Город кум – Город Кум в Иране — информация для туристов.

Город Кум в Иране — информация для туристов.

Самыми популярными среди паломников города Ирана являются Кум и Мешхед. Святой город Кум занимает второе место по значимости, но не уступает по количеству святынь и исторических памятников. Это место просто мечта для мусульман, соблюдающих все заветы ислама. Большую часть городских достопримечательностей составляют гробницы выдающихся людей, известных праведной жизнью, исламские школы и другие учебные заведения. Здесь находится важная для шиитов святыня – гробница «аль-Маасума» Непорочной Фатимы, в ней похоронена дочь 7-го шиитского имама Мусы аль-Казима и сестры 8-го имама Резы, который казнил наместник Багдада Мамун. Иностранцы, посетившие этот религиозный комплекс, поймут, как выглядит на самом деле «святой город».

Кум находится на юге от Тегерана, около речки Кум. Его пересекает дорога на Исфахан. В городе проживает более миллиона человек. Рядом расположены нефтяные и газовые месторождения.

Шииты считают Кум своим священным городом и центром исламского богословия. Паломники приезжают сюда почтить усыпальницу Фатимы Масуме, шииты учатся в местной школе богословия, которая считается одной из лучших в мире после школы в Эн-Наджафе.

Традиции ковроткачества также прочны здесь, как и во многих иранских городах. История этого ремесла имеет не такие древние корни, как, например, в Тегеране, но местные мастера сумели достичь впечатляющих результатов. Их ковры становятся настоящими произведениями искусства, многие из них ткутся из натурального шелка. Изделия отличаются современным дизайном и высоким качеством. Стоимость изделий ковровой продукции довольно высока, на ценообразование влияет материал и стиль. Наибольшей популярностью пользуются сцены из охотничьей жизни.

Современный Кум
Город является главным религиозным центром шиитов не только Ирана, но и всего мира. После исламской революции в городе значительно увеличилось количество шиитского духовенства, а число простых людей утроилось. Значительную часть местного бюджета составляют пожертвования, затем идут налоги. Численность исламских школ уже превысила 50, также здесь работает 250 институтов и библиотек.

В некоторых учебных заведениях обучаются не только иранские студенты, но и иностранцы. Но чаще всего иранцы и иностранцы учатся отдельно. Квота для иностранных студентов устанавливается международным учебным религиозным центром аль-Мустафа. Данный университет руководит Медресе Имама Хомейни и Худжатия, Джамиату Алю бейт, женское медресе Бинтуль-худа и джамиату аз-Захра, а также другими менее крупными учебными заведениями. Аль-Мустафа имеет универсальную программу, где полностью отсутствует радикализм, славится высоким уровнем организованности и опытным составом преподавателей.

На территории Кума располагается ракетный полигон. На севере города функционирует предприятие по производству обогащенного урана. Правительство Ирана заявляет, что их ядерная программа не несет ни для кого угрозы и преследует мирные научные цели. Но западные страны скептически оценивают эту программу и настаивают на её завершении. На саммите Большой 20-ки 2009 года президенты Франции, США и премьер Министр Великобритании заявили, что Иран скрывает другие разработки по обогащению урана, которые проводятся в городе Натанзе.

Также в предместье Кума расположен иранский ракетный полигон.

Историческое развитие
Городское поселение Кум существовавшее еще до эпохи исламизации. Археологи обнаружили здесь находки свидетельствующие, о том, что люди на этой территории начали селиться не позднее V тыс. до н.э. Многие древние письменные источники свидетельствуют, что Кум был крупным городом.

Первоначально Кумом называли только городской вал, но уже после VII века, когда территорию подчинили себе арабские войска, так стали называть весь город. Со сменой правителей и исламизацией, сюда начали переезжать оппозиционное население и отбросы халифата — шииты, ссыльные, беглые преступники, беженцы и бандитские группировки.

Процветание и экономическая стабильность пришли в город вместе с правящей династией Сельджукидов. Нашествие жестоких монгольских орд сломало идиллию развития Кума, он значительно пострадал и был практически полностью разрушен. Монгольская династия Ильханат, после захвата власти заинтересовалась Кумом и стала возрождать его.

XIV века завершился тем, что Тамерлан разорил Кум и жестокого расправился со многими местными жителями, не заслужившими столь бесчеловечного обращения.

За время пребывания у власти правителей Ак Коюнлу, Кара Коюнлу и династии Сефевидов город получил важное региональное значение и начал активно развиваться, причиной этому послужило наличие многочисленных святынь.

Уже к 1503 году Кум пользовался у шиитов особой популярностью и стал их религиозным центром, тысячи исламских паломников устремились сюда.

Нашествие афганцев стало серьезным испытанием для города, началом внутренних распрей и конфликтов за власть между двумя иранскими династиями.

В 1793 году правителем стал представитель династии Каджаров, после этого Кум снова начал процветать. В IXX столетии правитель Фатх Али-шаха даже хотел сделать город своей столицей. За этот период было построено множество религиозных зданий, усыпальниц членов семей правителей и имамов, богословских учебных заведений. В 1915 в окрестности Тегерана вошли войска Российской Империи. Жители столицы стали толпами переселятся в Кум, который находился по соседству. В Тегеране организовали «Национальный комитет защиты», а в городе Кум действовали основные силы сопротивления против российской и британской экспансии.

В период с 1820-1920 года город практически потерял свое значение религиозного центра. Но стал им снова, после приезда в Кум знаменитого преподавателя из Арака Шейха Абдула Язди.

