Тальвар оружие – Тальвар — Сабля против демонов

Тальвар — Сабля против демонов

Тальвар — Сабля против демонов

Тальвар стал символом доблести воинской касты Индии

Оружие индийских богов впечатляет своей экзотичностью и разрушительной силой. Здесь и таинственная, подобная молнии ваджра, которой Индра повергал своих врагов.

И чакра, метательный диск Вишну, использовать который могли лишь мастера. Тем удивительнее видеть в этом ряду простую и лаконичную саблю — тальвар.

Принято говорить, что красота оружия — в его эффективности и отсутствии лишних элементов. Это в полной мере применимо к тальвару — традиционной сабле индийских воинов. Умеренно изогнутый клинок, удобно лежащая в ладони рукоять, идеальный баланс. Внимание привлекает лишь необычно выглядящий эфес. Этим оружием на протяжении веков сражались как пешие, так и конные. И не только в Индии, но и в Пакистане, Бангладеш, Афганистане и даже Непале.

Секрет эфеса

Тальвар появился приблизительно в XIII веке и принадлежит к большому семейству восточного оружия, которое произошло от древних изогнутых мечей, которыми покоряли Азию тюркские племена. Ближайшие «родственники» индийского тальвара — это арабский саиф, персидский шамшир и турецкий килич. Его отличают сравнительно небольшой и плавный изгиб, а также небольшая ширина клинка.

Впрочем, как это часто бывает, словом «тальвар» в Индии часто называют любое клинковое оружие. Поэтому встречаются тальвары весьма нетрадиционных форм. Некоторые из них относятся даже к так называемым зуль-фикарам — изогнутым мечам, клинок которых раздвоен на конце. По преданию, таким мечом владел пророк Мухаммед.

Однако есть черта, по которой тальвар можно безошибочно узнать и отличить. Это форма эфеса. Прямая рукоять с заметным утолщением посередине венчалась большим диском, на который как бы опиралась рука бойца. Такая система, с одной стороны, ограничивала свободу движений кисти, не давая свободно крутить саблей и исполнять сложные финты. Но с другой — увеличивала контроль над клинком и усиливала удар.

Эфесы тальваров нередко снабжались дужкой для защиты пальцев.

Но она никогда не была обязательным элементом и могла приобретать самые разные формы. Традиционным материалом для изготовления эфеса было железо, иногда — латунь и серебро.

Еще одной особенностью считается положение эфеса относительно клинка. У североиндийских тальваров рукоять без затей располагалась в линию с клинком, что облегчало колющие удары. На юге же рукоять наклоняли. Этот небольшой угол усиливал рубящий удар и позволял чуть дальше протягивать саблю при режущих и секущих движениях.

Коварный удар

Многообразие форм коснулось и клинка. Практически все они имеют длину в пределах 100 сантиметров, однако могут сильно варьироваться по ширине. Как правило, клинок тальвара украшает один или несколько долов.

Самым оригинальным украшением, которое имеют лишь самые дорогие экземпляры, изготовленные для представителей высшей знати, было так называемое моти-давати. Это сквозной желоб, шедший вдоль клинка. В него помещались несколько свободно перекатывающихся металлических шариков. А иногда это были не шарики, а жемчужины! Вопреки многочисленным легендам, такое украшение носило сугубо декоративный характер и скорее снижало боевые качества сабли, чем придавало ей некую особенную смертоносность. Тальвары с моти-давати чаще носились с парадным костюмом, чем брались в бой.

Строгих правил заточки тальвара не существует. Чаще всего лезвие имелось только с одной стороны клинка, но также была распространена и полуторная заточка. Нередко встречается расширение в последней трети клинка — елмань — для усиления рубящего удара.

Форма тальвара позволяла использовать его как всадникам, так и пехотинцам. Приемы при этом могли быть самыми разнообразными. Тальваром с одинаковой эффективностью можно было рубить, резать и колоть, что выгодно отличало его от большинства оружий-конкурентов. Известно, что умелые бойцы могли наносить сравнительно легкими тальварами удары такой страшной силы, что отрубали конечность или даже голову противнику.

Совершенно уникальным приемом, которым владели лишь лучшие мастера, был удар на предельно близкой дистанции, наносившийся длинным шипом, расположенным на том самом диске, венчающем эфес. Однако такой шип имели далеко не все тальвары. Очень часто там находился просто небольшой выступ со сквозным отверстием, в которое продевался темляк, надевавшийся на запястье.

ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ

В 1796 году на вооружение британской легкой кавалерии был поставлен новый образец сабли. Инициатором ее разработки был капитан Джон Ле Маршан, который обратил внимание, что до этого стандартные армейские сабли были слишком длинными и тяжелыми. Новый клинок был значительно легче, имел более сильный изгиб и выраженное острие. В своих записях капитан Маршан отмечал, что лучшим кавалерийским холодным оружием он считает сабли турков, мамлюков, венгров и марокканцев. Однако, по мнению многих оружейных экспертов, в качестве образца для новой армейской сабли он взял именно индийский тальвар. Известно, что это сходство отмечали и сами индусы. Некоторые индийские оружейники даже переделывали попавшие к ним английские сабли в настоящие тальвары, заменив европейский эфес на традиционный, с плоским навершием. Именно с саблями образца 1796 года английская кавалерия прошла все битвы Наполеоновских войн.

