Организация охотничьего хозяйства – Организация охотничьего хозяйства — Охота и рыбалка в России и за рубежом

Организация охотничьего хозяйства — Охота и рыбалка в России и за рубежом

Начинать надо с составления общей карты всей площади, в крупном масштабе и хотя бы приблизительно дающей представление о характере угодий. На карте должны быть отмечены, где какой лес растет, где кустарники, поляны, речки, болота, мхи проч. На этой же основе наносятся особыми значками места, особо важные для птицы и зверя места жировки, водопоя, гнездовья, тока, тяги, перелетов, лазов крупных зверей и проч.

Вследствие этого необходимо уметь разбираться в породах хищных птиц и сообразоваться с пользой или вредом, приносимым ими для сельского или охотничьего хозяйства.

Дать и от климатических невзгод случайного или повторяющегося каждый год характера-от глубоких снегов, гололедицы, настов, града, разлива рек и проч. Внимательный хозяин должен озаботиться, чтобы у охотничьих животных была возможность спрятаться от холода, метелей, дождя, града в укромном уголке, для чего устраиваются особые загородки, насаждаются кустарники.

При глубоких снегах и твердых настах, когда дичь не может добыть себе корма, следует пропахивать на кормовых местах снег, очищать небольшие полянки и усиленно подкармливать.

Всем охотникам известно, что часто, благодаря зимней бескормице, много дичи и зверя гибнет от истощения, а часть предпринимает более или менее отдаленные перекочевки в поисках корма. Чем больше дичи и зверя в угодьях, тем труднее им находить себе корм, и потому в богатых угодьях необходимо подкармливать дичь и зверя, в особенности в период зимней стужи и глубоких снегов, иначе они погибнут или откочуют на соседние угодья и там могут быть уничтожены. Обилие корма на охотничьих угодьях не только удерживает дичь на месте.

Структура охотничьего хозяйства

Руководят охотничьим хозяйством и контролируют работу государственных, кооперативных и общественных организаций главные управления охотничьего хозяйства и заповедников или комитеты по охране природы или министерствах лесного или сельского хозяйства. В РФ — это Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников. Главному управлению подчиняются областные (краевые) управления охотничье-промыслового хозяйства и государственные охотничьи инспекции.

Организация охотничьего хозяйства

Территории, пригодные для охоты в нашей стране (охотничьи угодья), делятся на открытые для всех — так называемые территории общего пользования, на закрепленные за государственными, общественными и кооперативными организациями и на земли заказников, заповедников, пригородных и курортных зон, где охота совсем запрещена.

Территории, пригодные для охоты, закрепляются за организациями для того, чтобы организовать на них охотничьи хозяйства. В них охраняют и разводят животных, следят за нормой их добычи. Здесь созданы условия для отдыха охотников.

Обычно в охотничьем хозяйстве, закрепленном (приписанном) за обществом охотников, есть директор хозяйства, охотовед и егери. В мелких охотничьих хозяйствах работают только один-два егеря, а учетом животных, их охраной и подкормкой занимаются в основном члены того общества охотников, за которым закреплено хозяйство.

Чтобы попасть на охоту в хозяйство, в обществе, за которым оно закреплено, надо купить путевку. Распределение путевок позволяет регулировать численность охотников в том или ином хозяйстве.

Организация охотничьего хозяйства

Для изучения возможности совместного ведения лесного и охотничьего хозяйств, организации коммерческих охот и для других специальных целей в РФ создано несколько государственных лесоохотничьих хозяйств (Переяславское, Северо-Осетинское, Нальчикское и другие).

В районах, имеющих промысловое значение, с относительно низкой плотностью населения созданы государственные и кооперативные промысловые хозяйства. Цель их — комплексное освоение природных ресурсов: заготовка пушнины, мяса дичи, рыбы, орехов, ягод, грибов, меда. В этих хозяйствах работают профессиональные охотники. По сезонным договорам с промысловыми хозяйствами в них могут работать и охотники-любители.

Для сохранения уникальных природных мест, сбережения первозданной природы, отдельных видов растений, животных или их групп созданы заповедники, в которых запрещена не только спортивная и промысловая охота, но и все виды хозяйственного использования природы. Даже простое посещение заповедников или запрещено, или находится под строгим контролем их сотрудников.

Заповедники имеют большое значение для охотничьего хозяйства, так как в них сохраняются охотничье-промысловые животные, которые естественным путем расселяются на соседние территории. Лишних животных можно отловить для расселения в охотничьих хозяйствах.

Особую ценность заповедники имеют и как природные лаборатории. Зоологи, ботаники, энтомологи и другие специалисты не только изучают здесь природу, они делают много полезного и для науки и для народного хозяйства. Наверное, вы уже слышали или читали о таких знаменитых заповедниках, как Аскания-Нова, Кавказский, Лагодехский, Бадхызский, Алтайский, Баргузинский, Кроноцкий и Кандалакшский.

В отличие от заповедников, заказники организуются временно для сохранения и восстановления численности отдельных видов животных. Всякая охота в заказниках запрещена. Таков, например, заказник, охраняющий гнездовья водоплавающих птиц в Калмыкии, на озере Маныч-Гудило.

Эти самые простые сведения об организационной структуре охотничьего хозяйства необходимо знать каждому охотнику.

Охрана дичи и зверя от природных невзгод

Все животные, будучи сытыми, лучше противостоят различным невзгодам — холоду, болезням и лучше размножаются и развиваются. Недостаток корма часто является причиной того, что животные оказываются вредными для леса и сельского хозяйства, как, напр., лоси, зайцы и проч. Всего этого легко избежать путем прикармливания дичи, хотя бы в наиболее неблагоприятное время — зимой.

При ведении лесного и сельского хозяйства получается много отбросов, которые с успехом могут быть применены для подкормки охотничьих животных, так, напр., мерзлые овощи, капустные листья, оставшиеся при сборе, жёлуди, различные негодные семена, ветки, остающиеся после рубки и расчистки леса.

В хорошо устроенных охотничьих хозяйствах не довольствуются подкладкой корма со стороны, но засевают специально для дичи отдельные небольшие участки земли кормовыми растениями.

Устраивать солонцы или солянки, так как эти животные очень любят лизать соль, смешанную с землей. Обычно солонец устраивается около водопоев, мест кормежки и жировки зверя. Простейшее устройство солонцов состоит в том, что снявши дерн, делают в земле ломом несколько дыр и насыпают в них соль, часть которой насыпают около дыр на землю. На склонности копытных лизать соль основана известная охота на солонцах.

Охотничьи заповедники

Участки, на которых охота запрещена особым постановлением навсегда. Следовательно, в отличие от заказников, организация которых может быть осуществлена и государственными, учреждениями, и охотничьими объединениями и носит временный характер, организация заповедников является исключительным правом государственной власти, осуществляемым в порядке особого законодательного акта.

Роль государственных заповедников и заказников в деле упорядочения охотничьего дела и сохранения дичи и зверя огромна.

Особенную пользу создание широкой сети их может принести промысловым районам, где по целому ряду причин приступить в ближайшее время к организации правильного охотничьего хозяйства вряд ли удастся. Наличие в таких районах достаточного количества местных заказников и государственных заповедников, при условии упорядочения вопросов сбыта продуктов охоты и снабжения охотников, при широко налаженной культурно-просветительной работе среди местного населения и при внимательном наблюдении за исполнением правил и законов об охоте — явится верной гарантией сохранения от гибели охотничьих богатств к тому времени, когда сознательное отношение охотников заставит их самих приступить к организации для своего же блага правильного охотничьего хозяйства.

Загрузка…

www.hunt-dogs.ru

Организация охотничьих и рыболовных хозяйств

Законодательство Российской Федерации оговаривает не только, использование природных ресурсов, но и их восполнение. При желании инвестировать средства в данный бизнес, изначально необходимо представлять, что количество выловленной рыбы или убитых зверей не должно способствовать уменьшению популяции этого вида на территории, где вы осуществляете предпринимательскую деятельность.

Это налагает на вас обязанность разводить те виды животных, птиц или рыб, добыча которых предполагается в вашем охотничьем или рыболовном хозяйстве.

