Двойная этика – Готтентотская мораль (двойные стандарты): понятие, примеры

Содержание

Готтентотская мораль (двойные стандарты): понятие, примеры

Выражение «готтентонская мораль» о принципе двойных стандартов уже давно укоренилось в психологии. Такой принцип мышления присутствует не только среди ваших знакомых и близких, но и в политике. Что это такое и как работает, вы узнаете из текста ниже.

Кто такие готтентоты?

Готтентоты — это южноафриканское племя кхои. Численность этой народности насчитывает около пятидесяти тысяч человек.

Свое имя африканское племя готтентотов получило от европейцев, которые первыми исследовали уклад их жизни. Язычники во время совершения своих обрядов довольно часто произносили заклинание, которое слышалось европейцам как «готтентот».

Повседневная речь тоже напоминала звуки обезьян, поэтому европейцы считали их дикими, похожими на древних людей. С голландского hottentot переводится как «заика». Именно заикание дало название этому племени.

Откуда появилось выражение «готтентотская этика»?

миссионеры и готтентоты

Однажды европейский миссионер побывал в Южной Африке, где изучал аборигенов. В частности, он общался с племенем кхои (готтентоты). Чтобы узнать, какой моралью живут местные, что для них хорошо, а что плохо — он спросил у одного из них, знает ли он, что есть добро, а что зло. Готтентот ответил, что знает, что такое хорошо и что такое плохо, без всяких сомнений. Зло, по мысли готтентота, это тот случай, когда у тебя крадут твой скот и твою жену, а добро — когда ты крадешь чужой скот и жену.

Вопрос о правдивости данной истории спорный. Некоторые исследователи замечали, что кхои очень добрый народ. Например, христианский священнослужитель Ги Ташар отмечал добрый нрав кхои и писал, что они очень любят делиться.

В России выражение «готтентотская мораль» стало популярно после статьи С. Франка, адресованной большевистской безнравственности.

Что такое готтентотская этика?

Суть психологии подобного мышления в следующем. Все, что делаем мы, и что делают нам, все, что приводит к собственному счастью и пользе — добро. А все, что приносит боль и вред — зло. При этом важно учитывать только личные желания и стремления. Что такое хорошо, знает только субъект отношений.

Если действие принесет нам пользу, значит, оно добродетельно. Все считается добрым и хорошим, что доставляет нам удовлетворение и счастье. Но если другой совершает аналогичные действия с нами, то это воспринимают как зло.

Африканский абориген думает, что его зло по отношению к другому есть добро, если оно приносит ему радость. Совсем иной случай, когда тоже самое «добро» делают готтентоту — ему это не нравится.

Определение готтентотской морали сводится к формуле: «Все средства хороши», если они мне полезны. Готтентотскую этику по-другому называют двойными стандартами. Для того, кто действует согласно этой морали, есть свой стандарт действий, который применим лишь к нему, к другим же применяется другой стандарт поведения. Однако двойные стандарты работают и на более высоких социальных уровнях.

Итак, готтентотская этика и двойные стандарты — это по сути одно и то же.

Мораль двойных стандартов

Двойные стандарты — это подходы к характеристике действий и прав широких слоев населения, государств, народов. Официально эти подходы никем не признаются, но их существование повсеместно.

Следуя логике двойных стандартов, можно оценить одно и то же действие, применяя различные толкования законов, принципов, правил, и получить несколько оправданных решений (чаще всего это два противоположных решения).

Простыми словами, двойные стандарты — это предвзятое отношение к каким-либо событиям и их несправедливая оценка. Оценивать эти события должны одни и те же субъекты. Это дискриминационный подход, сознательно освещающий события в негативном свете для одного объекта и в позитивном свете для другого.

Двойные стандарты можно обнаружить в политике, журналистике, экономике и других гуманитарных науках.

Двойные стандарты в международной политике

международные отношения

Чаще всего двойные стандарты используются в международных отношениях. В 21 веке метод готтентотской морали действует как оружие в борьбе друг с другом. Разрастание международных конфликтов, агрессии, террора — все это приводит к войнам, но не физическим, а информационным.

Средством скрытой войны как раз и выступают двойные стандарты. Политики враждующих государств действуют скрыто, подрывая авторитет и силу друг друга. В международных отношениях субъектом является государство или союз государств, которое пропагандирует двойной стандарт на международной арене по отношению к объекту, то есть другому государству.

На международном уровне этика двойных стандартов представляется всем так, будто она защищает демократические идеалы и борется с несовершенством в других государствах и странах, тем самым отвлекая от аналогичных проблем в государстве, использующем двойной стандарт. Обвиняя другие страны в несоблюдении всеобщих прав и свобод, такие страны чаще всего руководствуются лишь своими личными выгодами.

американский двойной стандарт о терроистах

Огромную роль в поддержке подобной политики имеет СМИ, которое освещает то или иное событие, согласно нужному стандарту. Это касается даже такого серьезного вопроса как терроризм. При необходимости и терроризм может выступить как борьба за справедливость и свободу, что полностью недопустимо.

Терминология двойных стандартов

Каким же образом проявляются двойные стандарты? Самый распространенный способ работы заключается в употреблении разных слов по отношению к одной и той же проблеме, объекту или действию. При этом термины становятся эмоционально окрашенными.

Например, понятие «война» у одних и у других может трактоваться как «бой за мир». Для нас разведчики — герои страны, а для других — шпионы.

Двойным стандартам подвержены любые слова, предложения, выражения, события. Абсолютно все можно перевернуть выгодным образом для одной страны в ущерб другой.

Политика двойных стандартов

Если мы характеризуем действия субъекта в зависимости от того, кем является этот субъект для нас, то мы будем проводить политику двойных стандартов. Наши друзья получат более приятную оценку, нежели чужаки. Такой принцип предполагает более строгое отношение к одной из групп людей.

Политика двойных стандартов в международных отношениях заключается в обвинении нарушения всеобщих принципов, прав и свобод каким-либо государством. При этом обвинитель сам нарушает те же принципы в рамках своей международной и внутренней деятельности.

Подобный подход не новшество, он существует уже много десятков или даже сотен лет, системой двойных стандартов активно пользуются политики, руководители, обычные люди.

Примеры двойной этики в политике

международные отношения

Ниже будут приведены примеры политики двойных стандартов в международных отношениях.

  1. Прозападная направленность кандидатов в президенты оправдывает большой процент проголосовавших. Например, М. Саакашвили как прозападный кандидат выигрывает на выборах президента Грузии с большим процентом. В этом случае говорят о победе демократии. Существенный процентный перевес и победа В. Путина с западной точки зрения подтасованы и антидемократичны.
  2. Приветствуют референдум в одной стране, а в другой выступают против. Например, Запад был согласен с референдумом об отделении Сербии и Черногории, а с референдумами в Южной Осетии и Абхазии не согласны.
  3. Льготные цены на ресурсы странам-братьям. Например, во времена распада СССР все были против того, чтобы Россия поставляла свои ресурсы в постсоветские страны по льготным тарифам. Но когда после «Оранжевой революции» Россия стала поставлять свои ресурсы на Украину по ценам, аналогичным на мировом рынке — это назвали шантажом и подрывом экономики.

Примеров двойных стандартов в мировой политике множество. Практически каждое происходящее событие — двойные стандарты.

Двойные стандарты на работе

половая политика двойных стандартов на работе

Политика двойных стандартов актуальна не только в международной политике. Явным ее проявлением является двойная половая политика в отношении женщин и мужчин.

