Охота в древней руси – Русская охота. Как охотились на Руси

Русская охота. Как охотились на Руси

Охота на Руси была неотъемлемой частью историко-культурного наследия. В отличие от европейских стран, охота имела статус не столько бытовой, сколько промысловой. Не было антуражно-ритуальных и трофейных составляющих, а весь процесс разделялся на звероловство и собственно саму охоту с целью получения определенной добычи.

Промысловая составляющая оказала сильное влияние на формирование традиций и всего, что с ними связано – это охотничьи собаки, соколиная охота, глухариные тока, подсадные утки. Некоторые виды промысла были заимствованные, но именно на Руси они получили развитие, возводимое в ранг охотничьего искусства, а не пустого развлечения.
Традиции русской охоты

Охота на Руси с древних времен была свободной, доступной для всех, но князья пользовались особыми привилегиями, что обуславливалось высоким рангом и богатыми угодьями. Традиционным было разделение на ловчие пути, которые, в свою очередь, делились на станы с деревнями и починками, управляемыми отдельными ловчими.

По производству охоту можно разделить на промысловую и звероловство, царская и княжеская охота разделялись на псовую и птичью. Именно охота с обученными ловчими птицами стала истинно царской забавой, доступной только князьям.   Специальные ловчие занимались обучением «выношенных» кречетов, соколов или ястребов, которые могли ловить мелких животных и диких птиц. К псовой охоте подходили столь же серьезно, занимаясь разведением восточных дорогих пород и местных борзых.

Царская охота велась под руководством охотников определенного ловчего пути, псовников и ловчих. Царская псарня до 1616 года находилась в Белом Царевом городе, после – была переведена в Москву на Старое Ваганьково. Для соколиной и звериной охоты имелись специальные лошади.

Оружие было самым разнообразным, это могли быть вилы, рогатины, протазаны, копья или лучки со стрелами, в более позднее время охотники начали использовать огнестрел – самопалы, пищали, пистолеты и карабины.

Популярность того или иного способа охоты во многом зависела от периода царствования. Если для крестьян основным оставался промысел при помощи подручного оружия, то для царской охоты использовались специально обученные животные. При Петре II наибольшее распространение получила псовая охота с участием егермейстеров, во время царствования Анны Иоанновны – травля животных и соколиная охота с использованием ружей. В 1827 году указом императора Николая I соколиная охота прекратилась, осталась только псовая и ружейная, а ловчие пути были перенесены сначала в Петергоф, а затем в Гатчино.

Виды русской охоты

Наибольшее распространение получила промысловая охота с целью добычи шкурок куницы, бобра, белки или соболя. Пушнина добывалась преимущественно в западных регионах, куницы, белки и бобры – в полосе широколиственных лесов и лесостепи. Большое значение имела охота на диких копытных – косулю, лося, сайгака, благородного оленя. В большом количестве сетями отлавливались птицы, включая лебедей. В Московии обычным делом считалась охота на выдру и бобра, но после XVIII века она постепенно уступила место отлову тетеревов, лисиц, зайцев и лося.

Любительская русская охота поражала своим размахом, содержанием и многообразием форм. Наиболее древней считается охота с ловчими птицами – ястребами, соколами, беркутами, которая пришла из стран Малой Азии и Юго-Восточных регионов. Она считалась признаком могущества и силы, являлась привилегией князей и царей, часто вместе с обученными соколами использовались подсокольи собаки.

Псовая охота была доступна крупным помещикам и боярам, чаще всего охотились на зайца, лисицу, волка. Ружейная охота начала активно развиваться в конце XV века, наибольший расцвет наблюдался в XIX веке, вытеснив псовую и соколиную из-за большей эффективности и дешевизны. Такой охотой могли заниматься практически все, промысел осуществлялся не только на птицу и зверя, но и на рыбу. Именно ружейная охота стала толчком к накоплению богатейших знаний о животном мире, поведении и местах обитания отдельных животных.

Русская охота отличается богатейшими традициями, оказавшими сильное влияние на культуру. Последние годы наблюдается тенденция к возрождению этих традиций, наблюдаются положительные сдвиги в организации заповедников, создании профессиональных школ охотоведения.

myshulka.ru

Охота на Руси, традиции охоты с ножами, топорами, луками, пистолетами и карабинами.

Охота как традиция

Еще с доисторических времен человек занимался охотой, чтобы выжить. С развитием общества цели, способы и орудие охоты менялись. Если в первобытном обществе охота была главным занятием и основным источником пищи, то ближе к средневековью она приобрела характер обрядов и ритуалов. По мере истребления опасных для жизни и скотоводства хищных зверей, охота как способ пропитания отошла на второй план. Хотя, по силе привычке и врожденной наследственности это занятие осталось одним из любимых способов получения удовольствия для состоятельных слоев населения.