В 1964 и 1965 годах в Иране происходили протесты оппозиционеров из Кума против правящей династии Пехлеви под предводительством аятоллы Хомейни, после чего его изгнали из страны. В 1979 году после Исламской Революции Хомейни длительное время оставался в Куме, после чего отправился в Тегеран.

Какие исторические места и памятники следует посетить в Куме?

Захоронение Фатимы. Гробница считается одним из важнейших городских архитектурных достопримечательностей. В переводе на русский с персидского слово «масуме» означает «непорочная или безгрешная».

Фатима приходилась 8-му шиитскому имаму Резы сестрой. В 17 лет девушка отправилась из Мекки в город Мерв, чтобы проведать брата, который находился там в ссылке. В дороге на её караван напали наемники багдадского шаха Мамуна и поубивали практически всех людей, с которыми ехала девушка, а её саму отравили. Силы быстро начали покидать Фатиму, она поняла, что приехать в Хорасан уже не сможет. Поэтому она приказала своим оставшимся сопровождающим довезти её в Кум. Отец девушки много раз рассказывал ей об этом святом месте, о преданности горожан к Пророку. Семья умирающей девушки состояла из потомков Пророка, поэтому она надеялась на помощь и снисхождение. Старейшина города лично встретил верблюдов Фатимы, проводил их к своему дому и смиренно встал на колени, ожидая приказаний. Приминать столь уважаемую гостью было огромной честью для старейшины Мусы ибн Хазраджи.

«Аль-Маасума» Фатима умерла через 17 дней в 816 году, все свое время она проводила в молитвах по томящемуся в неволе брату и исповедовалась Всевышнему. По традиции тело непорочной может похоронить только такой же непорочный безгрешный человек. Похоронная процессия была неожиданно прервана двумя всадниками на лошадях, приехавших из пустыни. Лица загадочных незнакомцев были закрыты. Они совершили обряд намаза над умершей и опустили её тело в могилу. Затем ничего не объяснив уехали восвояси. Всадниками оказались имам Реза и имам Джавад, примечательно, что еще час назад они находились в Хорасане, который простирается за 1000 километров от этой местности.

Имам Муса сплел над могилой своей дочери навес из соломы, но затем место её захоронений стало настолько популярным среди паломников, что над ним возвели башню. Рядом с Фатимой впоследствии начали хоронить всех женщин из рода имама Мусы. Правитель Торгул-бек велел построить над усыпальницей купол. При династиях Сефевидов и Каджаров здание мавзолея достраивали, в результате появились четыре внутренних двора и декорирован фасад. В центре архитектурного ансамбля возвышается восьмиугольное задание святилища. Стены строения украшены каллиграфическими надписями периода IXX столетия. Высота купола здания 16 метров, его строили при Фатх Али-шахе. Надгробие одной из могил декорировано фресками и росписями XIV столетия. В юге от мавзолея расположен «женский дворик», в здании которого находится музей.

Усыпальницу окружают внутренние дворы с галереями и другими надгробиями. Самый старый из двориков строился еще при Фатх Али-шахе, заменил два двора сефевидского периода. На южной стороне в одном из дворов похоронены два шаха из правящей династии Каджаров. На востоке священной территории расположен новый двор, где похоронено более 30 членов высокопоставленных семей и уважаемых людей. Вход на восточной стороне называют «Зеркальным портиком», это строение считается лучшим архитектурным произведением Каджарского периода.

Озеро Намак. С персидского языка «Дарьяче-е Намак» переводится как «соленое озеро». Находится оно на востоке от Кума, возвышаясь на 790 м от уровня моря. Размер озера составляет 1800 км2, но большая его площадь высохла. Сейчас только 1 км2 заполнен водой. Глубина колеблется от 45 см до 1 м. Вода в озере пополняется за счет реки Кум.

Кара Тепе. Холм Кара Тепе находится в нескольких километрах на северо-востоке от Кума около селения Руд. Находки, обнаруженные археологами в этой местности, свидетельствуют, что в VIII или VI тыс. до н.э. здесь находилось древнее поселение. Ученые поделили исследовательские работы на три этапа. В ходе раскопок были обнаружены руины различных зданий, а также керамическая посуда. Находки относятся к 4400 году до н.э. Городище Кара Тепе имеет окружную форму и расположено на холме посреди покрытого буйной растительностью пастбища. Самые древние находки, найденные в этой земле, датируются каменным веком, более поздние строения относятся к каджаровскому периоду правления. Основу исторического комплекса составляют дворцы, мосты, усыпальницы, караван-сараи, поминальные храмы шиитов и башни.

Усыпальница Махд-е-Оля. Женщина по имени Махд-е-Оля приходилась родной матерью Насер о-Дин Шаху. При жизни она занималась назначением на должности различных чиновников, распределяла государственные посты и распределяла им задания. Её гробница находится за усыпальницей изящной гравировкой.

Караван-сарай Атабаки. На пути в Кум-Кашан находится караван-сарай, о котором далее пойдет речь. Здание построили в эпоху Каджаров, но по стилю оно больше напоминает строения времен правления Сефевидов. Особенно занимательны башни неподалеку от караван-сарая.

Мечеть Азам. Западнее от священного архитектурного ансамбля Фатимы Масуме расположена мечеть. Её построили в 1996 году на деньги, пожертвованные аятоллой Буруджерди. Внешний вид и конструкция иранских храмов давно устоялись, поэтому по традиции они всегда выдержаны в одном стиле. Поэтому здание молодой мечети, которую возвели почти 20 лет тому, не менее величественно, чем старинные постройки, например, сефевидского периода правления. За свои высоки пики минаретов, возвышающиеся на три яруса, её назвали «Азам», что в переводе означает «Большая». Наружная часть купола декорирована узором, где на золотом фоне сияют звезды голубого цвета.