Ярким примером двойных стандартов выступает система приема на работу. Ни в одном законодательстве развитой страны вы не найдете фактов о том, что мужчины имеют приоритет на прием на работу по сравнению с женщиной.

Однако негласно вы убедитесь в том, что на работу работодатель охотнее возьмет мужчину, даже если оба кандидата будут одинакового возраста, иметь одно образование и опыт работы.

То же самое относится и к оплате труда. Заработок мужчины на одном и том же предприятии может отличаться от женского из-за более эффективной работы мужчин, нежели женщин, в силу, например, физических навыков и т.п.

Гендерная политика двойных стандартов

половые двойные стандарты

Особую роль в этом вопросе играет репродуктивная роль женщины. Многие работодатели отказываются принимать на работу женщин, потому что она может уйти в декрет, на больничный из-за детей и так далее. Такой сотрудник оказывается менее приоритетным только лишь потому, что это женщина.

Двойной принцип по отношению к женщинам и мужчинам существует не только в отношении работы. Современное общество затянуто гендерными стереотипами, когда один и тот же факт измены мужчины многими воспринимается как нормальный поступок. Сами мужчины склонны считать обыденным свою нечаянную измену, а измена женщины воспринимается как нечто безнравственное и всячески порицается мужчинами-изменщиками.

Эти факты подтверждены опросами. Один из четырех мужчин считают ненормальным измену жене. Четыре из четырех считают измену женщины аморальным явлением.

Этот яркий пример не единственный. Политика двойных стандартов по отношению к женщинам распространена довольно широко.

Двойные стандарты в личных отношениях

половые двойные стандарты

Жизнь каждого человека наполнена двойными стандартами. И это не только политика, СМИ, искусство или наука, это и личные взаимоотношения людей.

С точки зрения психологии, двойные стандарты не являются чем-то ненормальным и непонятным. Они естественны для любого человека, который к себе расположен намного благосклоннее, чем к другим.

Себя легче понять. Даже когда мы делаем что-то неправильное, мы можем оправдать себя, так как точно знаем, почему мы совершили то или иное действие. А вот по отношению к другому человеку мы ведем себя иначе — мы более строги к его действиям, так как не знаем и не хотим знать, что его побудило совершить тот или иной поступок.

Легче найти соринку в чужом глазу, чем увидеть бревно в своем. Все это происходит из-за того, что человек ставит себя выше других и считает, что у него есть право на лучшую жизнь, а у других нет. В максимальной степени развития это перерастает в нарциссическое психическое расстройство личности.

Таким образом, готтентотская мораль, или двойные стандарты буквально вписаны в нашу ежедневную личную жизнь, во взаимоотношения друг с другом. СМИ — газеты, интернет, телевизор — все пестрит навязчивыми стереотипами мышления. Действия политиков в современном мире не обходятся без двойных стандартов. Международная информационная война широко пользуется методом двойных стандартов. Государства наперебой тащат одеяло своей справедливости на себя, постоянно обвиняя других в том, в чем сами неправы.

fb.ru

Двойные стандарты и двойная мораль — где искать справедливость?

Двойные стандарты и двойная мораль - где искать справедливость?

Термин «двойные стандарты» широко известен в таких областях науки как политология, журналистика, экономика, обществознание. В английском языке он появился в середине девятнадцатого века, им обозначались неравные моральные требования к мужчинам и женщинам. В русском языке он обозначал расовое и классовое неравенство при капитализме.

Что такое двойные стандарты?

Двойные стандарты – это различие оценки похожих, либо одинаковых действий, которые были совершены разными людьми. Так, например, некоторые люди судят о других предвзято и позволяют личному негативному отношению к индивидам влиять на свою оценку их поступков. Такой феномен затрагивает все сферы социальной жизни, кто-то из людей считает двойные различные стандарты аморальными, другие говорят, что без них невозможно существование каких-либо социальных отношений, а другие и вовсе отрицают факт существования двойных стандартов.

Двойные стандарты — психология

В психологии двойные стандарты служат причиной расслоения общества, появления огромного количества лицемерия и лжи. В целом такое поведение можно охарактеризовать, как «мне можно то, что нельзя другим, и можно все то, что им тоже разрешается делать». Человек, живущий по таким стандартам, пытается подстроиться одновременно под нескольких людей, стараясь им понравиться. Такая двойная мораль способствует созданию противоречивого мнения внутри человека и двойных стандартов поведения.

Можно привести пример человека, живущего по таким стандартам: «Я могу воровать, потому что мне нужен автомобиль и квартира, но если будут воровать у меня, это должно быть наказуемо». Те средства, которые были отобраны у других согласно такому принципу, не сделают человека счастливым. Живое доказательство тому — материально-состоятельные люди и антипод — семьи, которые не смогли заработать свои капиталы, и это привело к деградации, алкоголизму, наркомании. Если подобные мысли возникают не у одного, а у многих членов общества, то в самом обществе возникают глубокие противоречия, невроз.

Что такое двойные стандарты поведения?

В жизни у людей существуют разные стандарты. Так, например, если в детском саду или школе ребенок ведет себя по отношению к окружающим вежливо и предусмотрительно, то в кругу семьи он позволяет себе быть грубым и нетактичным. И тут возникает вопрос, что значит двойные стандарты, почему вырабатывается такое разное поведения? Ребенок с шести лет уже осознанно понимает разницу между поведением на людях и дома и строит свою мораль с двойными стандартами.

Такое поведение повторяется во взрослой жизни и возникает по нескольким причинам:

  • дом – это место, где ребенок может почувствовать себя свободным, где нет необходимости следовать каким-то общепринятым нормам поведения;
  • после шестилетнего возраста у ребенка меняется характер и поведение, такое неординарное поведение выглядит как протест и нежелание следовать указаниям родителей;
  • причиной может послужить переходный возраст;
  • ребенок перенимает стандарты поведения от взрослых, если в вашей семье допустима грубость и неуважение, значит, и ребенок по отношению к вам будет себя вести точно также.
политика двойных стандартов

Двойные стандарты в отношениях

Стереотипы между мужчинами и женщинами существуют уже давно, но это не несет никакой опасности до тех пор, пока человек не начинает ими жить и думать не своей головой, а чужой. Существует масса примеров того, что такое двойные стандарты в отношениях:

  1. Все привыкли к тому, что мужчина при знакомстве с женщиной обязательно должен делать первый шаг, иначе его сочтут закомплексованным.
  2. Женщина должна быть чистой и аккуратной и ей не прощают то, что простительно мужчине.
  3. Мужчине не позволяется бить женщину, но женщина разрешает себе поднимать руку на своего спутника, оправдывая такое положение тем, что она слабее.
  4. Принято считать, дружба между людьми разного пола не бывает, если только мужчина не представитель сексуального меньшинства. Хотя такой стереотип ошибочный.
  5. Богатый сексуальный опыт у мужчин считается нормой, женщину с таким же опытом назовут распутницей.

Двойные стандарты в образовании

Система двойных стандартов не обошла стороной образовательные процессы. Вот несколько ярких примеров.