Образ жизни человека совершенствовался, племена становились оседлыми, возникали более крупные центры поселения. Тут же возникала и новая проблема – из-за регулярной охоты дичь возле крупных поселений уменьшалась, а местные землевладельцы ввиду личных удобств запрещали другим охотиться на своих землях. В Западной Европе первыми из таких «собственников» стали каролингские короли, создав исключительные права охоты для частных лиц. С развитием феодализма охота все больше превращалась лишь в средство для забавы высших классов общества, а крестьяне лишались прав охоты даже на своих землях. В конце средневековья была организована охотничья регалия, дававшая преимущественное право государства на охоту, что разорительно сказывалось на крестьянском населении.

Несмотря на право поземельной собственности, чуть позже издается закон об охоте, который серьезно регулируется государством в интересах казны и народного хозяйства. Здесь уже даже высшие сословные населения при желании поохотиться должны были уплатить государству для получения специального королевского разрешения.

Великокняжеская охота на Руси

С древних времён охота на Руси считалась свободным промыслом для всех, но князья пользовались особыми привилегиями, вытекавшими из их земельных прав и отчасти из их высокого положения. Лучшие охотничьи угодья в завоеванных областях отходили во владения князей. Ловчий путь (например, «Московский путь»), обозначавший все княжеские угодья в том или другом уезде, делился на станы, в каждом из которых было несколько деревень и починков, которыми заведовал ловчий. Насколько велики были доходы от угодий, можно судить по свидетельству Флетчера: «за удовлетворением всех дворцовых издержек на жалованье штату оставался ещё огромный излишек в виде шкур и мехов, дававших при продаже до 230000 р.».

Владимир Мономах наиболее точно выразил народную мысль об охоте, сказав: «всё же то дал Бог на угоды человеком, на снедь, на веселье» — по поводу обилия птиц и зверей. Игорь Рюрикович стал первым известным истории князем – охотником, с его увлечением тесно связана женитьба на Ольге. В средневековье охота считалась лучшей школой для подготовки воинов к боевой жизни и обязательной традицией, поэтому большинство древнерусских князей занимались ей. Например, сохранилось множество красноречивых сведений, как Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Донской ревниво оберегали свои «сокольничьи и ловчии пути».

Возможно, ввиду крещения Руси и соответствующих перемен, история умалчивает об охотах князя Владимира, а из 12 его сыновей лишь о Мстиславе и Ярославе сохранились известия, относящиеся к их княжеским ловам. О сыне Ярослава Всеволоде сохранились некоторые сведения по поводу орудия и способов охоты в его время, из которых видно, что уже в XI в. в великокняжеской охоте употреблялись тенета.

Сын Всеволода Владимир Мономах представляет собой вполне законченный образ князя-охотника. Среди черт его характера наиболее выражены безграничная отвага, покоящаяся на убеждении, что смерть не приходит раньше, как в урочный час, и выносливость, не признающая усталости, пока дело не доведено до конца. Современники Владимира Мономаха также были страстными охотниками — Даниил Романович Галицкий, провожая своё войско в 1255 г., собственноручно убил рогатиной трёх здоровых кабанов.

Многие новгородские князья увлекались охотой настолько, что нарушали права частной охоты и попросту забывали, что в их обязанности еще входит управление областью. Между князьями и господином Великим Новгородом не раз возникали конфликты по этому поводу. Что касается московских князей, то они интересовались охотой больше с фискальной точки зрения. Охота, по их мнению, должна была служить в большей степени средством пополнения государственного бюджета, чем забавы ради. Хотя, время Василия III можно по праву назвать расцветом великокняжеской охоты в Москве – он преподносил свои охоты так, что они поражали всех своей грандиозностью.

По способам производства древнерусскую охоту можно разделить на звероловство и охоту в собственном смысле. На птиц охотились с помощью перевесов — даже у княгини Ольги были свои перевесы по Днепру и по Десне. Владимир Мономах при охоте на зверя всегда имел при себе хорошо заточенный меч, а Василий III носил два длинных охотничьих ножа, продолговатый кинжал, топор с ручкой из слоновой кости и кистень. При царе Иоанне Грозном стало употребляться для охоты и огнестрельное оружие.

Княжеская и царская охота делилась на птичью и псовую. Охота с ловчими птицами всемирно известна как истинно царская забава, которая на Руси проводилась высокопоставленными князьями. Такая охота производилась при помощи ястребов, соколов и кречетов «выношенных» — они были приучены ловить диких птиц и мелких животных. Псовая охота носила тот же характер, что и птичья. В княжеской псовой охоте денег не жалели — здесь годилась не только местная порода борзых, но и восточная дорогая порода.

Царская охота на Руси

Достоверно известно, что Иоанн IV ещё мальчиком начал охотиться, имея тягу к зрелищам крови, мучений и смерти. Царь Фёдор Иоаннович любил тешиться зрелищем медвежьих потех и боев с медведями, а Борис Годунов, судя по рассказу Горсея, был известным соколиным охотником. Михаил Федорович больше всего любил охоту на медведей, царь Алексей Михайлович с детства предпочитал птиц. Алексей Михайлович по собственному выражению был «охотник достоверный», т.е. истинный – во время поездок на охоты он приказывал раскинуть роскошные шатры, которыми заведовал шатерничий, сопровождавший царя.