Лучшие из лучших

Больше всего тальвар прославили индийские раджпуты. Это не только народ, но одновременно с этим и каста воинов-кшатриев. С IX века они играли огромную роль как во внутренней, так и во внешней политике. Раджпуты, ставившие превыше всего честь и воинскую доблесть, не раз претендовали на то, чтобы объединить разрозненные индийские государства под своей властью. Однако закрепиться им удалось лишь на северо-западе. Эта территория так и называлась — Радж-путана. В настоящее время там расположен самый большой индийский штат — Раджастхан, со столицей в Джайпуре.

Раджпуты, свято хранившие веру предков, стали серьезной проблемой для исламских завоевателей, которые вторгались в Индию в XI веке. Раджпуты вели бесконечные и порой весьма успешные войны против Делийского султаната. Их воинская сноровка и полное презрение к опасности внушали врагам уважение и страх. В безвыходной ситуации раджпуты никогда не сдавались в плен, а сражались до последней капли крови. Либо же совершали коллективное самоубийство вместе со своими женами и детьми.

Скорее всего, именно в это время тальвар стали изображать как один из атрибутов индуистских богов. Ведь именно тальвар был верным другом и спутником главных защитников индуизма на протяжении веков.

Однако доблесть раджпутов все же не смогла предотвратить завоевание Индии войсками Бабура, основавшего здесь империю Великих Моголов. Раджпуты были вынуждены признать власть мусульманских владык, однако сохранили право на автономию. И продолжали решительно сопротивляться любым попыткам исламизации, поднимая восстание за восстанием.

Неколебимая стойкость раджпутов вошла в легенды. А их легендарное оружие стало символом воинского духа и искусства. Мусульмане тоже ценили тальвары исключительно высоко, более того, именно эта сабля стала использоваться в обрядах представителями одной из основных ветвей УРОК ислама — шиитами. До сих пор, совершая обряд самобичевания в память о предательски убитом имаме Хусейне ибн Али, шииты потрясают тальварами как священным оружием справедливости и возмездия.

Тальвар оставался традиционным индийским оружием вплоть до конца XIX века, пока на полях сражений окончательно не воцарилось огнестрельное оружие.

Виктор БАНЕВ

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

straniciistorii.ru

Тальвар

Тальвар – обобщенное название для индийских сабель и мечей с изогнутым клинком и эфесом характерной формы. Появилось это оружие еще в XII веке, но основное распространение тальвары получили в эпоху Империи Великих Моголов.

Тальвар являлся наиболее любимым оружием раджпутов, этническо-сословной группы, проживавшей на территории современной границы Индии и Пакистана. Носили тальвар на поясе или специальной перевязи через плечо. Этот меч является одним из десяти божественных орудий (принадлежавших древним индийским богам), поэтому оружие никогда не вынималось из ножен без необходимости, хранили мечи очень бережно, чтобы не затупить лезвие впустую. И любое оскорбление тальвара считалось нанесением его владельцу кровной обиды.

Если же тальвар ломался в процессе эксплуатации – а случалось такое крайне редко, поскольку производимая в Индии сталь была самого высокого качества даже по современным меркам – считалось, что хозяину меча пора готовиться к скорой смерти.

Тальвар – наиболее распространенный вид холодного оружия во всех районах Индии, поэтому клинки этих мечей очень сильно отличаются по своему изгибу, длине и ширине, но в основном, клинок тальвара имеет длину 80-125 см средней ширины и имеет полуторную заточку. В некоторых модификациях в передней части клинка выполнена елмань. Заслуживает упоминания и отдельный вариант тальвара под названием «моти-давати» — сабля со сквозным жёлобом вдоль клинка, в который вставлены подвижные металлические шарики. Рукоять тальвара имеет характерную форму с дискообразным купольным навершием. В середине черена имеется небольшое утолщение для лучшего хвата, а крестовина сабли прямая с расширенными окончаниями.

www.holodnoe-oruzhie.ru

Тальвар

Тальвар (хинди: तलवार; урду: تلوار, пушту, пенджаби : ਤਲਵਾਰ) — разновидность сабли с малым или умеренным изгибом клинка, распространенной на территории Индийского субконтинента, современных Индии, Пакистане, Бангладеше, Непале и Афганистане. В качестве определения оружия употреблялись термины talwaar и tulwar.

История

Тальвар появился наряду с другими изогнутыми мечами: арабский cаиф, персидский шамшир, турецкий клыч (килич) и афганская сабля. Все перечисленные виды оружия являлись потомками древних изогнутых мечей, изготавливаемых на территории Тюрской Азии. Как правило, клинок тальвара не имел такой кривизны, как у шамшира. От стандартного килича саблю отличала малая ширина клинка. Тальвар широко использовался Великими Моголами, которые были тюрко-монгольского происхождения.