  1. Много можно услышать о том, что необходимо убрать детей с улиц и увлечь чем-то полезным, но наряду с этим закрываются секции и кружки, а в лучшем случае переходят из разряда бесплатных в платные. Мало того, власть имущие заставляют директоров принуждать родителей платить за эти самые кружки и посещать их в обязательном порядке.
  2. Озвучивая заработные платы учителей, берут самые высокие, где учитывается категория, стимулирующие выплаты и прочие надбавки, а на самом деле, 90% получают во много меньше озвученных сумм. Наряду с этим заводят речь о привлечении молодых специалистов, но создают условия, на которые соглашаются немногие.
  3. Государство выделяя финансы на, к примеру, сигнализацию, которая необходима, чтобы школу приняли к новому учебному году, не финансируют сопутствующие ремонтные работы и рекомендует школам искать деньги «на стороне». Директора начинают просить помощи у родителей, но как только какой-нибудь недовольный родитель пишет жалобу, в той же организации, которая рекомендовала найти деньги самостоятельно, отмахиваются, говоря о противозаконности таких действий и обещая наказать виновных.
  4. На конференциях очень часто можно увидеть цифры, отображающие положительные тенденции к оснащению школ мультимедийными устройствами, выдавая это за достижения государства, но в 80% случаев все это оснащение куплено за деньги привлеченных спонсоров, меценатов и все тех же родителей учащихся.

Двойные стандарты в правах человека

В любом человеческом обществе есть принцип двойных стандартов. Среди нас всегда будут люди, которые будут считать, что им можно больше, чем всем остальным. Женские двойные стандарты приводят к разногласиям в паре, вызывают несправедливость. И если равноправие между людьми существует, то только в качестве теории. Фактически мужчина имеет больше обязанностей, чем женщина:

  1. Если мужчина обязан служить армии и приносить себя в жертву во время войны, то женщина не несет никаких обязательств перед государством, ее гражданские права не ограничиваются.
  2. Пенсия у мужчин начисляется после шестидесяти лет. Среднестатистическая продолжительность их жизни составляет минус полтора года, то есть у большинства мужчин практически отсутствует право на пенсию. У женщин пенсия начисляется по достижении 55 лет. После этого она живет в среднем еще 15 лет.
  3. Репродуктивные права, право контролировать расход детских алиментных средств, выбор отцовства у мужчины, в отличие от женщин, отсутствуют.
двойная мораль

Двойные стандарты в экономике

В России уже с давних времен существует такое понятие как «беспредел», что означает массовое нарушение правил без последствий для нарушителей. При этом практика двойных стандартов делит Россию на две части:

  • субэлитарный слой, состоящий из правящей элиты;
  • средний протослой и нижний слой.

Такая двойная мораль в обществе способствует деформации сознания, вызывает в людях стремление попасть в категорию избранных, у которых более льготные условия жизнедеятельности. С течением времени могут изменяться причины и методы применения двойных стандартов: дискриминационные тарифы и сборы, визовые ограничения, блокировка финансовых активов.

Двойные стандарты в политике

Политика двойных стандартов – это противоречивая, двойственная политика, разные принципы, законы, правила в отношении субъектов в зависимости от их лояльности и соображений выгоды. То есть при оценке в учет не берутся настоящие обстоятельства и факты, главную роль в данном случае играет отношение оценщика к оцениваемому. Действия «своих» оправдываются, а действия «чужих» порицаются и считаются недопустимыми.

Двойные стандарты в Библии

Многие думают, что в духовной жизни нет двойных стандартов, но это вовсе не так. Религия в течении многих столетий использовала постулаты Иисуса в прямом смысле, при этом истинный смысл искажался. Например, все верующие считают себя рабами божиими, хотя такая мысль изначально кощунственна, так как Бог создавал людей для того, чтобы они могли быть равными среди равных. Такие искажения встречаются постоянно. Проблема двойных стандартов в Библии приводит к формированию лживости и двуличия в обществе.

 

womanadvice.ru

Двойная этика. Что готовят националисты себе и остальным

Недавно в Беларуси произошли два события – не такие уж значимые, которые, хоть никак между собой и не связаны, но четко дают понять, против кого мы выступаем, что из себя представляют белорусские националисты и какую жизнь они готовы нам устроить, если, вдруг, дорвутся до власти.

Первое – это скандальные рекламные билборды магазина по продаже националистической атрибутики Symbal.by, провисевшие в центре Минска всего несколько часов, а затем снятые по требованию властей.

Скандальность этих билбордов в том, что на одном из них был изображен один из лидеров Белорусского национального комитета, кандидат в президенты на выборах 2010 года Владимир Некляев. Именно это и стало причиной того, что рекламу убрали с глаз подальше. Заодно досталось и телеведущему Юрию Жигамонту, плакат с которым составлял с некляевским одну серию. Разумеется, представители самого Symbal.by говорят, что все это произвол, репрессии и грубейшее нарушение законодательства о рекламе. Об этом же громко кричат все прозападные оппозиционные СМИ.

Так ли это? Обратимся к самому Закону «О рекламе». Статья 2 его содержит перечень правоотношений, на которые действие документа не распространяется. И среди них – предвыборная агитация, а также любая информация, размещаемая или распространяемая в политических целях. Кто такой Некляев? Да, некоторые еще помнят его, как поэта, некоторые – как раскаявшегося живодера, но в первую очередь он – действующий политик. И именно в этом качестве его, конечно же знает целевая аудитория магазина националистической атрибутики. Магазин, кстати, планировал использовать в рекламной кампании еще и образ Зенона Позняка. Этот гражданин и вовсе ничем, кроме политической деятельности не прославился, а в политике славу приобрел самую скандальную.

И мне пытаются доказать, что это – не политическая реклама? Какова могла быть цель Некляева? Попытаться напомнить о себе гражданам. Рядовые белорусы начали его уже забывать. Выборы были давно, а после них Владимир Прокофьевич несколько измельчал в политическом плане. А тут идет простой обыватель по проспекту и, вдруг, видит – жив, курилка! Стоит в модной средневековой крестьянской рубахе, улыбается. Чем не способ набрать политический вес.  С Позняком – та же история. Но тут уже было бы не обойтись без охраны билборда – уж слишком неприятный персонаж, слишком многие не удержались бы от соблазна испортить картинку.  Да и сам Павел Белоус, хоть и бизнесмен, но и политической фигурой уже стал заметной. Чего стоит один лишь тот факт, что он был одним из организаторов концерта –митинга в честь столетия БНР, прошедшего в Минске 25 марта этого года.  

Так что, с правовой точки зрения, вопрос, как минимум, спорный. Можно по-разному относиться к этой норме Закона «О рекламе», но такая норма есть, и, как любой законодательный акт, требует исполнения. Решение убрать рекламу было, как минимум, логичным. Можно, конечно, попытаться обжаловать, но, зная белорусскую правоприменительную практику, на успех обжалования я бы и рубля не поставил. А можно поступить проще – устроить вселенский галдеж о произволе и репрессиях и, тем самым, провести дополнительную рекламную кампанию с минимальными затратами. Может, на то и было рассчитано.

Второе событие имело место в райцентре Малорита Брестской области. Местную жительницу Людмилу Романович возмутило то, что священник местной православной церкви во время службы трижды призвал помолиться за убиенного воина Александра. Фамилия воина, конечно, не называлась, но было понятно, что речь шла об убитом 31 августа главе ДНР Александре Захарченко. В соответствии с православным каноном священник упомянул имя успошего в своей молитве трижды.

Отказать в поминальной молитве священник, конечно, не имел права. Это было бы грубейшим нарушением не только православных канонов, но и самой сути христианского вероучения, проявлением великой гордыни со стороны духовного лица. Но активистке БНФ, а также многочисленным комментаторам сайта «Нашей Нивы» это непонятно. Вероятно, у них другая религия – религия ненависти.