Все царские охоты проводились при помощи охотников ловчего пути, под общим руководством ловчего и псовника. До 1616 г. царская псарня помещалась в Белом Царевом городе, а затем была переведена на Старое Ваганьково в Москве, где для неё построили новые помещения. Для звериной и соколиной охот имелись особые охотничьи лошади — для личного царского обихода.

Кроме лука со стрелами охотники вооружались копьями, протазанами, вилами и рогатинами, из огнестрельного оружия — пищалями, самопалами, карабинами и пистолетами. В особых случаях царские охотники выезжали на богато убранных конях, но кони государевы отличались еще большей роскошью и богатством. Наряд царских ловчих птиц состоял из следующих составных частей: клобучок, нагрудник, нахвостник, обножи, сильца, должик и колокольцы. Ценность каждого наряда согласовалась с достоинством птицы, для которой он предназначался, например, кречеты — царские любимцы, блистали золотом, серебром и драгоценными каменьями. Все лица, состоявшие при царской охоте, каким бы ни было их положение, считались на действительной царской службе.

Император Пётр II большую часть своего недолгого царствования проводил в охотничьих поездках, следовавших одна за другой. Больше всего ему нравилась псовая охота – при Петре II появилась заимствованная с Запада охотничья должность егермейстера. После Петра на престол вступила Анна Иоанновна, которая внимательно следила за устройством учреждений придворной охоты. Анна Иоанновна была большим почитателем зрелищ травли зверей — ни до неё, ни после, этот вид забавы не практиковался в таких масштабах. Любимым её занятием была также ружейная стрельба. В царствование Анны Иоанновны в Петербурге было построено несколько зверинцев, зверовых и охотничьих дворов, где помимо коллекций редких зверей и птиц, содержались звери для травли и птицы — для ружейной охоты императрицы.

Со смертью Екатерины II соколиная охота навсегда прекратилась. Именным указом от 1827 г. император Николай I исключил последних помытчиков из придворного звания. При императорах Павле, Александре I и Николае I наступило время полного затишья в императорской охоте. Охота вошла в состав министерства императорского двора и стала исключительно псовой охотой. Благодаря императору Александру II традиция охоты ради забавы возобновилась, и господствующей стала ружейная охота. В начале XIX в. императорская охота из Петербурга была перенесена в Петергоф, а в 1858 г. из Петергофа — в Гатчино, где находится и поныне.

altritter.ru

Охота на тура в древней Руси: sergeytsvetkov — LiveJournal

Разнообразию мясного рациона людей древней Руси мог бы позавидовать современный ресторатор. Леса и степи Восточной Европы изобиловали дикими животными и птицами. Медведи водились не только в чащобах, но и в лесо-степной полосе, намного южнее Киева. Повсеместно в большом количестве встречались лоси, зубры, дикие лошади (тарпаны), олени, дикие ослы, кабаны, дикие козлы, косули, сайгаки, зайцы, тетерева, куропатки, дрофы, утки. Русская земля была столь богата зверем, что людям той эпохи казалось, будто животные сходят на землю вместе с дождем. Ипатьевская летопись под 1114 годом донесла до нас предание о двух таких чудо-тучах: из одной из них на землю сыпались белки, а из другой — «оленци малы». Даже несколько столетий спустя, в середине XVI века, путешественник Михалон Литвин в своих «Путевых Записках» запишет, что зверей на Руси «такое множество, что дикие волы, дикие ослы и олени убиваются только для кожи, а мясо бросается, кроме филейных частей. Коз и кабанов оставляют без внимания. Газелей так много перебегает зимой из степей в леса, а летом из лесов в степи, что каждый крестьянин убивает тысячи. На берегах живет множество бобров. Птиц удивительно много, так что мальчики весной наполняют лодки яйцами уток, диких гусей, лебедей и журавлей, а потом их выводками наполняются птичьи дворы».

Фрагмент из моих книг:
«Князь Владимир — создатель единой Руси»
и «Викинг. Исторический путеводитель по Древней Руси».
https://book24.ru/product/knyaz-vladimir-sozdatel-edinoy-rusi-737779/

Оригинал статьи на моем сайте
«Забытые истории» (всемирная история в очерках и рассказах)


Не удивительно, что охота занимала чрезвычайно важное место в хозяйственном укладе. По археологическим данным, даже в земледельческих поселениях славян Среднего Поднепровья (Киев, Чернигов, Переяславль) 40 % всех найденных костей, принадлежало диким животным.

В языческом обществе охота носила отпечаток ритуально-магического действа. Образ охотника-волхва, слившегося с природой в акте оборотничества, запечатлен в былине, или, скорее, охотничьей поэме о Вольге Святославиче (Волхе Всеславьиче), который умеет, «повернувшись зверем», «заворачивать» в силки куниц, лисиц, черных соболей, «поскакучих зайчиков и малых горностаюшков», а также, приняв птичий облик, ловить гусей, лебедей, «ясных соколов и малую птицу-пташицу».