Первоначальная главная проблема, которую вам нужно будет решить, это арендовать земельный участок под охотничьи угодья.

Места, где можно охотиться на диких зверей определяются как охотохозяйственные угодья. Они особым образом зарегистрированы в государственном или региональном реестре. Об этом и будет наша очередная бизнес идея.

Земли, выделяемые под данный вид деятельности, могут иметь общее предназначение, т.е. обычный лесной массив, где можно осуществлять любой, разрешенный законом, вид предпринимательской деятельности от вырубки до посадки. Или могут иметь специальную направленность: заказники, охотхозяйства и прочее.

Процедура получения участка лесного массива общего назначения стандартна: образование юридического лица или получение разрешения на индивидуальную предпринимательскую деятельность и непосредственный выбор участка для аренды.

Вместе с тем, желание государства извлекать выгоду из любых сделок с природными ресурсами, не избавит вас от аукциона на заключение права аренды с Государственной инспекцией охоты.

Выигрыш аукциона позволяет присоединить ваш участок леса к охотничьим угодьям с соответствующей записью в реестре земель.

Особенностью законодательства Российской федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов  в том, что оно однозначно определяет процент общедоступных охотничьих угодий от их общего числа. В общее число охотничьих угодий помимо вышеупомянутых, входят  так называемые, закрепленные угодья, т.е. уже принадлежащие определенному собственнику.

Количество угодий предназначенных для создания охотничьих или рыболовных хозяйств в каждом конкретном регионе ограничено. Государственная собственность угодий не должна быть менее 20 процентов.

Наличие общедоступных охотничьих угодий позволяет каждому гражданину при получении соответствующего разрешения производить отстрел зверья и дичи.

Поскольку подобные аукционы проводятся очень редко, вы имеете возможность взять в аренду охотничьи угодья, принадлежащие другому собственнику.

Если участок земли общего назначения вам не достался, то, как вариант, возможна аренда участка охотничьих угодий, уже находящихся в государственном реестре.

Для этого, после образования юридического лица или получения лицензии индивидуального предпринимателя вы должны получить долгосрочную лицензию на право пользования животным миром определенного охотхозяйства.

Для этого необходимо подать заявление в администрацию региона, на территории которого вы планируете осуществлять свою деятельность.

При вынесении решения исполком исходит из вашей личности, вида пользования животным миром, перечнем объектов животного мира, границ площадей и территорий, предполагаемого срока пользования.

Существенным моментом для получения лицензии является наличие в штате вашего охотничьего хозяйства необходимых специалистов.

Имея договор аренды охотничьих угодий, и при отсутствии долгосрочной лицензии вы можете вести только охотохозяйственную деятельность, но не можете непосредственно охотиться, т.е. убивать зверя или дичь.

Разница заключается в самом определении охотохозяйственной деятельности, которое дает законодательство Российской Федерации и включает в него необходимость охранять животный мир и среду его обитания, развивать структуру охотничьих хозяйств, оказывать услуги в данной сфере деятельности, покупать и продавать продукцию охоты.

Существует возможность обойти данный закон, став не арендатором, а собственником данного участка земли. Однако количество проблем с несовершенством законов не уменьшится, а финансовые издержки возрастут.

Любой желающий осуществить охоту на зверя должен иметь ряд обязательных документов, к которым относятся: охотничий билет и лицензия на отстрел конкретного вида животного и его количества.

Прежде чем вы начнете охоту необходимо избавить себя от возможных проблем с Законом, обратиться в орган исполнительной власти по месту жительства и получить охотничий либо охото-рыболовный билет. Согласно последних изменений в законодательстве, охотничьи билеты выдаются, после изучения предоставленных данных, каждому охотнику лично, бесплатно, срок их действия не ограничен.

Они же являются основанием для приобретения средств охоты: оружия и патронов к нему.    

Если у вас есть охотничья собака, которая будет вместе с вами находиться на охоте, то её непременно следует зарегистрировать в соответствующих государственных органах надзора и вписать в охотничий билет. Это требование относится к каждой охотничьей собаке, которая у вас есть.

Обязанность по проверке охотничьих билетов лежит на руководстве охотхозяйств.

Выдача лицензий на добычу определенного вида представителя животного мира предоставлена охотхозяйствам.

Производиться в письменном виде на бланке установленного образца. Оформляется на отстрел конкретного животного или дичи, точное его или её количество и действительно только на территории определенного охотничьего хозяйства. По истечению срока действия лицензии охотиться запрещается. Необходимо  сдать лицензию в охотхозяйство, которое его выдавало, и произвести запись о количестве добытых животных.

Бланки установленного образца выдаются уполномоченным органом по письменному заявлению хозяйства. Необходимое количество, запрашиваемых бланков, должно соответствовать разрешенным видам охоты, количеству промыслового зверья и дичи.

Бланки лицензий бывают нескольких видов. Отличаются разрешением на охоту на виды животных особо охраняемых государством.

При организации рыболовецких хозяйств охотничий билет и лицензия на лов рыбы не требуется.

Уровень сервиса в охотничьих и рыболовецких хозяйствах определяется организатором исходя из своих финансовых возможностей и прогнозируемой прибылью.

В бюджетный вариант входят, как правило, услуги егеря, проживание, питание, прокат инвентаря для ловли рыбы. В качестве бонуса, может быть предоставлена обработка трофеев, которая подразумевает собой приготовление блюд из рыбы, дичи или животного.

При желании сделать отдых в вашем хозяйстве эксклюзивным, превратив базу в пятизвездочный отель, выбор дополнительных услуг не ограничен. В качестве бонуса могут быть предоставлены услуги таксидермиста: изготовление чучел убитых животных, очень популярное и прибыльное дело.

Услуги, которые вы можете предложить за отдельную плату, не ограничиваются ничем и приятно дополняют обычный отдых. Можно осуществлять встречу и доставку клиентов от транспортных коммуникаций до расположения хозяйства автотранспортом, квадроциклами, снегоходами или даже вертолетом. Предложить после охоты посещение сауны или русской парной, активные игры, водные или конные прогулки, экскурсии.

Набирает популярность семейный отдых, когда мужчина идет охотиться, а женщина и дети предоставлены сами себе. Не лишним будет предусмотреть услуги няни, детские площадки, интернет, прачечную, некоторые спа-процедуры, массаж.

Однако все это многообразие видов развлечений будет экономически целесообразным вложением только на территории хозяйства, являющегося вашей личной собственностью. Необходимо учитывать, что некоторые охотники и рыболовы любят вести спартанский образ жизни: спать в палатке, готовить пищу у костра или проводить вечера в рассказах охотничьих баек.

Либо они не хотят тратить лишние деньги на развлечения, не связанные с основной целью их пребывания в хозяйстве.

Количество персонала для обслуживания клиентов должно быть минимальным, если вы оказываете услуги по уровню не выше среднего. Обязательно должен быть администратор, егерь или рыбак, повар, официантка, горничная (при наличии гостиницы), служба охраны. Рационально использовать одних и тех же людей на разных должностях.

Если у хозяйства нет отбоя от состоятельных клиентов, необходимо обеспечить высокий уровень сервиса. Количество официантов, уборщиков помещений и территории, прачек, подсобных рабочих должно быть таким, чтобы посетители хотели приехать к вам еще не один раз. Можно содержать даже собственный симфонический оркестр, лишь бы он приносил прибыль, а не убытки.

Предприниматели, работающие в сфере охотничьих или рыболовных хозяйств, утверждают, что вложенные средства окупаются за полгода активной деятельности. Поэтому невозвратные риски сторонних инвестиций гораздо меньше, чем при осуществлении бизнеса в другой области.  

Если взять некий средний уровень, предлагаемых хозяйством, услуг и попытаться рассчитать рентабельность его деятельности, то затратная часть будет складываться из единовременных затрат на первоначальном организационном этапе, вызванными необходимостью проектирования и построения инфраструктуры охотничьего или рыболовного хозяйства: строительство зданий, дорог и т.п., а так же регулярными затратами на восстановление популяций объектов животного мира и зарыбление водоемов. Кроме этого, сюда же входит, заработная плата сотрудников хозяйства.

