Древние охотники: Охотники и собиратели. Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей]

Содержание

Охотники и собиратели. Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей]

Охотники и собиратели

Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды

Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.

Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).

На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.

Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.

Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.

Собирательство

Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

Изготовление одежды

Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.

Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.

Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.

Древние охотники тщательно рассчитали конструкцию и расположение каменных «воздушных змеев»

Lombard et al. / Archaeological and Anthropological Sciences, 2021

Археологи изучили пустынные ландшафты в окрестностях Кеймуса (ЮАР), где расположены сходящиеся под углом древние стены, и проанализировали конструктивное устройство так называемых «воздушных змеев пустыни» (Desert kites) — масштабных охотничьих загонов. Эти сведения меняют представления о взаимоотношениях небольших разрозненных групп ранних охотников-собирателей. Исследование опубликовано в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Похожие друг на друга невысокие, но очень длинные стены, небрежно сложенные из крупных камней, встречаются в весьма отдаленных друг от друга пустынных регионах планеты. Находясь рядом, практически невозможно заметить в них черты искусственных сооружений, оценить их величину и форму.

Lombard et al. / Archaeological and Anthropological Sciences, 2021

В 20-х годах прошлого века летчики увидели эти стены с воздуха и дали им романтическое имя «воздушные змеи пустыни» (Desert kites). Позднее ученые определили, что масштабные каменные заграждения использовались для загонной охоты на большие стада копытных животных. Действительно, в очертаниях древних охотничьих загонов можно увидеть некоторое сходство со стропами воздушного змея, сходящимися под углом к небольшому округлому пространству. Археологи находят подобные ловушки в пустынях Центральной Азии, Ближнего Востока и Южной Африки. На плато Устюрт к востоку от Каспия каменные загоны имеют тюркское название араны. Исследователи считают, что их начали использовать савромато-массагеты во второй половине I тысячелетия до нашей эры для охоты на сайгаков и муфлонов и задействовали вплоть до XVIII века. В Леванте аналогичные устройства использовали для охоты на джейранов — известны находки «воздушных змеев пустыни» в Сирии, Иордании и Израиле.

Пустыня возле Кеймуса в Южной Африке, где были найдены охотничьи ловушки каменного века

Lombard et al. / Archaeological and Anthropological Sciences, 2021

Южноафриканские археологи под руководством Марлиз Ломбард (Marlize Lombard) из Университета Йоханнесбурга исследовали форму и топографические особенности охотничьих ловушек в пустынных районах Южной Африки и выяснили наиболее оптимальные способы охоты. Ученые высказали предположения об особенностях строительства и обслуживания каменных загонов и возможных формах владения ими. Археологи обследовали и сканировали с воздуха большое скопление южноафриканских «воздушных змеев» в пустыне Нама Карру. Работы проводились в районе города Кеймус (Keimoes) Северо-Капской провинции ЮАР. Главным объектом охоты в этой местности с древних времен был южно-африканский эндемик — спрингбок или антилопа-прыгун (

Antidorcas marsupialis). Численность этого обитателя каменистых пустынь и сегодня насчитывает в Карру более миллиона особей.

Схематическое изображение воронки воздушного змея

Lombard et al. / Archaeological and Anthropological Sciences, 2021

Для построения точной цифровой модели местности была проведена аэрофотосъемка 1715 гектаров пустыни с высоты 850 метров с плотностью захвата четыре точки на квадратный метр. На ее основе были описаны и сопоставлены морфометрические характеристики всех каменных ловушек, измерены и стандартизированы их параметры и выявлена вариативность. С помощью Географической информационной системы (ГИС) у каждого «воздушного змея» были проанализированы геопространственные данные (уклон местности, высота над уровнем моря, расстояние до водопоя) и смоделирована сеть возможных троп миграции копытных и оптимальных передвижений охотников между ловушками.

Lombard et al. / Archaeological and Anthropological Sciences, 2021

В интерпретации каменных сооружений использованы этно-исторические наблюдения и беседы с бушменами. Основная масса каменных загонов построена вокруг местностей, становившихся во время сезона дождей водопоями. Расширяющееся горло воронки всегда направлено в сторону источника воды или локальной низменности. Топографические особенности ловушек учитывали возможность устройства скрытых засад охотников, обеспечения максимальной видимости и возможности наблюдения за передвижением стад антилоп. Масштабы загонных конструкций вступают в противоречие с традиционным представлением об охотниках-собирателях каменного века как о малых мобильных группах, непрерывно мигрирующих за стадами и не оставляющих для исследователей следов материальной культуры, кроме стоянок в пещерах или временных укрытиях.

Строительство воронок возле в районе Кеймуса требовало от охотников интенсивного взаимодействия между группами, как для возведения каменных стен, так и для большой охоты. Подобные контакты должны были привести к постепенному определению права владения и использования загонов. Этно-исторические свидетельства подтверждают, что во время миграций спрингбока бушмены еще в начале ХХ века собирались на совместные пиршества, посвященные массовой охоте. Эти встречи служили для празднования, заключения браков и торговли с отдаленными племенами излишками мяса, шкур и сухожилий.

Древние охотники оставили свои следы по всему миру. N + 1 рассказывал о петроглифах на севере Норвегии, которые ученые считают картой сезонной миграции животных. Мы писали об условиях жизни древних высокогорных охотников Эфиопии,
об изучении обоняния охотников-собирателей из тропических лесов Малайзии и первых признаках одомашнивания скота у охотников кенийского побережья.