Жилище имама Хомейни. Двухэтажный дом построен на северную сторону и имеет внутренний северный дворик. В большом зале в восточном крыле здания Хомейни обычно толкал свои речи, в то время, когда еще здесь жил. Здание построено в ХХ веке, в городе оно считается важным историческим памятником, который ежегодно посещают множество иностранных путешественников, желающих посмотреть как жил человек, вдохновивший людей этого государство на исламскую революцию.

ru.sitara.com

Мой Иран! Кум — священный город шиитов!, отзыв от туриста KonstantinPavlov на Туристер.Ру

Кум — Иран Май 2015

Об исламе — государственной религии Ирана. О шиитах и суннитах.

В Кум мы приехали в 2 часа ночи. Новый пункт, оказавшийся «экватором» нашего путешествия по Ирану. К этому времени уже состоялось знакомство со столицей Исламской Республики Иран — огромным мегаполисом, шумным и многолюдным Тегераном. Проехали сотни километров по живописным дорогам Иранского Азербайджана, переночевав в отеле — пещере в деревне Кандован. Прониклись святостью места, древнего зороастрийского храма на берегу вулканического озера. Увидели древний город Хамадан и почитаемую еврейскую святыню на иранской земле — гробницу Эстер и Мордехая. А впереди еще будет иранский «золотой треугольник», самые туристические иранские города Исфахан, Шираз и Йезд.

И вот теперь Кум, город, в котором нам предстояло глубоко погрузится в исламскую религию. Именно в этом городе особое впечатление производят и величественные мечети, и ярко выраженные особенности уклада жизни иранцев, связанные с выполнением ими предписаний ислама.

Конституция страны установила шиитский толк ислама в качестве официальной религии государства, и подавляющая часть населения Ирана исповедует ислам. Исламская религия, как известно возникшая в Аравии в начале 7 века, пришла на территорию современного Ирана, когда арабы завоевали обширные территории Сасанидского государства. Как и другие крупные религии, ислам в свое время распался на толки и секты. Ортодоксальным толком ислама считается суннизм (от арабского слова «сунна» — обычай предание), который имеет наибольшее число последователей в мусульманских странах. Шиизм (от арабского слова «ши, а» — партия, политическая группа имама Али), является вторым, наиболее крупным толком ислама. И сунниты, и шииты признают существование единого Бога Аллаха и пророка его Мухаммеда. А дальше пошли серьезные разногласия, печальные последствия которых, привели к миллионным смертям, и которые мы видим и в настоящее время. Шииты отвергают узурпаторов халифов, которые согласно суннитского предания, пришли к власти с согласия общины верующих. Шииты считают, что после смерти Мухаммеда «повелителем верующих» мог стать только зять Мухаммеда — Али, а затем его потомки, так называемые имамы. Большинство из тех, кто прочитал эти строки, уверен, проблемой не прониклись, да и все это «дела давно минувших дней». Но, прошли сотни лет, а и сейчас мы слышим, что самолеты из суннитской Саудовской Аравии наносят бомбовые авиаудары по шиитским повстанцам в Йемене, которых в свою очередь поддерживает шиитский Иран. Все очень серьезно.

В современном Иране 90% населения Ирана являются последователями шиитского учения — большинство персов и азербайджанцев, половина иранских курдов, большая часть арабов. Суннизм, соответственно, исповедует 10% иранцев, это часть курдов, белуджи, проживающие рядом с Пакистаном, арабы Персидского залива и туркмены.

В Иране очень большое значение придается пропаганде ислама. Значительная часть эфирного времени телевидения и радио отданы передачам на религиозные темы, в учебных заведениях на изучение ислама выделено достаточно много часов. А еще говорили, что на любом официальном общественном мероприятии на любую тему сначала выступает мулла, а потом уже все остальные. При этом свою речь мулла всегда начинает нараспев на арабском языке, который в Иране мало кто понимает, а потом уже на фарси по теме мероприятия.

Также напомню, что особый период становления ислама в Иране наступил после революции 1979 года, когда аятолла Хомейни сверг шаха Резу Пехлеви и Иран стал крупнейшим в мире теократическим государством.

Вот такие размышления об исламе и его различных направлениях были навеяны посещением этого религиозного мусульманского места.

О Куме — родине Исламской революции и Мавзолее Непорочной Фатимы Масума

Кум — особый город в Иране. В 20-в веке высшим мусульманским духовенством именно этот город, расположенный в 130 километрах южнее Тегерана, был избран центром шиитского богословия. А после победы Исламской революции значимость города выросла многократно. Во-первых, в Куме расположен очень известный в Иране университет исламского богословия имени аятоллы Хомейни, который подготавливает мулл высокого положения. Поэтому в городе мы видели много слушателей этой духовной академии, молодых людей с бородками, в темных накидках, а часто и с книгами в руках. Видели мы почтенных ученых — богословов.

Но главной достопримечательностью Кума, конечно, является мавзолей Непорочной Фатимы, сестры имама Резы, потомка Пророка в восьмом колене.

Чтобы проникнуться величием для мусульманского мира личности Фатимы, приведу вольный пересказ ее биографии, услышанный в Куме и прочитанный еще раз позже на шиитских религиозных сайтах.

Фатима, известная под именем Масума, что означает — непорочная, целомудренная. Неординарная личность этой женщины на протяжении истории неизменно обращала на себя внимание религиозных ученых и мыслителей.