Безусловно, необходимо стремиться к уменьшению уровня единовременных затрат.

Предпочтительно брать в аренду уже готовые охотничьи или рыболовные хозяйства и начинать извлекать максимальную прибыль, которая будет относительно невелика.

Менее затратно реставрировать, уже имеющиеся на территории хозяйства, какие-либо постройки и в максимально короткие сроки выводить проект на получение прибыли.

Однако, если всего этого нет или вы хотите сделать свое хозяйство привлекательнее остальных, оказывать услуги широкого спектра цен, то придется начинать с нуля.

В этом случае ваши расходы будут максимальны и это не только само проектирование и согласования в многочисленных инстанциях. Стандартные типовые проекты не вызывают особой привлекательности у обеспеченных людей, а среднестатистическому охотнику не нужен многообразный и дорогостоящий комплекс услуг. Поэтому проект должен быть эксклюзивным.

Подвод коммуникаций: электричество, газификация при их отсутствии очень не дешевое мероприятие.

Само строительство из высококачественных строительных материалов будет финансово отяжелено необходимостью доставки строителей и материалов на большие расстояния.

На определенном этапе строительства необходимо широко рекламировать преимущества вашего хозяйства в средствах массовой информации с целью привлечения клиентов. Это высокозатратная часть общего бюджета.

Доходы любого охотничьего или рыболовного хозяйства начинаются,  прежде всего, с выдачи лицензий и только потом складываются из оказания услуг по добыче трофеев, причем звери и дичь учитываются поштучно, а рыба по весу.

Стоимость лицензия самостоятельное решение каждого охотничьего хозяйства и может варьироваться в различном ценовом диапазоне.

Одно дело охотиться, например, на зайцев или кабанов и совсем другое дело – на медведя или благородного оленя. Стоимость одной и той же услуги (охоты или рыбалки) разнится в разы. В стоимость услуги включается работа егеря, загонщиков, предоставление специально оборудованных мест для выслеживания зверя, за обработку трофеев.

Куда больший доход приносит вспомогательная часть дополнительных, сопутствующих основному виду деятельности, услуг.

Способы и величина оплаты определяется каждым хозяйством самостоятельно.

В этом сегменте деятельности нет мелочей: чем  выше уровень проживания на территории хозяйства, уровень сервиса, чем больше разнообразных предложений, тем выше доход.

Чтобы ваше охотничье или рыболовное хозяйство отличалось от конкурентов, имеющих одинаковую с вами ценовую политику и комплекс услуг, придумайте такое, чего нет ни у кого. Привлекайте клиентов организацией всевозможных соревнований по ловле рыбы на скорость или отстрелу зверя определенной величины. Не скупитесь на призы, ведь их стоимость заложена в стоимость услуг. Проводите рекламные акции, например, два килограмма, выловленной рыбы по цене одного. Скрупулезно следите за репутацией вашего хозяйства. Людская молва может сослужить вам хорошую службу, а может отвернуть от вас всех посетителей.

Так же советуем Вам почитать близкую данной теме аналитическую статью «Собственная рыболовная база — насколько выгодно?«.

ideamaniya.ru

Организация охотничьего хозяйства | Выживание в дикой природе

Наша природа обладает многими таинствами и богатствами. Охотничья фауна является одной из основных богатств природы. Существуют различные охотничьи хозяйства, которые работают для поддержания адекватного состояния этой фауны. Люди, организовывающие такое хозяйство должны быть в первую очередь компетентными. Хотя организаторами такого промысла могут стать совершенно обычные люди, различных профессий. Но в любом случае, первоначально, им следует стать всесторонне просвещёнными в данной отрасли.

Это занятие даёт нам большие материальные блага: охотничью продукцию. Для людей занятие охотой это не просто хобби, это стиль жизни. Очень часто в одном коллективе могут быть вместе директор фирмы и учитель, кладовщик и водитель. Охота помогает восстановить работоспособность, как умственную, так и физическую.

В каждом хозяйстве должно быть определённое количество сотрудников. Обычно это директор хозяйства, егеря и охотовед. Однако, если, хозяйство маленькое, в нём могут работать только егеря. Учетом животных, охраной и другими процедурами в таком хозяйстве занимаются члены общества охотников, за которыми оно закреплено.

Существует определенная этика ведения охотничьего хозяйства. В основном она заключается в том, чтобы вести такое хозяйство в соответствии со всеми нормами, установленными государством. А также в отношении владельца к хозяйству. Оно должно быть внимательным и полноценным.

Организовать охотничье хозяйство.

Организация охотничьего хозяйства — дело ответственное. Существует множество документов, которые регулирует их деятельность. Ведь охота, как процесс имеет множество ультиматумов по отношению к охотнику. Вся деятельность и цели, способствующие развитию охотничьего хозяйства отражаются в Положении об охотничьем хозяйстве.

В таком документе изложены основополагающие деятельности охотничьего хозяйства.

Каждое хозяйство обязано регулировать численность охотничьего фонда. Для этого проводиться ряд мероприятий. Таких как: регулирование сроков охоты на различных животных. Эти сроки установлены оптимально, исходя из многочисленных исследований. Нельзя отрицать, конечно, что возможно изменение сроков на пару недель назад или вперед. Но для этого должны слоиться определенные погодные, численные, экономические и другие условия.

Также в Положении указан и второй способ регулировки численности. Это создание республиканских и местных охотничьих заказников. Для того чтобы животные могли спокойно размножаться и обитать, под заказники следует отводить примерно 20% от всей территории угодий. Однако, это ни как не означает абсолютный запрет на ведение охоты в заказниках. Такой запрет введен лишь на государственные заповедники и национальные парки.

Организация хозяйства и управление им должны осуществляться в соответствии с Законом об охране и использовании животного мира. И данный закон предусматривает, что первое место занимает экологическая сторона вопроса: сохранение популяций животных, их разнообразия и стабильность вверенных охотничьему хозяйству экосистем. На самом деле это означает, что те виды животных, которые присущи определенной местности, должны там постоянно обитать в достаточном количестве. Если вы собираетесь осуществить переселение животных, нужно обязательно учесть исторический аспект. Данное действие ни в коем случае не должно навредить фауне. В любом случае, самовольно осуществлять переселение, скрещивание и акклиматизацию нельзя. На это первоначально нужно получить разрешение государственных органов.

Также в работе охотничьего хозяйства следует учитывать, что над охотниками должен быть постоянный контроль. Они ни в коем случае не должны применять оружие и другие способы охоты, которые способны навредить биологической целостности фауны или разрушить их среду обитания. К сожалению, в нашем обществе достаточно людей, которые ради собственного материального благополучия готовы обойти или нарушить закон, тем самым оказав отрицательное воздействие на окружающую природу.

Началом организации охотничьего хозяйства должны стать сведения о количестве и составе охотничьих ресурсов. Вы должны вести учет животных, подсчитывать их количество с потомством осенью, и только после этого производить подсчёты о количестве отстрела, который можно провести. Такой подсчёт очень важен. Ведь при подсчёте популяции зайцев погрешность в 1000 будет незначительна, а вот ошибка при подсчёте, скажем, лосей (на 4000 особей), приведет нас к неожиданным и нежелательным результатам.

Существуют так называемые нормы плотности для охотничьих хозяйств. Они зависят от качества самих угодий и отстрела, а ещё от сельскохозяйственного использования таких угодий. Следует установить оптимальную плотность. Для этого нужно учесть кормовую базу, убежища животных, конкуренцию (межвидовую), а также ущерб, который наносится хозяйству.

Возможно, более правильным будет не планирование плотности популяций, а установка нормы отстрела. Для этого следует основываться на оптимальную численность животных и результаты подсчёта, количество потомства и тот ущерб, который животные причиняют сельскому и лесному хозяйству.

Для урегулирования объёмов ущерба и выдаются лицензии на отстрел животных (вне зависимости от пола и возраста).

Также, одной из важнейших задач развития охотничьего хозяйства является оценка качества или бонитировка и создание мероприятий хозяйственного комплекса. На самом деле, организация охотничьего развитого хозяйства – это одно из главных мероприятий охраны природы. Перед организаторами такого хозяйства стоит множество задач, таких как: наблюдение за потребностями природы, сохранение всех ресурсов. Конечно, особой заботой и вниманием следует окружать редкие виды животных, которые должны находиться под охраной.