Елена Синицкая

Чем питались древние охотники-собиратели, жившие в Прибалтике. Ридус

Команда археологов из Йоркского университета опубликовала исследование, в котором рассказала, что охотники-собиратели, жившие в Прибалтике 7500—6000 лет назад, имели культурно различающиеся кухни.

Для этого ученые проанализировали керамику: более 500 чаш охотников-собирателей, найденных на 61 археологическом объекте по всему Балтийскому региону.


В ходе исследования обнаружились поразительные различия в предпочтениях в еде и кулинарной практике между различными группами, даже в тех областях, где имелись аналогичные ресурсы. Горшки использовались для хранения и приготовления пищи, начиная от морской рыбы, тюленей и бобров до диких кабанов, медведей, оленей, пресноводных рыб, фундука и растений.

Полученные данные свидетельствуют о том, что кулинарные вкусы древних людей были продиктованы не только пищей, доступной в определенной местности, но и влияли на традиции и привычки культурных групп, отмечают авторы исследования.

Ведущий автор исследования, доктор Гарри Робсон из отдела археологии Йоркского университета, сказал:

Люди часто удивляются, узнав, что охотники-собиратели использовали керамику для хранения, обработки и приготовления пищи, поскольку ношение громоздких керамических сосудов кажется несовместимым с кочевым образом жизни.

В исследовании ученые показали, как керамика использовалась древними охотниками-собирателями. Также анализ сохранившихся частиц на посуде показал разнообразие продуктов питания и кулинарных традиций в различных группах охотников-собирателей.

Специалисты обнаружили и неожиданные свидетельства: остатки молочных продуктов в некоторых керамических сосудах, а это значит, что, предположительно, некоторые группы охотников-собирателей взаимодействовали с ранними фермерами.

Присутствие молочных жиров в нескольких сосудах охотников-собирателей было неожиданным примером кулинарного «культурного слияния». Это открытие позволяет проследить переход от образа жизни охотников-собирателей к раннему земледелию и демонстрирует, что такие продукты они либо выкупали, либо брали силой у древних фермеров.

Первобытные охотники и собиратели

Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.

Древнейшие люди

Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.

Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

Охота и собирательство – что это?

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.

Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:

  • использование примитивных орудий труда;
  • овладение огнем.

И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

На пути эволюции

С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.

Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.

Добычей нередко становились следующие представители фауны:

Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

Первые общины

На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:

  • Наличие родственных связей.
  • Четкая внутренняя иерархия.
  • Общность жилища, пищи, запасов.
  • Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

Распределение ролей

Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.

Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.

Зарождение искусства

В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

Особенности преподавания темы

Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.

Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.

Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

Проверочная работа

Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:

  • Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
  • Как называется ученый, который занят раскопками?
  • Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.

Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.

Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:

  • Чем отличался древнейший человек от животного?
  • По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?

Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.

Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.

Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

Развитие культуры древних охотников-собирателей в Карелии ускорилось из-за обледенения

Антропологи под руководством Анджея Вебера, приглашенного профессора Иркутского государственного университета (ИГУ), впервые изучили, как резкое похолодание климата, которое произошло 8,2 тыс. лет назад в результате временной остановки «конвейера течений» в Мировом океане, повлияло на жизнь и культуру первых обитателей севера современной России. Результаты исследования опубликованы в  Nature Ecology & Evolution.

 

Последнее крупное похолодание в истории Земли, произошло примерно 8,2 тыс. лет назад. Особенно сильно оно повлияло на Северную Атлантику и Евразию: средние температуры там упали на 3-5 °С. Его причина до сих пор не ясна, но многие климатологи считают, что тому виной временная остановка глобального «конвейера течений». 

Ученые из ИГУ, провели исследования поселения на Южном Оленьем острове с целью выяснить как оно повлияло на первых обитателей севера современной России.  Оказалось, что это привело к изменениям в их культуре.

«В результате похолодания климата охотники-собиратели начали вести более оседлый образ жизни, а их культура и традиции заметно усложнились. В частности, у них появились сложные погребальные обряды и кладбище, которое укрепило единство между разрозненными группами», – пишут ученые.

Основой для таких утверждений послужило изучение возраста самых древних и новых захоронений. По оценкам Анджея Вебера и его коллег, они были созданы примерно 8300-8200 лет назад, а последние усопшие были погребены около 8100-7950 лет назад, что совпадает со временем начала и конца последнего резкого похолодания, которое вынудило местных охотников-собирателей прикладывать больше усилий для добычи пищи, объединяясь для этого в большие группы, в пользу чего говорит постройка общего кладбища и усложнение погребальных обрядов.

По мнению антропологов, это сыграло важную роль в поддержании мира между разрозненными племенами охотников-собирателей, которым приходилось делить ограниченные пищевые ресурсы Онежского озера. Однако после завершения похолодания погребальные обряды упростились, а кладбище и вовсе забросили.

«Древние охотники и рыболовы» в Историческом музее. Открытие музейного сезона) — 3 ответов

Наши детки на ступеньках в ожидании экскурсии оценили львов, а мы с интересом рассматривали родословное дерево Российских правителей, изображенное на потолке.