Сакральный характер имела и охота на тура — самого крупного и опасного животного Восточноевропейской равнины. Тур считался священным животным практически у всех племен и народов, которые расселились в ареале его обитания. Сакральным «сердцем» минойской цивилизации была тавроката́псия (ταυροκαθάψια) — ритуальные прыжки через быка. Отголоском «священных игр» с быком-туром является испанская коррида, дожившая до наших дней.

«Родиной» туров, по всей видимости, является Северная Африка — там они водились уже в эпоху палеолита. Примерно тогда же их присутствие отмечено и в Европе. Мы знаем об этом по наскальным рисункам из палеолитических пещер Испании, Франции, Италии. В изображениях туров, как правило, подчеркнуты их мощь, выдающаяся холка и угрожающе направленные вперед рога.

Наскальное изображения тура

Игры с быком на Крите. Микенский период

Судя по найденным останкам, туры достигали 180–190 см в холке, голова крупного тура весила 34 кг, а отдельно рога — 14 кг. Настоящая боевая машина из мяса, костей и жесткой косматой шерсти.

Подробные месопотамские изображения сцен царской охоты на туров позволяют восстановить все этапы этого крайне рискованного предприятия. Вот охотники делятся на две группы. Первая располагается двумя цепями по сторонам стада, замыкаясь позади полукругом. По условному сигналу эти ловцы с криком выскакивают из засады, пытаясь направить туров к месту, где добычу ожидает вторая группа — царь со своими гостями и слугами. Туры некоторое время колеблются, выжидают. Один из них, огромного размера и грозного вида, опустив голову, бросается на ближайшего всадника так стремительно, что тот не успевает увернуться. Одним махом страшных рогов тур подбрасывает в воздух лошадь вместе с седоком, словно охапку сена, и галопом устремляется по направлению к горам. Никто не отваживается его преследовать. Остальные туры бросаются врассыпную, но натыкаются на охотников. Начинается истребление взрослых особей. Животных разят всеми видами оружия — стрелами, копьями, мечами. Царь, как и положено, верхом преследует самого крупного зверя, догоняет его и на всем скаку, схватив его за рог, вонзает кинжал в загривок. Огромная туша валится с ног, как подкошенная…

У убитых на охоте животных прежде всего сдиралась шкура, вырезалась печ

sergeytsvetkov.livejournal.com

История древней Руси — » Пушная охота

Сельское хозяйство в домонгольский период

Среди кухонных отбросов, встреченных при раскопках древнерусских городищ и селищ IX—XIII вв., кости домашних животных повсеместно составляют подавляющее большинство. Роль охоты, как источника мясной пищи, упала очень низко; это, однако, вовсе не означает, что охота потеряла в этот период всякое экономическое значение: и в это время в экономике Руси охота занимала очень важное место; она лишь приобрела иной характер, превратись из «мясной» охоты в охоту преимущественно «пушную».

Записи с максимаркетс отзывы’ вы можете найти на сайте

Торговля с отдаленными странами Юга и Востока, получившая особенное развитие еще в IX—X вв., потребовала огромного количества пушнины. Если не говорить о рабах, привозимых русами на рынки Булгара и Константинополя, то пушнина являлась основным товаром, шедшим из Руси. Арабский автор середины IX в. Ибн-Хордадбех писал про славян, что они вывозят меха бобров и черных лисиц. Ибн-Русте сообщал о торговле соболиными, беличьими и другими мехами. На первых страницах Повести временных лет сказано, что хазары получали дань от полян, северян и вятичей «по белей веверице от дыма». Дань мехами получали с населения и русские князья. Поэтому охота на пушных зверей, которая раньше велась в небольших масштабах, с IX—X вв. приобрела особое значение.

В X—XII вв. не только на севере, в землях Новгородской или Залесской, но и на юге, в Киевской земле, еще сохранялись огромные лесные массивы. Здесь можно было встретить рысь, тура или зубра, лося, оленя, кабана, медведя, зайца. Охотники били здесь куниц, «вевериц» (белок или горностаев), выдр, бобров, соболей, лисиц. Орудиями охоты служили лук со стрелами, различные сети и тенета и другие ловушки. Дикую птицу ловили с помощью «перевесов», больших сетей, которые натягивались высоко над землей в местах перелета птиц.

В XI—XII вв. богатые охотничьи угодья становятся собственностью князей и монастырей. В летописи и других источниках упоминаются княжеские «бобровые ловища», «тетеревники», монастырские «ловища гоголиные» и т. д. В Русской Правде есть особая статья о перевесах: «Аже кто подотнеть вервь в перевесе, то 3 гривны продажи, а господину за вервь гривна кун».