Такие разные подходы у наших «демократов» к своим и чужим. Своим можно все. Та же Романович уже однажды отличилась, оскорбив половину жителей страны, назвав их «восточнобелорусским быдлом». За это партийное руководство ей даже пальчиком не погрозило. Сомневаюсь, что погрозит и в этот раз.

Такое вот будущее готовят нам любители «национального возрождения» и «европейского выбора». Худший вид тоталитаризма, когда общество будет разделено на «свядомых», стоящих над законом, как мирским, так и церковным, и «несвядомых» — то самое быдло, которое будут принуждать к «свядомости», а, в случае сопротивления – убивать и отказывать даже в поминальной молитве.

belaruspartisan.by

Двойная мораль

Часто мужчина воспринимает измену жены как что-то из ряда вон выходящее; но не потому, что его ревность заедает или задевает откровенное пренебрежение его персоной в пользу другого мужчины. И порой муж устраивает жене выволочки за неверность (причем иногда в буквальном смысле слова) не по собственному желанию, а только затем, чтобы продемонстрировать окружающим: вот, я свою жену держу в строгости и не разрешаю ей делать того, что женам непозволительно! А общество кивает: мол, так ее, развратницу, так ей и надо! По канонам римского права, если муж, уличивший жену в прелюбодеянии, не обращался в суд, то он сам обвинялся… в сводничестве.

Ну, а когда жена уличает мужа в неверности, ей никто не сочувствует, говорят, что так и должно быть… И здесь мы подходим к разговору об одном интересном явлении — когда большинство людей в принципе считает, что мужчине позволено в личной жизни гораздо больше, чем женщине. И муж вправе гулять, где, когда и с кем захочется, а жена — ни-ни! Такая точка зрения — когда правила поведения для разного пола разные — становится причиной многих психологических конфликтов и проблем. А называется такое убеждение, как известно,

Когда кого-то хотят призвать к порядку или к ответу за некие неблаговидные действия, неизменно вспоминают про мораль. В ходу у нас и такое выражение, как «читать мораль» — синоним нудных, бесконечных нотаций. Это слово — «мораль» — затаскано в нашей речи до предела, но многие не задумываются толком, что оно, собственно, означает. На самом же деле мораль — это совокупность критериев социально приемлемого и социально неприемлемого поведения, и определяется она общественным мнением. Иначе говоря, некое «что такое хорошо и что такое плохо» в коллективном понимании. Однако в нашем обществе мораль не для всех одинаковая. Точнее, двойная: одна для женщин, другая для мужчин. Суть двойной морали в том, что мужчинам в поведенческом плане гораздо больше позволено, чем женщинам, и список женских «аморальных поступков» гораздо длиннее, чем мужских.

Многие привыкли к этому, что называется, с детства: мол, жена да убоится мужа своего, владыки семьи, который знай ущемляет ее в правах, и никто его за это не укоряет! Однако психологические последствия существования двойной морали бывают довольно ощутимыми. И порой супруги даже не догадываются, что многие проблемы в их жизни проистекают именно от явления двойной морали: что позволено мужу, не позволено жене. И наоборот, кстати.

Основа двойной морали — так называемый половой диморфизм. То есть отличие по половому признаку особей одного вида. Яркий пример полового диморфизма среди братьев наших меньших — различие окраски самцов и самок, скажем, у птиц. У петуха, например, или у павлина: только самец способен распустить свой шикарный хвост, у самок оперение скромнее. Конечно, это все оправдано естественным отбором — вовсе ни к чему хищнику замечать самку в гнезде, пусть лучше отвлекается на ярко окрашенного самца. То есть нарядное оперение — только обозначение дополнительной ответственности, а не повод считаться главнее самки.

Есть такой половой диморфизм и у людей. Главный его признак — различие полов по мышечной массе, а значит, и по физической силе. Природа, дав женщине способность рожать детей, не предназначила ее для таскания тяжестей, наделив большей силой мужчину. А мужчины этим и воспользовались, посчитав, что природа таким образом определила им не столько физическую работу, сколько власть над слабыми женщинами. Половой диморфизм не связан с психологическими взаимоотношениями полов, и в природе, где не довлеют психологические принципы построения взаимоотношений, самка вполне может стать главой стаи, если нет более сильного самца. Например, если в волчьей стае убит вожак, а остальные «мужчины» еще молоды и неопытны. И волков это никак не смущает, равно как и других животных, живущих по стайным законам. У людей же все не так: мужчина в большинстве случаев не уступит женщине бразды правления хоть на работе, хоть в семье, даже если она с чем-то может справиться лучше. И вполне может создаться такая ситуация, когда в каком-то ограниченном социуме вдруг остаются одни женщины — и оказывается, что управлять и руководить некому. Разумеется, история знает некоторых сильных женщин, способных управлять целыми государствами. Но таких дам считанные единицы. И в большинстве своем в человеческом обществе у власти всегда были мужчины.

Неужели мужчина действительно лучше приспособлен к руководству и командованию? Вовсе нет. Известно, что по строению головного мозга и типу интеллекта среднестатистические мужчина и женщина не отличаются практически ничем. И способность руководить определяется только типом личности, а никак не половой принадлежностью Однако дальше вступает в действие двойная мораль. В частности, тот ее аспект, что руководить должен мужчина, а женщина — слушаться. Но это всего-навсего основной закон общества, далекого от прогресса: власть дается более сильному физически, а не более способному к ней. Чем примитивнее общество, тем более оно тяготеет к разделении власти по принципу силы, а значит, и к двойной морали. Выводы делайте сами…

Раздача власти в современном обществе, увы, зачастую тоже идет по праву сильного. К тому же из сфер разделения власти в целом государстве двойная мораль давно и успешно перебралась в семейные и полоролевые взаимоотношения. Именно она порой определяет, кому распоряжаться семейным существованием. Иначе говоря, кто будет главой семьи. Мы так часто оперируем этим понятием — «глава семьи», что забываем его изначальное определение. Когда я спрашиваю людей, что они понимают под этим, в ответ неизменно слышу: «Тот, кто принимает решения, руководит»; «тот, кому подчиняются все остальные члены семьи» и, наконец, «тот, кто в семье делает все, что хочет, а другие не должны возражать».

Вроде бы мужчинам при двойной морали хорошо. Им можно практически все. Но с другой стороны, им тоже много чего нельзя. И они много чего должны. Например, должны постоянно демонстрировать свою силу, как физическую, так и психологическую. И им, как сильным, нельзя говорить о наличии у них каких-то проблем. Даже друзья, которым мужчина пытается порой поплакаться в жилетку, ободряют его укоризненным: «Ну что ты разнюнился, как баба!» И это еще мелочи, хотя из-за таких «мелочей» мужчина борется со своими проблемами в одиночку до последнего. Двойная мораль запрещает мужчине привлекать женщину в качестве помощника, соратника, коллеги по работе. По крайней мере, когда один из наших бывших известных руководителей привлек к работе собственную жену, которая сопровождала его во всех поездках именно в качестве доброго советчика, помощника и консультанта, именно это дало хорошую дозу народной нелюбви к его персоне. Его изначально презирали за то, что он не может обойтись «без своей бабы». Конечно, интеллектуальные люди не считали, что это плохо, наоборот, такой руководитель заслуживал доверия. Но примитивное общество, которое как раз в основном и тяготеет к двойной морали, считает, что место бабы у плиты. А на самом деле именно супруга может стать самым лучшим помощником в работе мужчины, самым первым заместителем и самым доверенным лицом, разумеется, если у них действительно общие интересы, а не конфронтация на уровне семьи. Но мужчине опять же не положено афишировать, что он относится к женщине как к равной. Это ему запрещает двойная мораль.