До начала экскурсии меня посещали опасения, что музей подобного уровня больше нацелен на работу с нашими и иностранными туристами, а с дошкольниками могут быть излишне строги или им может быть неинтересно, но опасения были совершенно напрасны. Нам попался замечательнейший экскурсовод, профессионал своего дела, рассказывала эмоционально и на доступном для деток уровне, задавала вопросы, старалась по мере возможности всех выслушать и ответить на вопросы детей, отнеслась к ним с огромным терпением. Олег протер собой все без исключения витрины экспонатов, но экскурсовод даже не обращала внимания и продолжала свой рассказ.


Мы посетили несколько залов, в первом зале мы обсудили общую картину жизни людей в каменном веке, отличия животного и растительного мира, наличие «пушистых носорогов » и более суровые климатические условия жизни людей. Нам рассказали, как и из чего делали первые орудия труда, оружие, иголки, украшения. Во втором зале мы познакомились со сценой охоты на мамонта и более подробно рассмотрели жизнь небольшого племени людей из каменного века, на фото ниже дети строят жилище из шкур мамонтов.

В следующем зале нам показали очень большую, по моему мнению, лодку, это оригинал, найденный в соляных шахтах под Воронежем, мы попробовали изобразить, как люди катались на лодках и перешли к тонкостям рыбной ловли и охоты на птиц: удочки, гарпуны, стрелы, свистки для привлечения уток.


И, конечно, пойманную дичь нужно приготовить и употребить в пищу, нам показали старинную утварь, собранную буквально по осколкам реставраторами, одни горшки для хранения еды, другие для приготовления. И самое главное, нужно обязательно отблагодарить богов за удачную охоту!

Мне экскурсия понравилась очень, с удовольствием вернусь в этот музей повторно. После мы еще успели пробежаться мимо собираемых декораций фестиваля Спасская Башня на Красной площади, а в Александровском саду взглянули на смену Почетного караула и домой.

Как жили древние охотники на мамонтов. Ликбез от заведующего отделом археологии Кунсткамеры

Эпоха верхнего палеолита охватывает период от 40 до 12 тысяч лет тому назад. Это время, когда на территории Европы происходила резкая смена облика материальной культуры, которая нашла свое выражение в наборе форм каменных орудий и высоком уровне развития техники обработки кости. Именно на верхнепалеолитических стоянках древних охотников-собирателей археологи обнаруживают свидетельства активного использования костяного, рогового и бивневого сырья, из которого изготавливали самые разные предметы быта, украшения, фигурки людей и животных, оружие.

Около 25-12 тысяч лет назад в приледниковой зоне Русской равнины сформировалась самобытная яркая культура охотников на мамонтов. Один из ее центров находился на территории бассейна реки Десны – крупного правого притока реки Днепр. Более 15 лет археологи Кунсткамеры проводят в этом регионе раскопки верхнепалеолитических стоянок, имеющих возраст от 16 до 12 тысячи лет назад. Важнейший среди исследуемых памятников — стоянка Юдиново в Брянской области России.


Геннадий Хлопачев, заведующий отделом археологии МАЭ РАН:


— В настоящее время вопрос о том, охотились ли древние люди на мамонтов, является дискуссионным. Одни исследователи уверены, что многочисленные находки костей мамонтов на стоянках – это результат охоты на этих животных. Другие считают, что древние люди приносили кости и бивни с «мамонтовых кладбищ» – мест скопления туш павших мамонтов. Среди экспонатов Кунсткамеры имеется уникальная находка ребра мамонта с застрявшим в нем обломком кремневого наконечника со стоянки Костенки 1. Это важное свидетельство в пользу гипотезы существования в верхнем палеолите охоты на мамонтов. Впрочем, это не значит, что люди не могли использовать в качестве поделочного материала бивни павших животных.


Где обитали охотники на мамонтов

Cтоянки охотников на мамонтов различались по своему назначению и длительности функционирования. Некоторые были долговременными, некоторые предполагали только кратковременное пребывание на них или даже посещение. В одни места люди приходили охотиться или заниматься собирательством, в другие — добывать необходимое каменное сырье.

Юдиновскую верхнепалеолитическую стоянку в 1934 году открыл советский, белорусский археолог Константин Михайлович Поликарпович. Исследования стоянки имеют длительную историю, раскопки проводили несколько поколений советских и российских археологов. В 1984 году два открытых здесь жилища из костей мамонтов были музеефицированы, над ними возвели специальный павильон. Экспедиция МАЭ РАН проводит раскопки памятника с 2001 года.

Одномоторный самолет, на котором осуществлялась аэрофотосъемка бассейна реки Судости и поиски выходов кремневого сырья

Юдиновская стоянка находилась вдали от источников кремневого сырья — важнейшего материала для изготовления самых различных орудий труда: наконечников, скребков, резцов, проколок. Ближайшие к стоянке выходы кремня на поверхность археологи обнаружили благодаря проведенной аэрофотосъемке, сделанной с борта небольшого одномоторного самолета. Место Юдиновского поселения ученые связывают с находящимся поблизости древним бродом, служившим переправой для животных. Брод был открыт археологами в результате подводных исследований в том месте, откуда местные жители часто поднимали кости мамонтов. Оказалось, что здесь дно реки образовано слоем очень плотной глины. Древний человек знал об этом и приходил сюда охотиться.

Юдиновское поселение часто определяют как долговременную стоянку одной локальной группы первобытных охотников на мамонтов. Однако это не значит, что люди жили там непрерывно.