Масума родилась в городе Медине. Еще за много лет до ее рождения предок Масумы имам Садык предвещал ее рождение и говорил: «Одна из моих дочерей переселится в город Кум, расположенный на иранской земле. Имя ее Фатима — дочь Мусы ибн Джафара. Благодаря ее присутствию город Кум станет храмом пророческого семейства».

Члены семьи Пророка с нетерпением ждали рождения этой достопочтенной личности. Наконец настал тот счастливый день. Глаза имама Мусы ибн Джафара и его супруги Наджме засияли от радости при виде своего младенца — дочери. С рождением девочки сердце ее брата имама Резы трепетно забилось от безграничного счастья. Детство ее светлости Масумы переполнено незабываемыми воспоминаниями об имаме Казиме и дорогом брате имаме Резы. Масума воспитывалась в школе этих великих личностей, черпая знания из ценной сокровищницы их мудрости. Однако ее счастливое детство вскоре оборвалось ввиду мученической гибели отца в тюрьме Харуна. Тогда Масуме было всего 10 лет. С того времени единственным дорогим ей человеком и преданным покровителем стал ее дорогой брат имам Реза. Как свидетельствует история, имам Реза питал глубокую любовь к своей сестре Масуме, которая отвечала ему неописуемой взаимностью.

Масума отличалась непорочностью своей души, нравственной чистотой и целомудрием. Положительные нравственные свойства ее характера, как терпение и самообладание, служат главным подтверждением ее великой личности. Историки свидетельствуют, что ее светлость Масума была знатоком хадисов и носителем высших знаний.

Ее светлость Масума проявляла большое радение в приобретении исламских знаний и в точности передавала их другим. Она научилась защищать справедливость и правду даже в самых трудных условиях и никогда не колебаться на этом пути. При содействии своего брата имама Резы она применяла эти знания на практике. Однажды, под давлением аббасидского халифа Мамуна, имам Реза отправился в Хорасан. Пустившись в путь один, без сопровождения родных, он прибыл в Мерв и этот город стал местом его ссылки. Через год после отъезда имама Резы, Масума, гонимая жаждой встречи с братом и чувством долга перед имамом и руководителем мусульман, направилась в Мерв. В этой поездке ее сопровождали родные. Весть о переселении Масумы из Медины в Мерв дошла до мусульман — поклонников семейства Пророка и исламских знаний, которые стремились к встрече с ней.

Встретив такое горячее приветствие народа в этой столь опасной поездке, ее светлость Масума начала просвещать народ. Она раскрыла для них подлинную сущность аббасидских правителей и их коварную политику. На самом деле переселение Масумы из Медины в Мерв было показателем ее протеста против царящей атмосферы и борьбы с угрозами и заговорами аббасидских правителей.

Но, к сожалению, переселение Масумы в Мерв не увенчалось встречей с братом — имамом Резой, ибо когда их караван достиг города Саве он подвергся нападению людей Мамуна. Они перекрыли путь Масуме и ее попутчикам и предали мученической гибели нескольких человек из ее родных и близких людей. В этой поездке ее светлость тяжело заболела (очевидно была отравлена) и, почувствовав, что не может продолжать путь в Мерв, она попросила, чтобы ее доставили в Кум. «Отвезите меня в Кум — молвила она. Мой отец говорил, что этот город является центром поклонников семейства Пророка и просил отвезти его в Кум».

Когда народ и правители Кума узнали радостную весть о прибытии ее светлости Масумы в этот город, они поспешили на встречу к ней. В Куме, в доме одного из старейшин, Масума прожила 17 дней. Последние дни и ночи своей жизни она провела за молитвой и богослужением. Наконец, в результате болезни она покинула бренный мир и поспешила на встречу со своим Создателем. И вот таким образом эта великая женщина осталась в Куме и не смогла увидеться со своим братом имамом Резой.

Имам Реза изрек: «Тот, кто посетит Фатиму (ее светлость Масуму) в Куме, как будто посещает меня».

Благословенное присутствие ее светлости Масумы в городе Куме привлекли поклонников пророческого семейства из Ирана и других стран мира в этот город. Со временем это обстоятельство способствовало процветанию и благоустройству Кума. Основание крупных семинарий исламских наук и распространение исламского мышления из этого города в различные страны мира осуществилось благодаря ее светлости Масуме. Древне-исторический город Кум сыграл немаловажную роль в распространении исламских истин, воспитании видных ученых и богословов. В настоящее время поклонники семейства Пророка со всех концов мира стекаются в этот священный город в стремлении посетить светозарную территорию гробницы ее светлости Масумы и поклониться ей.

Вот такая печальная история. А теперь о ее мавзолее. После смерти Фатимы над ее могилой была построена гробница. Которая многократно перестраивалась и реставрировалась. С течением времени вокруг гробницы вырос большой религиозный комплекс.

Как единый комплекс построено восемь мечетей и молитвенных зданий, который можно обойти, не выходя на улицу. Сама гробница (мне удалось ее увидеть, правда несколько издалека, но фотографировать это было нельзя) находится в большой мечети с золотым куполом. Мощи Фатимы помещены в металлический саркофаг, над ним зеркальный потолок, причем зеркала зеленые. В них отражаются лица верующих, которых всегда много рядом.

Мужская часть нашей компании попала в комплекс совершенно легально. Мы подошли к входу и спросили разрешения войти. Нам разрешили, но дали сопровождающего, приветливого парня, который со своим неплохим английским, стал нашим добровольным и бесплатным гидом.

