Некомпетенция: Недопустимое название — Викисловарь

Содержание

Четыре стадии обучения | Блог Сергея Короля

В человеческом обучении и освоении различных навыков есть простая, но интересная штука.

Каждый человек проходит четыре стадии овладения новыми навыками: от неосознанной некомпетенции к неосознанной компетенции.

Изучая, человек движется из нижнего левого угла в верхний левый против часовой стрелки. Его знания проявляются.

Давайте посмотрим, как это работает на примере привычного всем навыка: вождения автомобиля.

  1. Неосознанная некомпетентность
    Человеческий детёныш годов трёх-пяти видел машину, но понятия не имеет, что ей можно управлять. Ему кажется, что машина едет словно сама собой, а дядя за рулём делает какие-то странные штуки. Он некомпетентен в управлении автомобилем, но даже не осознаёт это.
  2. Осознанная некомпетентность
    Когда ребёнок взрослеет, он начинает разбираться в устройстве мира и понимает, что машиной нужно управлять.
    Это примерно так же, как управлять игрушкой, но сложнее. Он всё еще некомпетентен в вождении, но уже понимает это. Кстати, я сам машину водить не умею и нахожусь примерно в этой стадии.
  3. Осознанная компетентность
    Когда мальчик вырастает в молодого мужчину (или женщину, что тоже бывает), он идёт в автошколу. Он начинает разбираться в устройстве органов управления, учит передачи, педали, поворотники, обороты в минуту и литры на тысячу километров. Мужчина становится водителем: он компетентен в управлении машиной и понимает, зачем делает каждое своё движение.
  4. Неосознанная компетентность
    Постепенно мужчина обрастает волосами, детьми и водительским стажем. Вот он уже водит тридцать лет, и буквально срастается со своей автомашиной: может запарковать её на любом пятачке, спастись из заноса и проехать от Москвы до Воркуты без сна (или во сне). Компетентность никуда не делась и только улучшилась, а вот осознанность пропала. Мужчина водит, словно дышит — как это само собой получается.

Человек последовательно движется из неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности во всех делах, которые изначально не умел, но научился (то есть практически во всех).

А вот несколько мыслей о четырёх стадиях умений:

  • Людей в состоянии неосознанной некомпетентности мало. Обычно это либо дети поголовно, либо взрослые, которые узнают о каких-то очень специфических вещах. К примеру, я недавно узнал, что редактор кода может сам закрывать скобочки в функциях и переменных (а то и автоматически целые куски кода вставлять).
  • Когда человек занимается любым делом достаточно долго, он проходит все стадии. Когда бросает заниматься, то скатывается из неосознанной компетентности в осознанную некомпетентность. Для некоторых моторных навыков можно остаться в неосознанной компетентности навсегда (например, нельзя разучиться плавать или пользоваться вилкой).
  • На мой взгляд, прохождение разрыва между осознанной некомпетентностью и неосознанной компетентностью — это самое интересное.
    Это самый сок обучения, приобретение новых, неизвестных ранее навыков.
  • В некоторых случаях люди стараются сознательно тормозить себя в осознанной компетентности. Например, лётчики стараются детально следовать инструкциям, проговаривают вслух действия, присматривают друг за другом. Это помогает избежать ошибок, которые в неосознанной компетентности ощущаются как случайные.
  • Понятно, почему носитель языка не может быть по умолчанию хорошим его преподавателем.
  • Человек может учить других, только когда он находится в стадии осознанной компетентности. Он умеет и может объяснить, как добиться того же. В то же время, в восточной философии есть культ сверхспособного мастера и его подмастерьев, которые слепо копируют его действия, в итоге достигая просветления. Это попытка перепрыгнуть из осознанной некомпетентности сразу в неосознанную компетентность.

Цикл развития компетентности. Квадрат компетенции.

В той заметке мы рассмотрим один из классических магических квадратов, посвященный жизненному циклу компетенции человека,  и некоторые не классические размышления на эту тему. В итоге должны стать понятны ответы на следующие вопросы :

  • Каким общим законам подчиняются наши знания и умения?
  • Почему так много людей в организациях находятся «не на своих местах»?
  • Почему так сложно определить истинную компетентность человека на интервью?