Говоря об охоте в древней Руси, следует упомянуть еще об одной ее стороне. Охота составляла излюбленное развлечение князя, его дружины, вообще людей имущих, и являлась своего рода спортом. Это нашло отражение и в языке. В древней Руси охота именовалась «ловом», «ловитвой». Современное же слово «охота» означало тогда радость, веселье, развлеченье. В своем Поучении Владимир Мономах подробно описывает, как он «ловил есмь всяк зверь», как «ловчий наряд сам есмь держал»; он вязал своими руками диких коней, охотился на туров и оленей; один лось на охоте его «ногами топтал, а другой рогама бол» и т. д. (Лавр, л., 1096). В летописи имеются упоминания и о многих других князьях, что они «ловы деяли» или ходили «на ловы»; о князе Васильке говорится, что он «был храбр паче меры на ловех».

В качестве княжеской охоты большой популярностью пользовалась в древней Руси уже чисто спортивная охота с ловчими птицами. У Владимира Мономаха были ловчие соколы и ястребы. В Слове о полку Игореве есть такой образ: князь Игорь «полете соколом над мглами, избивая гуси, и лебеди завтроку, и обеду и ужину». С ловчими птицами охотились не только на юге, но и на севере, в Залесье: «ястребы тешаше его»,— говорится об одном позднейшем ростовском князе в его жизнеописании. В Правде Ярославичей также имеется указание на княжескую или боярскую охоту: «а еже украдут чюжь пес, любо ястреб, любо сокол, то за обиду 3 гривны».

Записи с максимаркетс отзывы’ вы можете найти на сайте

istoiarusi.ru

Как охотились силками, ловили зверей на рожон, а птиц ступами и пастью

Охота на Руси

Не так давно для оформления выставки мне понадобились фотографии современных охотников. Признаюсь, от рассматривания довольных мужиков, дружной гурьбой восседающих на туше убитого медведя с печальной мордой, или поверх лося с вываленным на бок языком, мне стало дурно. В итоге на выставке демонстрируется фотография милой девушки с более-менее нейтральной уткой в руках… А я поняла, что охоту, мягко говоря, не люблю. И современных охотников не понимаю. Могу еще понять своего дядю, который охотился по молодости – ведь одна шкура бобра стоила треть его зарплаты тракториста. Но и он при случае с удовольствием сменил ружье на фотоаппарат. Могу понять тех, кто тысячелетиями охотился в лесах – от этого зависела жизнь их семьи. Вот о таких охотниках, движимых нуждой мы и поговорим сегодня.

Екатерина Логвиненко


Охотник с собакой. 1887 г. Архангельская губерния. Автор Я.И. Лейцингер

Охота в Карелии

Вообще, охота вместе с рыбной ловлей были главнейшими занятиями людей, бродивших по таежно-озерным просторам древней Карелии, богатой лесной дичью. Шкуры и мясо требовались людям и во времена неолита. А сто лет назад – возможность заработать хоть какие-то деньги: пушнину продавали скупщикам, которые сбывали ее в Петербурге, торговали ею на ярмарках, везли в Финляндию.

Интересно, что далеко не в каждой деревне был профессиональный охотник, который бы жил этим промыслом, но почти каждый мужчина время от времени охотился в лесу. Статистики подсчитали – еще 140 лет назад охотой занималась треть (!) взрослого населения края.

Конечно, когда каждый третий идет в лес с капканами и ружьем, любой эколог схватится за голову. Сухие цифры: за 1891 год в губернии было добыто 107 тысяч белок, 11 тысяч зайцев 329 медведей, 47 волков… Причем, самое ценное в этих зверях была именно шкура, а не мясо. Не верьте тем, кто ратует в карельских ресторанах за такой деликатес, как мясо лесных зверей. Чаще всего оно считалось «поганым», а в пищу обычно употреблялась лесная дичь – рябчики, куропатки, тетерева. Этих бедняг за тот же 1891 год набралось до 70 тысяч штук. А еще не будем забывать о лисицах, оленях, лосях, барсуках, росомахах, куницах, горностаях, норках, песцах, рысях…
 

Охотника называли полéсником, а охоту — полéсней. У каждого охотника была своя тропа в лесу – «пýтик», по которой он расставлял свои ловушки. «Путик» возвращал охотника к дому и мог охватывать до 15 километров. Каждый раз полесовщик проходил это расстояние – сперва, когда расставлял ловушки, потом, когда проверял их. Путик переходил по наследству, от отца к сыну, но если охотник забрасывал его, то эту тропу мог взять себе любой охотник.

Ранее было рассказано о тех смельчаках, кто бил «зверя» — медведя. Сегодня мы поговорим об охотниках, которые охотились на мелкую дичь.
 

Охота на дичь на Руси

На мелких зверей и птиц охотники устанавливали силки – небольшие ловушки из конского волоса с пеньковыми концами, надетыми на можжевеловую дужку. Осенью каждый охотник ставил от 200 до 500 силков. Ставили их в холодное время года, когда тушка животного, попавшего и погибшего в силках, не так сильно портилась.