Рассказывал, показывал и даже провел к гробнице Фатимы, что обычно не мусульманам не дозволяется. Там, в мечете, около гробницы мы увидели много людей: кто-то сидел на полу или стоял, опершись на стенку, обращая свои мысли к Аллаху. Некоторые читали книги, взятые на книжных полках здесь же. Видели спорящих людей, очевидно обсуждающих религиозные темы. Наши женщины, облаченные в чадру, прошли в комплекс тайно, назвавшись мусульманками. Но что-то мне кажется, что их вычислили, но пропустили. Позволив прикоснуться к своей святыне.

Вот такой был, этот день в Куме! Покинув его, мы взяли курс на Исфахан. Но по пути заехали в очень необычное место историческую деревню Абьяни

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

www.tourister.ru

Кум, Иран — все о городе с фото

Город Кум (Qom)

Кум – город в Иране, мировой религиозный центр исламского теологического направления шиизм, эквивалент Ватикана для христиан-католиков. Это также колыбель исламской иранской революции прошлого века под предводительством Аятоллы Хомейни, к тому же Кум – самый важный центр паломничества шиитов после Мекки и Мешхеда. Здесь находится усыпальница Фатимы Масуме, сестры святого имама Резы (IX в.), который похоронен в Мешхеде.

Общая информация

Кум – пустынный город в 156 км южнее Тегерана. Любые заранее возникающие представления о том, как должен выглядеть святой город, немедленно рассеиваются, едва попадаешь на бесконечное пыльное шоссе, ведущее в город, — вдоль него тянутся не слишком приятные взгляду придорожные трущобы и бензозаправочные станции, сменяющиеся невыразительными домами. Помимо купола, сияющего вдали, город кажется абсолютно безликим. Однако сама мечеть в центре города — изумительная постройка с массивным золотым куполом, невероятной мозаикой, облицовкой изразцами и чудесными минаретами, взмывающими высоко в небо, так что разочарование постепенно сменяется восхищением.

Сам город остается практически скрытым за высокими стенами, ограждающими бесконечные пустынные улицы, что скорее напоминает о строгих порядках арабского мира, чем о персидском саде наслаждений. Однако за неприступными стенами кроется настоящий источник образования, идей и политических интриг. Жители города гостеприимны, они с удовольствием показывают свой город, дело лишь в том, что вы так же непостижимы для них, как и они непонятны вам. Для западного туриста этот город с мечетями, медресе, пением муэдзинов — диковинное, хотя и невероятно захватывающее место. В паломниках-шиитах чувствуется страсть веры. Кем бы они ни были — уважаемым священнослужителем, зажиточным торговцем или женщиной, закутанной в черную ткань с головы до ног, — их религиозные чувства внушают уважение. Посещение Кума непременно натолкнет на глубокие размышления.

Когда приехать

Климат типичен для пустыни: жарко днем, холодно ночью. Старайтесь не приезжать в середине лета.

Не пропустите

  • Усыпальница Фатимы Масуме.
  • Кумский базар — среди массы безделушек можно найти чудесные ковры, ткани и керамику.
  • Библиотека Мараши Наджафи — более 500 тыс. рукописных текстов.
  • Медресе Фейзейх.
  • Мечеть Джамкаран — красивая мечеть в 6 км от города; паломники бросают записочки в ее священный колодец.

Следует знать

Не пытайтесь заходить в мечети без сопровождения кого-нибудь из мусульман. О посещениях легко можно договориться через представителя туристической фирмы.

wikiway.com

Священные шиитские города: Кум

Священный город Кум является вторым центром шиитского знания наряду с благородным Наджафом.

Версий происхождения названия города несколько. Согласно одной из них, оно является арабизированной формой персидского слова «кумэ», означающего «шалаш пастуха». В других вариантах название города связывается с арабским словом «кийам» — «восстание». «Кум» в арабском языке – это повелительная форма глагола «кама» («вставать», «подниматься», «восставать»). Одно из имен Имама Махди (А) в шиитских риваятах – «каим» («восстающий») – относится к тому же корню; при произнесении этого имени шииты обязаны вставать, положив правую руку на голову.

В «Бихаре» от Аффана Басри от Имама Садыка (А) приведено: «Кум назван “Кумом”, потому что его жители соберутся вокруг Каима и совершат восстание (кийам) вместе с ним, сплотятся вокруг него и поддержат его».

(«Бихар», том 60, С. 216).

Таким образом, Кум – это не только город знания, но и город Имама Махди (А), город, который должен сыграть важную роль в истории последних времён (ахиру заман).

Панорамы современного Кума:

Некоторые версии относят основание Кума к Имаму Бакиру (А) – точнее, к его сподвижникам Абдуллаху, сыну Малика Ашари, и его брату Ахвасу (73-й год хиджры). В первые века своей истории город являлся скорее арабским, чем персидским: находясь посреди горной пустыни, в тяжелых климатических условиях, он редко становился объектом внимания омейядских и аббасидских правителей, а потому шииты-арабы переселялись в Кум, чувствуя тут себя в относительной безопасности. Арабское происхождение города до сих пор находит своё отражение в том, что его исторический центр заселён преимущественно арабами, особенно в кварталах с правой стороны Харама Фатимы Маасумы (А), где располагается старинный арабский базар, так называемый гозорхан.

В любом случае, Кум был постоянно наделён особым вниманием и заботой Непорочных (А). Жители города гордятся тем, что в нём никогда не проживало никого, кроме шиитов. С самого основания города и до сегодняшнего дня в нём практически не существовало жителей другого вероисповедания или мазхаба, кроме шиа иснаашария. Согласно преданию, один из средневековых правителей Хорасана, фанатичный суннит, хотел истребить жителей города за то, что в их числе не нашлось ни одного человека с именами «Абу Бакр», «Умар» и «Усман».

