах без ограничения в пище до 5 лет, а при определенных ограничениях и до 7 лет.
Однако уже в 1847 году по ходатайству, жены Джона Франклина леди Франклин Адмиралтейство Великобритании направляет в арктические воды спасательную экспедицию. Эта и последующие экспедиции, направленные на поиски потерянных кораблей устанавливают общий ход событий, который привел к гибели английских полярных исследователей.

Предположительно корабли вмерзли в лед, а аномально холодное лето 1846 года не позволило им освободиться из ледового плена и продолжить плавание. Следующей зимой деревянные корпуса кораблей были просто раздавлены постоянно движущимися льдами. Закупленные в большом количестве в последний момент консервы оказались низкого качества и быстро испортились. Как показали исследования останков членов экипажа, моряки погибли от отравления свинцом, ботулизма, цинги, воспаления легких, туберкулеза и… каннибализма.

Писатель Дэн Симмонс скрупулезно описывает все известные реальные факты гибели экспедиции, но он вводит в действие новый фактор – гигантского белого медведя, который последовательно убивает моряков одного за другим.
Чудовище, подстерегающее во мраке полярной ночи людей, не просто огромный медведь – это демон, один из богов языческого культа местных эскимосов. Убить его невозможно. Выстрелы в упор из мушкета, не причиняют зверю никакого вреда.
Английские моряки XIX века, разумеется все номинальные христиане. В основе их веры – англиканство, английская разновидность протестантизма, возникшее в результате реформации сверху. Король или королева Великобритании возглавляют одновременно и светскую, и религиозную власть.
Любимой книгой Фрэнсиса Крозье, капитана корабля «Террор» в романе названа книга английского философа XVII века Томаса Гоббса «Левиафан», полное название, которой звучит так: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Это философский трактат, в котором анализируется английский вариант управления государством, когда светская и церковная власть не только не разделены, но и сосредоточены в руках одного человека. Сращивание церкви и государства в самом ужасном для современных атеистов варианте, только не в России, а в любимой ими «демократической» Англии.
Чем англиканство отличается от католицизма, можно судить хотя бы по тому, как в романе проводятся богослужения на кораблях экспедиции. Священников нет, службу проводят капитаны кораблей. Капитан «Эребуса» Джеймс Фитцджеймс читает собравшимся на службу морякам вместо Библии морской устав, а капитан «Террора» Фрэнсис Крозье отрывки из «Левиафана». В романе отрывки из «Левиафана», которые читает Крозье, занимают несколько страниц. В них различные верования людей рассматриваются, как череда фантазий и заблуждений человечества.
В России «Левиафан» Томаса Гоббса практически неизвестен никому. Наверное, поэтому фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» не произвел такого впечатления на население, которого ожидали организаторы этого действа. У людей просто не возникло соответствующих аллюзий. А многочисленные фильмы в которых различные представители власти (мэры, депутаты, прокуроры, полицейские) творят беззаконие, каждый день идут по Первому и Второму каналам российского телевидения. Этим уже никого не удивишь. Если бы не мощная вирусная реклама в интернете, фильм Звягинцева, скорее всего вообще прошел бы незамеченным для широкой публики.

В романе Дэна Симмонса «Террор» прослеживает судьба двух пар моряков гомосексуалистов. Без обращения к этой теме, наверное, не может обойтись ни одно сколько-нибудь значимое художественное произведение современной Америки. Это практически так же, как в СССР, когда хотя бы в предисловии к книге, но должны были присутствовать ссылки на основоположников марксизма-ленинизма.
Первая пара: Корнелиус Хикки, помощник конопатчика и матрос Магнус Мэнсон – злодеи гомосексуалисты, которые жестоко обивают офицера, случайно увидевшего их совокупление в трюме корабля; затем поднимают мятеж; пытаются убить капитана корабля «Террор» Фрэнсиса Крозье и, в конце концов, становятся убийцами своих товарищей матросов и жестокими каннибалами.
Вторая пара: пожилой стюард Джон Бридженс и юный офицер Гарри Пеглар – добрые гомосексуалисты, которые помогают своим товарищам выжить в жестоких условиях ледового похода, а сами умирают почти незаметно, для окружающих. Они не занимаются на корабле сексом из принципиальных соображений, а встречаются вдали от людских глаз с единственной целью – для интеллектуальной беседы, в одной из которых подробно обсуждают идеи молодого английского ученого Чарльза Дарвина. Они вспоминают всех ученых прошлого, которые выдвигали аналогичные идеи, и приходят к выводу, что теория эволюции животного мира входит в противоречие с утверждениями Библии о творении мира за шесть дней.