Характеристики

Существовало великое множество разновидностей тальвара, их различал вид клинка. Встречались и весьма нестандартные: от обоюдоострых клинков (зульфикар) до весьма массивных вариантов (иногда их называют tegha — мечи палача). Тем не менее, все клинки объединяла изогнутая форма, а подавляющее большинство тальваров были схожи с типичной саблей.

У многих экземпляров тальвара наибольший радиус кривизны располагался в дистальной половине лезвия, превышая радиус близ рукояти. Так же довольно распространенной особенностью конструкции сабли являлось расширение клинка у острия (без расширения на обратной стороне обуха, характерной для клыча).

Профиль лезвия сабли британской легкой кавалерии 1796 года схож с тальваром, а среди экспертов бытует мнение, что именно тальвар являлся прародителем британской сабли.

Несмотря на влияние ближневосточных мечей на конструкцию сабли, стандартный тальвар характеризовался широким клинком, что отличало его от шамшира. Поздние экземпляры оружия оснащались клинками европейского производства, устанавливаемыми в индийские рукояти. Эфес стандартного тальвара получил название “дискообразный эфес”, ввиду наличия на навершии фланца в виде диска. Часто в центре навершия располагался небольшой выступ, в который пронизывался шнур для закрепления меча на запястье. Рукоять сабли включала простую гарду, на которой часто имелась дужка для защиты кисти. Как правило, она изготавливалась из железа, при этом были обнаружены экземпляры из латуни и серебра. Крепление с клинком осуществлялось при помощи адгезивной смолы. Дорогие экземпляры оружия изображались с серебряными или позолоченными украшениями в виде koftigari .

Применение

Тальвар использовался как кавалерией, так и пехотой. Для нанесения рубящих ударов, по аналогии с саблей, рукоять оружия крепко сжималась в кисти, при этом навершие упиралось в запястье. Особенности тальвара защищали руку и улучшали контроль над оружием, позволяя наносить эффективные рубяще-режущие удары. Т.к. клинок сабли, в отличии от шамшира, не имел большой кривизны, оружие использовалось так же для нанесения колющих ударов. Клинки некоторых экземпляров тальвара расширились у острия, что позволяло умелым воинам отрубить конечности или даже обезглавить противника. В случае, если тот находился на близком расстоянии, шип расположенный на навершии, позволял нанести колющий удар. Хват тальвара мог осуществляться с обхватом указательным пальцем гарды сабли.

Культурное значение

Оружие до сих пор используется в шиитском обряде самобичевания в память о Хусейне ибн Али. Сегодня термин Тальвар имеет буквальное значение «меч» / «кинжал» в большинстве языках индийского субконтинента.

bsmith.ru

Старинное холодное оружие и доспехи Индии (42 фото)

Многие сотни лет европейцы считали главными ценностями Индии драгоценные камни. Но на самом деле ее главным богатством всегда было железо. Индийскую сталь высоко ценили еще во времена Александра Македонского и использовали для производства самого высококачественного и дорогого оружия.

Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но… металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!

В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку.

Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.

Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли катар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Катары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!

Маду. Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны.

Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.

Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.

Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.

Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.

Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.

При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.

Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.

Кора, Кхора или Хора — тяжелый ударный меч из Непала и северной Индии, используемый как в боевых, так и в ритуальных целях.Боевые и ритуальные кора очень похожи, только жертвенный меч шире и тяжелее. Он имеет очень тяжёлое расширенное навершие, так как должен добавлять вес лезвию и обезглавливать приносимого в жертву животного одним ударом. Клинок кора имеет характерный профиль «утиной лапки», тонкий возле рукояти, с расширяющимся к острию клинком со слегка изогнутым лезвием. Массивный клинок имеет изогнутую форму, заточенную на внутренней стороне. Иногда применяется дол в виде широкого желоба, расположенного по всей длине клинка и заменяющий ребро. Наличие нескольких граней позволяет наносить удары разными частями меча. Общая длина меча 60-65 см, длина клинка 50 см. Гарда кольцеобразная, делается из металла и имеет форму диска. Часто гарда ставится как со стороны клинка, так и со стороны навершия, и защищает руку с обеих сторон.
Кора обычно украшены символом глаза или другой буддийской символикой, которая размещается на каждой стороне лезвия. Ножны из натуральной кожи. Существуют два типа ножен для кора: ножны, приспособленные к форме меча, расстёгивающиеся посредством пуговиц, расположенных по всей длине ножен. В другом варианте ножны большого размера выглядят как футляр для переноски. Существует модель кора с более длинным и лёгким лезвием.