История города неразрывно связана с его главной святыней – Харамом Фатимы Маасумы, сестры Имама Резы (А). Всегда полнолюдный, Харам (харам – арабс. «святилище») является центром общественной и религиозной жизни города, его пульсирующим сердцем.

Когда в 200 году по хиджре восьмой Имам Реза (А) был насильственно переселён халифом Мамуном из Медины в персидский Мерв, его сестра, юная Фатима Маасума (А) последовала за ним. По дороге она была отравлена агентами Мамуна и попросила отвезти её в город, который был бы населён шиитами. Таковым являлся Кум. Пробыв в нём 16 или 17 дней, она скончалась от последствий отравления.

Предание рассказывает, что когда люди собрались хоронить Фатиму (А), не могли найти никого, кто сделает это, ведь в Куме не было ни одного из её родственников. Тогда вдруг увидели на горизонте двух приближающихся всадников на черных конях с закрытыми лицами. Достигнув похоронной процессии, они спустились с коней, прочитали над телом погребальный намаз, затем погрузили его в могилу, засыпали землёй, снова сели на коней и ускакали. Никто не знал, кем являлись эти всадники. Согласно одной из версий, это были Имамы Реза и Джавад (А), чудесным образом оказавшиеся в Куме, согласно другой – Имам Али и Имам Хусейн (А). В любом случае, сообщение о появлении всадников зафиксировано во многих книгах от различных людей, так что отвергать его как одно из чудес имамата нет возможности.

Фотографии Харама Фатимы Маасумы (А):

 

Помимо гробницы Фатимы Маасумы, в Куме также находятся несколько сотен могил прямых потомков Имамов (А), так называемых имам-заде, из которых многие умерли насильственной смертью.

Присутствие гробницы Фатимы Маасумы, могил сотен имам-заде, библиотек, медресе, прекрасных хусейний и мечетей, офисов и домов шиитских марджей и учёных – всё это делает Кум неповторимым, единственным в своём роде сосредоточием света шиитской духовности. Исторический центр города – окрестности Харама – пульсирует мистериальными токами, подобно светоносному водоёму. В дни шахадатов (мученической гибели Имамов) он становится ареной траурных церемоний, особенно поражающих своим размахов на мухаррам и Ашуру, а также коллективных молитв, собирающих десятки тысяч человек – например, на дуа Имама Хусейна (А) в день Арафата.

Неприкосновенная внутренняя святыня Кума, оберегаемая духовными иерархиями света, в ряде хадисов упоминается как особая территория безопасности для шиитов:

Имам Садык (А) сказал: «Какой бы угнетатель не задумал зло против Кума – Аллах обратит его на его собственную голову».

(«Бихар», том 60, С. 211).

В другом риваяте от него же: «Зло отдалено от Кума».

(«Бихар», том 60, С. 214).

Имам Реза (А) сказал: «Когда страны охватят фитны, то идите в Кум и его окрестности, потому что бедствия удалены от него».

(«Бихар», том 60, С. 214).

Кум во времена Каджаров:

 

Другая важнейшая святыня города – мечеть Джамкаран, называемая также «мечетью Имама времени», – располагается примерно в 10 километрах от центра города и недавно административно вошла в состав расширенного Кума. История строительства данной мечети восходит к шейху Хасану ибн Мусалла Джамкарани, который рассказал, что Имам Махди (А) встретился с ним и распорядился построить эту мечеть:

«Во вторник 17-го рамазана 393 года хиджры я лёг спать в своём доме, как неожиданный стук в дверь группы людей разбудил меня. Они сказали мне: “Встань, твой повелитель Махди ждёт тебя”. Они привели меня в то самое место, где сейчас построена мечеть. Я увидел там людей в белых одеждах, стоящих вокруг ложа, застеленного красивым ковром: на нём, опираясь на подушки, сидел юноша тридцати лет, а рядом с ним старец. Старец, который был пророком Хизром, пригласил меня присесть. Имам Махди (А) назвал меня по моему имени и сказал: “Иди и скажи Хасану Муслиму (крестьянин, которому принадлежал данный участок), что эта земля благословенна. Аллах избрал её из других земель, и он не должен более вести на ней своё хозяйство”. Я сказал: “О, мой господин и повелитель! Необходимо, чтобы у меня были знамения, иначе они не поверят моим словам”. Он ответил: “Донеси то, что я сказал, а мы позаботимся о знамениях. Также пойди к сейиду Абу Хасану (один из учёных Кума) и скажи ему, чтобы он заплатил Хасану Муслиму доход, который приносит эта земля за несколько лет, и тот построил бы на эти деньги мечеть. Скажи людям, чтобы они приходили к этому месту, почитали его и исполняли тут четыре ракята молитвы”. А потом он сказал: “Всякий, кто прочитает на этом месте два ракята, подобен прочитавшему два ракята возле Каабы”.

Я вернулся домой и не спал до утра, находясь в размышлениях. Исполнив утренний намаз, я пошёл туда, где был ночью, и увидел, что место, где должна быть мечеть, обнесено цепями. Затем я отправился в Кум к сейиду Абу Хасану. Как только его слуга открыл дверь, он спросил: “Вы пришли из Джамкарана?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Сейид с утра ожидает вас”. Когда я зашёл внутрь, сейид очень радушно принял меня, а потом сказал, что видел во сне, как некий человек сказал ему: “К тебе придёт Хасан ибн Мусалла из Джамкарана. Верь всему, что он скажет. Его слова – наши слова: не отвергай же их!”».