Всегда следует следить за потребностью животных в кормах. И конечно, уследить за этим очень сложно, но тот, кто взялся за это нелёгкое дело, должен понимать и принимать всю ответственность. Особое внимание при оценке количества кормов, следует уделять зимнему периоду.

survinat.ru

Готовьте деньги: хорошее охотхозяйство — дело дорогое

Как содержание аппарата управления, так и содержание охотхозяйства, хотя бы на среднем уровне, — дело дорогостоящее. Большие затраты зависят от площади, категории и ценности охотугодий, численности, ценности и видового состава охотфауны, доступности, населенности и урбанизированности территории, а также от привлекательности и посещаемости хозяйства.

фото: Антона Журавкова

КРИЗИС СИСТЕМЫ

Совершенно очевидно, что сложившаяся система охотпользования в обжитых районах России находится в кризисе.

Все охотничьи организации, наука, землепользователи, охотники дают массу противоречивых предложений.

Реализуются и лопаются как мыльные пузыри многочисленные «прожекты» в регионах, местные власти ломают себе голову, не зная, как лучше поступить. Четкой государственной концепции и управляемой перестройки охотничьего хозяйства в соответствии с новыми условиями нет.

Законодательные, хозяйственные, экономические условия коренным образом изменились. Мы живем уже в абсолютно другой стране, но переход к рынку еще далеко не завершен.

Полный переход к рынку закончится только тогда, когда все население будет оплачивать все свои потребности по полной рыночной стоимости. Однако до этого времени нам придется прожить десятилетия в переходном периоде.

В обжитых районах России основными охотпользователями были общества охотников, за которыми закреплялось до 80-90% охотничьих угодий субъектов Федерации. Доходы охотобществ тогда складывались за счет взносов, продажи путевок, заготовки мяса копытных животных и пушнины государству, деятельности собственной промышленности и торговли, а также от налоговых льгот.

В конце 80-х и 90-е годы огромные площади угодий были переведены в разряд государственных (охотничье-промысловые участки, государственный резервный фонд) и во многих субъектах Федерации сравнялись по площади с угодьями охотобществ.

В условиях рынка и той и другой системе надо зарабатывать деньги, чтобы содержать эти угодья и управляющую надстройку.

Читайте материал «Мой печальный опыт общения с бизнесменами от охоты»

Вот тут-то и разгорелись нешуточные баталии между государственной и общественной охотничьими системами за контроль над денежными потоками в свою пользу, поскольку источник этих доходов сейчас практически один — карман охотника, и он далеко не бездонный.

Средняя платежеспособность охотника имеет свой «потолок». Для этого спешно меняются правила взимания денег с населения за право охоты: введен государственный охотничий билет в альтернативу членскому, введены государственные именные разовые лицензии в альтернативу путевкам.

 

Сейчас охотобщества имеют приоритет по доходам в результате сбора членских взносов, их угодья лучше благоустроены, и в них больше вкладывается средств. Однако приоритет этот быстро теряется в пользу госохоторганов, так как делается все возможное, чтобы лишить охотобщества указанных приоритетов. Фото: Семина Михаила

И все высокие слова о государственных интересах или интересах простых охотников — это только прикрытие.

Обе системы нередко обитают в одном административном районе. Охотник мечется, он не должен бы платить дважды за одно и то же, но приходится. И этим системам действительно тесно. Обе стороны упрекают друг друга в бездеятельности.

Да, действительно охотобщества делают еще недостаточно на единицу закрепленной площади своих угодий. Но цифры деятельности охотобществ публикуются. Охотобщества отчитываются перед охотниками за каждый рубль, они дают отчеты госорганам.

А вот кто, где, когда слышал об объемах и затратах госохоторганов на их закрепленные угодья (в том числе и на заказники)? Уверен, что они ведутся на еще более низком уровне. Чудес не бывает.

Сейчас охотобщества имеют приоритет по доходам в результате сбора членских взносов, их угодья лучше благоустроены, и в них больше вкладывается средств.

Однако приоритет этот быстро теряется в пользу госохоторганов, так как делается все возможное, чтобы лишить охотобщества указанных приоритетов.

Чем бы данное противостояние не кончилось, проблемы повышения общего уровня ведения охотничьего хозяйства и в субъектах Федерации и в России в целом путем перетягивания одеяла на себя не решить.

Просто одна система при нанесении другой большого материального ущерба будет вести свои хозяйства чуть лучше другой. Средний же уровень ведения хозяйства по области от этого не изменится и останется по-прежнему низким. Никакой разумной государственной политики я тут не вижу.

Читайте материал «Типичный егерь и его черты: что я вижу в охотхозяйствах»

А сколько нужно и, главное, реально возможно требовать от охотпользователей вкладывать средств в ведение охотничьего хозяйства по хозяйствам, районам, областям? Я вот об этом нигде и никогда не читал. Много — мало. Это сколько? И откуда брать эти деньги? И реально ли их где-то взять?

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Любое охотхозяйство не может существовать само по себе вне какой-то структуры охотпользователя, и у любого юридического лица должен быть рабочий аппарат: руководитель, главный бухгалтер, работник по приему взносов, путевок, лицензий.

О других «бесполезных дармоедах» (охотоведы, ихтиологи, кинологи, оргмассовые работники, юристы, шоферы, технические работники) я вообще молчу. Рабочий аппарат должен иметь возможности и средства для осуществления своих функций.

 

Приплюсуйте местных и залетных удальцов, которым законы не писаны, и все вокруг колхозное… И все инвестиции и вложения уходят как вода в песок. Фото: Антона Журавкова

Допустимая доля управленческих расходов в охотничьем хозяйстве любой системы — до 20%, причем, чем примитивней или меньше охотхозяйство, тем выше доля этих расходов.

Безответственные, но популярные призывы вовсе убрать аппарат управления («бесполезных дармоедов») приведет к неминуемому развалу любой мало-мальски серьезной организации или предприятия. Бороться надо не с «излишними» управленческими расходами, а за эффективную работу этого аппарата.

Содержание эффективного аппарата — дело дорогостоящее, хорошим работникам надо хорошо платить. Бесконечно экономить на этом нельзя. Как только любой работник начинает получать меньше некоего критического уровня, он со временем вообще перестает работать на дело, а вынужден работать только на себя.

Сейчас же обычная зарплата руководителей и специалистов охотничьего хозяйства в разы меньше среднего уровня по России…

Теперь поговорим о годовых общественно-необходимых затратах непосредственно самого охотхозяйства, рассматриваемого как предприятие. Оставим на совести оппонентов рассуждения о нулевых затратах охотхозяйств на «пролетающих вальдшнепов и гусей» и, следовательно, неправомерности взимания платы за путевки на эти виды (да и все другие).

Плата за путевку — это не плата за пользование объектами животного мира и не плата за право охоты, как это некоторые пытаются ввести в заблуждение непосвященного обывателя, а возмещение затрат охотпользователя на содержание охотхозяйства.

Текущие расходы складываются из ежедневных расходов на охотустройство, благоустройство, охрану и воспроизводство, эксплуатацию, содержание баз, штатных работников и транспортных средств (трактора, а/м, снегоходы, квадроциклы, катера), приобретение инвентаря, уплаты многочисленных налогов и прочих расходов.

Читайте материал «Плач Ярославны: куда податься с нашими охотбилетами»

Особо следует оговорить расходы на содержание охотбаз. Охотбаза — это не только место размещения охотников, она несет очень разнообразные хозяйственные функции, в том числе и связанные с охраной и воспроизводством охотфауны. Чем ближе угодья к охотбазе, тем лучше там поставлена охрана, биотехния и воспроизводство.