Геннадий Хлопачев, заведующий отделом археологии МАЭ РАН:


— Древние охотники мигрировали, и эта стоянка многократно посещалась. В какой-то сезон года люди жили здесь долго, в какой-то могли останавливаться на короткое время. На Юдиновской стоянке открыто два культурных слоя, которые содержат свидетельства о многочисленных разновременных посещениях. Нижний культурный слой относится ко времени около 14,5 тысяч лет назад, верхний — 12,5–12 тысяч лет назад.

Культурный слой — это горизонт залегания культурных находок с различными антропогенными остатками. Нижний культурный слой Юдиновской стоянки залегает на глубине от 2 до 3 метров от современной дневной поверхности.


Как древние люди строили жилища из костей мамонтов

На территории Юдинова нашли пять жилищ аносовско-мезинского типа — это конструкции округлой формы из костей мамонтов. Подобные объекты ранее были обнаружены на стоянках Мезин и Аносовка 2. Жилищами их, правда, называют в известной мере условно, потому что до конца непонятно, как люди их использовали.


Реконструкция положения черепа мамонта, использованного для сооружения «жилища» на Юдиновской палеолитиеской стоянке

Эти конструкции имеют особенности. При их сооружении делали небольшое углубление, вокруг которого определенным образом вкапывали черепа мамонтов, помещая их альвеолами вниз и лобными частями в центр круга. Пространство между черепами заполняли другими костями – крупными трубчатыми, ребрами, лопатками, челюстями, позвонками. Скорее всего, кости скрепляли супесью. В диаметре такая конструкция могла иметь от 2 до 5 метров.

В «жилищах» часто обнаруживают разного рода поделки и украшения из бивня мамонта, многочисленные ракушки с отверстиями для подвешивания, часть из которых происходит с побережья Черного моря. Зачастую предметы находят внутри самой конструкции. Например, в альвеоле одного из черепов мамонта археологи нашли охру, между зубами другого вертикально установленного черепа — крупную орнаментированную пронизку из небольшого молочного бивня мамонтенка.


Геннадий Хлопачев, заведующий отделом археологии МАЭ РАН:


— Положение находки исключает возможность того, что она могла оказаться между зубов черепа мамонта случайно. Ее положили специально. Значительная часть найденных на Юдиновской стоянке предметов искусства, орудий с богатым орнаментом происходит именно из раскопок таких конструкций. Возможно, люди использовали эти конструкции в качестве жилищ, а возможно они имели ритуальный характер, где приносили «дары».


Что мы знаем о хозяйстве охотников на мамонтов

Кроме жилищ, на территории Юдиновского поселения располагались хозяйственные ямы. Одни из них использовались для хранения мяса, другие — для утилизации отходов. Мясные ямы копали до вечной мерзлоты, внутрь укладывали мясо животных, а сверху придавливали лопатками и бивнями мамонтов. Археологи различают такие хранилища и ямы по особому набору костей, найденных в них. Это останки многих видов животных: мамонтов, волков, овцебыков, песцов и различных птиц.


Геннадий Хлопачев, заведующий отделом археологии МАЭ РАН:


— Есть научное понятие «фаунистический мамонтовый комплекс»: это костные остатки мамонта и сосуществовавших одновременно с ним других животных позднего плейстоцена. Около 12-10 тысяч лет назад климат в восточной Европе изменился, ледниковый период закончился, наступило потепление, мамонты вымерли. Вместе с ними исчезла и культура охотников на мамонтов. Объектами охоты стали другие животные, и, как следствие, изменился тип хозяйства.

Найденные на Юдиновском поселении останки животных не просто рассказывают о том, на каких животных охотился древний человек, но позволяют с высокой точностью определить, в какие сезоны люди обитали на этой стоянке. Изучение костных остатков молодых особей животных, а также костей перелетных птиц позволяет с точностью до месяца, а порой до недели установить, когда они были добыты охотниками.


Оружие, орудия и изделия древнего человека

На Юдиновской стоянке найдено большое количество орудий труда и предметов вооружения. Мотыги, бивневые скребки, костяные ножи, молотки часто были украшены сложными геометрическими орнаментами. На Юдиновской стоянке был широко распространен орнамент, имитирующий шкуру змеи.


Бивневый наконечник с кремневыми вкладышами, найденный на стоянке Юдиново в 2010 г. (раскопки Г.А. Хлопачева)

Считается, что уже в верхнем палеолите был изобретен лук. Для охоты использовались наконечники и дротики из бивня мамонта. Часто их оснащали кремневыми вкладышами: пластинками из кремня с затупленным краем. Вкладыши, последовательно размещенные на поверхности наконечника, существенно усиливали его поражающие возможности.


Геннадий Хлопачев, заведующий отделом археологии МАЭ РАН:


— Использование вкладышей для изготовления орудий охоты стало революционным изобретением человека верхнего палеолита. Это позволило охотиться на таких крупных животных, как мамонты. В 2010 году на Юдиновском поселении была сделана уникальная находка бивневого наконечника, в котором сохранилось несколько кремневых вкладышей. На сегодняшний день с территории Европы присходит всего четыре подобных находки.

Кроме вооружения и предметов быта, на стоянках часто находят предметы, не имевшие утилитарного назначения. Это различные украшения: фибулы, подвески, диадемы, браслеты, ожерелья.