Меч путтах бемох
Двуручный меч или шпага с длинным узким прямым клинком и двумя рукоятями, разделенными гардами в форме крестовин или чашек. Впервые упоминается в трактатак XVI века «Ниханг-нама» и «Нуджум ал-Улум». Сохранилось несколько экземпляров подобных мечей. Один из них имеет общую длину 165 см и длину клинка — 118 см. Рукоять разделена на две части, каждая из которых снабжена чашевидной гардой. Клинок достаточно узкий, схож с клинком шпаги.
Есть мнение, что эти мечи возникли в XVI веке, возможно, под влиянием немецких цвайхандеров, а позднее были вытеснены оружием кханда. Однако,мел путтах бемох имеет важное отличие от европейских двуручников — узкий и сравнительно лёгкий клинок, что было не столь эффективно для нанесения рубящих ударов.


В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.

Тальвар – индийская сабля. Внешний вид тальвара типичен для сабель – клинок средней ширины, несколько изогнут, заточка может быть полуторной, но это не обязательно. Встречаются варианты тальвара как с елманью, так и без нее. На клинке тальвара может находиться дол, но чаще всего его там нет. В некоторых случаях дол может быть вообще сквозным, в него иногда вставляют подвижные шарики из различных материалов.
Основным отличием тальвара от других сабель является, в первую очередь, его дискообразное навершие эфеса. Также, эта сабля обязательно имеет «рикассо» (пяту), пусть даже и небольшого размера. Длина клинка может быть от 60 до 100 см, ширина – от 3 до 5 см. Рукоятка у тальвара прямая, с утолщением в середине, и рассчитана исключительно для одной руки. Дискообразное навершие предотвращает потерю оружия и придает этой сабле неповторимый вид. Оно нередко богато украшено, так же как и рукоять и гарда. Последняя же может обладать как прямой формой, так и S-образной или D-образной.
Орнаменты, украшающие тальвар, обычно содержат в себе геометрические фигуры, изображения зверей и птиц. На оружии богачей можно увидеть инкрустацию драгоценными камнями или эмалью.

Тальвар известен еще с 13-го века и был весьма популярным оружием на севере Индии. Особенно, среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие аж до 19-го столетия.
Кроме военного, у тальвара есть и определенное сакральное назначение. Согласно мифологии, он является одним из десяти орудий богов, с помощью которых силы добра воевали с демонами и прочим злом.

Пата или пуддха — индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя.

Пата — это комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки.
Клинки пата были от 60 до 100 см с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1.5 — 2.2 кг. Клинок пата крепился заклёпками к пластинам, отходящим от защитной чашки.
Чашка пата, закрывающая кисть, часто делалась в виде головы слона, змеи, рыбы или дракона. В этом случае клинок выдвигался из открытой пасти подобно огромному языку. Ещё один популярный мотив формы чашки — мифический лев Яли, заглатывающий слона.

По всей видимости, пата развилась в свое время из катара (индийский кинжал), пройдя несколько видоизменений гарды и гипертрофировавшись. Сначала к катару добавилась защитная пластина, закрывающая запястье, затем она соединилась с боковыми металлическими полосами. Эта конструкция постепенно трансформировалась в «латную перчатку», закрывающую руку по локоть. «Перчатка-рукоять» могла быть скелетного типа — из металлических перекрещенных полос (вероятно, более ранние формы) или изготовлена в виде голов мифических животных.
По другой версии наоборот — вначале был пата, от которого упрощением конструкции и произошли катары. Но истина такова, что и катар и пата были на вооружении в один и тот же период истории.

Бхудж (также кутти, гандаса) — индийское оружие типа глефы. Состоит из недлинной рукояти (около 50 см), соединённой с массивным клинком в виде ножа или тесака. Таким образом, это оружие схоже с короткими вариантами пальмы или дадао.
В классическом варианте клинок бхуджа был довольно широким и имел полуторную заточку, при этом отличался двойным изгибом: ближе к рукояти был вогнутым, а к острию — выгнутым, так что остриё было направлено вверх относительно рукояти. По центру клинка от острия до уровня, на котором начинался обух, шло ребро жёсткости. Рукоять изготавливалась чаще из металла (стали, бронзы, меди), реже из дерева. В некоторых случаях к бхуджу полагались ножны, сделанные, как правило, из дерева и обтянутые бархатом.
Благодаря массивному клинку, этим оружием можно было наносить мощные рубящие удары, поэтому одно из его названий означало «нож-топор». Кроме этого, место соединения клинка с рукоятью иногда выполнялось в виде декоративной головы слона, откуда происходит другое название — «слоновий нож».

Название «бхудж» производится от одноимённого города в Гуджарате, откуда это оружие и происходит. Оно имело широкое распространение по всей Индии, особенно на севере. Встречались также более редкие варианты, например, имевшие рукоять с гардой, или отличавшиеся другой формой клинка. Известен также бхудж, комбинированный с капсюльным пистолетом, ствол которого расположен над обухом клинка; в противоположный клинку конец рукояти вставляется стилет. В южной Индии применялся аналог бхуджа — верчеворал, который отличался вогнутым клинком и использовался для прорубания зарослей.