 

Считаю, что для подъема охотхозяйства надо в каждом административном районе не менее 30% хороших, но пустых и «выбитых» угодий отдать сильным, богатым арендаторам. Фото: Антона Журавкова

Нормы обеспечения охотхозяйства егерской службой зависят также от назначения хозяйства и многих вышеперечисленных причин, но в среднем это будет приблизительно так:

  • для высокоорганизованного охотхозяйства — 3-6 тыс. га на 1 егеря;
  • средний уровень — 8-12 тыс. га на 1 егеря;
  • свыше 15-20 тыс. га на 1 егеря — это хозяйства низкого уровня.

При одинаковом уровне ведения охотхозяйства в маленьком хозяйстве надо больше вложений средств на единицу площади, а в крупном — меньше.

Вложение средств ниже определенного критического уровня вообще не дает никакой реальной отдачи — это по сути выброшенные на ветер деньги. И этот критически низкий уровень не такой уж и низкий.

Кто не верит, тот может взять ручку и легко подсчитать, но проще зайти в любую охотничью организацию и узнать по отчетам, во что обходится хороший уровень ведения охотхозяйства.

Содержать управленческий аппарат и само охотхозяйство необходимо не периодически, а постоянно, в течение круглого года, даже если охоту по каким-то причинам полностью закрывают.

Поэтому обывательские представления, что деньги за взносы или путевки берут «ни за что» или что их стоимость очень высока, при малейшем изучении вопроса становятся просто несостоятельными. Деньги за путевки вместе со взносами компенсируют лишь малую долю затрат охотхозяйства и совершенно недостаточны для реальных потребностей охотхозяйств.

Во многих  охотобществах введены многочисленные льготы по оплате взносов и путевок социально малообеспеченным или заслуженным категориям граждан. Эти расценки не с потолка взяты, а исходя из предельной платежеспособности охотников на эти нужды.

Читайте материал «О бедном госохотбилете замолвите слово»

Цены стараются не поднимать, так как основная часть охотников их просто «не потянет». Будем богаче жить — поднимем. Но нельзя необоснованно требовать от охотпользователей больших вложений, не обеспеченных реальными источниками финансирования.

Так вот, общая сумма сборов по этим ценам может обеспечить только посредственный уровень ведения охотхозяйства (за исключением крупных охотобществ, имеющих мало угодий). Других крупных источников получения доходов у большинства охотобществ нет, и эти объемы доходов (и соответственно вложений) надо официально принять за норму.

 

Текущие расходы складываются из ежедневных расходов на охотустройство, благоустройство, охрану и воспроизводство, трактора, а/м, снегоходы, квадроциклы, катера. Фото: Антона Журавкова

Государству охотники, конечно, тоже должны платить на организацию контроля за ведением охотничьего хозяйства (как всегда платили госпошлину), но по сумме значительно меньше, чем на само содержание охотхозяйства.

Доля контроля (как и доля управленческих расходов) не должна быть больше 10-20% от общих расходов контролируемого объекта. А на практике получается, что она может даже превысить 100 % уровень!

НЕОБХОДИМЫ ИНВЕСТИЦИИ

В большинстве обжитых регионов России еще долго никто, кроме охотобществ, не сможет осваивать большинство угодий. Не так уж много есть сильных и богатых арендаторов (и им не надо много угодий, особенно отдаленных и малопродуктивных, но самое главное, что им совершенно не нужен огромный «балласт» малообеспеченных граждан, которых обслуживают охотобщества.

Нормальное ведение охотничьего хозяйства даже на среднем уровне — дело все-таки дорогостоящее и пока недоступное для многих охотобществ. Но ликвидация охотобществ, даже слабых (или создание условий, при которых они сами развалятся), и замена их на резервные угодья — это дальнейшее снижение уровня ведения хозяйства до самого примитивного и откат назад к 50-м годам.

Поэтому в который раз призываю снять в отношении опальных охотобществ лозунг «Быть или не быть!». Они полностью выполняют свое предназначение в меру сложившихся реальных условий и возможностей.

Читайте материал «Охотничий сервис не нужен простому охотнику»

А реальные условия в России наши государственные управители создали такие катастрофические, что в упадке находятся не только общественные охотничьи организации, но и государственные.

Да что там охотничьи хозяйства! Вы посмотрите, в каком плачевном положении сейчас некогда всесильное сельское хозяйство, промышленность, различные производства! Но руководители охотничьей отрасли России как бы не замечают этого и пытаются обязать охотпользователей совершить прорыв в отдельно взятой отрасли.

Как говорится, нет ничего невозможного для того, кто не обязан это делать сам. Вот взяли бы и показали на примере госзаказников, как надо вести охотничье хозяйство, не ущемляя при этом интересов охотобществ.

Сколько можно бодаться и наносить взаимные удары, которые ничего, кроме вреда друг другу, не приносят. Противостояние тянется уже десятилетия. Пора принимать созидательные, а не разрушительные постановления и решения.

Считаю, что для подъема охотхозяйства надо в каждом административном районе не менее 30% хороших, но пустых и «выбитых» угодий отдать сильным, богатым арендаторам, в основном для интенсивного разведения теплолюбивых копытных животных (кабан, олень, косуля), отзывчивых на биотехнию, и для интенсивного искусственного дичеразведения (утка, фазан, куропатка). При этом права и интересы местных охотников должны быть законодательно защищены.

А не так, как сделали, например, в Тверской области, где отобрали у ВОО старейшее и ценнейшее высокоорганизованное Дубакинское охотхозяйство и отдали «Лукойлу».

Да, такие суперарендаторы могут легко и быстро «сказку сделать былью» на месте любого пустого охотхозяйства. Сильные арендаторы должны поднимать разрушенное охотничье хозяйство, а не пользоваться по праву сильного самыми жирными кусками.

Без высокого уровня ведения хозяйства и внедрения жесткого режима посещаемости угодий невозможно достичь и сохранить высокую численность копытных животных, заняться дичеразведением, интенсивным воспроизводством, наладить надежную охрану, вести благоустройство.

Ведение подобных охотхозяйств возможно только в трех случаях: для представительских целей, для узкого круга состоятельных охотников под эгидой богатой фирмы и, наконец, для хозрасчетного ведения охотхозяйства, где вся продукция и услуги реализуются по их полной рыночной стоимости.

Спрос на такие охотхозяйства имеется, и в последующем он будет все больше возрастать, однако пока таких хозяйств очень мало, а хозрасчетных частных практически нет совсем.

По-моему, основной путь подъема охотничьего хозяйства в обжитых районах, которое сейчас пребывает в глубоком кризисе, находится в создании широкой сети высокоорганизованных хозяйств всех трех типов (конечно, при сохранении прав местных охотников). Надо дать зеленую улицу для всех, кто желает и сможет их создать и содержать.

Читайте материал «Простому охотнику все меньше места в угодьях»

Особенно это относится к хозяйствам третьего типа, хозрасчетным, поскольку они рассчитаны на обслуживание широкого круга охотников. Тут широчайший простор для частной инициативы предприимчивых и увлеченных энтузиастов. Большие возможности инвестиций или долевого участия.

Ведь посмотрите сами, в стране огромное количество больших и малых фирм, организаций и предприятий, которым не по плечу создание полноценного охотхозяйства, да это и не рационально.

Любое охотхозяйство рассчитано на обслуживание сотен и тысяч охотников, а зачем маленькой фирме охотхозяйство, если у них 10-20 охотников? Однако они могли бы участвовать в качестве акционеров, и у каждого охотхозяйства могли бы быть десятки коллективных акционеров.

Спрашивается, а кто сейчас мешает вкладывать средства инвесторам и потенциальным акционерам в имеющиеся охотхозяйства?! Вложить-то можно, а вот получить желаемую отдачу вряд ли… В «блатные» охотхозяйства вкладывать рискованно, а их нужно много, чтобы создать настоящую конкуренцию, рынок, борьбу за клиента. Остается огромное количество охотхозяйств обществ охотников и «резервный фонд угодий».

 

В России наши государственные управители создали такие катастрофические, что в упадке находятся не только общественные охотничьи организации, но и государственные. Фото: Антона Журавкова

А представьте райохотобщество, которое имеет 150-300 тыс. га угодий и режим посещения угодий — свободный! У них своих охотников под тысячу, в том числе значительная доля социально необеспеченных слоев населения (пенсионеров, безработных, работающих за мизерную зарплату, инвалидов), сюда же прибавьте имеющих право на льготы, почетных и заслуженных, штатных, ответственных и приближенных, а к ним приплюсуйте местных и залетных удальцов, которым законы не писаны, и все вокруг колхозное… И все инвестиции и вложения уходят как вода в песок.