Мечеть Джамкаран известна своими чудесами и исцелениями; многие из таких случаев были описаны в соответствующей литературе.

Фото мечети Джамкаран:

В числе других знаменательных мест Кума – гора пророка Хизра, находящаяся в 6 км от Харама Фатимы Маасумы. Согласно преданию, Хизр занимался ибадатом и поминанием Аллаха на этой горе. Сейчас на её вершине построена мечеть. Весь Кум виден с этого места как на ладони.

Фото горы Хизра:

Траурные церемонии:

Амин Рамин

arsh313.com

Город Кум

Краткое описание

Кум — одним из удивительных городов мира является небольшой, священный город шиитов.

Это родина Исламской революции. Расположен город в 130км южнее Тегерана. На фоне окружающей природы внешний вид Кума весьма необычен. Здесь начинается самая большая пустыня Ирана-Деште. Пейзажи воистину не от мира сего- массивные желтые горы поднимаются со всех сторон, город находится, словно в чаше. В XVI веке город превратился в крупнейший религиозный центр шиизма. Позднее, во времена афганского нашествия и междоусобиц, Кум сильно пострадал, однако в XIX веке, начиная с Фатх Али-шаха, город был восстановлен и даже претендовал на роль столицы. В городе сохранилось множество религиозных построек: мечетей, гробниц членов семей имамов и шахов, богословских школ.

В Куме располагается религиозный центр, объединяющий большое количество учебных заведений, в которых учатся как иранцы, так и иностранцы.Мавзолей Непорочной Фатимы Масуме — «непорочная, безгрешная» сестры имама Резы потомка пророка в восьмом колене.

После смерти и погребения Фатимы её отец имам Муса сделал навес над могилой, однако могила стала настолько популярной, что над ней была выстроена башня. После этого в мавзолее Масуме хоронились все женщины из семьи имама Мусы и его потомков. В правление Тогрул-бека над гробницей был возведен купол. Вокруг святилища расположены внутренние дворы с галереями и гробницами. Старый двор был построен по приказу Фатх Али-шаха вместо двух дворов сефевидского времени. С южной стороны от дворика находятся могилы двух шахов Каджаров. В восточной части комплекса находится новый двор, вокруг которого захоронено более тридцати членов царских семей и других значимых личностей. Восточный вход, называемый «Зеркальный портик», представляет собой вершину архитектурного и декоративного искусства каджарского периода.

Второй после Мешхеда город паломничества мусульман со всего мира.

Мечеть Азам расположена в западной части комплекса Фатимы Масуме, построенная в 1956г.силами аятоллы Буруджерди. Красота мечети поражает взор, огромный купол луковичной формы украшен узором, где в золотой фон вплетены голубые звезды.

Кум, как и множество городов Ирана является центром ковроткачества. Каждый ковер-произведение искусства, которые зачастую производятся из чистого шелка. 

Ссылка на источник: http://mircalypso.ru/iran/kum/

chrontime.com

Кум (город) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Кум. Мечеть на могиле Фатимы

Кум[3] (перс. قم‎, ɢom) — столица провинции (остана) Кум в Иране, священный город шиитов. Население на 2012 год составляло 1 071 503 человека, город быстро развивается. Школа мусульманского богословия в Куме считается среди шиитов второй по значению после школы в Эн-Наджафе.

В окрестности города находится ракетный полигон Ирана (34°39′ с. ш. 50°54′ в. д.HGЯOL).

География

Город Кум находится на реке в 150 км к югу от Тегерана. Через Кум проходит дорога на Исфахан. Высота города над морем — 975 м. Неподалёку от города находятся месторождения нефти и газа.

История

Считается, что Кум существовал в домусульманское время, хотя точных данных о его древней истории нет. Изначально словом «кум» обозначался городской вал, и впоследствии это название перешло на весь город. После захвата города арабами сюда стало стекаться все неблагонадежное и оппозиционное население халифата — шииты, политические беженцы и ссыльные, различные сектанты.

Около 1474 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря».[4]

Сильный импульс в своем развитии Кум получил во времена Сефевидов. В XVI веке город превратился в крупнейший религиозный центр шиизма. Позднее, во времена афганского нашествия и междоусобиц, Кум сильно пострадал, однако в XIX веке, начиная с Фатх Али-шаха, был восстановлен и даже претендовал на роль столицы. С этого времени в городе сохранилось множество религиозных построек: мечетей, гробниц членов семей имамов и шахов, богословских школ.

В Куме располагается религиозный центр, объединяющий большое количество учебных заведений, в которых учатся как иранцы, так и иностранцы. Однако в большинстве случаев иранцы и иностранцы учатся в разных учебных заведениях. Деятельность религиозных учебных заведений для иностранцев контролируется международным университетом аль-Мустафа (джамиату аль-Мустафа аль-алямийа). Под попечением данного университета находятся: Медресе Имам Хомейни, Медресе Худжатия, Джамиату улюм, Джамиату Алю бейт, женское медресе Бинтуль-худа, джамиату аз-Захра и множество других более мелких учебных заведений. Учебная программа международного университета аль-Мустафа отличается высокой степенью организованности, отсутствием радикализма, наличием большого числа опытных преподавателей.

В Куме проживают большинство шиитских духовных лидеров (аятолл):

Мавзолей Фатимы Масуме

Мавзолей Фатимы Масуме

Наиболее значимым и впечатляющим памятником архитектуры Кума является гробница Фатимы Масуме. «Масуме» означает «непорочная, безгрешная». После смерти и погребения Фатимы её отец имам Муса сделал соломенный навес над могилой, однако могила стала настолько популярной, что над ней была выстроена башня. После этого в мавзолее Масуме хоронились все женщины из семьи имама Мусы и его потомков. В правление Тогрул-бека над гробницей был возведен купол. При Сефевидах и Каджарах гробница продолжала расширяться, появились 4 внутренних дворика и украшения.