Главных героя в книге два. Капитан корабля «Террор» Фрэнсис Крозье и чудовище, обитающее во льдах, страшный демон полярной ночи. Руководитель экспедиции Джон Франклин погибает в самом начале романа Дэна Симмонса и командование кораблями переходит к капитану Фрэнсису Крозье.
С первых глав в романе появляется Безмолвная, эскимоска, которая лишена языка во рту и от этого, не может произнести ни одного слова. Таинственная Безмолвная (Силна), как выяснил впоследствии капитан Крозье, является служительницей эскимосского бога Туунбака, гигантского белого медведя, того самого чудовища, которое терроризирует участников полярной экспедиции.
После того, как помощник конопатчика гомосексуалист Корнелиус Хикки поднял мятеж и тяжело ранил капитана Фрэнсиса Крозье, его, брошенного во льдах, умирающего, спасает эскимоска Силна (Безмолвная). Она выхаживает больного, потом становится его женой, а затем посвящает Крозье в служителя эскимосского бога Туунбака. В знак посвящения чудовище откусывает у Крозье язык. Здесь проводится параллель с ветхозаветным законом исполняемым иудеями, у которых принято удалять крайнюю плоть у мальчиков, в знак договора с Богом и богоизбранности еврейского народа.
Только Дэн Симмонс идет дальше и сравнивает акт удаления языка чудовищем у своих служителей с причастием в христианской церкви.
На протяжении всей книги капитану Фрэнсису Крозье снится один и тот же сон. Он в католическом храме, стоит на коленях перед алтарем. Он ждет, что сейчас войдет священник, который его причастит. Фрэнсис открывает рот и вытягивает язык вперед, чтобы принять причастие. Священник появляется, но он какой-то странный, на нем мокрые одежды, с которых на пол капает вода, и он нависает своей огромной массой над Крозье, который закрывает глаза и дальше высовывает свой язык, чтобы принять на язык облатку (причастие). Именно так и происходит его посвящение в служители полярного бога. Зверь откусывает капитану язык.

По сути писатель Дэн Симмонс приравнивает языческого бога Туунбака к Христу. Прямо он не утверждает это, но по контексту романа, выходит так. Молитвы, обращенные к христианскому Богу не спасают из арктического плена никого из погибающих моряков, а вот обращение капитана Крозье в адепта чудовищного языческого бога Туунбака, не только сохраняет ему жизнь, но и устраивает в его жизни все самым наилучшим образом. Эскимосы регулярно приносят в жертву своему богу Туунбаку убитых ими тюленей, а тот позволяет им жить в безопасности по берегам Ледовитого океана.

Современные российские атеисты грезят об обществе свободном от религии вообще, но судя по роману Дэна Симмонса «Террор», а так же, по многим художественным фильмам Голливуда, уже идет новая реформация сверху, которая пытается сбросить христианство на свалку истории, а вот взамен, предложить не атеизм, подобный атеизму СССР, когда отвергались все религии в одинаковой мере, а некий новый культ, густо замешенный на мистике, эзотерике и языческих верованиях. Чудовище Туунбак прообраз этого культа.
В книге Иова (40:20) можно найти по этому поводу только вопрос: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его?» А вот ответа нет. Ответ может дать только сам человек в своем сердце – останется ли он свободным человеком, или выберет сытую и спокойную жизнь в тени новых жестоких богов? Как это сделал капитан «Террора» Фрэнсис Крозье.

13vainamoinen.livejournal.com

«Террор» Дэна Симмонса: alex_west — LiveJournal

Тысяча восемьсот сорок пятый год. Экспедиция под предводительством сэра Джона Франклина отправляется на судах «Террор» и «Эребус» к северному побережью Канады с целью разыскать легендарный Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Во время плавания, в суровых арктических водах, корабли оказываются затёрты среди бесконечных паковых льдов, заключивших незваных гостей в свои сокрушительные объятия. Не имея возможности ни двигаться вперёд, ни вернуться назад, исследователи вынуждены всеми силами поддерживать жизнь на угасающих кораблях. Но даже вечный холод и бесконечный мрак полярной ночи; отравленная еда и подступающие болезни представляют собой куда меньшую опасность, чем неизвестное, исполинское существо, словно созданное из льда и первозданного ужаса.