Силки из конского волоса. Пряжинский р-н. 1 половина ХХ в. Национальный музей Республики Карелия

Люди хитро использовали естественные ловушки: любой расщепленный высокий пень на лисьей тропе мог стать смертельным капканом для лисы — охотник снабжал его острые зубцы приманкой. Лисица прыгала, попадала лапами в щели и застревала. Делали и специальные капканы-трезубцы, которые назывались «рожны». Помните выражение «лезть на рожон»?


Капкан на лису «kapalalauta». Кемский уезд, Архангельская губерния. Конец XIX – начало ХХ вв. Национальный музей Республики Карелия

Для ловли птиц использовали ловушку, позволявшую ловить их живьем — «ступу» или «пасть». Осенью, когда созревали ягоды, или рядом с овсяным полем вбивали в землю высокие жерди по кругу. В центр крепили самую высокую жердь с приманкой на неустойчивой жердочке. Птица садилась на нее и падала вниз, где и оставалась, не имея возможности взлететь. Иногда ступа так набивалась тетеревами, что верхние давили нижних своей тяжестью.


«Ступа». Модель ловушки для птиц. Дерево. Олонецкая губерния. Конец XIX – начало ХХ вв. Национальный музей Республики Карелия

В конце XIX века на смену деревянным ловушкам постепенно приходят металлические капканы кустарного и фабричного производства. Если деревянные капканы не пахли ничем, то с приходом железных охотникам приходилось хитрить. Чтобы отбить запах металла и ржавчины, капканы варили со смолой, вываривали в можжевельнике, вереске. Выварив, к ним больше не притрагивались голыми руками, используя рукавицы. При установке капканов их маскировали, делая незаметными для зверя. Капканы для зимней охоты на зайцев (кляпцы) обшивали белым холстом, чтобы они были не заметны на снегу.


Капкан. Россия. 1 половина ХХ в. Национальный музей Республики Карелия
 

Охотничье оружие

В 19 веке в ходу у охотников было самое разное оружие. Это мог быть как самострел, мало изменившийся с эпохи средневековья, так и нарезное ружье «малопулька», заряжавшееся с дула с помощью шомпола, как делали еще стрельцы в 17 веке. Сто-двести лет назад такие ружья изготавливались карельскими доморощенными мастерами. Как тогда говорили: «Ствол от Щукина, ложе с Лыкина, замок с Казани, курок с Рязани, а забойник (шомпол) дядя из полена сделал». Как ни иронизировали охотники, но винтовки-малопульки производства карельских кустарей из села Паданы имели исключительно точный бой. Вообще же олонецкие охотники славились своей меткостью, ведь они привыкли бить лесных зверушек, целясь в пасть, чтобы не портить шкурку. А тот, кто делал один промах из десяти выстрелов, считался посредственным стрелком.


Настраивание самостреляющих ружей. 1894 г. Автор К.И. Инха

К шомпольным ружьям требовался охотничий «припас», состоящий из пороховницы для хранения пороха, мерки для пороха, двух-трех холщовых мешочков для пуль, дроби, пыжей. Пороховницы делались из коровьего рога или дерева. Помимо «припаса», охотник имел при себе нож с ножнами, топор, заплечный мешок или сумку, накомарник-кукель, зимой лыжи, снегоступы.


Припасы охотничьи: 1 — пороховница из коровьего рога, мешочки, мерка для пороха; 2 — пороховница из капа (нароста на дереве) и мешочки для хранения дроби и пуль. Олонецкий уезд. Конец XIX – начало ХХ вв. Национальный музей Республики Карелия

Когда в 1870-е годы были снижены цены на порох, ружья стали доступнее большей массе охотников. Наряду с самострелом и «малопулькой» у деревенских охотников появилась новинка в виде гладкоствольного охотничьего ружья, заряжавшегося с казенной части. Из Петербурга в деревни везли ружья не только отечественного производства (Тула, Ижевск, Сестрорецк), но и заграничные – немецкие производства заводов Круппа, английские и даже американские. Эти ружья, как и другое охотничье снаряжение, можно увидеть на выставке «Натуральное хозяйство» в Национальном музее Республики Карелия.


Раздел «Охота» на выставке «Натуральное хозяйство» в Национальном музее Республики Карелия

Е.Логвиненко, фото из Национального музея Карелии

www.nexplorer.ru

Охота — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой[1].

Промысловая охота — охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты; служит для того, чтобы воспользоваться продуктами животного происхождения (мясом, жиром, мехом, кожей, костью, рогом, пухом, пером и проч.)[2]. Её целью может быть также уничтожение опасных, вредных либо чрезмерно расплодившихся животных[3]. К охоте относится и отлов животных живыми для разведения, расселения в другой местности, для использования в цирках и зоопарках, для научных исследований и т. п.[4]

Любительская и спортивная охота — охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях.