Загнал — клевец, применявшийся в Индии в XVI — XIX веках.
Его название происходит от персидского слова, означающего «вороний клюв», поскольку такую форму имела боевая часть загнала. Клюв был выполнен из стали в виде довольно тонкого кинжального клинка, как правило, с ребром жёсткости или долами. Остриё иногда загибалось вниз, к рукояти, в других случаях клинок был прямым. На обухе иногда располагалась декоративная бронзовая фигурка, изображающая, например, слона. Реже вместо неё делался небольшой топор — такое оружие называлось табар-загнал.

Реже встречались чеканы других типов. В частности, имели хождение клевцы с круглым в сечении или гранёным клювом. Сохранились и довольно экзотические артефакты, один из которых имеет сразу 8 клювов, закреплённых так, что в каждую из четырёх сторон было направлено по 2, а между ними крепятся полотна топоров. Другой экземпляр схож с топором тонги с двойным направленным вперёд остриём.
Рукоять чеканов загнал изготовлялась из дерева из металла. Иногда в полую металлическую рукоять с противоположной боевой части стороны мог вставляться стилет. Эти чеканы были одноручным оружием. Их общая длина составляла от 40 до 100 см.

Кинжал халади.
У халади было два обоюдоострых лезвия, соединённых рукояткой. Это было оружием атаки, хотя немного изогнутое лезвие могло было легко использовать для парирования. Некоторые типы халади были сделаны из металла, и носились подобно кастетам, где мог быть расположен ещё один шип или лезвие. Такие типы халади были, возможно, первыми в мире кинжалами с тремя лезвиями.

Уруми ( букв. — скрученное лезвие) — традиционный меч, распространённый в Индии в северной части Малабара Представляет собой длинную (обычно около 1,5 м) полосу чрезвычайно гибкой стали, прикреплённую к деревянной рукояти. Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.

В некоторых случаях длина такого меча могла достигать шести метров, хотя стандартом можно считать полтора метра. Ранее такие гибкие мечи носили ассасины, оставаясь незамеченными на предмет вооруженности. Ведь меч этот, как уже говорилось, очень гибкий, и его можно обматывать вокруг пояса.
Гибкий меч — довольно опасное оружие, которое требует воинского искусства. Он может работать и как обычная плеть, и как меч. Интересно, что уруми может иметь не одну полосу, а несколько, что делает его мощным и очень опасным оружием в руках настоящего мастера.
Владение этим мечом требовало хороших навыков. Ввиду того, что уруми был очень гибким, для владельца существовал серьёзный риск самоповреждения. Поэтому новички начинали тренировки с длинными кусками ткани. Владение уруми входит в комплекс традиционного южноиндийского боевого искусства каларипаятту.

Каларипаятту, как боевое искусство, получило свое развитие во второй половине 16-го века, несмотря на запреты колонизаторов-англичан, опасающихся появления неконтролируемой боевой структуры. Но, несмотря на запреты, школы продолжали готовить бойцов каларипаятту. Первостепенным правилом боевого искусства для воина было совершенное владение своим телом. Сражение проходило в условиях непрекращающегося движения, мгновенных выпадов и уклонов, прыжков, переворотов и кульбитов в воздухе.
Вооружался боец каларипаятту саблей или кинжалом, трезубцем или пикой со стальным наконечником. Некоторые виртуозно владели длинным обоюдоострым мечом. Но самым страшным оружием был меч уруми. От рукояти отходили несколько гибких лезвий, острых как бритва, длиной около двух метров. Поединок мог закончиться на первой же секунде, поскольку движение уруми было совершенно непредсказуемым. Один взмах меча разносил лезвия в стороны и их дальнейшее движение было непредсказуемо, особенно для противника.

Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.

Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.

Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.


Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.


Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя.

Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.

Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».


Бахтерцовый доспех для боевого слона, Индия, 1600 г.

Это самый знаменитый доспех для боевого слона. Он выставлен в Королевской оружейной в английском городе Лидс. Изготовили его примерно в 1600 году, а на берега Туманного Альбиона он попал 200 лет спустя.
Слоны сражались в этом доспехе на территории Северной Индии, Пакистана и Афганистана. На сегодня это крупнейший слоновий доспех в мире, что официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннеса.


Чешуйчатый доспех для боевого слона, Индия, 17-18 вв

Металлические пластины нашиты на некую основу, например, кожу. Часть пластин сделаны из желтого металла, подобно черепице. Каждая пластина перекрывает собой несколько соседних, что позволяет получать защиту крепче,а пластины делать тоньше. Благодаря более тонким и легким пластинам, вес всей брони так же снижается.


Латный доспех для боевого слона

ribalych.ru

Тальвар – индийская сабля

Тальвар – индийская сабля

Большинству прекрасно известно холодное оружие Японии, Европы и Турции. Но, например, оружие Индии, для многих остается неизведанной тайной.

Что несколько странно, поскольку Индия обладает многочисленным населением, большой территорией, не говоря уже о выдающейся культуре и истории.