Причем правил двойной морали придерживаются и некоторые женщины. С одной стороны, они и помыслить не могут, чтобы перечить мужчине, так как вырастают забитыми уже в собственных семьях, а с другой стороны, им так легче, меньше ответственности. А мужчине как раз именно участия жены в его заботах и проблемах, не только семейных, но и производственных, часто не хватает очень сильно. Да, конечно, большинство представителей сильного пола демонстративно не просят помощи ни у кого, в том числе и у жены. Да если бы и хотели — опять же это не позволено с точки зрения двойной морали!

Кроме того, двойная мораль вроде бы стоит на страже «прав мужчин». А на самом деле у мужчины этой моралью отнимаются многие права. С точки зрения двойной морали мужчине запрещается:

…доверять жене вести машину. Даже если самому мужу требуется одновременно просматривать важные бумаги и разговаривать по мобильному телефону, или он просто устал настолько, что засыпает за рулем, или он нетрезв, или дорога дальняя и во избежание трагедии водителю хорошо бы иметь сменщика — или сменщицу.

…работать с бытовой техникой. Стирать в стиральной машине-автомате, пылесосить, готовить с помощью кухонных комбайнов… Некоторые мужчины это воспринимают как запрет на интересные игрушки: вспомните, что мы говорили о тяге мужчины к бытовой технике во второй главе. Но общество, в первую очередь жена или мама, отнимает у него всю эту навороченную электронику и говорит: «Стыдно этим заниматься мужчине!» Даже если очень хочется — все равно стыдно…

…воспитывать детей. Мужчине иногда считается просто неприличным повести ребенка гулять или в детскую поликлинику; в некоторых семьях преступлением со стороны жены считается оставление ребенка на отца (особенно если жена пошла на работу). Здесь, видимо, играет роль еще и то, что под словом «воспитание» многие понимают обеспечение физического благополучия ребенка и забывают о его интеллектуальном развитии. А именно интеллект собственного отпрыска чаще всего рвутся развивать мужчины. Но им ребенка не доверяют — мол, не мужское это дело. А при разводах, как правило, детей могут оставить отцу только тогда, когда мать пьяница, наркоманка, проститутка, в общем, антиобщественный элемент. А если она обыкновенная женщина, отцу чаще всего детишек не видать как своих ушей. Да, уважаемые мужчины, это тоже оборотная сторона двойной морали, за которую вы так часто держитесь обеими руками!

…ходить в магазины. Вообще в глазах примитивистов-моралистов мужчина с хозяйственной сумкой — зрелище унизительное. Как правило, все, что на плите и в холодильнике, находится в ведении женщины, мужчина должен лишь обеспечить финансы. Но иногда мужчины рвутся и в магазин ходить, и готовить иногда только потому, что хотят еду… по своему выбору.

Но все-таки больнее всего двойная мораль, конечно, бьет по женщинам. И не только по семейным. Кому из одиноких дам не знакома ситуация, когда ее косточки вовсю перемываются соседками только потому, что у нее в гостях засиживаются до вечера, а то и до утра разные мужчины! Пусть этих разных мужчин всего один-два, но уже говорят, что «к ней постоянно мужики ходят, вот какая…» И следует нелестный эпитет на вторую букву алфавита. А если одинокий мужчина окружен тучей подружек — его, как правило, за это не презирают. Могут пожурить, но не больше. Могут позавидовать и выдать это за презрение. Разумеется, бывает по-разному. Но некоторая общая закономерность все же есть. Двойная мораль не дает женщине права на ошибку. Она вышла замуж, но брак не сложился, супруги развелись — в глазах ревнителей двойной морали виновата женщина, что не сохранила семью. Одинокая дама поддерживала отношения с одним мужчиной, соседи уже предвкушали, как на свадьбе салатику поедят, вдруг вместо свадьбы первый получил отставку, появился второй, третий… Опять женщина нехорошая, распутница. А что бывают женщины, которым в принципе не нужна семья, дети, муж, которые чувствуют себя комфортнее «в свободном полете», причем не обязательно с одним и тем же фиксированным партнером, — этого двойная мораль вообще признавать не желает.

Кстати, вот такой интересный вопрос. Допустим, к одинокой женщине ходит… женатый мужчина и о его семейном положении известно окружающим — приверженцам двойной морали. Кого они станут осуждать? Правильно, женщину. Мол, развратница, разбивает семью. Может быть, будут жалеть жену этого мужчины, хотя тоже могут ей заочно попенять, что, мол. не смогла ублажить мужика, чтобы не бегал налево. А какое же место наши моралисты отводят в этой ситуации самому мужчине? А о нем просто забывают: потому что он мужчина, ему все можно. То есть молчаливо предполагается, что волеизъявления мужчины здесь никакого нет и своего мнения он тоже не имеет. Таким образом они превращают представителя сильного пола в самого натурального слабака, в теленочка с кольцом в носу, а не на пальце: куда его поведет женщина-разлучница из семьи, туда он и идет.

Как же быть женщине, которая в силу двойной морали даже не может спокойно устраивать свою личную жизнь и обязана в глазах общества выйти замуж за первого, кто засидится у нее до одиннадцати вечера? Уж не будем говорить про незарегистрированные браки; пусть они практически стали нормой, но на уровне соседей по площадке, особенно если эти соседи достаточно примитивные, такой брак презирается вовсю, а в сторону такой женщины порой даже смотреть не хотят. Как в этой ситуации женщине вести себя? Самые отчаянные просто встают в ряды феминисток и скандируют лозунги о равных правах женщин и мужчин. Этим они чаще всего не добиваются ничего, кроме той же агрессии в свой адрес, к тому же такое поведение вынуждает их демонстративно отказываться от общения с сильным полом — это при том, что они-то сами изначально преследовали цели как раз противоположные. А серьезных результатов такая борьба со всем обществом сразу не приносит вообще.

Злиться на поучения моралистов и неадекватное их отношение к вашей личной жизни бессмысленно. Увы, в нашем обществе двойная мораль еще существует, и пока никуда от нее не деться. Плетью обуха не перешибешь, точно так же агрессией не уберечься от ревнителей двойной морали. Тем более приверженность к таким моральным принципам говорит о примитивности людей, а таким людям вообще бесполезно что-либо объяснять и доказывать.

Одно из самых действенных средств — не удостаивать вниманием все осуждения в ваш адрес. От двойной морали больше всего страдают женщины впечатлительные, внушаемые. А также те, кому ценно мнение окружающих, и те, которые хотят, чтобы о них говорили только хорошее. По поводу только хорошего — такого не бывает! И не стоит ради этой в принципе неосуществимой цели ограничивать себя в праве на поиск спутника жизни. И если вы разберетесь в особенностях своей личности и сможете чуть-чуть ее скорректировать, чтобы вас не волновали эти пустопорожние пересуды в ваш адрес, вам никакая двойная мораль будет не страшна.