Книга «Террор», известного американского писателя фантаста Дэна Симмонса, сочетает в себе сразу несколько жанров. В основе произведения лежит реальная история, случившаяся в девятнадцатом веке, но т.к. полная картина произошедшего не ясна до сих пор, автор рассказал нам свою версию событий, что позволяет причислить «Террор» к криптоистории. Герметичный триллер обусловлен здесь местом действия — большая часть событий происходит в тесных каютах и узких коридорах военных кораблей, да небольшим участком голого льда вкруг них. Подробности, с которыми автор описывает то, как потерявшие всякую надежду вырваться из ледового плена люди, выживают в нечеловеческих условиях, ясно даёт понять, что перед нами «survival adventures»…


Карта…

На происходящие события читатель смотрит глазами сразу нескольких персонажей, среди которых особенно хочется выделить капитана «Террора» — Фрэнсиса Родон Мойру Крозье. Характер этого немолодого, страдающего алкоголизмом, но бесконечно преданного своему делу и своим людям, человека раскрывается на протяжение всей книги. Очень интересны главы, представленные выдержками из дневника судового врача Гарри Гудсира — цинга, яд в испорченных продуктах, постоянные обморожения и ампутации… всё, от хруста кости под ампутационным ножом, до невыносимой вони заживо гниющего человека описано сочно и до отвращения правдоподобно.


Отряд Хикки.

Не менее красочно писатель показывает нам корабли — все детали, от покрытых льдом трюмов до марса грот-мачты, можно ясно представить благодаря тщательному и скрупулезному описанию. Кого-то может оттолкнуть такой подход, но в подобной книге по-другому быть не могло — обстановка здесь работает на сюжет, а корабли Её Величества являются главными героями повествования. А как восхитительно Симмонс описывает изменения льда:

«Грохот, резкий треск, скрежет и стоны льда, теперь не стихавшие ни днем, ни ночью, оставались последней их надеждой. Лед содрогался в мучительных конвульсиях. Время от времени далеко от берега открывались крохотные каналы, иногда державшиеся часами. Потом они закрывались с оглушительным грохотом. Торосные гряды до тридцати футов высотой вырастали в считанные секунды, а через несколько часов рушились с такой же скоростью, с какой возникали новые. Айсберги раскалывались и рассыпались на куски под давлением льда, напирающего со всех сторон».


«Террор» во льдах.

«Повсюду вокруг лед гудит, трещит, стонет и скрежещет под страшным давлением — грохот взрывов сменяется массированным огнем пехоты, переходящим в пушечную канонаду».

Фантастическое же допущение в книги минимально, что делает происходящие события ещё более страшными и реалистичными. А эскимосская легенда о Туунбаке, один из самых красивых мифов, которые я слышал!


Ледовый лоцман Томас Блэнки и Туунбак.

Итог: великолепная приключенческая книга, с яркими персонажами, сложнейшими вопросами и непростыми ответами на них. «Террор» — роман, в котором «приключения души», не менее увлекательны, чем приключения тела. Обязателен к прочтению всем ценителям жанра.

P.S.
В 2014 готовится экранизация романа — обещают сериал. Лично я бы, с большим удовольствием посмотрел полнометражный фильм, но с другой стороны, если вспомнить на каком уровне снимаются современные сериалы…

alex-west.livejournal.com

Терор (роман) — Вікіпедія

«Терор» (англ. The Terror) — історичний роман 2007 року американського письменника Дена Сіммонса, написаний у жанрі містичного трилера. В основі сюжету лежить реальна історія арктичної експедиції Джона Франкліна на кораблях «Терор» і «Еребус»[en], що відбулася у 1845-1848 р.р., через Північно-Західний прохід, яку автор переплітає з фантастичною історією про монстра.