Для региона бассейна реки Десны неизвестны верхнепалеолитические погребения. За все время исследования Юдиновской стоянки был найден всего один фрагмент берцовой кости взрослого человека и три молочных зуба детей. Планируется, что эти останки могут быть использованы для выделения ДНК древнего человека, что позволит представить, как выглядили древние обитатели этого поселения.

Древние охотники, современные мясники: Шёнинген 13II — 4, место бойни, датируемое нижним палеолитом северо-западной Европы

Древние охотники, современные мясники: Шёнинген 13II — 4, место бойни, датируемое нижним палеолитом северо-западной Европы | Научные публикации
Воормолен, Б.(2008)

Древние охотники, современные мясники: Шёнинген 13II–4, место бойни, датируемое нижним палеолитом северо-западной Европы

г.
Докторская диссертация
Кандидатская диссертация «Древние охотники, современные мясники» представляет собой первое подробное исследование костного материала, найденного вместе с великолепно сохранившимися деревянными копьями на стоянке нижнего палеолита Шёнинген 13II-4 в Германии.Анализ большого образца костных останков из этого места показал, что данные очень важны для споров об охоте и сборе мусора в палеолитической археологии. Превосходная сохранность костного материала способствовала тщательному документированию следов бойни и реконструкции образа жизни ранних гоминидов на этом месте. Автор утверждает, что Шёнинген 13II-4 представляет собой место нижнего палеолита, где убивали и убивали лошадей, особенно лошадей, которые были убиты и забиты для получения различных продуктов животного происхождения.Результаты этого исследования серьезно ставят под сомнение обоснованность моделей маргинального, более падающего, как жизнеобеспечение гоминидов нижнего палеолита.
Все авторы
Воормолен, Б.
Супервайзер
Робрукс, Дж.В.М.
Соруководитель
Колфшотен, М. ван
Квалификация
Доктор (доктор)
Награждающее учреждение
Факультет археологии, Лейденский университет
Дата
19 марта 2008 г.
ISBN
97890

303

Юридическая информация
Суд
LEI Университет Лейдена
Археологи обнаружили, что

древних охотников оставались в замерзшей Северной Европе, а не мигрировали в более теплые районы, как показывают данные из костей песца — ScienceDaily

Древние охотники оставались в самой холодной части Северной Европы, а не мигрировали, спасаясь от морозных зимних условий.

Судя по костям песцов, жившие около 27 500 лет назад, они убивали мелкую добычу на негостеприимных равнинах Северной Европы в зимние месяцы последнего ледникового периода.

Исследователи не обнаружили следов жилищ, предполагая, что люди останавливались только на короткое время или жили в палатках в раскопанном районе Краков-Спадзиста на юге Польши — одном из крупнейших стоянок верхнего палеолита в Центральной Европе. До сих пор было неясно, уходят ли люди в другое место каждую зиму, чтобы избежать сильных холодов.

Доктор Александр Прайор из Университета Эксетера, который руководил исследованием, сказал: «Наше исследование показывает, что холодный суровый зимний климат последнего ледникового периода не был препятствием для деятельности человека в этом районе. когда убивать свою добычу».

Жители Кракова Спадзиста около 27 500 лет назад убили и разделали большое количество шерстистых мамонтов и песцов на этом месте. Впервые исследовательская группа смогла восстановить детали того, как лисы передвигались по ландшафту перед смертью, а также в какое время года они умерли, анализируя внутреннюю химию и структуры роста их зубной эмали и корни.

Анализ зубов четырех из 29 добытых лисиц показывает, что каждая из них родилась и выросла в другом месте и мигрировала в этот регион на десятки или сотни километров, прежде чем была убита охотниками — петлями, завалами или другими ловушками. методы — как для их толстых теплых мехов, так и для мяса и жира в пищу. Туши были доставлены обратно на место, где их освежевали и разделали.

Анализ зубного цемента по крайней мере 10 особей лисицы показывает, что большинство из них были убиты в период с конца зимы по конец весны, скорее всего, в конце зимы.Возраст лисиц варьировался от полувзрослых до очень старых.

В исследовании, опубликованном в журнале Journal of Archaeological Science: Reports , также участвовали Сильвия Поспула, Петр Войтал, Нина Ковалик и Ярослав Вильчинский из Польской академии наук и Тереза ​​Неснидалова из Эксетерского университета.

Около 2400 костей песца было найдено примерно в 30 м к югу от огромного скопления костей более чем 100 особей шерстистых мамонтов, которые преобладают в этом месте, в районе, используемом для производства каменных орудий труда и обработки более мелких животных.

Исследование предполагает, что песцы колонизировали этот район, потому что они перемещались на большие расстояния сезон за сезоном, что они делают и сегодня, чтобы найти пищу.

Д-р Прайор сказал: «Песцы снабжали палеолитических охотников и пищей, и шкурами, их меховые шубы достигали полной длины примерно в начале декабря; этот зимний мех обычно начинает линять ранней весной. Они также откладывают значительные запасы жира в организме в зависимости от сезона. максимальны с поздней осени в течение всего зимнего сезона и не начинают серьезно истощаться до ранней весны.Охотники, скорее всего, охотились на лисиц в конце зимнего периода — до начала выпадения меха и потери важных запасов жира.