Если вас осуждает ваше случайное окружение — проще всего сменить круг общения. Дружите с теми, кто достаточно интеллектуален, чтобы не исповедовать принципов двойной морали. Живите там, где вас окружают люди вашего культурного уровня. Работайте в той структуре, где сотрудники выше первобытных принципов общения. Разумеется, для этого нужно иногда сменить место жительства, работу, знакомых, и это, разумеется, непросто. Однако, если притеснения «моралистов» для вас еще тяжелее, подумайте, что будет проще. А если сложности с общественным мнением не стоят того, чтобы бросать выгодную работу или насиженное жилье, действуйте согласно предыдущему пункту. Самое действенное средство против двойной морали — повышение интеллектуального уровня общества. Увы, это делается не сразу. Утешать себя можно тем, что мораль меняется. Очевидно, вскоре мы придем и к исчезновению двойной морали, по крайней мере, многие здравомыслящие люди давно изжили в своих кругах подобную «дискриминацию по половому признаку». Но пока это явление еще существует, надо просто помнить, что последствия от приверженности такой морали могут бить и по женщинам, и по мужчинам. Причем неизвестно, кому достается больше, чаще и больнее!

www.inpearls.ru

Самообман и двойные стандарты

Двойная мораль и двойные стандарты

Двойные стандарты… Это понятие у всех на слуху, но мало кто понимает, как его можно связать с нашей обычной жизнью, и как оно там проявляется. А между тем с двойной моралью вы сталкиваетесь на каждом шагу практически ежедневно.

«Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку!» – гласит латинская пословица, означающая, что все что разрешено одним, совсем не обязательно разрешено другим. Взять нашу страну, где Юпитеры – это элитная прослойка общества, «сливки», а быки – пролетарии и прочий простой народ, плебс. Вроде бы существует Конституция, гарантирующая нам наши права, где все прописано и приведено к единому нормативу – но нет же! Оказывается, ее можно трактовать по-всякому, а то и вовсе попирать, но опять же – не всем! Если законы нарушает обычный человек, то санкции не заставят себя долго ждать, но когда дело касается «сильных мира сего», то оказывается можно и «подвинуться». Какое-то мерзотнейшее чувство остается от таких вольных трактовок.

Двойные стандарты в повседневной жизни

Куда не пойдешь, везде споткнешься о двойную мораль! В политике, быту, семье, религии, науке, экономике, образовании, искусстве и т.д. Сплошное лицемерие и фарисейство! Нужны примеры? Пожалуйста!

В профессиональной сфере

Возьмем некоторых наших медиков, которые давали присягу советского (российского) врача. Так вот врач на приеме может выписать лекарство больному, которое никогда бы не посоветовал близкому человеку, в силу его неэффективности, непредсказуемости побочек, да и просто опасности. А ведь первый пункт присяги содержит такие слова: клянусь честно исполнять свой врачебный долг! Да и весь текст клятвы вращается вокруг одного: все на благо больного. Но, оказывается, больные разные бывают: есть чужие дядьки с улицы, а есть родные кровинушки! А потому, при одинаковой болезни, лечить мы их будем по-разному. Получается, что вся присяга похерена, а Гиппократ со своим наивным «не навреди» – вообще идет лесом!

В воспитании детей

Некоторые современные родители воспитывают свое потомство весьма странным образом. Прелесть, а не родители! Например, дома ребенок должен соблюдать тишину и уважать старших, а на улице или в гостях пусть хоть на «ушах стоит»! Это же улица, это же чужой дом, это же незнакомые люди! Тут, милая детка, тебе полный карт-бланш: кричи и топай, отбирай/ломай чужие игрушки, пинай прохожих. Но дома – ни-ни, имей уважение к родителям и вообще к дому!

В образовании

Избалованное чадо подросло и не без помощи родителей поступило в институт. Ему там исправно ставят заслуженные прогулы, не допускают к сессиям, а то и вовсе грозят отчислением. К декану прибегают взволнованные родители, слезно умоляя и подсовывая пухлый конверт. Остальные прогульщики и двоечники уже давно отчислены, топчут кирзу и красят траву, а этот – нет. Ему, против всех правил, дан второй шанс, потому что родители умело «попросили».

В личной жизни

Вроде измена – она и в Африке измена, но и тут оказывается можно поспорить. Гулящий мужик – это мачо в поисках разнообразия, и в которого полигамность заложена природой. Ну, что с него взять? Погуляет и придет. А вот женщина, изменившая мужу – это просто… как бы это выразиться… особа с пониженной социальной ответственностью, что ли. Хотя в простонародье это длинное и пространное определение вмещается в одно емкое, всем известное, слово.

В религии

Надо же! Бог один, а столько течение, религий, конфессий. Полумесяцы, звезды Давида, свастики и кресты. Самоназванные правоверные идут священной войной против иноверцев, сжигая дотла города и вешая еретиков, чтобы потом спрятать окровавленный меч, надеть сутану и читать заповеди, среди которых будет: «Не убий!» …

Теперь вы понимаете, что двойные стандарты – явление повсеместное, поражающее своими масштабами. Коррупция, махровый эгоизм, алчность, подмена понятий, лицемерие, подлость, жестокость, ограниченность – причины можно перечислять бесконечно. А противодействовать им – означает идти против системы, которая просто «разжует и выплюнет» несогласного.

Но не все потеряно

Конечно, не стоит равнять всех под одну «гребенку». Есть честные сотрудники ДПС, для которых нетрезвый водитель – это лишение прав, а не «давай пятихатку и ехай, милый, дальше, только осторожно!». Есть ответственные медики, для которых врачебная клятва – это Клятва, а не набор бессмысленных строк. Есть вменяемые родители, которые воспитывают в детях уважение к чужим людям и их собственности, а не пучат глазки на каждое справедливое замечание, корчась в пароксизмах тупой истерики: «Это же ребенок!». Есть нормальные политики, которые не погрязли в коррупции по уши, а, наоборот, воюют с этой гнилой системой.

Они есть, их не может не быть, иначе все бессмысленно – бессмысленно кому-то верить в этом мире, к чему-то стремиться, на кого-то равняться. И объединяет этих людей один стандарт, по определению не имеющий двойного дна ­­­­– совесть! И им наше глубокое уважение!

u-realist.ru

1.3. Виды этики

В настоящее время в структуре этики правомерно выделять следующие блоки:

— история морали и этических учений

— теория морали: структура и функции

— нормативная этика и высшие моральные ценности

— прикладная этика

— этикет.

История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней. Здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т. д.).

Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе её структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика даёт обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования определённые правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни».

В конце XX века широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Прикладная этика – это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию регуляции поведения людей в конкретных ситуациях и в определённых сферах их жизнедеятельности.

Необходимость существования и развития прикладной этики можно рассматривать как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, с одной стороны, потребностями личности и общества, а с другой – уровнем их нравственной культуры. Таким образом, прикладная этика представляет собой современную модификацию традиционной роли этики – быть «практической философией».

В прикладную этику входят:

Экологическая этика, рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы.

Профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения и деловая этика, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры, и др.).

Этика делового общения, выступающая, также как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве составляющего компонента этики других профессий.

Этика гражданственности, разрабатывающая нормы поведения человека, как гражданина по отношению к обществу.

Этика межличностного общения, изучающая систему норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанных человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.

Ситуативная этика, вырабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой деятельности: публичным и интимным.

В прикладной этике рассматривается и этикет, как свод правил общения и поведения людей.

    1. Основные категории этики

Все человеческие поступки оцениваются через понятия добра и зла. Гегель писал: «Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным».