Слабому охотхозяйству в современных условиях на огромной территории порядка не навести никогда, несмотря на вложения.

Но даже если и будут получены реальные положительные результаты, на них будут иметь право не только потратившиеся акционеры, но в равной степени и все члены охотобщества, но по «социальным» мизерным ценам. Это не устраивает, так как в частном охотхозяйстве все остальные охотники оплачивали бы охоту и услуги по их полной рыночной стоимости.

Читайте материал «Обдираловка в МООиР: мне не нужен госохотбилет»

Мне кажется, что в далекой перспективе, эти частные охотхозяйства, находящиеся под жестким контролем госохоторганов, должны составлять основную долю охотпользователей России. Но и в эти далекие и прекрасные (хотелось бы верить) времена должно быть место охотобществам.

Нынешняя бедность охотобществ — это следствие развала экономики России, обнищания населения, ну и соответствующей разрушительной государственной политики в этом вопросе.

Охотобщества при соответствующей государственной поддержке вполне могут занять достойное место в охотничьей отрасли России.

Евгений Ершов
12 марта 2018 в 13:15

www.ohotniki.ru

Организация охотхозяйства. / Сибирский охотник

Хочу обратиться к уважаемым форумчанам за советом,даже не за советом а с просьбой высказать свое мнение и виденье проблемы организации охотхозяйства и охотобщества.Почти все недовольны какими то аспектами в работе или структуре существующих хозяйств и обществ.Кого то неустраивает ценообразование разрешений на охоту,кого то технология распределения этих разрешений,организация биотехнических мероприятий и т.д.Ваше мнение мне нужно для формирования требований к охотпользователям и представления этих требований в законодательное собрание,координационный совет,НООиР,управление.Можно было их придумать и в тесном кругу,но всегда считал что не охотники для общества,а общество для охотника.Поэтому считаю что требования должны идти непосредственно от потребителей услуг(охотников),а не составляться чиновниками.Представляю на ваше расмотрение несколько вопросов которые считаю наиболее важными в формировании охотхозяйства.Если кому то покажется что вопросов недостаточно,то задавайте их сами.За модель предлагаю взять областное общество как самого крупного охотпользователя.Старайтесь не спорить,а просто высказать свое мнение или ответить на вопросы.

1.Размер годовых членских взносов(прошу учитывать не только собственное желание,а то что на эти средства общество должно существовать)

2.В каком виде нужна отработка(денежном эквиваленте(если денежном то размер) или трудовое участие или натурой(соль,бензин,стройматериалы)

3.Технология распределения разрешений на охоту(сейчас распределение происходит следующим образом-30% остается в областном обществе для блатных,далее в районные организации,там в первую очередь глава района,прокурор,начальник ГИБДД,начальник РОВД,остальное распределяется среди егерей)

4.Цена,минимальная(например для активный членов общества) и максимальная(комерческая,через аукцион например)

4.1.косуля

4.2.лось

4.3.медведь

4.4.барсук

4.5.глухарь

4.6.гусь

4.7.кабан

прошу учитывать насыщенность угодий дичью и удаленность.

5.Минимальная и максимальная площадь охотугодий в гектарах(прошу учитывать посещаемость угодий и удаленность)

6.Размер участка который с наибольшей отдачей может охранять и обслуживать один егерь.

7.Права и обязанности егеря.Требуется ли дать егерям больше полномочий.И какие.

8.Зп. егеря.

9.Количество и виды транспортных средств в охотхозяйстве необходимых для выполнения биотехнических мероприятий,охраны угодий и предоставления услуг охотникам.Если небудет необходимомго транспорта,то и ни охраны,ни биотехнии небудет.

10.Наличие базы охотника для ночлега.

11. Необходимость егерского сопровождения при лицензионной охоте и нужно ли за это брать плату если да то какую,в час.(барсук,глухарь,косуля,лось,медведь и т.д.)

12.Нужна ли такая большая структура как областное общество,которой трудно или невозможно эффективно управлять.Может быть лучше разделить на районные общества и сделать их самостоятельными.

13.Нужны ли воспроизводственные участки или это вотчина егерей.

14.Выделение участков для нагонки и натаски собак,притравочные станции,если в местных требованиях весенняя охота только с подсадными,то обязательное наличие подсадных уток в нужном количестве.

15.Нужно ли ужесточать ответственность за незаконную добычу,если да то размеры штрафов.А то получается что штраф меньше комерческой лицензии.

16.В советские времена существовала такая практика,группа охотников(бригада)брала под свой патронаж(охрана,биотехния и т.д.),но под контролем егеря, определенный участок угодий и если выполняла все требования договора получала приоритетное право на получение лицензий в этот участок,участок при этом был открытым для других охотников.Была бы польза от введения таких договоров сегодня.

17.Предлагаю выборы председателя общества(областного и районного) и правления проводить по примеру общероссийских выборов,тайное голосование.А то демократии не чувствуется,некоторые руководители по двадцать лет сидят,а изменений нет.

18.Плановые проверки выполнения требований к охотхозяйству проводить раз в год(а не три)за повторное невыполнение требований охотпользователь решением суда лишается долгосрочной лицензии.

Вот неполный список вопросов которые должны ,на мой взгляд волновать рядового охотника.Если я что то пропустил,добавляйте.

www.hunting.ru

Организация охоты | Охотничье хозяйство «Руднянский Охотник»

Охота организуется и проводится в соответствии с заключаемым договором. Для оформления договора охотнику необходимо иметь:

  • действующий охотничий билет,
  • разрешение на оружие,
  • паспорт.

После оформления договора администрация охотничьего хозяйства предоставляет разрешение на проведение охоты в письменном виде.

Условия проведения охоты

1. Все охотники в обязательном порядке получают предварительный инструктаж. В него входят правила проведения охоты и меры безопасности, которые должны выполняться всеми участниками охоты.

2. Обязательства охотхозяйства по проведению охоты считается выполненным, если:

  1. зверь на номере;
  2. зверь на расстоянии, достаточном для уверенного попадания (независимо от того, сделал ли охотник выстрел).

3. Трофей оплачивается в случае успешного отстрела. Обратите внимание: если дичь была ранена, но не найдена, разрешение охотхозяйства на её отстрел закрывается, а трофей оплачивается в размере 100% своей стоимости. Если охотник желает добрать подранка, добор может быть осуществлён в течение остатка светового дня.

4. Если подранка не нашли в течение дня охоты, добор может быть осуществлён на следующий день. В этом случае он оплачивается как отдельная организация охоты. В случае промаха охотник оплачивает 25% от стоимости трофея. В случае отказа от выстрела вне зависимости от причин охотник также оплачивает 25% от стоимости трофея.

5. Если охотник срывает проведение охоты в заранее обговоренный день, стоимость организации охоты оплачивается в размере 100%. Если охота не была успешна, и зверь не был добыт по причинам, не зависящих от охотников (погода, неактивность животных), организация охоты оплачивается в размере 50/100%.

6. Если охотник спугнул зверя или отказался от дальнейших его поисков, проведение охоты считается состоявшимся. В случае если егерь не помог охотнику выследить заявленного к добыче зверя, услуги по сопровождению не оплачиваются.

7. Отстрел животных разрешается только при сопровождении егеря. Егерь обязуется оказывать охотнику помощь в выслеживании зверя. Если найденный зверь соответствует характеристикам заявленного трофея, егерь даёт разрешение на отстрел. В обязанности егеря не входит выведение охотника на расстояние выстрела.