Среди индийского оружия особенно выделяются катар, кханда, тальвар, и как раз о последнем экземпляре я и хочу написать несколько слов. Речь пойдет об «индийской сабле».

Тальвар – индийская сабля

Внешний вид тальвара типичен для сабель – клинок средней ширины, несколько изогнут, заточка может быть полуторной, но это не обязательно. Встречаются варианты тальвара как с елманью, так и без нее. На клинке тальвара может находиться дол, но чаще всего его там нет. В некоторых случаях дол может быть вообще сквозным, в него иногда вставляют подвижные шарики из различных материалов.

Основным отличием тальвара от других сабель является, в первую очередь, его дискообразное навершие эфеса. Также, эта сабля обязательно имеет «рикассо» (пяту), пусть даже и небольшого размера. Длина клинка может быть от 60 до 100 см, ширина – от 3 до 5 см в области рикассо.

Тальвар – индийская сабля

Рукоятка у тальвара прямая, с утолщением в середине, и рассчитана исключительно для одной руки. Дискообразное навершие предотвращает потерю оружия и придает этой сабле неповторимый вид. Оно нередко богато украшено, так же как и рукоять и гарда. Последняя же может обладать как прямой формой, так и S-образной или D-образной.

Орнаменты, украшающие тальвар, обычно содержат в себе геометрические фигуры, изображения зверей и птиц. На оружии богачей можно увидеть инкрустацию драгоценными камнями или эмалью.

Тальвар – индийская сабля

Тальвар известен еще с 13-го века и был весьма популярным оружием на севере Индии. Особенно, среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие аж до 19-го столетия.

Кроме военного, у тальвара есть и определенное сакральное назначение. Согласно мифологии, он является одним из десяти орудий богов, с помощью которых силы добра воевали с демонами и прочим злом.

zbroya.info

Несущие смерть — Охотники.ру

Клинковое оружие индо-иранского региона. Сабли


Персидская миниатюра с изображением охотничьей сцены. XVI-XVII вв. Из собрания ГМВ.

Но не только прямыми и кривыми мечами, часть которых мы уже рассмотрели в предыдущей статье, знаменит Индостан.

Начиная с мусульманских нашествий, все чаще на смену мечам приходят легкие сабли. Западные исследователи определяют тип сабли (да и некоторые мечи) по форме рукояти.

Такой взгляд представляется не совсем верным. Необходимо рассматривать предмет в комплексе — рукоять и клинок. В некоторых случаях возможно двойное название. Но об этом чуть позже. А сейчас начнем знакомство с саблями Индо-Иранского региона.

Тальвар, или «тулвар» (tulwar), — самая распространенная в Индо-Иранском регионе сабля, которую можно считать типично индийской. Согласно древнеиндийской литературе тальвар считался одним из десяти орудий богов. Клинок — в сечении плоский или линзовидный, часто полуторной заточки, слабо или умеренно изогнут, средней ширины, обязательно с рикассо — то есть его режущая кромка лезвия начинается через 5–7 см от рукояти, а за перекрестием остается небольшая незаточенная «площадка». У более поздних тальваров на клинке выражено расширение у острия — елмань. Клинок может быть как с долами, так и без них. Иногда дол делался сквозным, и туда помещался ряд металлических шариков или даже жемчужин, которые свободно перекатывались. С появлением в регионе европейцев стали активно использоваться строевые клинки из Европы, у которых просто заменяли рукоять на тальварную. Эфес тальвара заслуживает особого внимания. Черен — бочонкообразный, с утолщением в центре, навершие — дисковидное, слегка наклоненное, с куполообразным выступом посередине, крестовина — прямая, короткая, с расширенными концами. Нередко имеется s-образная дужка. Но встречается и d-образная. Ножны делались из дерева и обтягивались бархатом или кожей. На ножнах «богатых» тальваров устье и наконечник выполнялись из металла. Длина тальвара 90–120 см.

Тальвар с очень широким лезвием называется — тега, или «тегха» (tega). Встречается он не часто, и его принято считать орудием палача, хотя Эгертон пишет о том, что это было боевое оружие. Вообще тальвары были очень распространены среди воинов разного достатка. Это могло быть и простое оружие воина, и богато декорированный клинок раджи.

 

Типично индийская сабля — тальвар, или «тулвар» (tulwar). Середина XIX в. Из частного собрания.