Чувства, мысли, намерения, поступки могут быть либо добрыми — соответствующими добру, либо злыми — исходящими из зла или к нему ведущими. Поэтому добро и зло — главные категории этического сознания, предельные полярные характеристики человеческого мира, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества, позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Таким образом, добро, ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Великий русский писатель Л.Н. Толстой указывал: «Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной».

Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Этику интересуют духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, счастье, любовь. В этом ряду добро – особый вид блага в сфере человеческого поведения.

Понятие добра также соотносится с двумя другими понятиями — доброты и добродетели.

Добрым называется человек, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благожелательность. Истинно добрые люди не бывают агрессивными и никогда насильно не навязывают благ. Они всегда дают другим возможность свободного решения.

Доброта — качество, характеризующее целостность личности, выражает себя в практической жизни, в поведении людей, характеризует целостность личности. Невозможно быть «добрым внутри (в душе)», но жёстким, грубым, авторитарным снаружи (в поведении). Доброта принципиально неэгоистична, и проявляется в способности поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями называются нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются.

Очень важно различать понятия добра и пользы. Начиная с 17–18-х веков, в западной Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. В соответствии с этими взглядами добро есть всё, что полезно, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Это прагматическое сведение добра к пользе человека или группы размывает критерии между добром и злом. Человек, который следует только своим эгоистическим желаниям, ущемляя при этом интересы других, не считаясь с принятыми нормами, является аморальной личностью. Моральный человек, в определённом смысле, жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и желаний, следуя благу общества.

Довольно часто для всеобщего добра надо отступиться от своего маленького «добра», от своей корыстной пользы и добровольно принести их в жертву интересам рода, этим помогая человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения. А вот отношения полезности часто базируются на принципе: ты — мне, я – тебе.

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей и общества, а также всех живых существ, то зло — всегда уничтожение, разрушение, унижение. Зло ведёт к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Великий богослов Августин Блаженный говорил, что «зло – это отсутствие добра».

Философы утверждают, что в основном зло, существующее

в мире, может быть разделено на три вида.

В первую очередь, это — физическое или природное зло. Сюда входят природные стихийные силы: землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и засухи.

Если исторически природное зло не зависит от воли человека, то в настоящее время человек в значительной мере уже способствует многим явлениям «природного зла».

Зло в общественных процессах является другим видом объективного зла. Оно совершается уже с участием человеческого сознания, но всё-таки в основном помимо него. Войны, революции, восстания, терроризм, рабство, все эти явления втягивают как в воронку людей, очень часто помимо их воли, и подобно тяжёлому дорожному катку безжалостно проезжают по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Можно быть образцом нравственности и порядочности и оказаться случайно в эпицентре социального зла. Например, террористический акт в метро, и десятки людей, ни в чём неповинных, гибнут, а другие становятся инвалидами, и их родственники обречены на страдания, душевные, иногда и материальные, в случае потери кормильца.

Третий вид зла — собственно нравственное зло. Нравственным злом называется то зло, которое совершается при непосредственном участии сознания и воли человека. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. Как говорили жители древней Индии, «Человек, творящий зло, — враг самому себе: ведь сам он вкусит плоды своего зла».

В настоящее время выделяют два основных вида морального зла — враждебность и распущенность. Проявления враждебности бывают разные. В первую очередь, это — агрессия (физическая и речевая). Это – гнев и ненависть, злословие, высмеивание, желание гибели, стремление к унижению, подавлению других. Сюда можем отнести и зависть. Чувство зависти вызывает у человека желание неудачи, несчастья другим людям. Именно зависть считается одним из самых тяжких грехов, т. к. все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Высокомерие также является злом, которое проявляется в неуважительно-презрительном, надменном отношении к людям. Данное зло направлено от человека к другим людям. Оно сознательно, активно, энергично, стремится к уничтожению чужого бытия и благополучия. Злобный человек, человек для которого зло является нормой, а иногда и удовольствием, как бы мстит другим более успешным людям за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в личной жизни, в профессиональной и общественной деятельности.

В другую группу человеческих пороков, представляющих распущенность, входят: трусость, лень, чревоугодие, жадность, неумение и нежелание совладать со своими влечениями, желаниями и страстями, похотливость, неуёмная страсть к самым разным удовольствиям. Ещё Августин Блаженный утверждал, что один из трёх главных грехов человека – это похоть плоти, стремление к чувственным радостям и наслаждениям. Распущенный человек легко поддаётся соблазнам. У него нет чувства ответственности за себя и свои поступки, а тем более за других людей.

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778 гг.) писал в своих работах, что нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, частной собственностью, что оно вырастает на экономическом основании. Центральной осью, вокруг которой строится человеческая личность, Руссо считал совесть. Она выражает себя не в суждениях, а в чувствах. Цивилизация разрушает человеческую эмоциональность. Процесс развития общества — это процесс отчуждения, установления враждебных отношений людей по отношению друг к другу, а вот доброжелательность и сочувствие — их природное стремление. Классовое расслоение, неравенство и противостояние, сопровождающая всё это ненависть, ухудшает и искажает нравы. По мнению Руссо в человеке есть две первоначальные способности: стремление к самосохранению (в классовом обществе оно преобразуется в себялюбие) и стремление к сочувствию. Это — естественные добродетели, они порождают и ограничивают друг друга. Ведущим, однако, по его мнению, является сочувствие.

Интересны этические взгляды на моральное зло К. Маркса (1818 – 1883) и В.И. Ленина (1870 – 1924 гг.). В основе их этических учений находилась совокупность идей, тесно связанных с главной целью — построением коммунистического общества, к которому вела мировая революция. С их точки зрения, моральное зло как составная часть социального зла исторически возникает и ярко проявляется в связи с возникновением частной собственности на средства производства.

Добро и зло тесно взаимосвязаны, но имеют свои особенности. Следует отметить их всеобщий, универсальный характер. На понятиях добра и зла рассматриваются человеческие отношения, отношения человека к природе и миру вещей.

Эти понятия исторические, они зависят от реальных, конкретных общественных отношений и обстоятельств. Например, в первобытном обществе добром считалось всё, что способствовало выживанию рода. Таким образом, добродетелью могло быть не только мужество и храбрость, но и коварство, хитрость и даже жестокость.

Добро и зло – понятия не только ценностные, но и оценочные. И поэтому они несут в себе элемент человеческой субъективности, личных пристрастий и эмоциональности. Субъективность предполагает отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире.

Русский философ Н.О. Лосский указывал, что зло всегда относительно и утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра, например в смерти. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Другую точку зрения высказывал русский философ С.Л. Франк. Он писал, что «всё горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере, на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, преступной и своекорыстной воли».

Известный философ Ницше утверждал, что зло необходимо так же, как и добро: они являются необходимым условием человеческого существования и развития. Однако, их единство – это единство противоположностей. И в то же время между добром и злом идёт непрерывная борьба. Эта постоянная борьба не может завершиться окончательной победой одной из сторон.

Всегда следует помнить, что добро и зло различно понимаются в разных культурах. Если принять условное разделение культурных регионов на Запад и Восток, мы, несомненно, обнаружим расхождения в нравственных оценках одних и тех же явлений, на основе разных исторических традиций и ментальных установок. На Западе стремление человека к индивидуальности, уникальности и своеобразию оценивается как высокоморальное. На Востоке, напротив, не принято выпячивать себя. Здесь нравственно одобряемо и поощряемо стремление быть хорошо вписанным в людскую общность, составить одно из незримых «колёсиков» её внутреннего механизма.