«Большое количество лисьих останков, найденных в этом месте, предполагает, что то, что происходило, было преднамеренной, организованной стратегией добычи, а не просто случайной охотой.»

Анализ зубов позволяет предположить, что охотники занимались крупномасштабной зимней охотой на одиночных песцов, которые широко расселились по ландшафту. Это место использовалось в качестве базового лагеря для посещений для обслуживания линий ловли и обработки шкур.

Краков Спадзиста был одним из самых северных мест в Центральной Европе в позднем граветте, когда большая часть северных равнин уже была заброшена. Среднегодовая температура была от -1,0 ° C до +4,3 ° C.

Источник истории:

Материалы предоставлены Университетом Эксетера . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

женщин были успешными охотниками на крупную дичь, бросив вызов представлениям о древних гендерных ролях

Археологические данные из Перу показали, что некоторые древние охотники на крупную дичь на самом деле были женщинами, что ставит под сомнение то, что, по словам научного писателя Джеймса Гормана, было «одним из наиболее широко распространенных постулатов о древних охотниках и собирателях — что мужчины охотились, а женщины собирали.

«Человек-охотник» — это рассказ о происхождении человека, разработанный антропологами начала 20-го века, вооружёнными своим воображением и несколькими окаменелостями. Они рассматривали охоту, осуществляемую мужчинами, как основную движущую силу человеческой эволюции, наделившую наших ранних предков прямохождением, большими мозгами, инструментами и жаждой насилия. В этом повествовании охота также породила нуклеарную семью, поскольку женщины ждали дома мужчин, чтобы принести домой мясо.

Отчет France24 о находках в Перу.

Как антрополог, изучающий общества охотников и собирателей, я был взволнован обнаружением женских скелетов, захороненных вместе с атрибутами охоты на крупную дичь, что поднимает важные вопросы о древних гендерных ролях. Но я нашел, что большая часть освещения в СМИ, которое она произвела, была разочаровывающе неточна. В ответ на находку журналист Аннали Ньюитц написала: «По прозвищу «мужчина-охотник», это представление о том, что у мужчин и женщин в древних обществах были строго определенные роли: мужчины охотились, а женщины собирали.Теперь эта теория может рухнуть».

На самом деле, эта теория умерла заслуженной смертью десятки лет назад.

Охотничье происхождение

В 1966 году 75 антропологов (70 из которых были мужчинами) провели симпозиум под названием «Человек-охотник» в Чикагском университете, чтобы ответить на один из главных вопросов человечества: как люди жили до земледелия? Исследователи жили и изучали современные популяции охотников и собирателей по всему миру, от джунглей до тундры.

Именно там, в Чикаго, реальные данные столкнулись с мифом о Человеке-Охотнике. Исследователи показали, что женщины работали так же усердно, как и мужчины, а растительная пища, собранная женщинами, имела решающее значение в рационе охотников-собирателей. Модели передвижения охотников-собирателей определялись различными экологическими факторами, а не только дичью. И многие охотники-собиратели были вполне миролюбивы и эгалитарны. В конце концов, охота не была единственным двигателем или объединяющей теорией эволюции человека.

К концу 1970-х годов, когда антропологи провели дальнейшие исследования охотников-собирателей и обратили внимание на вопросы пола, миф о Человеке-Охотнике впал в немилость.

Обновление убеждений

Несмотря на это, последующие исследования подтвердили простое разделение труда среди охотников и собирателей: мужчины в основном охотятся, а женщины в основном собирают. Когда антрополог Кэрол Эмбер обследовала 179 обществ, она обнаружила только 13, в которых женщины участвовали в охоте.

Но было бы ошибкой смешивать стереотип «большинство охотников — мужчины» среди охотников-собирателей с мифом о Человеке-Охотнике. Этот миф родился из предположений, а не из тщательных эмпирических исследований.

За десятилетия полевых исследований антропологи разработали более гибкий и емкий взгляд на человеческий труд. Согласно этой точке зрения, женщины биологически не обязаны заниматься собирательством, а мужчины — охотой. Фактически, к середине 1980-х годов появилось несколько сообщений об охоте женщин в обществах собирателей.

В этом контексте древние женщины-охотницы являются ожиданием, а не сюрпризом. И акцент на «Мужчине-охотнике» отвлекает от более важного вопроса о том, как можно устроить общество с женщинами-охотниками на крупную дичь.В конце концов, женщины прекрасно умеют охотиться, но в большинстве обществ охотников-собирателей они делают это нечасто.

Охота и уход за детьми

Одно известное объяснение, разработанное в 1970 году антропологом-феминисткой Джудит Браун, состоит в том, что требования охоты противоречат требованиям ухода за детьми. Это было подтверждено в недавнем обзоре женской охоты, в котором рассматривались традиционные общества по всему миру; авторы обнаружили, что беременные или кормящие женщины редко охотятся, а те, у кого есть иждивенцы, охотятся только тогда, когда есть возможность позаботиться о детях или богатые охотничьи угодья находятся недалеко от лагеря.

Эти ограничения играют роль в формировании предпочтений в отношении риска. У охотников-собирателей мужская охота сопряжена с риском, а значит, с высокой вероятностью неудачи. Мужчины, как правило, охотятся в одиночку или небольшими группами и нацеливаются на крупную дичь с помощью стрелкового оружия, что часто требует быстрых путешествий на большие расстояния. Напротив, женщины предпочитают охотиться группами и сосредотачиваются на более мелкой и легкой добыче ближе к лагерям, часто с помощью собак.

Женщины часто играют решающую роль в успехе других на охоте, будь то материально-техническое или ритуальное содействие.Мужья и жены иногда работают вместе; в этих случаях женщины могут помочь поймать животное, затем забить его до смерти и отнести мясо домой. А в крупных охотничьих обществах женщины оказывают поддержку охотникам, производя одежду, оружие и транспортное оборудование. Они также могут участвовать в охоте напрямую, обнаруживая, затем окружая и направляя дичь к месту убийства, как это наблюдается у охотников на северных оленей в высоких широтах и ​​охотников на бизонов на равнинах. Как предполагают авторы новой статьи, вероятно, именно так перуанские женщины-охотницы убивали дичь.

Обновленные взгляды на сбор растений дают представление о том, почему женщины могут вообще отказаться от охоты. Никто не сомневался, что охота — это сложно, но ранние антропологи часто считали, что собирательство женщин — это просто и легко. Это оказывается неправильным. Подобно охоте, собирательство требует обширных экологических знаний и навыков, которые приобретаются и развиваются в обществе на протяжении всей жизни.

В результате охотники-собиратели сталкиваются с трудным выбором, как разделить тяжелую работу в течение 24-часового рабочего дня.В этом контексте экономические соображения показывают, что специализация выгодна: скромные сравнительные преимущества — скорость и сила, а также несовместимость, связанная с заботой о детях, — могут привести к разделению труда, которое увеличит общее потребление пищи группой. С этой точки зрения решение женщин охотиться меньше, чем мужчин, может быть рациональным решением о распределении усилий.

Народ батек

Многие считают, что, не охотясь, женщины низводятся до более низкого статуса. Но так ли это?

Я провожу свою работу среди народа батек, охотников-собирателей из тропических лесов Малайзии, которые считаются одним из самых гендерно-эгалитарных обществ в мире.У них мало материального неравенства, они широко делятся едой, ненавидят насилие и подчеркивают индивидуальную автономию.

Когда в лагере рассвело, батекцы уходят далеко, обычно в одиночку, чтобы поохотиться на обезьян с духовыми трубками. Женщины собирают клубни или фрукты небольшими группами ближе к лагерю. Ничто не запрещает женщинам заниматься охотой, как это бывает у некоторых охотников-собирателей, где, например, запрещено прикасаться к охотничьему оружию. Женщины-батек иногда присоединяются к групповой охоте на бамбуковых крыс, но в остальном это редкость.Однако есть исключения. Некоторые девочки-подростки проявляют интерес к охоте с духовыми трубками, который переносится во взрослую жизнь.

Батекцы говорят, что такое разделение труда происходит из-за разницы в силе, несовместимости с заботой о детях и различиями в специализации знаний. Охота имеет большое культурное значение, но знания женщин о распределении растений имеют решающее значение для коллективных решений, таких как перенос лагеря. Батек считают себя кооперативной и взаимозависимой группой, в которой каждый человек вносит уникальный и важный вклад в достижение общей цели.

Девушки из охотничье-собирательского племени батек играют с духовыми трубками. (Кирк Эндикотт), Автор предоставил

Помимо Человека-Охотника

Вопреки новостям, археологические находки из Перу хорошо согласуются с современными знаниями о том, как и почему мужчины и женщины разделяют труд между охотниками и собирателями. И это имеет мало общего с мифом о Человеке-Охотнике.

Перуанские охотники-собиратели были специалистами по крупной дичи, которые использовали технологии метания копья, которые, вероятно, было относительно легко освоить.Это могло обеспечить более гибкое разделение труда и более широкое участие женщин в охоте, подобное тому, что мы наблюдаем сегодня среди некоторых охотников-собирателей.

Социальные последствия помимо этих фактов не ясны. Это потому, что роль человека в сборе пищи не имеет прямого отношения к статусу или динамике власти. Новые исследования по забытым темам, таким как детерминанты статуса женщин и рискованное экономическое поведение в традиционных обществах, обещают пролить свет на этот вопрос.Но, как показывает случай с народом батек, в освобожденном обществе равных статус и власть не имеют ничего общего с тем, кто приносит мясо.

В Перу обнаружено древнее захоронение свирепой охотницы (и ее оружия)

Бесшумно передвигаясь по дикой местности Андских гор древние охотники-собиратели выслеживали стадо викуний. Охотники с легкостью бросали каменные снаряды, поражая некоторых зверей и заставляя остальных разбегаться. Викуньи, дикие предки альпак, пали, а опытные охотники — как самки, так и самцы — отправились исследовать их добычу.

Этот несколько гипотетический рассказ резко контрастирует с принятой историей таких охотников-собирателей: древние мужчины охотились на крупную дичь, а женщины собирали травы и растения. Но недавно обнаруженное захоронение женщины-охотницы возрастом 9000 лет и анализ других захоронений охотников позволяют предположить, что ранние женщины-охотники-собиратели в древней Америке охотились на крупную дичь так же, как и мужчины, согласно исследованию, опубликованному 4 в журнале Science Advances .

«Эти результаты как бы подчеркивают идею о том, что гендерные роли, которые мы считаем само собой разумеющимися в обществе сегодня — или которые многие считают само собой разумеющимися — могут быть не такими естественными, как некоторые могли подумать», — сказал ведущий автор Рэнди Хаас, помощник. профессор антропологии Калифорнийского университета в Дэвисе.

Связанный: На изображениях: древний европейский охотник-собиратель

сотни древних каменных орудий, разбросанных поблизости. Пять лет спустя, получив финансирование и в сотрудничестве с местными жителями, Хаас и его команда начали раскопки на участке, который стал известен как Виламая Патжа.

В 2018 году исследователи обнаружили шесть человеческих захоронений в Wilamaya Patjxa (позже в 2019 году они обнаружили еще больше). В двух из шести погребений также были найдены орудия охоты, но одно из них было особенно интересным.

В шестом захоронении, возраст которого составляет около 9000 лет, «мы начали обнаруживать этот действительно богатый набор артефактов», включая набор охотничьих инструментов с наконечниками для метательных снарядов и отщепами, сказал Хаас Live Science. Считается, что захоронение принадлежит охотнику-собирателю, который, на основании изучения развития зубов, умер в возрасте от 17 до 19 лет.По мере того как раскопки продолжались, «люди начали рассуждать: «Вау, он, должно быть, был великим охотником, действительно важным человеком в обществе», — сказал Хаас.

Исследователи ведут раскопки на участке Виламая Патжа в Перу. (Изображение предоставлено Рэндаллом Хаасом)

Предвзятость, окрашивающая историю

Джеймс Уотсон, адъюнкт-профессор антропологии Аризонского университета и соавтор исследования, первым предположил, что это вовсе не мужчина. Уотсон исследовал кости охотников-собирателей и сказал, что, поскольку они были меньше по сравнению с другими, найденными в этом регионе, скелет мог принадлежать женщине.Действительно, подробный анализ белка в зубах молодого охотника-собирателя подтвердил, что это была женщина.

Но затем Хаас и его команда начали задаваться вопросом: является ли это единственной женщиной-охотницей или она является частью более крупной модели поведения древних американцев? Чтобы выяснить это, они просмотрели литературу в поисках сообщений о других захоронениях охотников-собирателей позднего плейстоцена (который закончился около 11 700 лет назад) и начала голоцена (который начался примерно от 12 000 до 11 500 лет назад).)

Команда идентифицировала 429 скелетов из 107 древних захоронений по всей Америке; 27 из этих особей — 11 женщин (включая недавно обнаруженную самку) и 15 мужчин — были похоронены с орудиями охоты на крупную дичь. Дальнейший статистический анализ показал, что от 30% до 50% охотников в этих популяциях были женщинами. «Мы видим, что женские и мужские захоронения с одинаковой вероятностью связаны с орудиями охоты на крупную дичь», — сказал Хаас.

Связанный: Фотографии: скелет человека проливает свет на первых американцев(Изображение предоставлено Рэндаллом Хаасом)

«Авторы приводят убедительный аргумент в пользу того, что рассматриваемый женский скелет, вероятно, был охотником на крупную дичь, и что такая находка не является чем-то необычным для коренных народов», — сказала Марин Пиллоуд, доцент Департамент антропологии Университета Невады в Рино, который не участвовал в исследовании. «Если бы те же самые артефакты были связаны со скелетом мужчины, не было бы никаких сомнений в том, что этот человек был охотником».

Во многих культурах не было — и до сих пор нет — гендерной бинарности, «которая доминирует в нашей современной западной культуре», — сказал Пиллауд в интервью Live Science.«Когда мы отступим от наших собственных гендерных предубеждений, сможем ли мы исследовать данные более тонкими способами, которые, вероятно, будут более точными с культурной точки зрения».

Неясно, регулярно ли женщины-охотники-собиратели в других частях мира также участвовали в охоте, но вполне возможно обнаружить подобные находки в других местах, сказала она. Было бы интересно посмотреть, как диета этой самки сравнивается с рационом других самок на этом сайте или на аналогичных сайтах, чтобы определить, ела ли она продукты, более похожие на других самцов или других самок, добавила она.

«Это исследование должно помочь убедить людей в том, что женщины участвовали в охоте на крупную дичь», — сказала Кэтлин Стерлинг, адъюнкт-профессор антропологии Бингемтонского университета в Нью-Йорке, которая также не участвовала в исследовании.

На самом деле, методы, используемые для охоты, и размер социальных групп в то время «означают, что мы должны были предполагать это все время, поскольку большинство детей старшего возраста и взрослых должны были бы перегонять стада со скал или в ловушки». , или стрелять снарядами по стадам, движущимся в том же направлении», — сказал Стерлинг Live Science.

Возраст, вероятно, был более важным, чем пол, когда речь шла о том, кто охотится в этих обществах, но «наши гендерные нормы настолько сильны, что не все будут убеждены», — сказала она.

Тем не менее, если человека хоронят с охотничьими инструментами, это не обязательно означает, что этот человек был охотником, это просто означает, что их общество сочло уместным хоронить предметы вместе с ними, сказал Стерлинг. Но когда в мужских захоронениях находят охотничьи орудия, их обычно принимают за охотников.Поэтому «мы должны сделать такое же предположение об охотничьих инструментах, захороненных вместе с женщинами, если только у нас нет веских оснований утверждать обратное», — добавила она.

Первоначально опубликовано на Live Science.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.