Не менее часто встречалась и сабля иранского происхождения — шамшир, или «шамшер» (shamshir), — «львиный коготь». Клинок этой сабли узкий, но толстый, обычно более длинный, чем у тальвара, имеет большую кривизну, что позволяет наносить наиболее эффективные удары при рубке. В сечении он линзовидный или плоский. Рикассо и елмани — нет. Рукоять простая, с небольшим загибом под мизинцем, направленным в сторону лезвия, позволяющим лучше удерживать саблю. Состоит из двух костяных или, реже, роговых накладок-щечек, приклепанных к хвостовику. Снизу щечки дополнительно фиксируются стальным колпачком, а сверху стальным простым прямым перекрестьем с маленькими изящными лангетами (металлические накладки, усиливающие лезвие в районе гарды), которые придают прочность оружию в самом нагруженном месте. У богато декорированных шамширов перекрестие, колпачок и металлические детали ножен могли быть изготовлены из драгоценных металлов, украшены чернью, эмалью, насечкой или камнями. Ножны шамшира изогнуты так, что позволяют вынимать клинок, обходясь без прорези, которая встречается на ножнах у турецких кривых сабель. Ножны делали из дерева и обтягивали кожей, которую часто украшали тиснением или вышивкой шелковой нитью. Наконечник ножен мог быть металлическим, но чаще выполнялся из кожи или отсутствовал вовсе. Зато обязательными были две обоймицы, за которые шамшир подвешивался на пояс.

 

Вообще надо отметить, что индусы стремились приобретать богато украшенные шамширы персидской работы с клинками из булата, которые считались статусной вещью. Часто на эфесе изображалась голова животного (например, в виде нее выполнялся колпачок). При этом многие сейчас считают, что по мусульманским обычаям запрещалось изображение людей и животных где бы то ни было, и это можно было сделать лишь стилизованно, для вывоза в другую страну и для очень дорогих экземпляров. Якобы нарушение этого правила считалось религиозным святотатством и грозило потерей головы. И шамширы с изображением животных на рукояти сделаны исключительно для Индии. На самом деле все это не совсем так. Мусульмане делятся на две ветви: суннитов и шиитов. Суннитам действительно запрещено изображать людей и животных, поэтому, например, на турецком оружии мы увидим только растительные орнаменты, изречения из Корана и подписи мастеров и владельцев оружия. А вот шииты, к которым относятся персы, оставили нам массу великолепных миниатюр на шелке и бумаге, а также изображений людей и животных на доспехах и оружии. Так что, например, тщательно проработанные на клинках «сцены терзания», когда орел убивает лебедя или леопард антилопу, и изображения людей на рукоятях — вполне типичны для иранского оружия. А на персидских щитах вообще можно увидеть и бытовые, и охотничьи, и батальные сцены. Эти же миниатюры открывают нам любопытный факт. Оказывается, шамшир и тальвар широко использовались на охоте. Всадник преследовал дичь (причем это могли быть как копытные, так и хищники) и рубил ее саблей.

 

В.В. Верещагин. Всадник-воин в Джейпуре (1881 г.).

Но вернемся к использованию шамшира. Это, безусловно, оружие всадника. Его изогнутая форма диктуется функциональностью, стремлением расширить возможности клинка при нанесении удара сверху при атаках пехотинцев противника. Некоторые авторы считают, что шамшир идеально приспособлен для войны верхом и в строю плечом к плечу. Хотя с последним можно поспорить. Но что важно отметить, так это то, что самые лучшие шамширы, клинки которых выкованы из булата, подходят лишь для боя с противником, не защищенным кольчугой или доспехом. Разрубить булатным шамширом кольчугу и тем более пластинчатый доспех невозможно. Булатный шамшир — очень острый, но и очень хрупкий. Против доспехов он бессилен. А вот рубить незащищенных доспехами воинов противника — другое дело, особенно если они бегут. Кстати, когда говорят о свойствах булатного шамшира, вспоминается знаменитая история о том, как Ричард Львиное Сердце и султан Саладин поспорили о том, чей клинок лучше — английский меч или восточная сабля? Ричард, по легенде, перерубил тяжелым рыцарским мечом железный брус, не оставив на лезвии зазубрин. Саладин вытащил булатную саблю, повернул лезвием вверх и подбросил платок. Платок, коснувшись клинка, был разрезан на две половинки. Что за сабля была в руках у Саладина — история умалчивает. Но вполне вероятно, что это был и шамшир.

 

В зависимости от богатства своего оформления, тальвары и теги могли служить и рядовому воину, и радже.

Возвращаясь к проблемам названия сабель, о которой я упоминал ранее, необходимо сказать, что часто клинок шамшира ставился на тальварную рукоять. Многие англоязычные авторы называют такую саблю — тальваром. На мой взгляд, правильнее говорить шамшир с тальварной рукоятью или тальвар с шамширным клинком. Это более точно определяет предмет.

Отдельно хочется рассмотреть клинок типичный для Шри-Ланки, ранее называвшейся Цейлоном. Населяют этот остров в основном сингалы. Сингалы — индоарийцы, обычно среднего роста, «мелкокостные», с европеоидными чертами лица и смуглой кожей. Сабля (меч), как и во многих других культурах, являлась для сингалов важным символом царского могущества. В текстах, описывающих царствование Виджаябаху IV (вторая половина XIII века), упоминается, что мечи составляют богатство царя, правда, наряду с другими сокровищами. Европейцы, колонизировавшие остров в XVI веке (сначала португальцы, затем голландцы, а в конце XVIII века — англичане), отмечали повышенное внимание к оружию, особенно при царском дворе. Они писали, что знатные люди носят на боку за поясом короткий меч. И только царь, когда совершает выход, имеет при себе меч, который удерживается перевязью через плечо. Эфес и ножны царского меча сделаны из золота.