Классический цикл

В этом магическом квадрате, компетентность рассматривается во взаимосвязи с понятием осознанности самой компетентности.

Любая наша дорога по пути новых знаний и навыков начинается с левого нижнего квадранта:

Неосознанная некомпетентность

Вспомним, как часто дети что-то ломают или делают не так, не потому, что хотели навредить или из вредности, а потому что даже не предполагали о последствиях своих действий.

Пример:

Многие начинающие руководители часто связывают проблемы в результатах работы команды с тем, что им просто крупно не повезло с подчиненными.

Фактически должно произойти некоторое событие, которое выведет нас из состояния счастливого неведения о реальной ситуации.  

Например, успех другого руководителя, достигнутый им с теми же самыми подчиненными.

Осознанная некомпетентность

Итак, событие произошло и, несмотря на наше сопротивление, мы теперь знаем, что в наших знаниях или умениях есть пробел. Если цель заманчива, у нас есть честолюбие и мы приложим некоторые усилия, мы осознаем, в чем именно состояла наша некомпетентность, и можем стать 

осознанно компетентными (пройти курс, прочитать книгу, закрепить на опыте).

Например, для нашего руководителя может оказаться, что он не оказывал должной поддержки и недостаточно подробно ставил задачу подчиненным.

Неосознанная компетентность

Выполнение всех действий сознательно  происходит крайне медленно «через пень, колоду» —  вспомните уроки вождения. По мере накопления опыта, наш чудесный мозг интернализирует наши знания  и доводит выполнение соответствующего действия или принятие решения до автоматизма. И в этот момент свершается маленькое чудо — нам больше не нужно осознанно следить за каждым решением  или действием для того, чтобы у нас получалось.

Наша компетентность переходит в состояние неосознанной.

Например, руководитель осваивает рефлекс учителя — привычку детально и подробно разъяснять все условия поставленной задачи и тщательно контролировать ход ее выполнения.

Во многих учебных программах для тренеров неосознанная компетентность считается итоговой точкой развития соответствующего навыка. Так ли это?

Цикличность процесса

Прошло некоторое время и наш руководитель получил повышение. Команда стала больше, в ней появились профессионалы (или его команда просто профессионально «выросла»).  Что произойдет с «компетентностью» руководителя в области постановки задач? Хотя точки зрения самого руководителя ничего не изменилось, он,

незаметно для самого себя,  из состояния Неосознанной Компетентности перешел в состояние Неосознанной Некомпетентности.

Ключевой проблемой интернализированного знания и рефлексов, доведенных до автоматизма, является их 100% контекстная зависимость. За скорость и автоматизм приходится расплачиваться отсутствием контроля над деталями.

Цикличность  схемы развития компетенции  можно отобразить в виде  раскручивающейся спирали,  где каждый виток обозначает новую глубину осознания ситуации или  контекста.  

В ряде моделей компетенций руководителей осуществляется шкалирование каждой компетенции с целью определения уровня, на котором в данный момент находится ее развитие. Причем, как это не парадоксально, более «высокий» уровень далеко не всегда является более оптимальным для выполнения тех или иных должностных обязанностей.

Вместо итога

Если внимательно присмотреться ко многим карьерам, то легко можно заметить значительную распространенность ловушки неосознанного перехода из состояния неосознанной компетентности в состояние неосознанной некомпетентности, ведь повышение по службе это всегда смена контекста, в котором  выстраивались и оттачивались те компетенции, в результате которых человек получил это повышение.

Особую опасность представляют  собой ситуации с встроенной задержкой или c недостаточной обратной связью  на действие руководителя или специалиста.  Эта  ситуация схожа по структуре с  системным архетипом «неработающее решение».  Решения и действия вполне «компетентные» для контекста,  в котором происходила интернализация знаний и фиксация рефлексов, могут привести к очень серьезным последствиям, таким как разрушение карьеры или техногенные катастрофы.

Отзыв о банке Сбербанк. Некомпетенция сотрудников и бездействие банка

Некомпетенция сотрудников и бездействие банка &nbsp&nbsp Обновлено : 13-10-21

ипотека