Історія починається взимку 1845 року. Два корабля «Терор» і «Еребус» під командуванням сера Джона Франкліна залишають береги Англії і відправляються на пошуки морського шляху, що проходить по Північному Льодовитому океану, і з’єднує Атлантичний океан з Тихим океаном через північне узбережжя Північноамериканського континенту. Кораблі вже не перший раз відправлялися в Арктику, і тепер вони були ще й спеціально обладнані для того, щоб впоратися з суворою арктичною зимою. На борту був екіпаж загалом 129 чоловіків серед яких були офіцери, матроси а також цивільні фахівці. Місія екіпажу полягала у тому, щоб розвідати та продовжити рух по Північно-Західному Проходу. Експедиція не увінчалася успіхом. До 1849 року було здійснено багато безуспішних експедицій по порятунку, але не було знайдено ні судів, ні яких-небудь живих членів екіпажу, вони не змогли навіть відновити подробиці трагедії.

«Арктична Рада розробляє план пошуку Дж. Франкліна», 1851. Художник С. Пірс

Роман — з історичних джерел та свідчень, зібраних і задокументованих вченими протягом багатьох років — ретельно реконструює ті події. Пройшовши досить далеко на північ, обидва судна виявляються з усіх боків затертими паковими льодами. Спочатку була надія, що лід розтане і дасть продовжити шлях, але минуло одне літо, друге, а льоди так і не відпустили бранців.

Керівник експедиції сер Джон Франклін помер у червні 1847 року і був похований на західному узбережжі острова, відомого як Земля Короля Вільгельма. Після смерті капітана корабль сів на мілину, а ті члени екіпажу, що залишилися в живих, на паротязі двох років робили відчайдушні спроби на крижині, а потім по суші, на південь, дістатися території Канади. Але під час тих нескінченних поїздок, зникли назавжди і більшість з них — безслідно. Автор роману домислює і збагачує своєю фантазією всі сторони життя які залишилися незрозумілими і незадокументованими, перебудувавши таким чином, всі деталі останніх років життя екіпажу, з особливою увагою до долі деяких з них, в тому числі до долі Френсіса Крозьє, капітана Терора, ірландця за походженням, який після смерті сера Джона Франкліна прийняв на себе командування експедицією. Оповідач обережно, послідовно спостерігає за всіма етапами поступового спуску у підземний світ, де жив екіпаж, що був змушений боротися з суворим кліматом, несприятливим і жахливими наслідками дії холоду на організм людини, труднощами нормування палива та їжі, з поступовим поширенням психофізичних та фізичних захворювань (у тому числі на цингу і ботулізм), з невдоволенням, страхом і неминучою спробою заколоту. За всім цим холоднокровно спостерігає незворушна леді Безмовна, ескімоска, випадково зустрінута і підібрана моряками. Таємнича дівчина то кудись зникає, то з’являється знову. Ще експедицію переслідує Туунбак — чудовисько, схоже на величезного білого ведмедя заввишки більше чотирьох метрів. Підступне і невразливе створіння, яке вбиває і пожирає моряків одного за іншим. Ескімоси вважали його Тупілаком — злим духом, створеним богинею Седною, щоб убити двох інших богів, Сайлу та Анингата. Туунбак звернувся проти своєї створювачки і був скинутий на Землю. Ім’я Туунбак означає «злий дух», а його прототипами можна вважати гігантських ведмедів ескімоської міфології — Нанурлука і Кукувеака. [1] Втративши чимало людей, капітан «Терору» Френсіс Крозьє приймає рішення залишити кораблі. Починається болісна подорож по нескінченних льодах, де не тільки голод, холод і хвороби косять людей, але і людські підлість і зрада.