Виды, способы, приемы и орудия охоты

  • Охота промысловая и любительская.
  • Охота без средств передвижения и с ними: с верховых животных (лошадей, слонов), с повозок, автомобилей, поездов, судов, воздушных судов.
  • Охота в горах, на равнине, в лесу, на болотах, на воде, под водой, в воздухе, норная.
  • Охота в одиночку и организованными группами охотников.
  • Охота из засады, охота-преследование, облавная и загонная охота, бродовая охота.
  • Охота с копьём, рогатиной, острогой, луком и стрелами, пращой, огнестрельным оружием.
  • Охота при помощи специально обученных охотничьих животных (ловчих птиц, собак, хорьков, гепардов), в том числе травля.
  • Использование приманок, манков, подсадных животных.
  • Ловля сетями, ловушками, силками, западнями, клетками, капканами, самострелами.
  • Фотоохота — фото- и киносъёмка животных в их естественной среде обитания.

Видео по теме

Промысловая дичь

Охотник с собакой и добытой дичью
  • сухопутные млекопитающие
    • крупные охотничье-промысловые животные
      • красная дичь: олень, серна, лань
      • черная дичь: кабан, лось
      • дикие бараны, муфлоны
      • антилопа, газель
      • бизон, зубр, гаур
      • Дикий бык, бантенг, як, гайял, буйвол, овцебык
      • зебу
      • горный козел, тур
    • крупные хищники
    • слон, гиппопотам, носорог, жирафа, дикая лошадь, зебра
    • мелкие охотничье-промысловые животные
    • мелкие хищники
  • пернатая дичь

wiki2.red

Княжеская и царская охота

Охота как традиция

Еще с доисторических времен человек занимался охотой, чтобы выжить. С развитием общества цели, способы и орудие охоты менялись. Если в первобытном обществе охота была главным занятием и основным источником пищи, то ближе к средневековью она приобрела характер обрядов и ритуалов. По мере истребления опасных для жизни и скотоводства хищных зверей, охота как способ пропитания отошла на второй план. Хотя, по силе привычке и врожденной наследственности это занятие осталось одним из любимых способов получения удовольствия для состоятельных слоев населения.

Образ жизни человека совершенствовался, племена становились оседлыми, возникали более крупные центры поселения. Тут же возникала и новая проблема – из-за регулярной охоты дичь возле крупных поселений уменьшалась, а местные землевладельцы ввиду личных удобств запрещали другим охотиться на своих землях. В Западной Европе первыми из таких «собственников» стали каролингские короли, создав исключительные права охоты для частных лиц. С развитием феодализма охота все больше превращалась лишь в средство для забавы высших классов общества, а крестьяне лишались прав охоты даже на своих землях. В конце средневековья была организована охотничья регалия, дававшая преимущественное право государства на охоту, что разорительно сказывалось на крестьянском населении.

Несмотря на право поземельной собственности, чуть позже издается закон об охоте, который серьезно регулируется государством в интересах казны и народного хозяйства. Здесь уже даже высшие сословные населения при желании поохотиться должны были уплатить государству для получения специального королевского разрешения.

Великокняжеская охота на Руси

С древних времён охота на Руси считалась свободным промыслом для всех, но князья пользовались особыми привилегиями, вытекавшими из их земельных прав и отчасти из их высокого положения. Лучшие охотничьи угодья в завоеванных областях отходили во владения князей. Ловчий путь (например, «Московский путь»), обозначавший все княжеские угодья в том или другом уезде, делился на станы, в каждом из которых было несколько деревень и починков, которыми заведовал ловчий. Насколько велики были доходы от угодий, можно судить по свидетельству Флетчера: «за удовлетворением всех дворцовых издержек на жалованье штату оставался ещё огромный излишек в виде шкур и мехов, дававших при продаже до 230000 р.».

Владимир Мономах наиболее точно выразил народную мысль об охоте, сказав: «всё же то дал Бог на угоды человеком, на снедь, на веселье» — по поводу обилия птиц и зверей. Игорь Рюрикович стал первым известным истории князем – охотником, с его увлечением тесно связана женитьба на Ольге. В средневековье охота считалась лучшей школой для подготовки воинов к боевой жизни и обязательной традицией, поэтому большинство древнерусских князей занимались ей. Например, сохранилось множество красноречивых сведений, как Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Донской ревниво оберегали свои «сокольничьи и ловчии пути».

Возможно, ввиду крещения Руси и соответствующих перемен, история умалчивает об охотах князя Владимира, а из 12 его сыновей лишь о Мстиславе и Ярославе сохранились известия, относящиеся к их княжеским ловам. О сыне Ярослава Всеволоде сохранились некоторые сведения по поводу орудия и способов охоты в его время, из которых видно, что уже в XI в. в великокняжеской охоте употреблялись тенета.