Центром этого мемориального комплекса является восьмиугольное святилище. Его стены украшены надписями, относящимися к середине XIX века. Над зданием возвышается шестнадцатиметровый купол, созданный при Фатх Али-шахе. Одна из гробниц украшена плиткой и росписями XIV века. Здание к югу от святилища называется «женским двориком», в наши дни там располагается музей гробницы.

Вокруг святилища расположены внутренние дворы с галереями и гробницами. Старый двор был построен по приказу Фатх Али-шаха вместо двух дворов сефевидского времени. С южной стороны от дворика находятся могилы двух шахов Каджаров. В восточной части комплекса находится новый двор, вокруг которого захоронено более тридцати членов царских семей и других значимых личностей. Восточный вход, называемый «Зеркальный портик», представляет собой вершину архитектурного и декоративного искусства каджарского периода.

Известные уроженцы

См. также

Примечания

Ссылки

Мечеть Хазрат-е Масуме

Религиозные ссылки

wikiredia.ru

Кум (город) — это… Что такое Кум (город)?

Кум (перс. قم‎, ɢom) — столица провинции (остана) Кум в Иране, священный город шиитов. Население на 2006 год составляло 957 496 человек, город быстро развивается. Школа мусульманского богословия в Куме считается среди шиитов второй по значению после школы в Эн-Наджафе.

В окрестности города (34.65, 50.934°39′00″ с. ш. 50°54′00″ в. д. / 34.65° с. ш. 50.9° в. д. (G) (O)) находится ракетный полигон Ирана.

География

Город Кум находится на реке в 150 км к югу от Тегерана. Через Кум проходит дорога на Исфахан. Высота города над морем — 975 м. Неподалёку от города находятся месторождения нефти и газа.

История

Считается, что Кум существовал в домусульманское время, хотя точных данных о его древней истории нет. Изначально словом «кум» обозначался городской вал, и впоследствии это название перешло на весь город. После захвата города арабами сюда стало стекаться все неблагонадежное и оппозиционное население халифата — шииты, политические беженцы и ссыльные, различные сектанты.

Сильный импульс в своем развитии Кум получил во времена Сефевидов. В XVI веке город превратился в крупнейший религиозный центр шиизма. Позднее, во времена афганского нашествия и междоусобиц, Кум сильно пострадал, однако в XIX веке, начиная с Фатх Али-шаха, был восстановлен и даже претендовал на роль столицы. С этого времени в городе сохранилось множество религиозных построек: мечетей, гробниц членов семей имамов и шахов, богословских школ.

В Куме располагается религиозный центр, объединяющий большое количество учебных заведений, в которых учатся как иранцы, так и иностранцы. Однако в большинстве случаев иранцы и иностранцы учатся в разных учебных заведениях. Деятельность религиозных учебных заведений для иностранцев контролируется международным университетом аль-Мустафа (джамиату аль-Мустафа аль-алямийа). Под попечением данного университета находятся: Медресе Имам Хомейни, Медресе Худжатия, Джамиату улюм, Джамиату Алю бейт, женское медресе Бинтуль-худа, джамиату аз-Захра и множество других более мелких учебных заведений. Учебная программа международного университета аль-Мустафа отличается высокой степенью организованности, отсутствием радикализма, наличием большого числа опытных преподавателей.

В Куме проживают большинство шиитских духовных лидеров (аятолл):

  • Великий аятолла Вахид Хорасани.
  • Великий аятолла Макарем Ширази.
  • Великий аятолла Нури Хамедани.
  • Великий аятолла Хусейн Али Мунтазери.
  • Великий аятолла Хусейн Мазахери.
  • Великий аятолла Сафи Гульпайгани.

Мавзолей Фатимы Масуме

Мавзолей Фатимы Масуме

Наиболее значимым и впечатляющим памятником архитектуры Кума является гробница Фатимы Масуме. «Масуме» означает «непорочная, безгрешная». После смерти и погребения Фатимы её отец имам Муса сделал соломенный навес над могилой, однако могила стала настолько популярной, что над ней была выстроена башня. После этого в мавзолее Масуме хоронились все женщины из семьи имама Мусы и его потомков. В правление Тогрул-бека над гробницей был возведен купол. При Сефевидах и Каджарах гробница продолжала расширяться, появились 4 внутренних дворика и украшения.

Центром этого мемориального комплекса является восьмиугольное святилище. Его стены украшены надписями, относящимися к середине XIX века. Над зданием возвышается шестнадцатиметровый купол, созданный при Фатх Али-шахе. Одна из гробниц украшена плиткой и росписями XIV века. Здание к югу от святилища называется «женским двориком», в наши дни там располагается музей гробницы.

Вокруг святилища расположены внутренние дворы с галереями и гробницами. Старый двор был построен по приказу Фатх Али-шаха вместо двух дворов сефевидского времени. С южной стороны от дворика находятся могилы двух шахов Каджаров. В восточной части комплекса находится новый двор, вокруг которого захоронено более тридцати членов царских семей и других значимых личностей. Восточный вход, называемый «Зеркальный портик», представляет собой вершину архитектурного и декоративного искусства каджарского периода.

Известные уроженцы

См. также

Примечания

Ссылки

Мечеть Хазрат-е Масуме

Религиозные ссылки

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о