8. Администрация охотничьего хозяйства имеет право отказать в предоставлении услуг лицам, нарушающим правила ведения охоты или создающих своим поведением дискомфорт для работников и гостей охотничьего хозяйства.

rudhunter.ru

Охотничье хозяйство — Охота и рыбалка в России и за рубежом

Охотничье хозяйство — это прежде всего отрасль деятельности, дающая нам материальные ценности: охотничью продукцию. Кроме того, это школа позна­ния природы, благоразумного ее использования и охраны. Охота предоставляет хорошую возможность для восстановления умственной и физической работо­способности. Среди охотников люди самых различ­ных профессий. Нередко в одном охотничьем коллек­тиве числятся руководитель учреждения и рабочий из совхоза, директор предприятия и колхозный меха­низатор, сельский счетовод и деятель культуры из города. Объединяет их потребность в общении с при­родой и в активном отдыхе.

Охотничье хозяйство

Сам процесс охоты предъявляет к охотнику ряд требований. Охотник должен быть выносливым, на­стойчивым, способным преодолевать различные пре­пятствия, хорошо ориентироваться на местности, знать следы зверей и уметь тропить дичь. Он должен быть умелым стрелком, чтобы быстро и метко поражать цель (во время Великой Отечественной войны неоце­нимыми разведчиками и снайперами были именно охотники).
В будущем, несомненно, возрастет рекреационное значение охоты, ведь охота сочетает в себе приятное с полезным, благоприятно отражается на физическом и духовном здоровье людей.

Цели современного охотничьего хозяйства опре­деляются Положением об охотничьем хозяйстве. Это документ, в котором коротко изложены общие осно­вы охотничьего хозяйства, порядок охоты и использо­вания охотничьей продукции, меры по воспроизвод­ству охотничьей фауны, требования по охотничьему надзору.

Согласно Положению об охотничьем хозяйст­ве, дикие животные (звери и пти­цы), обитающие в состоянии естественной свободы, составляют госу­дарственный охотничий фонд. Организация исполь­зования этого фонда поручена Государственному ко­митету по охране природы и лес­ному хозяйству, который составляет и утверждает ин­струкции по ведению охоты, дополняющие основное положение, а также контролирует на территории работу всех учреждений и организаций, зани­мающихся охотничьим хозяйством.

Из мероприятий, способствующих увеличению охотничьего фонда, следует выделить регулирование сроков охоты на все виды диких животных. Эти сро­ки определены на основании многолетнего опыта и научных исследований, однако погодные условия, состояние численности дичи, а также экономические условия могут стать причиной смещения этих сроков на одну-две недели вперед или на более позднее время. Отстрел отдельных видов животных в зависимости от их численности может быть полностью запрещен или лимитирован по отдельным районам.

Требование об увеличении численности охотничь­их животных не предусматривает их разделения на так называемых полезных и вредных. Возьмем, к примеру, хотя бы рысь. Она всеядна и кровожадна, и до недавнего времени ее считали злым врагом охот­ничьего хозяйства. У нас в республике она питается зайцами и косулями, но вообще охотится на всех, кого превосходит по силе. Повсюду — не только у нас, но и во многих странах Европы — ее интенсив­но истребляли, но теперь принимаются всяческие меры для восстановления ее численности: шкуры рыси высоко ценятся!

Целям увеличения численности диких животных служит также организация республиканских и мест­ных охотничьих заказников. В Положении об охот­ничьем хозяйстве предусматривается, что для обес­печения благоприятных условий размножения, оби­тания и сохранения численности дичи на необходимом уровне не менее 20 % охотничьих угодий должны постоянно отводиться для заказников. Это не озна­чает, однако, что в охотничьем заказнике исключается проведение охоты. Абсолютный запрет на охоту рас­пространяется лишь на государственные заповедники и национальные парки.

Охотхозяйство «Охотничьи традиции»

Охотничье хозяйство ведется в соот­ветствии с Законом об охране и ис­пользовании животного мира. Законом установлено, что в охране животного мира на первое место высту­пают экологические аспекты: сохранение разнообра­зия популяций живых существ и обеспечение ста­бильности экосистем. На практике это означает, что в составе охотничьей фауны должны постоянно су­ществовать те виды животных, которые присущи нашей местности и обитают на нашей территории в естественных условиях. При переселении животных с целью обогащения фауны следует строго учитывать исторический фон: нельзя допускать, чтобы интро­дукция видов причиняла вред местной фауне. Зако­ном установлено, что интродукция видов животных с целью обогащения фауны и увеличения биологиче­ской продуктивности сообществ разрешается только государственными органами. Своевольная интродук­ция, акклиматизация и скрещивание животных недопустимы.

В законе также говорится, что пользователи жи­вотного мира, а ими в первую очередь являются охот­ники, обязаны применять способы, позволяющие избежать нарушения биологической целостности есте­ственных сообществ, обеспечивающие сохранность животных и предотвращающие разрушение среды их обитания. Деятельность, могущая повлечь за собой гибель редких или находящихся под угрозой исчезно­вения видов, уменьшить их численность или разрушить их местообитания, запрещается. Это требование долж­ны учитывать не только охотники, но и предприятия, учреждения, организации, граждане. Все, кто поль­зуется химическими средствами защиты растений, удобрениями и различными препаратами, предназна­ченными для лесного, сельского и водного хозяйства, должны транспортировать, хранить и использовать их, не нанося ущерба животному миру. За нарушение этого законом предусматривается ответственность в уголовном, административном или ином порядке.

Существенной функцией ведомств, регулирующих охотничье хозяйство, является строгий надзор за ус­ловиями обитания и размножения диких животных, а также за действиями охотников и всех причастных к этому граждан. Надзор возложен на лесную охрану, а также на государственную и общественную систему охраны природы.

Наше общество пока не избавлено от тех, кто го­тов обойти закон, сознательно нарушить его требова­ния, от тех, кто решается на самовольную охоту или, пользуясь служебным положением, не считает зазор­ным присвоить большую часть добычи. Недействен­ными порой оказываются призывы их к порядку или применение к ним административных мер наказания. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы с помощью мер воспитательного характера изменить отношение людей к охотничьим ресурсам, установленным по­рядку и дисциплине охоты. Необходимы твердый порядок использования охотничьих угодий, проведе­ние самых передовых и действенных мероприятий для увеличения численности дичи, рациональное использование охотничьей продукции. Охотник должен обладать знаниями об охотничьем хозяйстве и охране природы. Немыслимо охотиться на зверей и птиц, не зная их образа жизни и поведения; знание биологии и экологии диких животных позво­ляет и успешно охранять их.

Первый шаг на пути организации охотничьего хо­зяйства — получение сведений о наличии ресурсов ди­ких животных. Каждой весной мы проводим учет дичи, вычисляем, сколько животных может обитать в наших угодьях вместе с приплодом к осени, и опре­деляем, в каких пределах можно будет производить их отстрел. Невелика беда, если, скажем, при пересче­те 150-тысячной популяции зайцев допущена погреш­ность в 1000 особей: при норме отстрела в размере 20 % общей численности такая ошибка не будет опре­делять положение дел. Если же вместо 12000 лосей мы возьмем на учет 8000, а норму отстрела опреде­лим на основании заниженного таким образом при­плода, то есть в размере примерно четвертой части основ­ного стада, мы допустим значительное увеличение популяции, и результаты будут далеки от желаемых.

Учет диких животных — дело нелегкое. Попытай­тесь сосчитать в лесу, кустарниковых зарослях или на далеком болоте быстроногих косуль, волков, со­вершающих 100-километровые походы за добычей, или зайцев, постоянно скачущих с места на место. Попробуйте доказать, что в вашем охотничьем хозяй­стве 600 лосей, если на каждые 1000 га их приходит­ся 3-4. Ошибиться при учете нетрудно. К сожале­нию, пока нет легких и удобных на практике методов учета, не причиняющих значительного беспокойства животным и позволяющих выяснить половую и воз­растную структуру популяций крупных копытных. Для определения правильной структуры отстрела, то есть показателей того, сколько можно в данном охотхозяйстве отстрелять самцов, самок или молоди, очень нужны точные данные. Только выборочный от­стрел может обеспечить устойчивость популяции, а значит, и возможность постоянно охотиться. Пока что данные о наличии диких животных основывают­ся главным образом на наблюдениях лесников и охотников, которым помогает их практический опыт. Полученные от них сведения корректируют и сводят воедино. Численность дичи определяют по учетным данным на 1 апреля, и в большинстве случаев они должны отражать численность после окончания охот­ничьего сезона до появления у животных приплода. Точность и достоверность этих показателей в большой мере зависит от квалификации учетчиков и их отно­шения к работе, от учитываемого вида и плотности его распределения в угодьях.