Сын Всеволода Владимир Мономах представляет собой вполне законченный образ князя-охотника. Среди черт его характера наиболее выражены безграничная отвага, покоящаяся на убеждении, что смерть не приходит раньше, как в урочный час, и выносливость, не признающая усталости, пока дело не доведено до конца. Современники Владимира Мономаха также были страстными охотниками — Даниил Романович Галицкий, провожая своё войско в 1255 г., собственноручно убил рогатиной трёх здоровых кабанов.

Многие новгородские князья увлекались охотой настолько, что нарушали права частной охоты и попросту забывали, что в их обязанности еще входит управление областью. Между князьями и господином Великим Новгородом не раз возникали конфликты по этому поводу. Что касается московских князей, то они интересовались охотой больше с фискальной точки зрения. Охота, по их мнению, должна была служить в большей степени средством пополнения государственного бюджета, чем забавы ради. Хотя, время Василия III можно по праву назвать расцветом великокняжеской охоты в Москве – он преподносил свои охоты так, что они поражали всех своей грандиозностью.

По способам производства древнерусскую охоту можно разделить на звероловство и охоту в собственном смысле. На птиц охотились с помощью перевесов — даже у княгини Ольги были свои перевесы по Днепру и по Десне. Владимир Мономах при охоте на зверя всегда имел при себе хорошо заточенный меч, а Василий III носил два длинных охотничьих ножа, продолговатый кинжал, топор с ручкой из слоновой кости и кистень. При царе Иоанне Грозном стало употребляться для охоты и огнестрельное оружие.

Княжеская и царская охота делилась на птичью и псовую. Охота с ловчими птицами всемирно известна как истинно царская забава, которая на Руси проводилась высокопоставленными князьями. Такая охота производилась при помощи ястребов, соколов и кречетов «выношенных» — они были приучены ловить диких птиц и мелких животных. Псовая охота носила тот же характер, что и птичья. В княжеской псовой охоте денег не жалели — здесь годилась не только местная порода борзых, но и восточная дорогая порода.

Царская охота на Руси

Достоверно известно, что Иоанн IV ещё мальчиком начал охотиться, имея тягу к зрелищам крови, мучений и смерти. Царь Фёдор Иоаннович любил тешиться зрелищем медвежьих потех и боев с медведями, а Борис Годунов, судя по рассказу Горсея, был известным соколиным охотником. Михаил Федорович больше всего любил охоту на медведей, царь Алексей Михайлович с детства предпочитал птиц. Алексей Михайлович по собственному выражению был «охотник достоверный», т.е. истинный – во время поездок на охоты он приказывал раскинуть роскошные шатры, которыми заведовал шатерничий, сопровождавший царя.

Все царские охоты проводились при помощи охотников ловчего пути, под общим руководством ловчего и псовника. До 1616 г. царская псарня помещалась в Белом Царевом городе, а затем была переведена на Старое Ваганьково в Москве, где для неё построили новые помещения. Для звериной и соколиной охот имелись особые охотничьи лошади — для личного царского обихода.

Кроме лука со стрелами охотники вооружались копьями, протазанами, вилами и рогатинами, из огнестрельного оружия — пищалями, самопалами, карабинами и пистолетами. В особых случаях царские охотники выезжали на богато убранных конях, но кони государевы отличались еще большей роскошью и богатством. Наряд царских ловчих птиц состоял из следующих составных частей: клобучок, нагрудник, нахвостник, обножи, сильца, должик и колокольцы. Ценность каждого наряда согласовалась с достоинством птицы, для которой он предназначался, например, кречеты — царские любимцы, блистали золотом, серебром и драгоценными каменьями. Все лица, состоявшие при царской охоте, каким бы ни было их положение, считались на действительной царской службе.

Император Пётр II большую часть своего недолгого царствования проводил в охотничьих поездках, следовавших одна за другой. Больше всего ему нравилась псовая охота – при Петре II появилась заимствованная с Запада охотничья должность егермейстера. После Петра на престол вступила Анна Иоанновна, которая внимательно следила за устройством учреждений придворной охоты. Анна Иоанновна была большим почитателем зрелищ травли зверей — ни до неё, ни после, этот вид забавы не практиковался в таких масштабах. Любимым её занятием была также ружейная стрельба. В царствование Анны Иоанновны в Петербурге было построено несколько зверинцев, зверовых и охотничьих дворов, где помимо коллекций редких зверей и птиц, содержались звери для травли и птицы — для ружейной охоты императрицы.

Со смертью Екатерины II соколиная охота навсегда прекратилась. Именным указом от 1827 г. император Николай I исключил последних помытчиков из придворного звания. При императорах Павле, Александре I и Николае I наступило время полного затишья в императорской охоте. Охота вошла в состав министерства императорского двора и стала исключительно псовой охотой. Благодаря императору Александру II традиция охоты ради забавы возобновилась, и господствующей стала ружейная охота. В начале XIX в. императорская охота из Петербурга была перенесена в Петергоф, а в 1858 г. из Петергофа — в Гатчино, где находится и поныне.

Автор: Н. Кутепов

ohotuslugi.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о