Френсіс Крозьє. Дагерротип сер. XIX ст. Джон Франклін, гравюра XIX ст.
  • Сер Джон Франклін — начальник експедиції, номінальний капітан флагманського корабля «Еребус». Гине 11 червня 1847 р., розірваний на частини жахливою істотою.
  • Френсіс Крозьє — капітан корабля «Терор». Ставши начальником експедиції після смерті Франкліна, приймає рішення покинути намертво вмерзлі в лід кораблі і вести команду спочатку на берег острова Кінг-Вільям, а потім до гирла річки Бак, щоб піднятися по ній до Великого Невольнічого озера. Люди тягнуть важкі сани з човнами і припасами, але не знайшовши разводдя, щоб плисти до устя ріки, повертаються на острів. Від екіпажу відкололася група під командуванням матроса Корнеліуса Хіккі, який вирішує повернутися назад до кораблів. Крозьє, який був хитрістю заманений Хіккі під кригу і важко поранений ним, рятує Безмовна.
  • Джеймс Фітцджеймс (James Fitzjames) — командор, а фактично — капітан «Еребуса» ще при Франкліні.
  • Корнеліус Хіккі (Cornelius Hickey) — помічник конопатчика з «Терору», неформальний лідер корабельної команди, злий і підступний чоловік.
  • Гаррі Д. С. Гудсер (Harry Goodsir) — фельдшер з «Еребуса», єдиний лікар експедиції після загибелі колег під час так званого «Другого Великого Венеціанського карнавалу» (розважальний захід влаштований екіпажами кораблів у новорічну ніч 1847/1848).
  • Джон Ірвінг (John Irving) — третій лейтенант з «Терору».
  • Томас Бленкі (Thomas Blanky) — льодовий лоцман c «Терору».
  • Гаррі Пеглар (Henry Peglar) — фор-марсовий старшина з «Терору».
  • Грем Гір (Graham Gore) — перший лейтенант з «Еребуса», першим з учасників експедиції став жертвою чудовиська.
  • Джон Брідженс (John Bridgens)
  • Чарльз Діво (Charles DeVoeux)
  • Роберт Голдінг (Robert Gol Ding)
  • Томас Джонсон (Thomas Johnson)
  • Безмовна — молода ескімоска на ім’я Силна з роду сиксам іеа («небесних повелителів духів»), створених шаманами, щоб перешкодити Туунбаку вбивати людей. Сиксам іеа присвячують життя спілкуванню з Туунбаком, який позбавляє їх можливості розмовляти з собі подібними. Силна і її батько натрапили на загін лейтенанта Гора, відправлений Франкліном на острів Кінг-Вільям. При цьому батько дівчини був смертельно поранений випадковим пострілом англійців.

Ідея написання роману виникла у Сіммонса після того, як він прочитав примітку про експедицію Франкліна в книзі сера Ранульфа Файнса «Гонка до Полюса: трагедія, героїзм та антарктична експедиція Скотта» (англ. Race to the pole: tragedy, heroism, and Scott’s Antarctic quest) — про це він згадує у післямові до роману. У післямові до свого роману Ден Сіммонс наводить великий перелік джерел: книг, ілюстрацій, географічних карт, на які він спирався в ході написання книги.[2]

«Терор» є двадцять шостим за рахунком романом Дена Сіммонса. [3] Вперше виданий у 2007 році американським видавництвом «Little, Brown and Company», що входить до групи «Hachette Book». [4] В подальшому роман неодноразово видавався в аудіо-версії. [5] У США книга вийшла у двох варіантах: м’яка обкладинка і тверда обкладинка.

У 2007 році роман «Терор» увійшов до десятки кращих книг року за версією різних зарубіжних видань, у тому числі Entertainment Weekly , USA Today, а також до Топ 10 Стівена Кінга.[6] У 2008 році роман «Терор» був одним з шести номінантів премії British Fantasy Award. [7] Роман був із захопленням зустрінутий критиками провідних зарубіжних видань. Так, газета » Вашингтон Пост порівняла працю, яку взяв на себе Ден Сіммонс, вирішивши відобразити це «поєднання історичного реалізму, готичного жаху і давньої міфології», з прогулянкою по тонкому льоду, відзначаючи при цьому, що всякий, хто не володіє мистецтвом розповіді Сіммонса, неминуче провалився б під лід («… anyone without Simmons’s mastery narrative of craft would have undoubtedly fallen through»). [8] Серед письменників роман також знайшов самі схвальні відгуки. Визнані майстри фантастичного жанру Стівен Кінг і Дін Кунц назвали Дена Сіммонса блискучим автором, який вселяє благоговіння. [9]

У 2017 році відбулася прем’єра телесеріалу «Терор» від каналу AMC. [10] Головними продюсерами серіалу стали Девід Каджганич і Су Х’ю, автор роману Ден Сіммонс призначений співпродюсером. У головних ролях — Джаред Харріс, Тобайас Мензіс, Кіаран Хайндс.

Переклади українською[ред. | ред. код]

  • Ден Сіммонс. Терор. Переклад з англійської: Антон Санченко. Київ: «Видавництво Жупанського». 2019. TBA стор. ISBN TBA (готується до друку)

uk.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о