Данные о численности волков, рысей и медведей обычно достаточно точны. Они поступают от работни­ков лесной охраны и членов охотничьих секций, наблю­дающих за этими зверями не только зимой, но и в другие сезоны года. В зимний период возможен учет только мигрирующих волков и рысей, а весной — тех, которые обосновались в данной местности в ожида­нии приплода; весной учитывают и медведей, прос­нувшихся от спячки. Летние наблюдения позволяют выяснить численность приплода.

Численность кабанов можно установить достаточ­но точно зимой в местах регулярной подкормки. У нас зимняя подкормка кабанов стала обязательной, и мы постоянно получаем точные сведения о числен­ности и возрастном составе их стад (сколько в них взрослых особей, подсвинков, поросят). Учет прово­дится в феврале — марте, более ранние данные оказы­ваются из-за большой подвижности стад менее точ­ными.

Косули, если их подкармливать, также придер­живаются определенного места. Однако точность учета этих зверей зависит от погодных условий: если зима суровая, косули будут держаться вместе недале­ко от места подкормки, а если теплая, будут обитать более рассредоточено.

Реальные данные о численности зайца-русака мож­но получить, учитывая особей, приходящих кормить­ся на поля озимых культур. Учет по следам менее точен.
Сведения о численности лисиц и барсуков можно получить при учете их обжитых нор. Весной следует посетить все норы и по следам определить местооби­тания помётов. Зная среднюю величину помета, не­трудно подсчитать среднюю численность.

Относительным показателем учета является число отстрелянных животных, поэтому большое значение мы придаем охотничьей статистике (числу отстрелян­ных животных по видам), используя для получения учетных данных любой несложный на практике метод.

Согласно Инструкции о проведении работ по уст­ройству охотничьих угодий, в нашей республике уже несколько лет проводится учет дичи (копытных, хищных зверей и зайцев) на пробных участках. Участ­ки подбирают с таким расчетом, чтобы они занимали до 5 % общей площади охотхозяйства и имели мини­мальный размер 500 га. Пробные участки должны быть распределены равномерно по всей территории и характеризовать ее по возможности точнее. Учет проводится прогоном (как при облавной охоте), данные учета распространяются на всю территорию охотхозяйства. Для облегчения сравнения учетных данных из года в год используются одни и те же участ­ки. Для получения дополнительных контрольных сведений проводят проверочные учеты за пределами пробных участков — это позволяет сравнить распро­страненные на всю территорию данные с действитель­ным положением дел.

Для большей точности учета в Лахемааском на­циональном парке, например, при учете гнездящихся птиц используют трансектный метод: численность птиц выясняют при прохождении территории их гнез­дования по определенным маршрутам в ранние утрен­ние часы; данные о численности глухарей и тетеревов получают при учете мест токования и определении числа самцов на токах.
Для проверки полученных данных практикуется авиаучет. Разумеется, с самолета можно учитывать только крупных животных. Кроме того, точность получаемых при этом данных зависит от условий рель­ефа, погоды, да и метод этот дорогостоящ.

Численность диких животных, половой и возраст­ной состав популяции, от которых в большой мере зависит продуктивность вида, меняются ввиду того, что влияние факторов, определяющих рождаемость и смертность, может колебаться в больших пределах. Если мы, например, поставили цель увеличить основ­ное стадо, то норму отстрела должны установить по наименьшему приросту в местообитаниях с наихуд­шими условиями. Если оптимальная численность ка­кого-либо вида достигнута, то слишком низкая норма отстрела, способствующая увеличению основного ста­да, обусловит нанесение ущерба другим видам или народному хозяйству, или увеличит смертность этого вида. Предпосылкой для рационального использова­ния фонда диких животных является правильно запла­нированная оптимальная численность дичи на кон­кретном участке, в охотхозяйстве или республике в целом и правильно установленная норма отстрела.

Нормы плотности диких животных в охотничьих угодьях зависят от качества последних и интенсивности от­стрела, а также от характера и интенсивности лесохозяйственного и сельскохозяйственного использова­ния этих земель. Для установления оптимальной плотности мы учитываем состояние кормовой базы, нагрузку на нее, наличие убежищ для животных, меж­видовую конкуренцию, ущерб, наносимый лесному и сельскому хозяйству. С учетом этого определяется оптимальная численность вида для данной территории или для охотничьих угодий данного класса бонитета.

Охотничье хозяйство «Истринское»

Во многих случаях более правильным оказывает­ся планировать не оптимальную плотность населения дичи, а исходить из так называемой дозволенной, обусловленной целями охотхозяйства и охоты. Осно­вой для проектирования ежегодной нормы отстрела диких животных являются оптимальная или дозво­ленная численность дичи и фактический результат учета, прирост популяции в данном году и объем ущерба, причиняемого дикими животными лесному и сельскому хозяйству.

Лесхозы ведут довольно точный учет ущерба, на­носимого лесному хозяйству. С учетом этого ущерба, а, кроме того, еще и потрав, причиняемых дикими жи­вотными картофельным полям, а также урона, нано­симого ими прочим полям, определяют нормы от­стрела. Оптимальная норма отстрела должна не толь­ко довести численность дичи до оптимальной или доз­воленной, но и обеспечить предпосылки для получе­ния большого жизнеспособного потомства и полно­ценных охотничьих трофеев. Именно поэтому мы производим выборочный отстрел диких животных, выдавая лицензии на отстрел самцов и самок, моло­дых и старых животных. Одним словом, мы приме­няем принцип выборочного отстрела и управляем половым и возрастным составом популяции, изменяя его в нужном нам направлении.

Одной из важных задач развития планомерного охотничьего хозяйства мы считаем оценку качества (бонитировку) охотничьих угодий и планирование на ее основе мероприятий хозяйственного комп­лекса. Устройство охотничьих угодий, по сути, сле­дует считать одной из составных частей природоохран­ного планирования. Перед устроителями охотничьих угодий поставлена задача учитывать потребности при­роды как целостной системы, чтобы не нанести ущер­ба ни одному из природных ресурсов. При этом осо­бого внимания заслуживают редкие, охраняемые ви­ды животных: условия и места их обитания в ходе устроительных работ должны быть сохранены!

Оценка, или бонитировка, охотничьих угодий, являющаяся важнейшим звеном устроительных работ, производится на основе их кормовой базы. Особенно важно правильно оценить зимнюю кормовую базу, учитывая интересы лесного и сельского хозяйства (летние корма для млекопитающих, обитающих в наших климатических условиях, имеются почти в не­ограниченных количествах).

Для правильной оценки охотничьих угодий необ­ходимо знать, какова потребность охотничьих живот­ных в кормах. Выяснить это непросто, так как опре­деляющим является не количество, а качество корма, его калорийность, доступность. Необходимо выяс­нить, какие кормовые растения предпочитаются ко­пытными, в любых ли местопроизрастаниях употреб­ляют их животные, поедаются ли эти растения в рав­ной мере животными обоих полов и всех возрастов.

Оценка дается охотничьим угодьям на продолжи­тельный период времени, а численность диких живот­ных может резко измениться даже в течение года. Не зная численности и плотности распределения дичи в угодьях, а также обстоятельств, от которых исхо­дят изменения этих показателей, мы не можем вести планомерное охотничье хозяйство.

Для развития современного охотничьего хозяй­ства чрезвычайно важны расширение и углубление научных исследований. Необходимо более подробное изучение биологии диких животных, в частности воп­росов, связанных с устойчивостью популяций в эк­стремальных погодных условиях, влиянием различных факторов на прирост популяций, взаимоотношением видов. Следует подробнее изучить возможности выбо­ра и усвояемости дикими животными кормовых объектов, воздействие изменяющейся окружающей среды на численность особей и их резистентность, а также множество других проблем. Все это будет со­действовать достижению основной цели охотничьего хозяйства — сохранению и умножению охотничьих ре­сурсов.

Загрузка…

www.hunt-dogs.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о