 

Персидская миниатюра с изображением охотничьей сцены. XVI-XVII вв. Из собрания ГМВ.

 

У богато декорированных шамширов перекрестие, колпачок и металлические детали ножен могли быть изготовлены из драгоценных металлов.

Кастане (kastane) — это и есть тот самый сингальский меч, а точнее — полусабля. Он действительно короткий — 50–70 см. Клинок немного изогнут и заточен с одной стороны, как у обычной сабли. Причем обычно клинки кастане — европейские, голландского производства. Ближе к эфесу на клинке может быть латунная или золотая насечка в виде геометрических фигур, чаще всего — треугольников. Рукоять выполнена из темного рога или дерева, которые могут быть обложены прочеканенными листами серебра или золота, если это сабли аристократов. Головка рукояти всегда оформлена в виде головы дракона (или драконоподобного чудовища). Глаза этого дракона могут быть выполнены из латуни (на роговых рукоятках) или драгоценных камней, чаще всего — рубинов (на рукоятях из золота и серебра). Гарда — сложная по форме и выполнена из железа, инкрустированного латунью или покрытого ценными металлами. Один из железных «усов», более длинный, закрывает пальцы и заканчивается маленькой головкой дракона, два других, тоже с драконьими головами, — короткие, загибаются к клинку и, видимо, выполняют декоративную функцию. Довольно мощные лангеты, которые заходят на клинок между короткими усами гарды, дополнительно укрепляют клинок в рукояти. Происхождение рукояти такой формы не совсем понятно. Но, скорее всего, как считают западные знатоки оружия, она связана с формой эфесов португальских мечей XV века или арабских сабель типа нимча (nimcha). Обе версии заслуживают доверия. Именно португальцы были первыми европейцами, высадившимися на Шри-Ланке, а с арабами примерно с десятого века сингалов связывали торговые отношения. Появление же драконоподобных голов как элемента декора, несомненно, произошло под индуистским влиянием. Тем более что «драконы» на кастане очень похожи на южноиндийских мифических чудовищ, изображения которых можно встретить на оружии и барельефах храмов. Ножны из тикового дерева на выдающихся экземплярах, как и рукоять, покрыты прочеканенными пластинами из серебра и золота. Вероятно, на более простых кастане ножны были без металлических чехлов. Этим можно объяснить и то, что ножен для них почти не сохранилось.

 

Головка рукояти сингальской полусабли кастане всегда оформлялась в виде головы дракона или драконоподобного чудовища. Конец XIX века. Из частного собрания.

Завершая краткий обзор клинкового оружия Индо-Иранского региона, хочется вернуться к названию прочитанного читателем цикла статей — «Несущие смерть». Когда-то все эти клинки действительно ковались для того, чтобы пролить кровь врагов их владельцев. Сегодня же они — удивительные свидетели прошлого, мирно хранящиеся в музейных и частных коллекциях, продолжающие спустя века не только радовать глаз изяществом своих линий и отделкой, но и помогающие нам лучше узнать историю Востока.

Читайте статью вторую в «Охота и рыбалка. XXI век» №91.

Дмитрий Милосердов
15 ноября 2011 в 00:00

www.ohotniki.ru

Тальвар, стилизация индийской сабли с клинком из дюраля, дюралевая индийская сабля

Тальвар — индийская сабля. Традиционно средней ширины, средне либо слабо изогнутый. Встречаются варианты как с долами так и без, порой встречаются сквозные долы куда помещался ряд шариков, эта особенность называлась «моти-давати». Отличительной особенностью тальвара является эфес с дискообразным навершием.
Появился предположительно в 13-ом веке. Наибольшее распространение получил на севере Индиии и среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие вплоть до 19-го столетия.
Согласно мифологии, он является одним из десяти орудий богов. По сказаниям, боги, олицетворявшие добро, использовали эти орудия в борьбе с демонами, олицетворявшими зло.

Стилизация.

Гарда:

сталь 3, длина гарды 9 см

Навешие:

сталь 3, диск, обеспечивающий хороший упор для кисти руки, специфическая особенность сабли — тальвар

Тип крепления рукояти:

сварной стакан, длина стакана10 см.

Лезвие:

90 см., выполнено из дюраля Д16 АТ, 8 мм.

Клинок:

общая длина клинка 108 см., баланс: 3 см от рукояти

Вес:

1,6 кг

Особенности:

своеобразное навершие, характерно исключительно для данной индийской сабли, обеспечивающая хороший упор для кисти руки при маховых вращениях, три узких дола придают дополнительный эффект «легкости» клинка

Дополнительно: варианты травления набора рукояти: гарды и навершия

Заказать меч у ремесленников мастерской «Зброевы фальварак»

zbroevy-falvarak.by

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о