На Западе вторжение человека в природу, его амбиции завоевать и победить по отношению к внешнему миру, стремление к экспансии оцениваются как добро, ибо приравниваются к самоутверждению. А на Востоке всегда нравственно одобрялось и ценилось бережное и осторожное обращение с природой, неразделимое единение с окружающим миром. Агрессивные позиции по отношению к природе никогда не поощрялись, а вызывали общее осуждение.

Представление о том, что является добром, а что злом, во многом зависит от эпохи. При патриархальном образе жизни следование традициям старших поколений, беспрекословное подчинение старшим, подражание образу жизни и ценностям своих отцов было нравственным и рассматривалось как серьёзная добродетель. В настоящее время добром и ценностью стало уважительное, но творческое переосмысление традиций, отказ от их значительной устаревшей части, созидание нового образа жизни и новых идеалов, требуемых современными реалиями. Современные поколения выбирает свободу от диктата, и для них истинное добро — самостоятельность, возможность поступать по своему усмотрению и собственной воле.

Ещё в недалёком прошлом практически во всех странах наблюдалась двойная мораль как стандарт для оценки поведения разных полов. Для женщин главной добродетелью была добродетель послушания и терпения, т.е. выполнение чисто семейной роли, и любая попытка женщины изменить эту роль не только получала резкое моральное осуждение окружающих, но иногда очень жестоко наказывалась. Современный мир поощряет как развитие индивидуальности мужчины, так и развитие женской индивидуальности, считая это добром и для личности, и для общества.

Парадокс добра и зла может проявляться в следующем: бесспорное добро для одних (человек, группа, народ и т.д.) может быть явным злом для других, например: победа в войне. Победители радуются, и в победе, несмотря на понесённые моральные и материальные утраты, видят добро. Побеждённые плачут, видя в своём поражении только потери, экономический, физический и моральный ущерб, т.е. только зло.

Иногда при некоторых обстоятельствах, казалось бы, несомненное зло, оценивается как добро. В священных книгах многих народов есть заповедь «не убий», т.е. нельзя лишать жизни другого человека, т.к. жизнь – это величайшее благо, дарованное богом. Но бывает, что люди убивают, и их поведение расценивается как добро, например: защита Отечества.

Довольно часто мы можем рассматривать одно и то же явление жизни как добро, а в другом — как зло, например науку. С одной стороны, наука – это великое благо для человечества. Жизнь людей, становится более комфортной, значительно облегчается, именно благодаря науке. Растёт людское благосостояние, появляются возможности излечения болезней, прежде приводящих к неминуемой смерти, возникают новые формы интересного времяпровождения. Но с другой стороны, именно наука порождает оружие массового уничтожения, бесцеремонно отчуждает человека от природы, меняет законы этой природы, вмешиваясь в мир живого. И здесь наука выступает как несомненное зло.

В мире должна царить гармония. При нарушении меры происходит такое явление как переход добра во зло. Так, прекрасное качество щедрости может легко перейти в непрактичность и расточительность, скромность — в заниженную самооценку, и даже самоуниженность, чувство достоинства — в слепую гордыню и глупое тщеславие. Что касается доброты, то она при чрезмерном проявлении и некритическом анализе начинает выступать как зло, т.к. принимает форму беспринципности и слабости. Спокойствие и сдержанность могут перейти в равнодушие, а верность — в слепую преданность. Иногда люди искренне верят, что творят добро, в то время как их действия в действительности оборачиваются явным злом.

Кроме того, этическими категориями являются свобода и ответственность, долг, совесть, справедливость, счастье, любовь и дружба и т. д.

Нравственная свобода – это ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой является для него благом. Это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и в убеждения человека. Человек достигает свободы, когда он способен сознательно принимать решения; давать им нравственную оценку, предвидеть их последствия, осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями и желаниями.

Ответственность — оборотная сторона свободы, её второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает её. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за свои поступки.

Между свободой и ответственностью не существует противоречий. Просто есть разные виды и разная мера ответственности.

Можно выделить следующие виды ответственности:

— ответственность человека перед самим собой. Этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха, сожаления, раскаяния и т. д.;

— ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми. Такая ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и административной ответственностью;

— ответственность человека перед миром и человечеством. Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности. Очень часто эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

В настоящее время под долгом понимают нравственную обязанность человека, выполняемую им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних побуждений. Человек нравственного долга имеет активную гражданскую позицию. Для него характерно чувство личной сопричастности всему происходящему в мире.

Совесть называют другой стороной долга, ещё более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия.

Философы отмечают, что совесть — это особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Она ориентирует (побуждает) нас к соблюдению нравственных требований, корректирует наше поведение, осуждает нас за несоответствующий выбор или поведение.

Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Человек чести — честный человек, тот, кто обладает достоинством и гордостью, кто никогда не опустится до аморального, подлого, предательского поведения.

Чувство собственного достоинства — это переживание собственной ценности и утверждение её, возможно, вопреки обстоятельствам. Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека.

Таким образом, этика – это особая философская наука, имеющая богатую историю. Она даёт знания в области морали, раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, как в ситуациях личностных, так и в профессиональных.

studfile.net

10 примеров двойных стандартов, которые встречаются на каждом шагу

В нашем обществе постоянно встречаются двойные стандарты, которые вызывают боль и просто дискриминируют человека. Такая двойная мораль просто разрушает жизнь простого человека, занижает его самооценку. Но эти же двойные стандарты заставляют задуматься и сделать выводы. Кстати, примеров таких двойных стандартов в обычной жизни всегда можно найти множество.

Двойные стандарты на работе

Флирт на работе (главное фото) обычно оценивается неодинаково. И личные предпочтения здесь являются главенствующими.

Предвзято на работе обычно относятся к тем людям, которые не так или много едят, которые одеваются не так или предпочитают иной стиль в одежде.

Несправедливость и предвзятость легко можно почувствовать, если клиент богат и имеет больше денег, чем вы. Хотя известно, что каждый клиент заслуживает одинаковое внимание.

Двойная мораль в повседневной жизни

Часто люди заводят собак, но почему-то к собакам породистым и дворняжкам отношение совершенно разное. Породистые собаки содержатся в тепле и в комфорте, где у них зачастую есть отдельное питание и совсем другое дело — дворовые собаки, которые всегда, в любую стужу и холод, живут на улице. Вот и получаются двойные стандарты.

Старшее поколение, которое часами просиживает у телевизоров, обвиняет детей в их зависимости от телефонов, в которых дети проводят целые часы напролет. Но ведь у всех есть зависимость, только разная.

Можно рассмотреть еще двойные стандарты на примере мужчин и женщин. Если мужчина обращает внимание на женщин, ухаживает за ними, то обычно его хвалят. Если же это будут делать женщины, то это вызывает у общества лишь только осуждение.

Принято также печаль и слезы видеть у женщин, если это увидят у мужчины, то это сразу же вызовет осуждение.

Считается, что женщины совершенно не разбираются в автомобилях и не умеют их водить. Зато мужчины, которые часто и являются виновниками аварий, всегда получают одобрение за умение ездить на автомобиле.

По-разному реагируют взрослые и на поведение детей. Если ребенок балуется, то реакция родителей на одно и то же поведение своих собственных и чужих детей будет совершенно разной.

Принято считать, что из родителей мать должна уделять больше внимания детям, чем отец.

Каждый сам решает, как ему относиться к таким двойным стандартам.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *