Что такое карамультук – Карамультук и джезайл: грозное оружие племён

Содержание

Карамультук и джезайл: грозное оружие племён

Слово «карамультук» происходит от тюркских слов «кара» — черный и «мылтык» — винтовка, ружьё. Именно поэтому вторым название этого оружия является «карамыльтык».

«Черное ружье» было широко распространено и на Кавказе, и в Азии.

Наспех сделанный «самопал» или особый вид огнестрельного оружия?

Обычно, произнося: «карамультук», говоривший имеет в виду какое-то обшарпанное ружьишко или никудышную винтовку. Это слово получило известность после выхода романа Георгия Павловича Тушкана «Джура». Впоследствии его книга была экранизирована и способствовала популяризации ранее малоизвестного в СССР названия специфического огнестрельного оружия. Речь идет о фильмах «Джура» (1940) и «Джура — охотник из Мин-Архара» (1987).

Справедливости ради отмечу: действительно, в большинстве случаев карамультук представлял собой простую длинноствольную винтовку. Но ее не всегда делали наспех, из того, что было под рукой.

Говорят, что стволы этих винтовок изготавливались следующим способом: в кузне выковывался прут с шестигранным сечением по размеру калибра. Вначале он подвергался калибровке, после чего по концам зажимался воротками. Двое человек скручивали его вдоль продольной оси. Нюанс упомянутой операции был в том, что в конце комбинации по скручиванию и одновременно растягиванию получался абсолютно ровный витой прут. После чего его проковывали и навивали железную полосу. Такие манипуляции позволяли, удалив прут, получить идеальный ствол с полигональными нарезами. Что важно: все это выполнялось без особо сложного труда.

Следует заметить, что азиатское оружие, в том числе огнестрельное, прошло свой путь эволюции. Год за годом европейцы придумывали и усовершенствовали мушкеты, фузеи. Азиаты развивали свое видение того, каким должно быть ружье. При этом и европейские, и азиатские образцы имели как сильные, так и слабые стороны.

Джезайл

Трансформированное из довольно примитивного карамультука ружье под названием джезайл можно смело назвать произведением искусства. По своему предназначению это было довольно успешное орудие, просто незаменимое во время гражданской войны благодаря дальности и прицельности стрельбы.

Во время британской военной кампании в Афганистане упомянутое оружие сыграло не последнюю роль в борьбе афганских племен с регулярной армией одной из самых развитых стран Европы. К слову, легендарный персонаж известного романа Артура Конан Дойла доктор Ватсон получил ранение именно из джезайла.

Изгиб в стиле змеи, устрашающий внешний вид и хорошие огневые характеристики в свое время помогли афганским пуштунам вытеснить британцев и дожить вплоть до боевых действий с советскими войсками.

Карамультуки и близкие ему джезайлы в свое время были, по сути, весьма эффективными мушкетами. Британцы, испытавшие на себе первыми из европейцев силу огня этого оружия, уж точно не назвали бы его смешным и нелепым.

Впрочем, любой джезайл – это не только функциональное огнестрельное оружие, но и предмет стиля. Для них характерна эстетичность, изящность. Можно встретить действительно шедевры искусства. Приклад обычно был экзотичной формы (изогнутый), с племенными украшениями.

Для чего делался изгиб, сказать однозначно сегодня нельзя. Кто-то полагает, что это позволяло лучше держать оружие, обладающее большой отдачей.

Другие такое мнение оспаривают. В качестве аргументов приводят тот факт, что подобное приспособление не помогает избежать отдачи, а вот риск обжечь лицо от вспышки пороха при выстреле из фитильного ружья — увеличивалась.

Более вероятно, что изгиб приклада — просто декорация. Скорее всего, так люди выражали свое представление о красоте оружия, а также подчеркивали свой статус. Британцы, воевавшие в Афганистане, рассказывали, что видели джезайлы, чьи приклады были украшены человеческими зубами. Однако весь этот декор и погоня за оформлением внешнего вида ничуть не мешали делать джезайл из того, что было под рукой…

В целом джезайлы и карамультуки активно использовались в XIX веке и даже начале XX во всех исламских странах вплоть до Индии.

Главной отличительной чертой таких ружей была их длина. Обычно карамультук мог достигать в высоту до 175 см (рост не самого низкого мужчины). Встречались джезайлы, которые были длиннее стрелка.

Подобное оружие европейцы никогда не производили. Исключение составляли единичные работы некоторых мастеров. Также типичные джезайлы или карамультуки были гораздо больше по калибру чем оружие европейских пехотинцев.

Война британцев в Афганистане

Исключительная длина и мощь карамультуков сочетались с высокой точностью при ведении огня. В свою эпоху они были самыми грозными дальнобойными ружьями с высокой пробивной способностью.

Традиционно европейцы воевали на равнинной местности. Там мушкеты были незаменимым оружием. А вот в горах, где приходилось воевать британским солдатам во время афганской войны, они были малоэффективны. В свою очередь, карамультуки прицельно били издали.

Пуштуны вели огонь из укрытий, прячась в ущельях гор. Они изматывали врага, который просто не имел возможности дать адекватного ответа. Помогала только артиллерия.

К примеру, стандартный британский мушкет Brown Bess был опасен на расстоянии 150 метров, в то время как карамультук эффективно мог поразить цель на расстоянии до 250 метров. И это с учетом того, что карамультуки – варварское оружие, не имеющее таких технических характеристик, как европейские мушкеты.

Чем отличается джезайл от карамультука?

Если в названии «карамультук» присутствует понятие «черное» (без каких-либо украшений), то джезайл – подобное по функционалу оружие, однако, имеющее индивидуальное оформление.

Джезайлы оказались в строю даже во время советско-афганской войны. В середине XX века пуштуны продолжали пользоваться оружием, технологически застрявшим в XVII веке. Вполне исправно работающие джезайлы и в наше время можно увидеть где-то в Африке. Сейчас это оружие используют охотники. Трудно даже предположить, сколько лет на самом деле их кремневым мушкетам.

Сравнительно недавно, в одних местах до 30-х, в других — до конца 50-х годов прошлого века, в Тибете и примыкающих к нему областях (Памире, Гиндукуше, Каракоруме, Гималаях) были распространены винтовки фитильного типа, отличающиеся длинными стволами. Их называли карамултуками.

Таким образом, во всех случаях, когда говорят о «черных ружьях», применяемых в разных странах, речь идет об одном и том же типе огнестрельного оружия. По форме и конструкции такое ружьё характерно для вооружения народов Кавказа, Средней Азии, Турции и Балкан.

Оружие подобного типа турки, как ни странно, называли арнаутами, как в своё время называли самих албанцев. Особо славились особым умением изготавливать очень длинные стволы в ружьях арабы.

Карамультук и джезайл: грозное оружие племён

Эпилог

Подводя итог, заметим, что главным в карамультуке или джезайле была простота его изготовления (если не считать украшений на джезайле), а также мощность, помноженная на дальность ведения прицельного огня. Отсутствие сложных инженерных решений в конструкции этого оружия была только плюсом в условиях его применения и остается таковой до сих пор.

topwar.ru

Карамультук и джезайл — самые экзотичные и опасные мушкеты

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Пока европейский мир изобретал новые мушкеты, фузеи и прочее огнестрельное оружие, которое выглядит для нас знакомым, восточные ружья прожили свою собственную эволюцию. Ее вершиной стал джезайл, который не имел аналогов у европейцев и стал идеальным инструментом партизанской войны. Изогнутый как ядовитый хищник и стреляющий гораздо дальше английских винтовок, он помог племенам Афганистана победить Британию и дожил до войны с Советским Союзом. Доктор Ватсон из рассказов Конан Дойла был ранен именно из джезайла.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Вы наверняка слышали слово «карамультук». Обычно им обозначают какое-то старое оружие, место которого на свалке, или же любой нелепый и самопальный огнестрел, сделанный умельцами из хлама.

Карамультук и современный самопал

Карамультук и близкий ему джезайл — это конкретный и некогда очень эффективный вид мушкетов. Британские имперские войска вряд ли посчитали бы такие ружья в руках врага «нелепыми» или забавными.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Но главное: джезайлы обладают своим собственным узнаваемым стилем. Они эстетичны и изящны, многие из них — настоящие произведения искусства.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Впрочем, это не мешало им быть сделанными по дикарскому принципу «трофейные технологии плюс смекалка».

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Эти мушкеты были распространены в XIX и даже XX веках почти по всему исламскому миру: от Марокко до Афганистана и даже в северной Индии.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Отличительная черта джезайла — размер. Такие ружья достигали высоты человеческого роста. Типичный джезайл мог быть длиннее собственного стрелка.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Ничего подобного в Европе почти никогда не делали. Разве что за редкими исключениями в виде экспериментов отдельных мастеров.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Типичный джезайл или карамультук был еще и большего калибра, да и ощутимо мощнее обычного пехотного европейского оружия.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Джезайл обладает узнаваемыми формами, из-за которых его трудно спутать с иными ружьями. Кроме длины его выдает изящная и экзотичная форма приклада, а также племенные украшения

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

В чем смысл такого изгиба сейчас сказать трудно. Считается, что такое углубление делалось для того, чтобы жестче держать оружие с сильной отдачей, а стрелять из такой пушки было легче.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Однако такая идея оспаривается: какого-то особого преимущества изгиб не дает, зато увеличивает шансы, что порох обожжет лицо или даже повредит глаза стрелка.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Так что, скорее всего, изгиб, которым может похвастаться джезайл или карамультук, — исключительно декоративный и связан с дикарским представлением о красоте оружия.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Благодаря своей исключительной длине и мощи, джезайлы были очень точными для своего времени. Вместе с дальнобойностью и пробивной способностью это делало их кошмаром британских войск.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

На равнине, где привыкли воевать европейцы, у восточных мушкетов не было почти никакого преимущества. Но в горах они превращались в лучшее возможное оружие партизанской войны.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Стреляя из засад в ущельях, афганские пуштуны могли изматывать силы врага, которые даже не могли дать адекватный ответ (разве что, с помощью артиллерии)

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Дальность стрельбы стандартной британского мушкета, Brown Bess, была около 150 метров. Джезайл был эффективен даже на расстоянии 250 метров.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Британский мушкет Brown Bess

При этом с технической точки зрения ружья афганцев можно назвать варварскими. Они использовали либо примитивнейшие фитильные механизмы, либо европейские кремневые, снятые все с тех же трофейных «Коричневых Беcc»

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Украшения были непременным атрибутом джезайла. Каждый воин старался придать оружию парадный вид. Британские солдаты сообщали даже о ружьях, украшенных человеческими зубами.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

В этом и есть ключевое отличие джезайла и карамультука: карамультук, обычно, оставался «ненаряженным» и простым.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Карамультук — тюркское название и означает «черное» (то есть «неукрашенное») ружье. Проще говоря, это — тот же джезайл, но без излишеств и характерный не для пуштунов или арабов, а для узбеков и казахов.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Джезайлы оказались в строю даже во время Советско-Афганской войны. В середине XX века пуштуны продолжали пользоваться оружием, технологически застрявшим в XVII веке.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

Рабочие джезайлы можно до сих пор отыскать в Экваториальной Африке, где ими пользуются охотники. Даже трудно представить, сколько столетий может быть этим кремневым мушкетам.

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

И напоследок, самые шикарные кадры. У арабов есть просто восхитительный и в прямом смысле взрывной танец с джезайлами:

джезайл карамультук мушкет история оружия фитильные ружья старинные ружья экзотическое огнестрельное оружие отвратительные мужики disgusting men

По ходу танца любители этого развлечения подпрыгивают изо всех сил и выстреливают себе под ноги.

Разумеется, пули в мушкеты для такого танца не заряжают. Хотя, кто может знать это наверняка и как оно было изначально?

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

disgustingmen.com

карамультук — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. карамульту́к карамульту́ки
Р. карамульту́ка карамульту́ков
Д. карамульту́ку карамульту́кам
В. карамульту́к карамульту́ки
Тв. карамульту́ком карамульту́ками
Пр. карамульту́ке карамульту́ках

ка-ра-муль-ту́к

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. истор. старинное длинноствольное ружьё, заряжаемое с дула ◆ В Центральную Азию, на Иссык-Куль, его привела твердая уверенность в том, что в этих заповедных краях мало что изменилось со стародавних времен и что по Великому шелковому пути нет-нет да идут верблюжьи караваны: бренчат колокольчики, разбойники с большой дороги засыпают порох на полки своих инкрустированных перламутром карамультуков… Давид Маркиш, «Убить Марко Поло», 2003 г. // «Октябрь» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ У старого охотника Кенжебая из Абшир-Сая он увидел настоящий киргизский карамультук — кремневое ружьё со всеми припасами и снаряжением. Даже дыхание захватило — XVII век, не позже. Л. Б. Дядюченко, «Сель», 1989 г.
Синонимы[править]
  1. мультук, частич.: пищаль
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. ружьё
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от «кара» (тюрк.) — «черный» и «мультук» или «мылтык» (тюрк.) — «ружье», «винтовка». В отношении «кара» существует две версии. Первая, что название произошло от черного пороха, которым заряжалось ружье. Вторая: что подразумевалось не украшенное, грубое оружие.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

Цепные карамультуки

Великая оружейная революция XIX века, вызванная изобретением капсюля, привела к появлению многих вполне удачных и широко распространенных типов огнестрельного оружия, таких как револьвер, казнозарядная винтовка или митральеза. Но наряду с этим изобретательские умы порой рождали удивительные химеры, оставшиеся в единичных экземплярах как памятники оригинальности фантазии их авторов.

Одна из них — «цепные» пистолеты и ружья. Назвать их питание ленточным, на мой взгляд, не совсем правильно, поскольку заряды в этом оружии размещались не в съемной ленте, а в тяжелой замкнутой в кольцо цепи, представлявшей собой неотъемлемую часть конструкции. Причем каждое звено цепи являлось не просто ячейкой для патрона, а патронником, в котором происходил выстрел. Поэтому звенья представляли собой массивные стальные цилиндры с толщиной стенок в несколько миллиметров.

Первым подобное оружие предложил английский оружейник по фамилии Триби (Treeby), запатентовавший в 1855 году свое «цепное ружье».

Это ружье калибром 0,54 дюйма (примерно 13 мм) еще не предназначалось для стрельбы унитарными патронами, которые тогда только начинали входить в употребление. Стрелок сам засыпал в зарядные каморы отмеренные дозы пороха, вставлял пыжи и пули, а сзади — надевал капсюли на запальные трубки.
Курок взводился вручную, прокрутка цепи осуществлялась поворотом рукоятки, навинченной на ствол. Цепь состояла из 14 звеньев-патронников, то есть ружье было 14-зарядным. Кое-где встречаются упоминания о том, что существовал и 30-зарядный вариант ружья Триби с более длинной «цепочкой», но он не сохранился.

Триби предложил свое ружье британской армии, но военные сочли его слишком тяжелым и неудобным, а вдобавок — чрезмерно дорогим и сложным. Индивидуальных заказчиков это изделие также не заинтересовало. Судя по всему, оно было сделано лишь в нескольких экземплярах, из которых до наших дней дожили два: один хранится в музее города Хэмпшира, а другой — в частной коллекции.

Через 11 лет американец Генри Джосселин (Henry Josselyn) вернулся к идее Триби. В 1866 году он запатентовал в США еще более курьезную конструкцию — пистолет с зарядной цепью из двадцати звеньев. Хотя пистолет уже был рассчитан под унитарные патроны, звенья цепи, как и у Триби, являлись патронниками. Вот патентный чертеж и старинная фотография оружия Джосселина, почему-то названного револьвером.
На чертеже видно, что в нем использовались малокалиберные патроны кольцевого боя и что прокрутка цепи была синхронизирована со взводом курка.

Цепные карамультуки

На этой современной фотографии единственного сохранившегося до наших времен пистолета Джосселина (а может, и вообще — единственного изготовленного) хорошо видно, насколько неудобно это оружие с болтающейся под стволом длинной цепью, которая, по моим прикидкам, весит не менее полутора килограммов. Неудивительно, что покупателей на него не нашлось, а оружейные фабриканты, которым Джосселин предлагал свое изобретение, указывали ему на дверь.

Удивительно другое: спустя более полувека в СССР у Джосселина нашелся последователь, соорудивший пистолет по аналогичной схеме, но с цепью не на 20, а на 36 патронов! К сожалению, никаких данных об этом «Кулибине» мне найти не удалось, кроме того, что его произведение хранится в Тульском оружейном музее. На пояснительной табличке значится, что это опытный образец пистолета с ленточным питанием, сделанный в 1920-е годы. Ни фамилия автора, ни обстоятельства появления на свет самого многозарядного в мире образца «цепного» оружия не указаны.
Быть может, кто-нибудь из более продвинутых, чем я, любителей старинного огнестрела сможет рассказать поподробнее об этом забавном монстрике?

Цепные карамультукиЦепные карамультукиЦепные карамультуки

topwar.ru

Трофейный карамультук — Охотники.ру

Со временем в охотничьей жизни все большее удовольствие приносит подготовка и завершение охоты, а не ее результат. Причем особенную радость доставляют посиделки в хорошей компании, когда начинаются рассказы об одной пуле на двух и даже трех кабанов, о выходе на медведя с рогатиной или о попытках пристукнуть зайца прикладом ружья, когда кончились патроны.

Фото автора.

Фото автора.

Как правило, персонажи подобных компаний одни и те же и очень точно отражены на картине Василия Перова «Охотники на привале».

Основные типажи — бывалый, заливала, скептик-всезнайка, старый егерь (на картине отсутствует) и благодарные слушатели.

Однажды, отмечая очередной выход в компании старых приятелей, хозяин застолья, сделавший удачный выстрел, заявил:

— В следующий раз пойду с этим! — и вытащил из сейфа старинное оружие.

— Вот так карамультук! — восхитился один из гостей.

— Какой карамультук?! — обиженно воскликнул хозяин. — Это же украшенное оружие!

На некоторое время предмет был забыт, и завязалась жаркая дискуссия об этимологии слова «карамультук». Дословный перевод с тюркского — черное ружье, но в некоторых диалектах слово означает фитильное ружье.

Википедия выдает версию, на которую и ссылался владелец: «Карамультук — это примитивное, недорогое, неукрашенное оружие».

Надо признать, в обиходе словом «карамультук» обычно пренебрежительно называют простое и потрепанное оружие. Но хранящиеся в музеях образцы восточного оружия часто имеют приклады черного цвета независимо от степени оформления и системы зажигания.

На мой взгляд, надо принимать во внимание цветовую символику ислама и отношение к оружию на заре его появления как к дьявольскому изобретению. Черный цвет в исламе самый неоднозначный.

С одной стороны, это цвет грязи, греха и смерти — не зря неблаговидные дела называют черными. С другой стороны, священный камень Кааба черный, да и пророк часто носил одежду черного цвета.

 

Фото автора.

Форма и количество нарезов ствола характерны для данного исторического периода. Фото автора.

Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Розетка представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей.

Поэтому мне кажется, что черный цвет символизирует двойственность оружия: с одной стороны оно несет смерть, с другой — дает защиту, что, кстати, согласуется и с христианским взглядом на оружие.

Правда, отвлекаясь от темы, замечу: в современном обществе взгляд на оружие становится все более однобоким и отрицательным.

Читайте материал «Замена приклада на ружье может обернуться статьей»

Но загадки оружия на этом не кончаются. На вид это классический европейский штуцер. Форма характерна для XVII — XVIII веков.

Общая длина 1000 мм; тяжелый нарезной восьмигранный ствол длиной 640 мм, калибр 13,6 мм по полям нарезов, по нарезам 15 мм, самих нарезов 7 штук; на прикладе находится традиционный пенал для принадлежностей; с правой стороны на «кавалерийский манер» расположены антабки.

Замок кремневый, батарейного типа, когда-то богато украшенный, ныне потерявший свой внешний лоск, но сохранивший работоспособность механизма. Всех поразил легкий спуск и сноп искр, который выдавал старинный механизм, как и спусковой крючок, заканчивающийся завитком.

Ложе штуцера имеет длинное цевье, которому до дульного среза не хватает 2 см, на конце оно укреплено металлическим наконечником. Ствол к цевью крепится шпильками, для чего на стволе снизу припаяны петли.

Если следовать сухим цифрам (размеры, форма, манера исполнения), то можно найти не менее сотни подобных штуцеров в различных музеях, где их европейский провенанс (происхождение) подтвержден многократно.

Внешне штуцер декорирован растительным орнаментом, напоминающим исламский орнамент ислими и выполненным из светлого листового металла (возможно, из серебра.) Никаких клейм, надписей обнаружить не удалось. Сравнительный анализ позволяет датировать предмет предположительно XVIII веком.

 

Фото автора.

Конструкция кремневого батарейного замка оставалась неизменной более 200 лет. Фото автора.

Но отдельные части, а именно ствол, допускают и более ранее изготовление. В подтверждение этой версии владелец показал каталог авторитетного аукциона в Германии, где выставлялся штуцер с колесцовым замком, датированный 1600 годом.

Судя по фотографиям и описанию, стволы штуцеров нашего приятеля и аукционного совершенно идентичны: длина, калибр, целик необычной формы и внешний вид — все одинаково.

Целик показался всем весьма необычным. Мы предполагали, что подобная конструкция возникла не раньше середины XIX века, но уважаемый эксперт датировал ее на два века раньше, хотя перекидные целики были известны с XVII века.

Кстати, параллельно возник спор, что́ у нашего приятеля — штуцер или карабин? Боковые антабки указывали на карабин. Но достаточно ли наличие подобного признака для столь однозначной трактовки?

Читайте материал «Разрешили снаряжать патроны к нарезному оружию»

Дальнейшее сравнение столь схожих предметов разрешало все больше и больше загадок. Так, первоначально предполагалось, что штуцер-карабин был захвачен во время многочисленных стычек турецких войск с европейскими.

Но, изучив фотографии аукционного штуцера, мы вдруг обнаружили на прикладе медальон с изображением мужчины в турецкой одежде. И, естественно, возникла мысль: а может, это был заказ турецкого вельможи какому-нибудь западному оружейнику, и тот изобразил заказчика?

Но как тогда быть с исламским запретом изображать людей? Вряд ли такой заказ был бы выполнен.

Несмотря на длительное противостояние двух цивилизаций, торговые отношения между ними не только существовали, но и расцветали. И если австрийская империя изнывала под непрерывными ударами турецких войск, то Франция или Венецианская республика дружили с турками (впрочем, до поры до времени).

И все-таки версия с захватом трофея турками более правдоподобна. И обычай изображать на ружье его предназначение до сих пор сохранен. Правда, сейчас это, как правило, птицы и животные. Далее дискуссия плавно перетекла на обсуждение вопроса, для кого и для чего мог предназначаться этот штуцер.

По общему мнению, штуцер предназначался для охоты и принадлежал человеку небедному. Богатая отделка, нарезной ствол позволяют отнести оружие если не к высшему, то к достаточно высокому классу. Оно вполне могло украшать арсенал какого-либо высокопоставленного вельможи.

 

Фото автора.

В приклад встроен пенал для хранения необходимых принадлежностей по чистке и уходу за оружием. Фото автора.

Охота в Османской империи была одним из обязательных предметов в подготовке претендентов на султанский трон, поскольку считалось, что так можно воспитать качества, которые пригодятся на войне (тут же, конечно, вспомнили знаменитых снайперов Второй мировой войны, которые в мирной жизни тоже были охотниками).

Ну а если султан любил охоту, то и визирям увлекаться ею сам Аллах велел.

На кого же охотились турецкие подданные? Согласно придворным хроникам, султан Ахмед I в ходе одной охоты добыл 18 оленей, 150 зайцев, 40 лис и несколько волков; итогом другой охоты были 12 оленей, 127 зайцев, 33 лисы и один волк.

Читайте материал «Национальная проблема — охотничье хозяйство России»

До определенного момента на охоте предпочтение отдавалось луку, но появление колесцового замка позволило и всаднику на лошади успешно пользоваться огнестрельным оружием.

За всеми этими размышлениями все почему-то решили, что оружие имеет восточное происхождение. Особенно горячо эту версию отстаивал один из наших приятелей, проведший детство в Стамбуле в семье работника посольства. Собственно, и говорил только он, а мы зачарованно слушали.

Сопоставив всю информацию, выданную владельцем предмета, он погрузил нас в атмосферу Османской империи в период наивысшего расцвета — в эпоху великих завоеваний, дворцовых интриг и переворотов, узаконенного братоубийства и управления государства кухарками, а точнее, наложницами из султанского гарема.

Появление штуцера, проданного на аукционе (если довериться опыту аукционного эксперта), произошло в момент наиболее драматичного противостояния двух величайших империй того времени: Османской и Габсбургской.

Турки с пугающей периодичностью осаждали Вену, и ей приходилось выплачивать дань. И хотя после смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году пост султана чаще всего занимали личности, в подметки не годящиеся своему предку, Европа продолжала трепетать под гнетом Османской империи.

Пока очередной правитель увлекался пьянством (невероятное явление в исламском мире, вероятно, сказались славянские гены по материнской линии) или погрязал в коррупции и разврате, великие визири продолжали поддерживать миф о величии империи. И все это время турецкие войска совершали походы на Запад, и во время одного из них штуцер поменял хозяина.

 

Фото автора.

Фото автора.

Колесцовый замок, первоначально стоявший на штуцере, наряду с неоспоримыми преимуществами над фитильным и кремневым, который только становился популярным, обладал существенным недостатком.

Это сложность изготовления и ремонт. Механизм замка мог починить работник с квалификацией часовых дел мастера.

Вероятней всего, колесцовый замок со временем вышел из строя и штуцер получил вторую жизнь с тем же стволом, но в ином обличии. Возможно, это произошло в период с 1648 по 1687 год, когда трон занимал султан Мехмед IV по прозвищу «Охотник».

В первые годы своего правления он мог только наблюдать, как империей управляет сначала его бабушка Кесем Султан, а потом мать Турхан-Султан — последняя представительница женского султаната.

Читайте материал «Отцы и ружья: передача опыта и знаний»

Юноше, вырвавшемуся на волю из золотой клетки дворца Топкапы, где ежеминутно венценосные наследники ожидали смерти, охота пришлась по вкусу. Он мог неделями пропадать в погоне за дичью. Охотничий азарт только разгорался, и со временем это стало проблемой для империи.

Этим персонажам наш рассказчик уделил немало внимания, поскольку они связаны с историей России. Мать султана Турхан была родом из России, а про самого султана Мехмеда мы уже давно знали.

Именно ему казаки писали письмо на знаменитой картине Репина. Именно при Мехмеде IV Османская империя стала терять завоеванные раньше земли, а внутри нарастало недовольство жителей.

Краткий итог правлению Мехмеда IV неожиданно подвел старый егерь Юрий Иванович, который, казалось, кемарил в тепле под разговоры. Открыв глаза и обведя всех взглядом, он сказал:

 — А я вам всегда говорил: ребятки, рябки и окуньки — пустые деньки! Вон даже Мехмедку до цугундера довели.

Нам оставалось только удивляться, как все связано в этом мире.

Поскольку данный штуцер был приобретен нашим приятелем в одной из стран Восточной Европы, то очевидно, что он опять стал трофеем и вернулся из плена.

Конечно, рассказ нашего приятеля, подобный сказкам Шахерезады, был настолько правдив относительно истинной истории штуцера, как и сами сказки. Но, видимо, в этом одна из притягательных сторон старинного оружия: очень сложно дать однозначную трактовку, любая деталь готова возбудить фантазию и повернуть мысли в другую сторону.

А уж если все происходит в компании старинных приятелей, то можно себе представить, во что превращается обычная охотничья посиделка.

Игорь Вербовский 14 сентября 2018 в 11:31

www.ohotniki.ru

Карамультук Википедия

Карамульту́к, реже карамылты́к — длинноствольное фитильное ружьё у азиатских народов (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан) примерно XIX — начала XX века.

Происхождение названия

В тюркских языках слово «кара» означает чёрный (здесь противопоставляется украшенному оружию), «мылтык» — винтовка, ружьё.

В лингвистике

В современном русском языке слово стало просторечным, насмешливым обозначением любого относительно старого ручного стрелкового оружия.

В литературе

Тушкан

Вероятно, популярность этому слову придал роман Г. П. Тушкана «Джура» (1940), и/или снятые по нему фильмы «Джура» 1940 и 1964 года, а также «Джура — охотник из Мин-Архара» (1985).

Мы познакомились с Георгием Павловичем Тушканом вскоре после Великой Отечественной войны. Он жил тогда на улице Воровского, неподалеку от Арбатской площади. У входа в его небольшую комнату висело огромное фитильное ружье-карамультук, окованное железом. Георгий Павлович привез его с Памира. Таким ружьем был вооружён самый любимый его герой — Джура.

Джура положил ружье на камень и прицелился в сурка, сидевшего невдалеке от бугра. Фитиль дымился. Джура нажал курок. Порох на полочке взорвался, но ружье не выстрелило. Сурок спокойно сидел у норы.

Джура снова подсыпал пороху. Снова прицелился в сурка. Порох взорвался, опалив Джуре щеку. Грянул сильный выстрел. Пока Кучак бежал к бугорку посмотреть, убит ли сурок, Джура убедился, что ружье было в целости. Но у самого Джуры правая щека так вспухла, что даже закрылся глаз.

Г. Тушкан, «Джура»

Визбор
Вставайте, граф[1],

Уже друзья с мультуками
Коней седлают

Около крыльца…Юрий Визбор

Ссылки

wikiredia.ru

Карамультук — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Карамульту́к, реже карамылты́к — длинноствольное фитильное ружьё у азиатских народов (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан) примерно XIX — начала XX века.

В тюркских языках слово «кара» означает чёрный (здесь противопоставляется украшенному оружию), «мылтык» — винтовка, ружьё.

В современном русском языке слово стало просторечным, насмешливым обозначением любого относительно старого ручного стрелкового оружия. Вероятно, популярность этому слову придал роман Г. П. Тушкана «Джура» (1940), и/или снятые по нему фильмы «Джура» 1940 и 1964 года, а также «Джура — охотник из Мин-Архара» (1985).

Мы познакомились с Георгием Павловичем Тушканом вскоре после Великой Отечественной войны. Он жил тогда на улице Воровского, неподалеку от Арбатской площади. У входа в его небольшую комнату висело огромное фитильное ружье-карамультук, окованное железом. Георгий Павлович привез его с Памира. Таким ружьем был вооружён самый любимый его герой — Джура.

— Николай Томан, предисловие к книге Г. Тушкана «Джура»

Джура положил ружье на камень и прицелился в сурка, сидевшего невдалеке от бугра. Фитиль дымился. Джура нажал курок. Порох на полочке взорвался, но ружье не выстрелило. Сурок спокойно сидел у норы.

Джура снова подсыпал пороху. Снова прицелился в сурка. Порох взорвался, опалив Джуре щеку. Грянул сильный выстрел. Пока Кучак бежал к бугорку посмотреть, убит ли сурок, Джура убедился, что ружье было в целости. Но у самого Джуры правая щека так вспухла, что даже закрылся глаз.

— Г. Тушкан, «Джура»

Напишите отзыв о статье «Карамультук»

Примечания

К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Карамультук

– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)

wiki-org.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о